Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Дмитрий Глебович

В статье рассматривается актуальность и значимость занятий физической культурой среди студенческой молодежи. Применяя метод исследования (анкетный опрос) были изучены мотивационный и активационный показатели занятий физической культурой, а так же продуктивность и пригодность этих занятий в жизнедеятельности студентов. Исследование позволило выявить позитивные и негативные компоненты, воздействующие на сохранение и укрепление здоровья, определить благоприятные и неблагоприятные (негативные) стороны, влияющие на внутреннюю мотивационную сферу (факторы) занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров Дмитрий Глебович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INDICATORS OF PHYSICAL EDUCATION IN STUDENTS

The article examines the relevance and significance of physical education activities among student youth. Using the research method (questionnaire survey), motivational and activation indicators of physical education classes, as well as the productivity and suitability of these classes in the life of students, were studied. The study made it possible to identify positive and negative components affecting the preservation and promotion of health, to determine favorable and unfavorable (negative) aspects affecting the internal motivational sphere (factors) of physical education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ»

Сидоров Дмитрий Глебович

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

г. Нижний Новгород, РФ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается актуальность и значимость занятий физической культурой среди студенческой молодежи. Применяя метод исследования (анкетный опрос) были изучены мотивационный и активационный показатели занятий физической культурой, а так же продуктивность и пригодность этих занятий в жизнедеятельности студентов. Исследование позволило выявить позитивные и негативные компоненты, воздействующие на сохранение и укрепление здоровья, определить благоприятные и неблагоприятные (негативные) стороны, влияющие на внутреннюю мотивационную сферу (факторы) занятий физической культурой.

Ключевые слова

Студенческая молодежь, сохранение здоровья, мотивация занятий

Sidorov D.G.,

The Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

Nizhny Novgorod, Russia

RESEARCH INDICATORS OF PHYSICAL EDUCATION IN STUDENTS

АЬз^аа

The article examines the relevance and significance of physical education activities among student youth. Using the research method (questionnaire survey), motivational and activation indicators of physical education classes, as well as the productivity and suitability of these classes in the life of students, were studied. The study made it possible to identify positive and negative components affecting the preservation and promotion of health, to determine favorable and unfavorable (negative) aspects affecting the internal motivational sphere (factors) of physical education.

Keywords

Student youth, health preservation, motivation of classes.

На современном этапе общественного развития, на правительственном уровне, было принято ряд законов, законопроектов связанных с социальной политикой государства, в том числе в сфере образования, которые являются наиболее значимыми и актуальными в сегодняшней социокультурной реальности. Не остались без внимания вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья (здоровьесбережение) учащихся всех звеньев образования.

Учащиеся молодежь является наиболее уязвимой прослойкой общества, подверженная воздействию различных стресс-факторов, которые, негативно влияют на процессе формирования личности.

Состояние здоровья студенческой молодежи, как известно, во многом зависит от поведенческих форм, в том числе, и от физического воспитания.

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы

гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. [3].

Ориентация на ведение здорового образа жизни, заинтересованность в занятия физической культурой (физическими упражнениями), сознательное отношение к собственному, соматическому здоровью являются наиболее эффективными, социально-значимыми задачами у студентов, обучающихся в вузе.

Успешность занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи во многом зависит от их отношения к ним. Сознательное и активное участие человека к любой деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, во многом базируется на потребностях, мотивах, интересах, целевых установках, убеждениях, ценностях, которые лежат в ее основе [1, 2].

Целью исследования явилось рассмотрение ряда вопросов связанных с системностью занятиями физической культурой (в том числе во внеучебное время), их воздействия на различные факторы жизнедеятельности, а также причинно-следственные связи способствующие сохранению и укреплению здоровья, воспитанию этических и эстетических норм поведения, самодисциплины у студенческой молодежи.

Задачи исследования - выявить позитивные и негативные компоненты, воздействующие на сохранение и укрепление здоровья, определить благоприятные и негативные стороны, влияющие на внутреннюю мотивационную сферу занятий физической культурой. Установить полезность (целесообразность) занятий физической культурой для студентов, в том числе для активного отдыха во вне учебное время.

Для реализации выполнения целей и задач данного исследования, нашедших свое отражения в сформулированных вопросах по заданной тематике, был применен один из методов эмпирического исследования - анкетирование. Анкетный опрос респондентов осуществлялся посредством персонализации информационного контента: о теоретических и практических основах здорового образа жизни; о регуляризации занятий физической культурой, о способах физической активности (в вузе и вне вуза); о формирование устойчивой внутренней мотивации личности студента на здоровый образ жизни.

В исследовании приняли участия студенты дневной формы обучения первых, вторых, третьих курсов (различных специальностей) ННГАСУ, где количество участников анкетного опроса составило -318 человек, из которых 156 - студенты юноши, 162 - студенты девушки.

Результаты исследования и их обсуждение. При обработке полученных данных, по результатам данных исследования, на поставленный вопрос: «Помогают ли занятия «ФК» укреплять Ваше здоровье?»: были получены ответы: «ДА» - 153 студентов (из них 54,9% - (юн.) и 45,1% - (дев.), «НЕТ» - 165 студентов (из них 43,6% - (юн.) и 56,4% - (дев.).

