Научная статья на тему 'Исследовательские подходы и возможности изучения рынка Западной Сибири середины XIX начала ХХ в'

Исследовательские подходы и возможности изучения рынка Западной Сибири середины XIX начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / SIBERIA / MARKET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолаев Михаил Сергеевич

Делается попытка представить основные подходы к определению термина «рынок» с целью выявления дальнейших направлений изучения рынка Западной Сибири второй половины XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article contains the basic approaches to definition of the term "market" with the purpose of revealing prospects of studying of the market of Western Siberia in the second half of 19th the beginning of 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Исследовательские подходы и возможности изучения рынка Западной Сибири середины XIX начала ХХ в»

2009 История №4(8)

УДК 94(47)

М.С. Ермолаев

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.

Делается попытка представить основные подходы к определению термина «рынок»

с целью выявления дальнейших направлений изучения рынка Западной Сибири второй

половины XIX - начала XX в.

Ключевые слова: рынок, Западная Сибирь.

Понимание термина «рынок» в экономических и исторических исследовательских традициях различно. Экономист изучает рынок (ищет закономерности его развития) как некую самодостаточную отвлеченную абстракцию, в которой функционируют экономические категории, подразумевая под рынком именно экономическую систему, основанную на обмене товарами и услугами, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

В исторических исследованиях в самом первом простом определении, под рынком подразумевается место, где происходит купля-продажа - ярмарка, торг [1. С. 17-20]. Несмотря на свою простоту, данное толкование не получило широкого распространения в исторических работах. Историки чаще и охотнее используют более понятные и емкие обозначения мест торговли, предпочитая подразумевать под рассматриваемым термином нечто более масштабное.

Второе понимание сводит рынок к торговле, которая понимается как «экономическая деятельность физических и юридических лиц, состоящая в покупке товара и услуг» [2. С. 27]. Иногда авторы напрямую рассматривают именно торговлю, не употребляя термин «рынок» в его широком значении [3]. Такой подход усматривает в рынке только вид деятельности, причем один из множества. Поэтому рынок рассматривается наравне, а зачастую и более кратко, с земледелием, производством и др. хозяйственными аспектами. К сожалению, такой подход может выявить только организационную и статистическую структуру торговли, что, по мнению Б.К. Андрющенко [4], может отчасти выступить отражением общего экономического потенциала региона.

Третье понимание усматривает в рынке «более привычное» рыночное хозяйство (основанную на разделении труда систему товарного производства и рыночного обмена). В нем признается приоритетность рынка над производством как регулирующего фактора, и, что наиболее важно, рынок «становится» экономическим механизмом, влияющим и (или) определяющим жизнь людей. Соответственно, утверждается, что изменения рынка (динамика экономической категории) напрямую влияют на социальные процессы (предмет изучения историков) посредством изменения их материального воплощения. Поэтому рынок выступает как интегральный показатель, «в

котором, как в фокусе, отражаются результаты развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и транспорта» [5. С. 61].

Представители четвертого подхода считают, что рынок - это «общество предпринимателей как целостная, самоорганизующаяся система, выполняющая функции общественного организатора общественного производства» [6. С. 191]. Понимая под «предпринимателем» любого субъекта, так или иначе участвующего в хозяйственной жизни общества (наемного работника, торговца, промышленника и т.д.), исследователи «получают» систему, представляющую собой не теоретическую конструкцию, а состоящую из людей, функционирующих на рынке и через него, ему подчиняющихся, а потом организующих рынок. Систему взаимосвязанных субъектов, индивидуально стремящихся к максимизации своей выгоды [7] (именно так принято воспринимать поведение людей в современной неоклассической экономической доктрине). Отличие от предыдущего подхода заключается в том, что эта система не обусловливает исторический процесс, а является им. Таким образом, историк получает «право» исследовать социальные явления также посредством экономического инструментария, признавая равностепенное значение психологической жизни людей и объективных экономических закономерностей, а иногда и их тождество. Такой позиции придерживался В. Зомбарт, исследовавший «дух (психологические характеристики), управляющий хозяйственными субъектами» [8. С. 7], который наравне с экономическими характеристиками определяет эпоху. Фернан Бродель утверждал, что сфера обмена - это всего лишь искусственно выделенная часть общества [9. С. 460-463].

