Научная статья на тему 'Исследовательская компетенция врача-практика как фактор совершенствования профессиональной самореализации'

Исследовательская компетенция врача-практика как фактор совершенствования профессиональной самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология медицины
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RESEARCH COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВРАЧА-ПРАКТИКА / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / BIOMEDICAL STUDIES / PHYSICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красовский Виктор Сергеевич

Представлен анализ влияния исследовательской компетенции на процесс профессиональной самореализации врачей-практиков. Автор считает, что показателем наличия и сформированности исследовательской компетенции на постдипломной стадии профессиогенеза является личностное восприятие врачом себя с позиции активного субъекта познания, открытого новому опыту и готового выходить за пределы имеющегося уровня знаний. Автор приводит комплекс качеств субъекта, которые необходимы для его успешной самореализации в профессии в условиях современной медицины. С помощью анкетирования была проведена оценка врачами получения и применения опыта научно-исследовательской деятельности в вузе, а также в ходе профессиональной самореализации. Среди исследовательских умений в анкете автором выделены научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-речевые и коммуникативно-речевые. С помощью тестирования проведён сравнительный анализ самооценки врачей в области научно-исследовательских умений и реальных научно-исследовательских знаний и умений. Результаты, полученные в результате анкетирования и тестирования врачей-практиков, свидетельствуют о недостаточном внимании к формированию исследовательской компетенции на дои постдипломных этапах профессиогенеза. Автор считает наиболее перспективной для работы но этому направлению в государственных структурах когорту молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красовский Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH COMPETENCE OF PRACTICAL PHYSICIAN AS A FACTOR OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

The article presents the analysis of impact of research competence on the process of professional self-realization of practical physicians. The personal self-perception of physician from positioning of oneself as active subject of cognition, opened to new experience and ready for getting out of available scope of knowledge is considered as an indicator of availability and developness of research competence at the stage of post-graduate stage of profession genesis. The article presents a complex of qualities of subject needed to successful self-realization in profession in conditions of modern medicine. The questionnaire survey was applied to assess through physicians the process of receiving and application of experience of research activities in university and also of the course of professional self-realization. The questionnaire emphasized such research skills as scientific informational, methodological, theoretical, empirical, written speech and communicative speech ones. The testing was applied to compare self-rating of physicians in the area of research skills and real research knowledge and skills. The results testify an inadequate attention to development of research competence at preand post-graduation work stages of professional genesis. The cohort of young specialists is considered as a most perspective one for working in this direction in state structures.

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетенция врача-практика как фактор совершенствования профессиональной самореализации»

112 Sociology of Medicine, Russian journal. 2017; 16(2)

_DOI http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-112-114

Sociology of the medical profession

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ

© КРАСОВСКИЙ В.С., 2017 УДК 614.252.2

Красовский В.С.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВРАЧА-ПРАКТИКА КАК ФАКТОР

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России,

414000, г. Астрахань

Представлен анализ влияния исследовательской компетенции на процесс профессиональной самореализации врачей-практиков. Автор считает, что показателем наличия и сформированности исследовательской компетенции на постдипломной стадии профессиогенеза является личностное восприятие врачом себя с позиции активного субъекта познания, открытого новому опыту и готового выходить за пределы имеющегося уровня знаний. Автор приводит комплекс качеств субъекта, которые необходимы для его успешной самореализации в профессии в условиях современной медицины. С помощью анкетирования была проведена оценка врачами получения и применения опыта научно-исследовательской деятельности в вузе, а также в ходе профессиональной самореализации. Среди исследовательских умений в анкете автором выделены научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-речевые и коммуникативно-речевые. С помощью тестирования проведён сравнительный анализ самооценки врачей в области научно-исследовательских умений и реальных научно-исследовательских знаний и умений. Результаты, полученные в результате анкетирования и тестирования врачей-практиков, свидетельствуют о недостаточном внимании к формированию исследовательской компетенции на до- и постдипломных этапах профессиогенеза. Автор считает наиболее перспективной для работы но этому направлению в государственных структурах когорту молодых специалистов.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность; исследовательская компетенция; профессиональная самореализация врача-практика; биомедицинские исследования.

