Научная статья на тему 'Исследовательский подход в обучении младшего школьника (метод проектирования)'

Исследовательский подход в обучении младшего школьника (метод проектирования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-СКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / INVESTIGATORY APPROACH IN TEACHING / METHOD OF PROJECTING / INVESTIGATORY ACTIVITY / INVESTIGATORY BEHAVIOUR / INVESTIGATORY TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабирова Эльвира Гильфановна

В статье исследовательская деятельность (метод проектирования) ребенка рассматривается как особое направление учебной и внеклассной работы, ориентированной на развитие исследователь-ской, творческой активности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIONAL APPROACH IN TEACHING PRIMARY SCHOOL CHILDREN (PROJECTING AS A METHOD)

In the given article we present investigational activity as a special aspect of educational and out-of-school work aimed at the development of investigatory and creative abilities of children.

Текст научной работы на тему «Исследовательский подход в обучении младшего школьника (метод проектирования)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)

УДК 372.314

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ)

© Э.Г.Сабирова

В статье исследовательская деятельность (метод проектирования) ребенка рассматривается как особое направление учебной и внеклассной работы, ориентированной на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Ключевые слова: исследовательский подход в обучении, метод проектирования, исследовательская активность, исследовательское поведение, исследовательское обучение

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся небывалым увеличением информационных потоков. Человеку необходимо справиться с возрастающим потоком информации, необходимо овладеть им, ориентироваться в этом потоке, уметь отбирать и использовать полученные знания, умения и навыки. Возникает необходимость в переходе на качественно новую форму организации образования, которая поставит учащихся начальной школы в позицию первооткрывателя, искателя истины. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на изучение мира, на его познание. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [1].

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - "исследовательское обучение". Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако только в вузе студенты начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в начальной школе. Организация научно-

исследовательской деятельности учащихся позволяет сформировать у них научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

В начальном обучении важно уделять внимание вопросам творческой, исследовательской и коллективной деятельности учащихся, ориентированной на их развитие и саморазвитие. Одним из видов исследовательского труда младших школьников в учебном процессе является метод проектов. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов - это педагогическая технология, цель которой ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний, и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде [2].

Метод проектирования коренным образом меняет функцию младшего школьника в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит детей, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами в решении

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО

И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ

поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи: каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта очень велика.

В начальной школе широко используется внеклассная проектная деятельность. Она основана на принципе добровольности, учащиеся совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.). Кроме того, если известно, что кто-то из школьников умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ученику возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий школьников, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах -вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой, требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью учащихся в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося ощущение гордости за полученый результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает школьникам соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что

у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только их одноклассники, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых учащиеся получают положительную оценку.

В современной педагогике исследовательскую деятельность и проектирование обычно не принято разделять, их рассматривают совместно, часто как синонимичные понятия. Отмечая их близость, нельзя не замечать и разницу между ними. Проект (и шире - проектирование) всегда направлены на решение какой-либо практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, находящихся далеко за пределами задач поиска истины. Разработка проекта - дело творческое, но зависит оно от многих внешних обстоятельств, никак не связанных с задачами исследования, и всегда предполагает создание некоего продукта.

В работе с младшими школьниками можно использовать и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно понимать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. В отличие от этого исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. Она должна быть более импровизационной и гибкой [3].

Исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия маленького исследователя и научного руководителя - учителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного общества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет, скорее, не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (младшего школьника). Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует пробуждению у учащихся

Э.Г.САБИРОВА

творческого импульса, желания к постоянному расширению собственных познавательных горизонтов.

1. Землянухина Т.М. Особенности формирования любознательности // Дошкольное воспитание. -1986. - №11.

2. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Дис. ... докт. психол. наук. 19.00.07. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.auditorium.ru.

3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.

INVESTIGATIONAL APPROACH IN TEACHING PRIMARY SCHOOL CHILDREN (PROJECTING AS A METHOD)

E.G.Sabirova

In the given article we present investigational activity as a special aspect of educational and out-of-school work aimed at the development of investigatory and creative abilities of children.

Key words: investigatory approach in teaching, method of projecting, investigatory activity, investigatory behaviour, investigatory teaching

Сабирова Эльвира Гильфановна - старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: sabirovaelli@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.