Научная статья на тему 'Исследовательская и проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся'

Исследовательская и проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / интерес / проект / учащийся / развития / познание / research / interest / project / student / development / cognition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Резеда Башировна, Rezeda Sharipova

В статье рассмотрен вопрос формирования познавательного интереса учащихся младшего звена школы на примере работы кружка. Также рассмотрен вопрос проявления технического интереса учащихся старшего звена при подготовке проектов. В статье приводятся примеры проектов «Умный дом — технологии будущего» (на примере собранного робота), «Цифровые технологии» (с применением лазерных технологий), проекты с использованием средств информатизации, электронного контента, мультимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research and Project Activity as a Means of Developing Cognitive Interest of Students

The article considers the issue of formation of cognitive interest of junior school students on the example of the work of a club. The issue of the manifestation of the technical interest of senior students in the preparation of projects is also considered. The article provides examples of such projects as “Smart Home — Technologies of the Future” (using as an example an assembled robot), “Digital Technologies” (using laser technologies), projects using informatization tools, electronic content, multimedia technologies.

Текст научной работы на тему «Исследовательская и проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся»

Исследовательская и проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся_

Шарипова Резеда Башировна

ш

Исследовательская и проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся

Research and Project Activity as a Means of Developing Cognitive Interest of Students

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования познавательного интереса учащихся младшего звена школы на примере работы кружка. Также рассмотрен вопрос проявления технического интереса учащихся старшего звена при подготовке проектов. В статье приводятся примеры проектов «Умный дом — технологии будущего» (на примере собранного робота), «Цифровые технологии» (с применением лазерных технологий), проекты с использованием средств информатизации, электронного контента, мультимедийных технологий.

Ключевые слова: исследование, интерес, проект, учащийся, развития, познание

Abstract. The article considers the issue of formation of cognitive interest of junior school students on the example of the work of a club. The issue of the manifestation of the technical interest of senior students in the preparation of projects is also considered. The article provides examples of such projects as "Smart Home — Technologies of the Future" (using as an example an assembled robot), "Digital Technologies" (using laser technologies), projects using informatization tools, electronic content, multimedia technologies. bywords: research, interest, project, student, development, cognition

Формирование и развитие познавательного интереса учащихся происходит с первых школьных дней — это путь успешности учения. Е. Ю. Бельская [Бельская и др., 2008, с. 75] выделяет несколько форм бытия науки: науки как познавательная деятельность, как особый вид мировоззрения, как специфический тип познания, как социальный институт. Научная деятельность — это когнитивная (познавательная) деятельность,

Шарипова

Резеда Башировна,

учитель информатики и педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 25 им. 70-летия нефти Татарстана, г. Альметьевск e-mail: re1zeda@mail.ru

Rezeda

Sharipova,

Teacher of Computer Science and Additional Education, School No. 25 named after the 70th Anniversary of Tatarstan Oil

Дополнительное образование детей и образование за пределами школы

п

Рисунок 1

Рисунок 2

^ни \S%\ I

Рисунок 3

имеющая своей целью получение нового знания [Бельская и др., 2008, с. 75].

В современной школе подход к познавательной деятельности рассматривается с иной точки зрения. Познавательный интерес, а именно интерес к исследовательской и практико-ориентированной деятельности формируется у школьников с начальной школы. В нашей школе работают кружки «В мире информатики», где учащиеся получают знания по предмету, занимаются проектной деятельностью.

Несомненно, занятия в кружках, формируют у учащихся познавательный интерес через творчество, самостоятельное познание. На уроках информатики для младших классов внедрена и успешно показывает свои результаты методика работы с конструктором LEGO. Конструкторы LEGO за последние десятилетия прочно вошли в нашу жизнь. В составе набора имеются маленькие человечки, которых можно «одевать» к каждой сцене, и даже маленькие животные. Мир конструктора разнообразен. На сегодняшний день почти каждый ребенок имеет возможность наилучшим образом реализовывать свой потенциал в области дизайна и конструирования, используя различные наборы LEGO.

Чем старше становятся дети, тем более разнообразны у них интересы и тем более сложные задачи они могут решать, используя конструкторы. Также у учеников начальной школы есть потребность не просто создавать фигурки и модели LEGO, но и придумывать истории с этими человечками (Рисунок 1). Именно потребности игры, причудливые повороты сюжета служат толчком для создания новых конструкций и персонажей. Читая на уроках литературы сказки и истории, учащиеся собирают из уникального конструктора сцены и персонажей (Рисунки 2-5).

В тему «Графическая информация и графический редактор» включены практические работы с использованием наборов LEGO WeDo, т. е. предполагается сборка действующей модели и ее программирование в компьютерной программе графическим методом.