Для цитирования: Красовский В.С. Исследовательская компетенция врача-практика как фактор совершенствования профессиональной самореализации. Социология медицины. 2017; 16(2): 112—114. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-112-114

Для корреспонденции: Красовский Виктор Сергеевич, ассистент кафедры биологии Астраханского ГМУ врач-невролог. E-mail: vsk-ss@rambler.ru

Krasovsky VS.

THE RESEARCH COMPETENCE OF PRACTICAL PHYSICIAN AS A FACTOR OF IMPROVEMENT

OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

The Federal state budget educational institution of higher education «The Astrakhan state medical university»

of Minzdrav of Russia, 414000 Astrakhan, Russia

The article presents the analysis of impact of research competence on the process of professional self-realization of practical physicians. The personal self-perception of physician from positioning of oneself as active subject of cognition, opened to new experience and ready for getting out of available scope of knowledge is considered as an indicator of availability and developness of research competence at the stage of post-graduate stage of profession genesis. The article presents a complex of qualities of subject needed to successful self-realization in profession in conditions of modern medicine. The questionnaire survey was applied to assess through physicians the process of receiving and application of experience of research activities in university and also of the course of professional self-realization. The questionnaire emphasized such research skills as scientific informational, methodological, theoretical, empirical, written speech and communicative speech ones. The testing was applied to compare self-rating of physicians in the area of research skills and real research knowledge and skills. The results testify an inadequate attention to development of research competence at pre- and post-graduation work stages of professional genesis. The cohort of young specialists is considered as a most perspective one for working in this direction in state structures.

Keywords: research activity; research competence; professional self-realization; physician; biomedical studies

For citation: Krasovsky V.S. The research competence of practical physician as a factor of improvement of professional self-realization. Sociologya meditsiny. 2017; 16(2): 112—114. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-112-114

For correspondence: Krasovsky V.S., neurologist, assistant of the chair of biology of the Federal state budget educational institution of higher education «The Astrakhan state medical university». E-mail: vsk-ss@rambler.ru Conflict of interest. The author declares absence of conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 06.02.2017 Accepted 27.03.2017

Социология медицины. 2017; 16(2)

РР! http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-112-114

Социология медицинской профессии

Понятие «исследовательская компетентность» с точки зрения лечебно-профилактической деятельности изучено неполно и нуждается в глубоком философско-методологическом рассмотрении. При описании проблемы формирования исследовательской компетентности авторами [1-3] используются различные значения данного понятия. Медицина в условиях стремительного развития биомедицинских исследований требует от врача-специалиста постоянного самосовершенствования путем процесса познания [4]. В связи с этим в рамках данного исследования необходимо рассматривать исследовательскую компетентность как особую функциональную систему психики и совокупность качеств человека, обеспечивающих ему возможность быть эффективным субъектом его профессиональной деятельности.

Цель исследования — провести социологический анализ влияния исследовательской компетенции на процесс профессиональной самореализации врачей-практиков.

Материалы и методы

Подготовка статьи выполнялась в соответствии с основополагающими принципами социологии медицины, сформулированными в фундаментальной работе акад. А.В. Решетникова «Социология медицины» [5]. Результаты исследования и выводы получены на основе конкретных социологических исследований, в процессе которых применялись методы контент-анализа источников литературы, анкетирования и тестирования. Объектом исследования стали врачи (п = 450), из них 241 врач-практик (п = 119 до 30 лет и п = 122 старше этого возраста) и 209 врачей, ведущих собственное научное исследование (п = 106 до 35 лет и п = 106 старше). В группу врачей-учёных были включены врачи-практики, которые по совместительству являлись преподавателями медицинского вуза, проходили обучение в аспирантуре или вели научно-исследовательскую деятельность на условиях соискателей, а также имели ученую степень.

