Научная статья на тему 'Исследовательская тематика Российской периодики по проблемам образования'

Исследовательская тематика Российской периодики по проблемам образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ПЕРИОДИКА / RUSSIAN SCIENCE JOURNALS / ЖУРНАЛ "ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ" / АКАДЕМИЯ ГУГЛ / GOOGLE SCHOLAR / ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / "VOPROSY OBRAZOVANIA / EDU-CATIONAL STUDIES. MOSCOW" / PROBLEM EVALUATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анисимова Алина Эмануиловна

Статья посвящена изучению тематических пред-почтений российских исследователей, занятых изучением вопросов образования. С целью изучения динамики тематических предпочтений были изучены номера журнала «Вопросы образования» за 2005, 2010 и 2015 гг. Были выделены темы, вызывающие особый интерес у российских исследователей. Научные интересы российских ученых сопоставлены с научными предпочтениями ученых других стран, работающих внутри той же проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem evaluation in Russian periodicals about education

The article is dedicated to the analysis of main topics which are common for Russian higher education scientists. The Russian scientific journal «Voprosy obrazovania / Educational Studies. Moscow» (2005, 2010, 2015 years) in the focus. Most disseminated topics were collected. Russian scholars specific interests were compared with the interests of foreign specialists in higher education.

Текст научной работы на тему «Исследовательская тематика Российской периодики по проблемам образования»

А.Э. Анисимова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕМАТИКА РОССИЙСКОЙ

ПЕРИОДИКИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: российская научная периодика; журнал «Вопросы образования»; Академия Гугл; тематический анализ.

Keywords: Russian science journals; «Voprosy obrazovania / Educational Studies. Moscow»; Google Scholar; problem evaluation.

Аннотация. Статья посвящена изучению тематических предпочтений российских исследователей, занятых изучением вопросов образования. С целью изучения динамики тематических предпочтений были изучены номера журнала «Вопросы образования» за 2005, 2010 и 2015 гг. Были выделены темы, вызывающие особый интерес у российских исследователей. Научные интересы российских ученых сопоставлены с научными предпочтениями ученых других стран, работающих внутри той же проблематики.

Abstract. The article is dedicated to the analysis of main topics which are common for Russian higher education scientists. The Russian scientific journal «Voprosy obrazovania / Educational Studies. Moscow» (2005, 2010, 2015 years) in the focus. Most disseminated topics were collected. Russian scholars specific interests were compared with the interests of foreign specialists in higher education.

Постановка проблемы

Современному исследователю важно не только определить интересную тему для научного поиска, но и примерно представлять, насколько важна эта исследовательская проблематика для его коллег. Нередко эта информация позволяет судить о разработан-

ности темы, а также о том, можно ли считать научный поиск в данном направлении близким к завершению.

Российская социальная и гуманитарная наука развивается в некотором отрыве от мировой. Нередко причина заключается в том, что российские исследователи знакомятся с зарубежными научными результатами с небольшим опозданием. Данное исследование направлено на то, чтобы определить основные направления научной периодики по образовательной тематике, в которых научные разработки не синхронизированы с общемировым потоком.

Методология исследования

Основное исследование делится на две части. В качестве наиболее репрезентативного российского журнала по вопросам образования был выбран научный журнал «Вопросы образования», издаваемый Высшей школой экономики. В данном случае сделать выбор было несложно, так как в России издается крайне мало журналов, посвященных различным аспектам высшего и школьного образования. Была изучена тематика журнала за 2005, 2010 и 2015 гг. В результате были выделены наиболее существенные для журнала темы научного поиска и определено количество публикаций по каждой их этих тем за указанные годы.

Вторая часть научного поиска основана на использовании поисковой системы Академия Гугл. Выделенные ключевые темы журнала «Вопросы образования» были введены в качестве ключевых слов в поисковые запросы Академии Гугл за 2000-2015 гг. Для упрощения поиска была использована программа «Publish or perish», специально настроенная на поиск в базе данных Академии Гугл. Поиск информации был ограничен только научными статьями. Полученные данные (публикации, имеющие цитирование выше 10) были обработаны в Excel, и в результате были получены данные по распределению цитирований по годам для наиболее цитируемых публикаций по каждой из тем.

