Научная статья на тему 'Исследовательские практики при изучении старообрядческой семьи: историографический обзор'

Исследовательские практики при изучении старообрядческой семьи: историографический обзор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веселова Анна Петровна

Статья посвящена анализу исследовательских практик при изучении семейных отношений староверов, выявлению их научного и информативного потенциала для адекватного понимания старообрядческой семьи прошлого и настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательские практики при изучении старообрядческой семьи: историографический обзор»

А.П. Веселова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ СЕМЬИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Статья посвящена анализу исследовательских практик при изучении семейных отношений староверов, выявлению их научного и информативного потенциала для адекватного понимания старообрядческой семьи прошлого и настоящего.

В современном научном мире старообрядческая семья является объектом изучения различных дисциплин. Устойчивое внимание объясняется особой ролью института семьи в жизни большей части старообрядческих общин. Именно в семье и ее функциях исследователи видят один из механизмов трансляции старообрядческих традиций. Однако типологическая разница староверческой и современной семьи, особенности старообрядческой культуры, а также присущее для работ последних лет стремление к целостному пониманию и анализу заставляет на сегодняшний день учитывать исследовательские практики прошлого и настоящего при изучении старообрядчества и отдельно старообрядческой семьи.

Несмотря на то что историография по теме раскола насчитывает более трех веков, существует совсем небольшое количество работ, специально посвященных старообрядческой семье. Исследователей раскола, как правило, интересовали другие вопросы, а те или иные стороны семейной жизни староверов попадали в их сочинения по различным причинам по ходу изложения совершенно иных сюжетов. Всё же в настоящее время возможно проведение систематизации и выделения трех основных подходов к изучению старообрядческой семьи (юридического, этнографического и социологического), каждый из которых предоставляет существенный срез информации о рассматриваемом предмете.

Юридический подход делает акцент на легитимной форме семейных отношений - браке. Он рассматривает процессы узаконения, становления и распада семьи. Основной источник при юридическом подходе - это документы, имеющие силу закона: законодательные акты правительства, направленные на регулирование брачных отношений староверов; полемико-догмати-ческие сочинения о браке лидеров раскола, имеющие нормативное значение для старообрядческого мира. Дополнительным источником является каноническая литература, необходимая для адекватного анализа сочинений староверов и работы с ними.

Становление юридического подхода относится к середине XIX в., что было связано с общим изменением политики в стране, с переходом от консервативной линии к реформированию. На правительственном уровне было признано отсутствие достаточной информации о предмете для ведения в отношении него адекватной политики. Возможность выделения юридического подхода в сочинениях XIX в. в данном случае обусловлена волной общего интереса к старообрядчеству и многоаспектным характером самих работ, охватывающих большую часть известной к этому времени информации о расколе [6, 7, 18, 21].

Второй момент связан с так называемой «эпохой великих реформ» в Российской империи. Как известно,

одним из первостепенных направлений преобразований стала судебная система. В частности, долгие и жаркие дискуссии инициировала проблема определения и ограничения юрисдикции духовых судов, особенно компетенция духовной власти в регулировании брачного права. В связи с этим понятен небывалый рост внимания научного мира к источникам брачного права и проверке их канонического достоинства. Для развития обсуждения двумя основополагающими работами стали сочинения М.И. Горчакова «О тайне супружества» [3] и А. Павлова «50-я глава Кормчей книги...» [13]. Оба автора, помимо рассмотрения обозначенной главы печатной Кормчей, обращаются к древним источникам брачного права. Тексты статей по брачному праву и «50-я глава Кормчей.» в силу того, что именно на их основе строилась полемика о браке, способствуют более адекватному пониманию полемических сочинений староверов.

Одновременно во второй половине XIX в. с особой тщательностью начинается изучение истории брачного права. Ряд авторов, для создания более полной картины, отражают особенности брачных отношений у представителей различных конфессий, проживающих на территории Российской империи, в том числе и «раскольников» [5, 11].

Наиболее интересна другая причина, по которой описание брачных «дел» староверов вводится в дискуссию о реформе брачного права. Возможно, именно в законодательстве о браке раскольников видели альтернативу существующему положению дел и модель для подражания в процессе реформирования. Дело в том, что постановления, регулирующие брачные отношения староверов, во второй половине XIX в. оказались более прогрессивными по сравнению с брачным правом никониан (согласно закону 1874 г. записи о браках в метрические книги староверов контролировались полицейскими чинами). Таким образом, «прежнее. бесправное юридическое положение браков раскольников заменялось правильной гражданской регистрацией актов их семейного состояния» [4. С. 47].

На пересечении двух тенденций (общего интереса к старообрядчеству и поискам путей реформирования брачного права) находится работа И.Ф. Нильского «Семейная жизнь в русском расколе» [12]. Данное сочинение до сих пор является одним из лучших по теме раскола в целом.

Итак, юридический подход в первую очередь дает представление о брачном вопросе в старообрядческой среде, знакомит с полемикой о браке. Богословское образование ряда исследователей (П.С. Смирнов, Н.И. Ивановский, И.Ф. Нильский) позволило им обстоятельно и подробно разобрать старообрядческие тексты: показано, к какой канонической литературе

прибегает автор полемического сочинения, какие на ее основе он делает выводы, формируя свой взгляд на брачные отношения. Кроме того, в некоторых работах присутствует информация о практическом воплощении того или иного учения о браке.