С целью изучения самооценки умений, необходимых для осуществления научно-исследовательской деятельности, опрос вёлся по разработанной анкете «Самооценка научно-исследовательских умений врача». Проверка адекватности самооценки врачей в области научно-исследовательских умений реальным научно-исследовательским знаниям и умениям проводилась методом тестирования по разработанному тесту «Знания и умения в области научно-исследовательской деятельности». При составлении теста в основном оценивались методологические знания и умения, необходимые при проведении научного исследования. Тест представляет собой закрытый вопрос с предложенным перечнем ответов, объединённых в 4 блока: I — теоретические знания в области научного исследования; II — формулирование научной проблемы; III — выбор проблемной ситуации, способной выступить основой для научного исследования; IV — определение целей и задач научного исследования.

Результаты исследования

Человек, получивший высшее медицинское образование, имеет непосредственный опыт погружения в науку в форме различных исследовательских зада-

Таблица 1

Оценка врачами опыта исследовательской деятельности, полученного в вузе (в %)

Опыт исследовательской

Группа деятельности

низкий средний высокий

Врачи-практики

молодой специалист (до 30 лет) 52 32 16

зрелый специалист 82 12 6

Врачи, ведущие научно-иссле-

довательскую деятельность

молодой учёный (до 35 лет) 13 48 39

зрелый учёный 8 36 56

ний, включённых в систему подготовки специалиста. Однако большинство респондентов из группы врачей-специалистов оценивают опыт, полученный в результате обучения по программам вузовской подготовки и системы непрерывного послевузовского профессионального обучения, на низком уровне. Даже в группе молодых врачей, ведущих научно-исследовательскую деятельность, данный опыт оценен не выше среднего уровня. И только в группе зрелых учёных он оценен как высокий (табл. 1).

В исследовании самооценки полученного опыта исследовательской деятельности также было решено проанализировать самооценку степени владения умениями, полученными врачами в ходе их профессиональной самореализации.

Общая самооценка исследовательских умений врачей выше среднего уровня, практически не зависела от возраста (64,4% в группе молодых специалистов и учёных и 60,35% в группе зрелых специалистов и учёных), однако существенно повышалась в группах лиц, сочетающих лечебно-профилактическую и научно-исследовательскую деятельность. Более высокие результаты самооценки научно-исследовательских умений показали врачи, которые ведут научно-исследовательскую работу.

Данную закономерность можно объяснить тем, что в представленной группе большинством выполняется собственное научное исследование. В процессе работы над ним врач обретает больше знаний и умений научно-исследовательской направленности, чем остальные. Для того чтобы выяснить, насколько адекватна самооценка врачей в области научно-исследовательских умений реальным научно-исследовательским знаниям и умениям, сравнили полученные результаты с результатами тестирования. При этом по каждому блоку заданий тестируемые испытывали серьёзные затруднения. Так, большинство врачей испытывает трудности в определении научной проблемы (62,8%), в выборе проблемной ситуации (60,8%), способной выступить основой для научного исследования, а также в формулировании целей и задач научного исследования (49%). Теоретическими знаниями в области научного исследования врачи также не отличились (58,5%) (табл. 2).

Оценка знаний в области научно-исследовательской деятельности в меньшей степени зависит от возраста (затруднения испытывают 62,7% врачей в группе мо-

114 Sociology of Medicine, Russian journal. 2017; 16(2)

_DOI http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-112-114

Sociology of the medical profession

Таблица 2 Результаты тестирования врачей-практиков (в %)

Оценка I блок II блок III блок IV блок

Выполнили верно 41,5 37,2 39,2 51

Допустили ошибки 27,2 29,7 32,7 33,2

Выполнили неверно 31,3 33,1 28,1 15,8

Таблица 3

Результаты тестирования врачей-практиков в зависимости от возраста и рода занятий (в %)

лодых специалистов и учёных и 52,7% в группе зрелых специалистов и учёных), но в большей степени от занятия научно-исследовательской деятельностью (затруднения испытывают 79,5% врачей в группе молодых и зрелых специалистов и 36% в группе молодых и зрелых учёных; табл. 3). Итак, положительные результаты тестирования возрастают в 1,2 раза в группе зрелых специалистов и в 2,2 раза среди лиц, сочетающих лечебно-профилактическую и научно-исследовательскую деятельность.