В результате сопоставления динамики обращения к тем или иным темам в журнале «Вопросы образования» с аналогичной динамикой в мире была получена информация о тех научных темах, по которым российские научные исследования динамически не совпадают с мировыми.

Использование поисковой системы Академия Гугл.

Обоснование

Гугл Сколар (Академия Гугл - АК) - бесплатная программа, начавшая свою работу в ноябре 2004 г. Ее появление было замечено на фоне интенсивных дискуссий об открытости науки, инициированной правительствами США и Евросоюза. Общество проявило заинтересованность в большем доступе к результатам открытых научных исследований, а сообщество ученых - к результатам биб-лиометрического анализа, до сих пор доступного только платным подписчикам Web of Scienœ и Scopus.

Чтобы оценить новый программный продукт, ученые, специалисты в области наукометрического анализа, начали сопоставлять результаты, которые выдает программа, с аналогичными результатами, полученными при помощи других библиометрических инструментов (Web of Science, Directory of open access journals, Scopus и т.д.) [2].

Peter Jascó [1] написал ряд работ, в которых представил обнаруженные ошибки в кратких и полных названиях журналов, по годам публикации, количеству цитирований. К сожалению, на сегодняшний день не существует ни одной поисковой системы, которая была бы полностью защищена от повторных и ошибочных данных. Большинство экспертов утверждают, что ошибки должны нивелироваться при обработке больших массивов информации.

Ни одна из существующих на сегодняшний день баз библиографической информации не покрывает больше одной пятой всего массива научной литературы. АГ обрабатывает от 70 до 90% информации, содержащейся в других базах данных (AH - Art and humanities citation index: SSCI - Social science citation index; SCI -Science citation index; DOAJ - Directory of open access journal).

Ф. Мейер и А.-К. Вальтер [2] в 2005 г. сделали специальный анализ, позволяющий понять, какие именно веб-сайты чаще всего посещают основные поисковые системы. Приведенная ниже таблица демонстрирует, что списки сайтов пересекаются в некоторой части, а в некоторой расходятся, причем это характерно для всех поисковых систем. АГ (GS) в этом смысле никак не выделяется на общем фоне.

Таблица 1

Веб-страницы, к которым чаще всего обращается поисковая система, в порядке убывания частоты [2, с. 13]

08 ЭОА.Т 8С1 88С1 АН

^'^'^'.зрп^ег-link.com www.acielo.br www.springer-link.com links.jstor.org links.jstor.org

cat.inist.fr cat.inist.fr cat.inist.fr www.ingentacon-nect.com cat.inist.fr

^'^'^'.^ейасоп-nect.com www.bibliomed-central.com www.ingentacon-nect.com www.springer-link.com muse.jhu.edu

doi.wiley.com www.pubmedcen-tral.com doi.wiley.com cat.inist.fr questia.com

www.blackwell-synergy.com www.sca.com www.blackwell-synergy.com www.eric.ed.gov www.springer-link.com

www.sca.com redalyc.uaemex.mx www.sca.com taylorandfrancis. metapress.com www.ingentacon-nect.com

www.ncbi.nlm. nih.gov www.bioline. org.br www.ncbi.nlm. nih.gov www.blackwell-synergy.com www.blackwell-synergy.com

taylorandfrancis. metapress.com www.hindawi. com taylorandfrancis. metapress.com questia.com taylorandfrancis. metapress.com

linkinghub. elsevier.com www.emis. sms.org linkinghub. elsevier.com doi.wiley.com www.eric. ed.gov

adsabs. harvard.edu www.scielo.ci adsabs. harvard.edu ideas.repec.org www.journals. cambridge.org

Таким образом, новый аналитический инструмент может быть применен для оценки мирового потока публикаций, хотя и с определенной долей осторожности. В некоторых случаях требуется ручная перепроверка поискового результата, как и по отношению к другим библиографическим базам данных.

Журнал «Вопросы образования»

Журнал «Вопросы образования» - российский научный рецензируемый журнал, посвященный широкому спектру вопросов высшего и школьного образования. Издается с 2005 г. издательским домом «Высшая школа экономики».