Перечисленные подходы, конечно, не исчерпывают всех разнообразных представлений о том, что такое «рынок», но делают более понятным его изучение.

Особенностью вышеперечисленных позиций, да и особенностью изучения экономических процессов вообще, является подход к рынку как к некой материально обусловленной системе с существующими закономерностями или же тенденциями, объясняющими происходящие изменения.

Для описания такого системного объекта необходимо иметь представление о структуре изучаемого объекта, обо всех взаимосвязанных компонентах и их общих правилах функционирования.

Дать целостную характеристику любого экономического механизма -непростая задача. И осложняется она не только содержательной объемностью механизма, обилием элементов, но и тем принципиальным обстоятельством, что любое целостное описание требует раскрытия множества характеристик, а каждая такая характеристика требует своей объемной работы, а зачастую, особого категориального аппарата. И именно здесь, по мнению А.В. Старцева [10], возникает проблема теоретического осмысления, связанная с широким выбором возможных методологических позиций историкоэкономического исследования. Однако независимо от того, применяет ли автор определенный теоретический подход или вообще не ставит вопроса о методологической базе, в любой работе, посвященной рынку, мы найдем упоминания о его структуре.

Наиболее простой и распространенной структурой рынка, описанной в работах историков, является его деление по территориальному признаку. Соответственно, выделяют: местные, региональные, национальные и мировой рынок, или рыночные зоны [11]. Неоспоримым является и вопрос об их тесной взаимозависимости, однако рассматривается эта связь по-разному. Можно выделить два подхода исследователей. Первый представляет Б.Н. Миронов, который считает, что «рынок целесообразно рассматривать как систему взаимосвязанных местных рынков» [12. С. 5-6]. Таким образом, изучение идет от частного к общему. Другой подход, от общего к частному, можно проиллюстрировать изучением рынка Западной Сибири через показатели товарооборота между империей и регионом [3. С. 267].

В историографии выделяются и более специфичные структуры рынка Сибири, обусловленные особой целью исследования. Например, можно выделить рынок капиталов, функционирующих в сфере обращения и банковском деле. Особо заметное отражение эта проблема получила в сибирской историографии о конце XIX - начале XX в., что обусловлено дискуссионным вопросом о влиянии иностранных капиталовложений на развитие региона [13; 14]. Или же актуальное и востребованное в современной историографии рассмотрение рынка со стороны предпринимательского сословия, непосредственных субъектов его функционирования. При этом структурирование происходит или по сферам деятельности, или по национальной принадлежности [15], или по родовой принадлежности [16] предпринимателей.

Наиболее традиционным для историков является выявление структуры рынка (экономики в целом) по товарам (по отраслям производства). Эта схема позволяет комплексно охарактеризовать хозяйственную жизнь общества, рассматривая ее в наиболее реальном, материальном воплощении. И именно этой схеме соответствует подавляющее большинство работ, посвященных социально-экономической истории Сибири. Работы данного направления можно разделить на комплексные, стремящиеся осветить все возможные направления товарооборота [17], и частные, освещающие производство и торговлю отдельными видами товаров [18].

Преимуществом данного подхода является возможность дополнить исследования рассмотрением вопросов инфраструктуры рынка. Под данным термином обычно понимают «комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих функционирование рыночной экономики» [19. С. 258]. Так, наиболее популярной и наиболее востребованной для истории Сибири является тема транспортного сообщения и его роли в развитии торговли [20. С. 5-14]. Появляются работы, освещающие и кредитно-финансовые элементы инфраструктуры [21].

Опираясь на достижения историков в вопросе изучении рынка, а также используя понятийный аппарат и подходы современных экономических теорий, разработанных в рамках неоклассической доктрины, можно выделить следующие основные компоненты, которые необходимо рассмотреть в ком -плексном историческом исследовании рынка (в значении «рыночное хозяйство») Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в.:

1. Аграрный рынок.