Обсуждение

Исследование показало, что самооценка врачей в области научно-исследовательских умений находится на среднем уровне. Врачи, которые занимаются научно-исследовательской работой, владеют более высокой самооценкой научно-исследовательских умений по сравнению с другими врачами. Уровень самооценки научно-исследовательских умений врачей не зависит ни от их врачебного стажа, ни от их возраста. Результаты тестирования также не обнадёживают, поскольку врачи не показали достаточных теоретических и практических знаний в области научного исследования. В большей степени врачи испытывают затруднения в сфере методологии исследования: в определении научной проблемы, целей и задач научного исследования, а также в выборе проблемной ситуации, способной выступить основой для научного исследования.

Заключение

Данные, полученные в результате анкетирования и тестирования врачей-практиков, свидетельствуют о недостаточном внимании к формированию исследовательской компетенции на до- и постдипломных этапах профессиогенеза. Актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится обучение студентов способам добывания и переработки научной информации путём самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Основными задачами, которые можно поставить перед высшей медицинской школой в сложившихся условиях, являются формирование исследовательской компетентности студентов и вовлечение студентов и преподавателей учреждений высшего медицинского образования в фундаментальные и прикладные исследования. Решение перечисленных задач требует серьёзного пересмотра системы подготовки специалистов, изменения подходов к их обучению, обеспечения непрерывного профессионального развития (в том числе на рабочем месте), самосовершенствования и самовоспитания.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Оценка I блок II блок III блок IV блок По всем блокам

Молодой специалист (до 30 лет) выполнили верно 29 21 18 24 23

допустили ошибки 34 40 38 48 40

выполнили неверно 37 39 44 28 37

Зрелый специалист выполнили верно 11 13 16 32 18

допустили ошибки 24 27 46 51 37

выполнили неверно 65 60 38 17 45

Молодой учёный (до 35 лет) выполнили верно 54 49 42 61 51,5

допустили ошибки 29 27 33 22 27,7

выполнили неверно 17 24 25 17 20,8

Зрелый учёный выполнили верно 72 66 81 87 76,5

допустили ошибки 22 26 14 12 18,5

выполнили неверно 6 8 5 1 5

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интере-

сов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильязова М.Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и прикладная задача современного образования. Высшее образование сегодня. 2008; 7: 28-30.

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб-к научных трудов. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»; 2007.

3. Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория. Молодой учёный. 2011; 1: 228-30.

4. Королев Н.Н., Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н. Особенности адаптации в начале трудовой деятельности молодого специалиста в сфере здравоохранения. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011; 3: 135-6.

5. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину). Руководство. М.: Медицина; 2002.

Поступила 06.02.2017 Принята в печать 27.03.2017

REFERENCES

1. Il'yazova M.D. Technique of formation of professional competence of future professionals as a relevant theoretical and applied problems of modern education. Vysshee obrazovanie se-godnya. 2008; 7: 28-30. (in Russian).

2. Competence in education: design experience. [Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovaniya. Sbornik nauchnyh trudov]. Moscow: Nauchno-vnedrencheskoe predprijatie «INJeK»; 2007. (in Russian)

3. Ryndina Yu.V. Research competence as a psycho-pedagogical category. Molodoj uchenyj. 2011; 1: 228-32. (in Russian).

4. Korolev N.N., Ermolaev D.O., Ermolaeva Yu.N. Features of adaptation at the beginning of employment of young specialists in the field of public health. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnykh i fundamental'nyh issledovanij. 2011; 3: 135-6. (in Russian).

5. Reshetnikov A.V. Sociology of Medicine (introduction to scientific discipline). [Sotsiologiya meditsiny (vvedenie v nauchnuyu disciplinu)]. Moscow: Meditsina; 2002. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.