Анализ публикаций журнала за 2005, 2010 и 2015 гг. позволяет сделать выводы о том, что количество статей в журнале несколько сократилось в последние годы, зато увеличилось количество соавторов, что не вызывает удивления с учетом общих тенденций в российской социальной и гуманитарной науках. Доля публикаций, написанных в соавторстве, также увеличилась с годами.

Таблица 2

Количество публикаций в журнале «Вопросы образования» и количество статей, написанных в соавторстве

Годы Кол-во статей Кол-во статей в соавторстве (в %)

2005 73 24 (32,8)

2010 54 19 (35,1)

2015 43 24 (55,8)

Отличительной особенностью этого журнала является то, что в нем публикуется значительное количество переводов книг и статей иностранных коллег, а также работы, написанные в жанре комментариев. Переводные работы способствуют большей информированности читателей относительно новейших мировых тенденций, однако нельзя не признать, что такая публикационная политика не характерна для ведущих научных журналов мира, публикующих исключительно актуальные и оригинальные научные работы.

Таблица 3

Журнал «Вопросы образования», 2005, 2010, 2015 гг.

Распределение статей по темам

Тематика статей Кол-во

Школьное образование 22

Экономика образования 21

Содержание образования 16

Образовательные технологии, ИКТ в образовании 13

Качество образования 10

Методика преподавания 9

Управление образованием 9

История образования 9

Болонский процесс 7

Педагогическое образование 7

Региональные исследования 7

Политика в области образования 6

Статистические данные и анализ 4

Законодательство в области образования 3

Производство знания 3

Образование в течение всей жизни 3

Философия образования 2

Научная продуктивность в вузах 2

Инновации в образовании 2

Человеческий капитал 1

Социологическое образование 1

Образовательные стандарты 1

Будущее образования 1

Социальные сети 1

При анализе общей тематики некоторые отдельные темы были объединены в более крупные. Например, тема «Доступ к образованию» была включена в тему «Экономика образования», поскольку по своей сути она сводится к решению экономических проблем малоимущих слоев населения. Как единая обрабатывалась тема «Школьное образование», хотя при желании ее можно было подразделить на более мелкие подгруппы. Для дальнейшей обработки были выделены шесть наиболее часто встречающихся тем журнала «Вопросы образования», они были изучены по годам.

Таблица 4

Распределение статей по наиболее освещенным темам в журнале «Высшее образование», 2000-2015 гг.

Тема 2005 2010 2015

Школьное образование 8 7 7

Экономика образования 11 8 2

Содержание образования 12 3 1

Информатизация образования 11 2 0

Качество образования 4 4 2

Управление образованием 2 5 2

Основные результаты

По шести темам, ключевым для журнала «Вопросы образования», были сделаны поисковые запросы при помощи аналитического инструмента «Publish or perish». Временной лаг для трех запросов - 2000-2016 гг. В качестве вида публикации указывалась «научная статья». Поиск осуществлялся по следующим ключевым словам: «school éducation», «economy éducation», «curriculum», «ICT éducation», «quality éducation», «éducation management». Для анализа отбирались работы, имеющие не менее 10 цитирований.

В результате поиска по теме «Экономика образования» было получено 29 высокоцитируемых работ. Основные пики в разработке этой тематики приходятся на 2006 и 2012 гг. Кривая распределения публикаций в журнале ВО в общих чертах повторяет мировую тенденцию.

Количество цитирований для наиболее цитируемых публикаций по теме «Экономика образования», 2000-201 б гг.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 201В

Распределение статей по теме «Экономика образования» в ВО

12 10 8 6

2 0

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

По теме «Применение ИКТ в образовании» было получено всего шесть высокоцитируемых работ, что говорит о снижении интереса к проблематике в мире. Однако в 2013-2014 гг. был небольшой всплеск интереса к этой теме, связанный, скорее всего, с появлением международных бесплатных курсов дистанционного обучения МООС8, а также новыми программными продуктами виртуального обучения. Нужно отметить, что этот интерес мирового сообщества к старой теме не был должным образом поддержан авторами ВО.