2. Рынок промышленного производства.

3. Рынок труда.

4. Кредитно-финансовая система.

5. Торговая сеть.

6. Транспортная сеть.

7. Политика государства.

8. Предпринимательское сословие.

Основой выделения данных компонентов является структура рынка по отраслям производства, куда наравне с сельскохозяйственными и промышленными товарами, был включен еще один немаловажный объект купли-продажи - рабочие руки. При таком подходе межрегиональные и международные торговые связи уместнее рассматривать для каждого рынка в отдельности, нежели следовать примеру их самостоятельного изучения [20]. «Переходным» звеном, рассматриваемым как с позиции рынка капитала, так и с позиции инфраструктурного обеспечения рынка, стала кредитнофинансовая система. С учетом специфики экономического развития Западной Сибири оставшаяся инфраструктура рынка была разделена на два самостоятельных элемента (транспортная сеть, торговая сеть). При этом экономическая политика империи, как и предпринимательское сословие Сибири, является самостоятельным объектом изучения.

Многогранность и сложность такого исторического исследования полностью исключает возможность его всестороннего и исчерпывающего изучения в рамках одного исследования. Такую работу можно провести только на основании систематизации исследований многих авторов и обобщения имеющихся знаний по данному вопросу. Поэтому полученную схему уместнее применить в историографическом исследовании, опираясь на уже известные работы по экономическому освоению Сибири, тем более существуют и первые попытки подобного историографического рассмотрения [22].

Нельзя не согласиться с мнением, что не один из структурных компонентов целостной системы не может являться приоритетным, так как все они выделены «искусственным» образом для упрощения исследования и только их комплексное освещение может дать представление об изучаемом объекте [9. С. 461].

Существующее рассмотрение одного из аспектов обусловлено целью исследования или спецификой рассматриваемого исторического периода. Можно предположить, что при изучении историографии рынка Западной Сибири превалирующими темами будут аграрный рынок (в силу традиционного рассмотрения Западной Сибири как аграрного региона) и рынок труда (в результате проработанности темы классообразования).

В историографии тема регионального рынка редко становится самостоятельным объектом изучения, большинство работ касаются ее вскользь или рассматривают другие вопросы социально-экономического развития, поэтому задачей подобного историографического исследования является вычленение необходимой информации, отражающей именно историю развития рынка. Дополнительной трудностью подобной работы будет преодоление

методологических позиций авторов, детально изучивших вопросы хозяйственного освоения региона, но трактующих их с определенных идеологических позиций [23; 24].

Обращаясь к историографии хозяйственного освоения и экономического развития региона, можно заключить, что отдельные компоненты рынка уже хорошо изучены. И современные авторы работают над обобщением имею -щихся знаний или над темами, не получившими своего освещения в результате узкой локализации или специфичности.

Публикация новых материалов, затрагивающих эту тему, еще не означает, что она получила исчерпывающее освещение. Ситуация, когда одни авторы работают в рамках исторического материализма, другие опираются на работы М. Вебера, В. Зомбарта, Ф. Броделя, а третьи обходят методологический вопрос стороной, приводит к тому, что множество замечательных исследований не может «состыковаться» между собой и составить общую картину развития рынка Западной Сибири конца XIX - начала XX в. Актуальным представляется и процесс «примирения» с работами советских историков, в которых уже исследованы многие аспекты функционирования рынка.

Возможным выходом может стать поиск точек соприкосновения этих подходов. И такой гранью может стать общая схема изучения целого комплекса социально-экономических, политических, демографических, социально-культурных и прочих факторов, включающая в себя достижения экономической науки в виде правил развития рынка, но не предусматривающая линейности и конечных результатов такого развития. Такое историографическое исследование не должно «укладывать» факты в определенной последовательности, эта схема должна строиться на «стерильной», по возможности, нейтральной основе к методологическим позициям авторов. При этом работы авторов могут не только «не вписываться» в предложенную схему, но и противоречить ей. Сравнение позиций авторов и результатов их исследований сделает работу более актуальной.