Кружок «Занимательная информатика» для учащихся 4-х классов (Рисунок 6) предполагает не только изучение программного материала, но и ведение практических работ в компьютерных программах Paint, где учащиеся создают изображения по темам, затем сохраняют рисунок в формате jpg, конвертируют в программу DOBOT, далее сигнал поступает в роботизированный манипулятор DOBOT Magician (Рисунок 7), он начинает выполнять задание, т. е. рисовать либо, используя специальную насадку — «лазер», может «выжигать» изображение. Таким образом, постепенно внедряя инновации в начальный уровень образования, мы формируем у учеников

4

Исследовательская и проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся_

Шарипова Резеда Башировна

ш

познавательный интерес, помогаем приобретать навыки работы с конструктором, пополняем знания в технической области.

Рассмотрим формирование познавательной деятельности учащихся старшего звена на примере работы кружка «Проектная деятельность». На таких занятиях происходит переход от информативного метода получения знаний к активным методам обучения с включением элементов проблем-ности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы учащихся. Это сочетается с переходом от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса к развивающим, стимулирующим развитие и творчество личности [Григорович, Марцинковская, 2006, с. 71].

Мотивация обучающихся к занятиям технической направленности создается посредством внедрения в практическую часть урока тем, связанных с инновационными технологиями. Так, работа на занятиях по направлению «робототехника» позволила учащимся повысить уровень знаний по начальному программированию и конструированию, практические занятия с использованием оборудования LEGO Mindstorms помогли грамотно использовать ИКТ для измерений, регистрации, установления обратной связи и управления различными процессами. Занятия способствовали развитию пространственного и математического мышления, а также интеграции школьного технологического образования с другими видами учебной деятельности. Кроме того, такая работа способствует развитию навыков коллективного труда — умению распределять обязанности, планировать свои действия в соответствии с общим замыслом, добиваться коллективного результата.

На занятиях кружка «Робототехника» учащимся выдавался пакет заданий, представлялся план работы на каждое занятие. За время прохождения обучения, учащиеся добились значительных успехов, так, к примеру, была отработана поставленная задача в категории «футбол роботов».

Проблематизм, как модель научной деятельности, наиболее ярко описал К. Поппер. Согласно этой модели, наука есть специфический способ решения теоретико-познавательных проблем [Бельская и др., 2008, с. 78]. Первый аспект бытия науки — аспект инновационности — характерен для современного понимания научной деятельности. Как важнейшая часть инновационной деятельности, наука представляет собой последовательную реализацию следующей структуры: фундаментальные исследования — прикладные исследования — полезные модели — опытно-конструкторские разработки [Бельская и др., 2008, с. 78].

Но современное общество интересует именно прикладной характер науки, т. е. учащимся интересно разрабатывать модели, которые используются в повседневной жизни.

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Дополнительное образование детей и образование за пределами школы

Рисунок 8

Рисунок 9

Памаги — бумажные жалюзи

Поэтому занимаясь проектной деятельностью, учащиеся проявляют интерес к практико-ин-формационным технологиям.

Так, к примеру, защита проектов старших классов основывается на ранее полученных знаниях и умениях. Рассмотрим, например, работу учеников 9-го класса по теме «Умный дом — технология будущего», созданную на основе изучения темы «Датчики», в которой было предложено создать робота, реагирующего на время суток «день» или «ночь», т. е. закрывающего и открывающего жалюзи. Для выполнения этой задачи учащиеся собрали робота, построили модель элемента умного дома — автоматические жалюзи, также создали компьютерную программу (Рисунок 8). Проявляя технический интерес к этой теме, ребята с помощью «Добота» нарисовали эмблему школы (Рисунок 9) и самостоятельно сделали «памаги»1 для своего «окна» (Рисунок 10). Для выполнения этого проекта необходимо было изучить темы по физике, информатике, собрать и изучить материалы системы «умного дома», овладеть навыками работы с многофункциональным настольным коллаборативным 4-х осевым роботизированным манипулятором с комплексом сменных блоков и дополнительных модулей.

Вышеизложенное показывает, как формируется познавательный интерес — через игровую деятельность учеников, усложняющуюся с возрастом.

Литература:

Бельская и др., 2008 — Бельская Е. Ю, Волкова Н. П., Иванов М. А. и др. История и философия науки / Под. ред. проф. Ю. В. Крянева, проф. Л. Е. Моториной. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008. 335 с.

Выготский, 2003 — Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. 1136 с.

Григорович, Марцинковская, 2006 — Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2006. 480 с.

Меерович, Шрагин, 2000 — Меерович М. И, Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. 432 с.

Рисунок 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.