Следующий вопрос, указанный в анкете: «Ваша мотивация занятий «ФК» - ради получения зачета ?» определил мнения среди респондентов: «ДА» - 211 студентов (из них 44,1% - (юн.) и 55,9% - (дев.), «НЕТ» - 107 студентов (из них 58,9% - (юн.) и 41,1% - (дев.).

Другой значимый вопрос анкетирования: «Считаете ли Вы, что занятия ФК являются модным, престижным мероприятием для молодежи?»: выявил следующие показатели: «ДА» - 84 студентов (из них 55,9% - (юн.) и 44,1% - (дев.), «НЕТ» - 234 студентов (из них 46,6% - (юн.) и 53,4% -(дев.).

Анализируя данные полученных анкетных ответов на заданные вопросы можно констатировать, что современная студенческая молодежь должным образом не считает занятия физической культурой

значимым аспектом в их образе жизни. Более того, большая часть респондентов считает физическую культуру не престижным видом деятельности. К большому сожалению, многие студенты посещают занятия ради получения зачетных баллов, других мотиваций в занятиях они не рассматривают (см. табл. №1).

Хотелось бы обратить внимание на слабые информационные познания у студентов в области физической культуры и спорта, влияющие на формирование здоровья, ведения здорового образа жизни. Особого внимания заслуживает факт, касающийся отсутствия у вновь поступивших студентов первичных практических навыков в области физической культуры (базовый уровень школьной программы), который в дальнейшем может негативно сказаться не только по данной дисциплине, но и отразиться, на общую успеваемость в целом.

Так, согласно школьной рабочей программе, базовый уровень образования ориентирован на формирование общей грамотности учащихся в области физической культуры, укрепление их здоровья и повышение функциональных возможностей организма. Кроме этого, основными задачами базового уровня являются активное содействие процессу социализации школьников, включение их в физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовые формы занятий физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни [4], что, к большому сожалению, этого не происходит.

Таблица 1

Мотивационный показатель занятий физической культурой

Студенты Студенты

девушки юноши Всего

Вопросы всего (162) всего (156) студентов

1 курс 2 курс 3 курс 1 курс 2 курс 3 курс (318)

48 69 45 61 48 47

«Помогают ли занятия фк укреплять ваше

здоровье?»: Да: 22 29 18 35 29 20 153

Нет: 26 40 27 26 19 27 165

«Доставляют ли Вам удовольствие занятия ФК

?»: Да: 29 34 18 39 35 28 183

Нет: 19 35 27 22 13 19 135

«Ваша мотивация занятий ФК - ради получения

зачета ?» Да: 31 49 38 30 31 32 211

Нет: 17 20 7 31 17 15 107

«Считаете ли Вы, что занятия ФК являются

модным, престижным мероприятием для

молодежи?» Да: 7 15 15 16 16 15 84

Нет: 41 54 30 45 32 32 234

«Помогают ли занятия ФК воспитывать

самодисциплину?»: Да: 30 40 23 40 33 27 193

Нет: 18 29 22 21 15 20 125

«Считаете ли Вы, что занятия ФК пригодятся Вам

в будущем?» Да: 24 30 15 39 32 29 169

Нет: 24 39 30 22 16 18 149

«Входит ли в Вашу привычку активный отдых в

выходные дни?» Да: 21 31 16 35 27 24 154

Нет: 27 38 29 26 21 23 164

«Принимаете ли участие в физкультурно-

спортивной работе?

Да: 14 9 5 31 21 10 90

Нет: 34 60 40 30 27 37 228

Показатели таблицы отражают объективную реальность, сложившуюся на данный момент в вузе, свидетельствующая, что методология привлечения студентов к систематическим занятиям физической культурой недостаточна эффективна и имеется ряд нерешенных жизненно важных вопросов.

Несмотря на вышеизложенное, можно констатировать, что студенты высшей школы, в своем понимании, положительно относится к занятия физической культурой (укрепление здоровья, воспитание самодисциплины). Вместе с тем, нельзя не отметить, те аргументирующие факторы, которые тормозят развитие и активизацию практических навыков в области физической культуры. Прежде всего - это слабый базовый показатель физического развития, отсутствие мотивации, низкая ориентация на здоровый образ жизни.

Для решения этих пробелов необходимо сделать коррективы и поправки в организации преодоления различных трудностей, как объективного, так и субъективного характеров. Занятия физической культуры в вузе должны иметь (носить) не эпизодический характер, а управляемую системность, с использованием инновационных методологических технологий, основанные на прочной научно-практической основе.

Список использованной литературы:

1. Виленский М.Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции /М.Я. Виленский. Культура физическая и здоровье, 2017. - № 1 (61). - С. 62-67.

2. Лотоненко А.В. Молодежь и физическая культура /А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. - 317 с.

3. Морозова Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности /Е.В. Морозова. Вестник Удмуртского университета, 2003. - №10. - С.161.

4. Физическая культура. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы. М.: Изд. «Просвещение», 2007. - С. 3-5.

© Сидоров Д.Г., 2022

УДК 811.111

Тойлыева Бягуль

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашгабад, Туркменистан Бекджанов Мерет Бекджанович

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашгабад, Туркменистан Мурадов Перман

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашгабад, Туркменистан Джумаев Батыр

Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашгабад, Туркменистан

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос особенностей применения качественных прилагательных в английском языке. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния различных факторов на рост успеваемости студентов. Даны рекомендации по внедрению технологий в отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.