Таким образом, систематизируя на основании предложенной схемы исследования, освещающие рынок региона, можно будет представить единый историографический процесс изучения важнейшего компонента социальноэкономического развития Западной Сибири.

Литература

1. Шахеров В.П. Городской рынок Восточной Сибири в конце XVIII - первой половине

XIX в. // История и общество в панораме веков: Материалы Всесоюзн. Байкальской исторической школы. 1990.

2. РевинскийИ.А. Рынок, Market, Markt, Marche. Новосибирск, 1996.

3. Винокуров М. А., Суходолов А. П. Экономика Сибири: 1900-1928. Новосибирск, 1996.

4. Андрющенко Б.К. Сфера обмена Сибири как показатель уровня модернизации. URL: http://history.nsc.ru/kapital/project/modern/023.html. (дата доступа 28.11.2008).

5. Пронин В.И. Аграрный рынок Сибири эпохи капитализма в советской историографии // Хозяйственное освоение Сибири в период капитализма. Новосибирск, 1988.

6. ОсиповЮ.М. Опыт философии хозяйства. М., 1990.

7. Латов Ю.В. Теории экономической истории - новые, новейшие и рождающиеся. URL:

http://jh.isea.ru/2004--4_1-2/1_1.asp. (дата обращения 11.11.2008).

8. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономиче-ского человека. М., 1994.

9. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVШ вв. Т. 2: Игры обмена. М., 1988.

10. Старцев А.В. История российского предпринимательства. Проблемы теории и методологии // Предприниматели и предпринимательство в Сибири: Сборник научных статей. Вып.

3. Барнаул, 2001. С. 5-21.

11. Ивонин А.Р. Структура регионального рынка дореформенной Западной Сибири (вторая половина XVIII - начало XX в.) // Современное историческое сибиреведение XVII - начало XX вв.: Сборник научных трудов. Барнаул, 2005. С. 128-142.

12. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Л., 1981.

13. Разумов О.Н. Из истории взаимоотношений российского и иностранного акционерного капитала в сибирской золотопромышленности в начале XX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX в.). Барнаул, 1995. С. 139-154.

14. Горюшкин Л.М. Иностранный капитал в Сибири: история и современность // Зарубежные экономические и культурные связи Сибири (XVIII-XX вв.). Новосибирск, 1995.

15. Скубневский В.А. Предпринимательство поляков в Сибири. Вторая половина XIX -начало XX вв. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири: Сборник научных статей. Барнаул, 2001. Вып. 3. С. 139-152.

16. Зиновьев В.П. Мариинские купцы Савельевы // Личность в истории Сибири XVIII-

XX веков: Сборник биографических очерков. Новосибирск, 2007. С. 107-112.

17. Шпалтаков В.П. Формирование и развитие рыночного хозяйства в Западной Сибири в первой половине XIX в. Омск, 1997.

18. Носова Е.А. Развитие сети местных хлебных рынков Западной Сибири во второй половине XIX в. // Научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина: Материалы конф. Барнаул, 1998. С. 98-103.

19. Багудина Г.Г., Большаков А.К. Экономический словарь. М., 2004.

20. Пронин В.И. Сибирь в составе всероссийского и мирового рынков в начале XX века (1897-1917 гг.). Новосибирск,1999.

21. Кириллов А.К. Городские банки Западной Сибири (вторая четверть XIX - начало XX века). Новосибирск, 2003.

22. Катионов О.Н., Сидорчук О.Н. Исследование В.И. Прониным проблем формирования рынка в Сибири периода капитализма (1861-1917 гг.) // Пишем времена и случаи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры отечественной истории НГПУ. Новосибирск, 2008. С. 107-111.

23. Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Конец XIX - начало XX. Новосибирск, 1967.

Соловьева Е.И. Промыслы сибирского крестьянства в пореформенный период. Новосибирск, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.