1 1

1 1 1 1

< 1 •

• в 1 1 1 < 1

' I 1 • 1 I 1 1 1 ■ > •

30 25 20 15 10 Количество цитирований для наиболее цитируемых публикаций по теме «ИКТ в образовании», 2000-2016 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1

• < 1

1 1 1 1 •

0 20

04 2006 200В 2010 2012 2014 2016 2018

12 10 8 6 4 2 Распределение публикаций по теме «Информатизация образования» в ВО

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

В общем списке тем «Школьное образование» в ВО находится на первом месте, что полностью соответствует бурному интересу к этой теме в мире (25 высокоцитируемых статей). Однако о полном соответствии говорить нельзя, поскольку интенсивному обращению к этой теме в мире в 2014 г. не отвечает потеря интереса к теме в ВО с 2010 г. В 2010-е годы стало традицией публиковать результаты математического тестирования стран ОЭСР для школьников. Многие страны узнали о том, что переживают паде-

ние качества математического образования, что вызвало естественное беспокойство экспертов и интерес к теме «Школьное образование». Российские исследователи этой темой пока еще не заинтересовались.

350 300 250 200 150 100 50 0 20 Количество цитирований наиболее цитируемых публикаций по теме «Школьное образование», 2000-201 б гг.

1 >

< • » 1 < 1 1 . •

04 2006 2008 2010 2012 2014 2016 201В

Распределение публикаций по теме «Школьное образование» в ВО

8,2 8 7,8 7,6 7,4 7,2 7 6,8

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Особое внимание следует обратить на тему «Содержание образования» (34 высокоцитируемые публикации), изучаемую в мире все более активно. Как известно, от наполнения учебных планов зависит качество будущих кадров национальной экономики, их

навыки и умения, творческий потенциал. Страны с эффективной экономикой проявляют глубокую заинтересованность в построении системы высшего образования, соответствующей рынку труда. Такая система может быть построена на основе постоянного мониторинга требований работодателей и общих экономических перспектив. Возможно, именно потому что в нашей стране такие исследования систематически не проводятся, у авторов интерес к этой теме остается небольшим.

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0 19 Количество цитирований для наиболее цитируемых публикаций по теме «Содержание образования», 2000-2016 гг.

( 1

1 1 •

II » • 1 1 1 | • ! • 1 >

98 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Распределение статей по теме «Содержание образования» в ВО

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Кривая публикаций в ВО по теме «Качество образования» напрямую не соответствует выявленным общемировым тенденциям, однако общее небольшое количество высокоцитируемых статей на эту тему в мире (12) говорит о том, что оба процесса в общем коррелируют друг с другом. Современные системы оценки качества образования пока еще находятся в стадии разработки.

250 200 150 100 50 0 19 Количество цитирований для наиболее цитируемых статей по теме «Качество образования», 2000-201 б гг.

I 1 1 Р

• 1 1 • • ' 1 < Р

98 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

4,5 Распределение публикаций по теме «Качество образования» в ВО

3,5

2,5

1,5

0,5 0 20

04 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Всего семь высокоцитируемых публикаций обнаружено по теме «Управление образованием», что соответствует тематическому наполнению в ВО, хотя динамика интереса к этой теме в российском журнале и в мире не совпадает.

Распределение публикаций по теме «Управление образованием» в ВО

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Результат

Проведенный анализ позволяет обнаружить две темы, недостаточно представленные в журнале «Высшее образование». Эти темы - «Школьное образование» и «Содержание образования». Обе они являются ключевыми при построении общества, основанного на знании.

В дальнейшем было бы целесообразно провести специальное исследование, позволяющее обнаружить особые темы и проблематику, вызывающие специфический интерес у российских исследователей и не разрабатываемые в мире.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ (№ 16-33-01023).

Литература

1. Jasco P. Google Scholar: the pro and the cons // Online Information Review. - Vol. 31, N 1. - P. 102-114. - D01:10.1108/14684520510598066.

2. Mayr P., Walter A.-K. An exploratory study of Google Scholar / Social Science Information Centre // IuK-Conference. - Bonn, 2005. - Mode of access: http://arxiv.org/ ftp/arxiv/papers/0707/0707.3575.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.