Также во второй половине XIX в. можно говорить о начале формирования этнографического подхода к старообрядческой семье. Данный подход рассматривает «особенности уклада жизни и быта семей» [15. С. 13]. А.Г. Харчев добавляет, что этнографы в этой ситуации «не ограничиваются лишь описанием жилища, одежды, обычаев, обрядов, а стремятся установить причины и закономерности их изменения» [20. С. 25]. Главным источником этнографических работ является материал, полученный преимущественно методом непосредственных наблюдений.

В XIX в. обозначенный подход представлен в романах «В лесах» и «На горах» П.И. Мельникова-Печерского [8, 9]. Жанр этих произведений предполагает обязательным предварительное рассмотрение вопроса о возможности их использования в качестве исторических источников. Все же привлечение данных романов необходимо в силу их большой информативности, необычайной способности приобщения читателя (исследователя) к атмосфере старообрядческого дома и семьи, к традициям и семейной обрядности.

В XX в. этнографический подход к изучению старообрядческой семьи получил свое целенаправленное развитие в рамках многочисленных археографических экспедиций. Экспедиции стали частью реализации на практике нового «важнейшего метода» советской этнографии - идеи многоаспектного исследования народов, в том числе и русского. В ходе накопления внушительного фактического материала закономерно возник вопрос о распространении русской народной культуры на пространствах России. В итоге появилась сейчас уже широко известная теория о переселении поморцев на уральские территории, а затем и в Сибирь. В связи с этим особо активное развитие получили экспедиционные исследования в трех регионах - Поморье, Пермской области и Алтайском округе. Здесь важно то, что Поморье, Северное Приуралье, Алтай являются основными центрами расселения староверов на территории нашей страны. К тому же старообрядчество представляло и представляет интерес, прежде всего как хранитель древних национальных традиций. То есть староверы, их культура помогали восстановить, говоря словами Е.Э. Бломквиста, «потерянные звенья эволюционной цепи развития» [2. С. 6].

В результате информация, в том числе и о семейных отношениях староверов, представлена в достаточном объеме в монографиях, изданных по материалам этнографических экспедиций нескольких десятилетий [10, 14, 16, 17]. В этих книгах с разной степенью полноты представлена так называемая «культура жизнеобеспечения» (хозяйственные традиции, народное жилище, одежда, система питания и др.), религиозные воззрения, народная этика, искусство. Значительное внимание уделено семейному быту, обычаям и обрядам. В общем контексте рассмотрены особенности культуры староверов.

Таким образом, складывается этнографическая традиция в изучении старообрядческой семьи протяженностью почти в полтора века. Подобный временной разброс позволяет выявить наиболее «стойкие» составляющие семейного уклада староверов. Если же семейные характеристики претерпели изменения, то в этом случае собранный экспедициями материал даст «фактическую основу для анализа соотношения механизмов сохранения традиций и возникновения новаций» [19. С. 4]. Также не следует забывать, что этнографический материал неизменно содержит целый пласт скрытой, на первый взгляд, информации: в особенностях бытового уклада, хозяйственной деятельности, семейных обрядах кроются «мысли человека. о своем доме, своей одежде. своем месте в этом мире» [1. С. 3], его мировоззрение, различного рода установки. И особенно это касается староверов, чья повседневная жизнь строго регламентирована в соответствии с религиозными представлениями.

Социологический подход. Он лишь получает развитие и становление в отечественной науке. Однако необходимо отметить его появление как принципиально новой практики в изучении старообрядческий семьи. Социологический подход позволяет рассмотреть современную старообрядческую семью в контексте внешнего мира, показать связи между ними, а также то, как реальные староверческие семьи и община в целом, адаптируются к его условиям и установкам. Данный подход способен охватить известные описания и эмпирику и выйти на уровень обобщений. В силу более высокой степени теоретизации он вынужденно учитывает и актуализирует исторически накопленные знания о предмете, в том числе информацию, предоставленную другими подходами, обеспечивая комплексное исследование старообрядческой семье. В этом его безоговорочное достоинство и очевидная перспективность применения.

ЛИТЕРАТУРА

1. БардинаП.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995.

2. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930.

3. Горчаков М.И. О тайне супружества. СПб., 1880.

4. Добровольский В.И. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву. СПб., 1903.

5. Загоровский А.И. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884.

6. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1900. Ч. 1; 1901. Ч. 2-3.

7. Критический разбор учения безпоповцев о церкви и таинствах. Казань, 1892.

8. Мельников-Печерский П.И. В лесах: В 2 кн. М., 1987.

9. Мельников-Печерский П.И. На горах: В 2 кн. М., 1986.

10. На путях из Земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии североуральского крестьянства ХУП-ХХ вв. М., 1989.

11. Неволин К.А. Полное собрание сочинений. История российских гражданских законов. СПб., 1857. Т. 3.

12. Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. М., 1869. Вып.1. (От начала раскола до царствования императора Николая I); Семейная жизнь в русском расколе. М., 1869. Вып. 2. (Царствование императора Николая I).

13. Павлов А. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.

14. Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ вв. Итоги этнографических исследований. М., 2001.

15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002.

16. Русские. М., 1997.

17. Русский Север: этническая история и народная культура Х11-ХХ вв. М., 2001.

18. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895.

19. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.

20. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М., 2003.

21. Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в ХУП в. и первой половине ХУШ в. Казань, 1859.

Статья поступила в редакцию журнала 10 ноября 2006 г., принята к печати 20 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.