Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность студентов по дисциплинам химического цикла как аспект повышения уровня их профессиональной подготовки'

Исследовательская деятельность студентов по дисциплинам химического цикла как аспект повышения уровня их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / STUDENT RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берендяева Людмила Александровна, Конева Ирина Владимировна

Рассмотрены вопросы организации исследовательской деятельности студентов младших курсов по дисциплинам химического цикла. Приведена примерная тематика реферативных и экспериментальных работ. Дана характеристика разработки индивидуального образовательного маршрута деятельности педагога-руководителя и студента по организации исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берендяева Людмила Александровна, Конева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Activity In The Disciplines Of Chemical Sciences As An Aspect Of Improving Professional Training Of Students

The article deals with the issues concerning the arrangement of undergraduate students’ research activity in the disciplines on chemical sciences. Besides, the article presents a sample list of student reports and experimental works. Special considerations relating to the development of individual educational route of the teacher and a student on the organization of research work are proposed.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность студентов по дисциплинам химического цикла как аспект повышения уровня их профессиональной подготовки»

Берендяева Л.А., Конева И.В. Исследовательская деятельность студентов по дисциплинам химического цикла как аспект повышения уровня их профессиональной подготовки // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/248-00075. - ISSN 2413-4066

УДК: 378.147.88

Берендяева Людмила Александровна

Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск la.berendyaeva@omgau.org

Конева Ирина Владимировна

Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск iv.koneva@omgau.org

Исследовательская деятельность студентов по дисциплинам химического цикла как аспект повышения уровня их профессиональной подготовки

Аннотация: Рассмотрены вопросы организации исследовательской деятельности студентов младших курсов по дисциплинам химического цикла. Приведена примерная тематика реферативных и экспериментальных работ. Дана характеристика разработки индивидуального образовательного маршрута деятельности педагога-руководителя и студента по организации исследовательской работы.

Ключевые слова: исследовательская деятельность обучающихся, профессиональная подготовка, творческие способности.

С переходом высшего образования на подготовку обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения (ФГОС3+) еще в большей степени возрастают требования к качественно новому уровню профессионального образования: перехода к непрерывному получению новых компетенций и квалификаций. Увеличение доли исследовательской деятельности в комплексе различных видов деятельности человека отражают мировую тенденцию интеллектуализации производительных сил.

В современном обществе постоянно возрастают потребности общества в специалистах с качественно новым уровнем подготовки, владеющих технологией научного исследования. Научно-технический прогресс создает благоприятные условия для развития исследовательских умений обучающихся, для формирования личности специалиста-исследователя путем изменения характера производственной деятельности человека. Современный специалист должен быть подготовлен к тому, чтобы самостоятельно, быстро и экономно находить и пользоваться всеми современными источниками информации, а также понимать, теоретически обосновывать и практически решать профессиональные задачи.

В связи с этим как никогда прежде возникает насущная необходимость создания адекватной системы высшего образования, что подразумевает ориентацию на развитие творческих способностей студенческой молодежи, активные методы овладения знаниями.

Исследовательская деятельность - это организация учебной работы, при которой обучающиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и применять знания по химии в реальной жизни. В процессе такого обучения обучающиеся учатся мыслить логически, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях, а преподаватель реально может осуществить переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей каждого студента.

В свете обозначенного, исследовательская деятельность обучающихся является важным аспектом в подготовке высокопрофессионального специалиста в условиях перехода на государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС3+).

При системной организации деятельности научных сообществ (чаще всего, кружках при кафедрах), обучающиеся получают определенный опыт исследовательской деятельности, а также возможность:

1. сочетать различные виды деятельности - исследовательской, природоохранной, просветительской;

2. совместно с преподавателями-руководителями прогнозировать «ситуации успеха»;

3. участвовать в совместном творчестве с преподавателем;

4. выбора направления исследовательской деятельности и творческой самореализации

Обобщая опыт педагогов высшей школы, можно выделить основные пути

формирования исследовательской деятельности обучающихся:

- на основе интеграции учебных дисциплин происходит активизация поисково-познавательной самостоятельности обучающихся;

- формирование основ рефлексивной культуры обучающихся,

- развитие коммуникативных умений обучающихся.

Приобщение студентов к исследовательской работе становится актуальным уже на начальном этапе высшего образования и это является одной из задач, которые стоят перед кафедрами, работающими со студентами младших курсов. Первокурсник включиться в новую для него деятельность может лишь тогда, когда ему предоставляется возможность участвовать в ней лично. На начальных этапах исследовательская деятельность направлена на достижение определенных, понятных студенту целей, на решение конкретных задач.

Исследовательская работа первокурсников может быть реферативной и экспериментальной. При любом варианте исследования обучающийся сначала работает с дополнительной справочной и научно- популярной литературой. По результатам проведенного поиска он подготавливает литературный обзор в соответствии с поставленной задачей и, далее, делает свои выводы по изучаемому вопросу. В качестве реферативных работ в течении ряда по химическим дисциплинам были выполнены следующие исследования: «Плюсы и минусы продуктов, содержащих генетически модифицированное сырье», «Проблема йодной недостаточности человека и пути ее решения», «Алкоголь как алиментарный фактор питания», «Гликемический индекс продуктов питания и его значение для рационального питания».

В процессе изучения химии многие традиционно выполняющиеся лабораторные и демонстрационные опыты могут быть преобразованы в исследовательскую деятельность обучающихся по определению цели, планированию состава и прогнозированию ожидаемого результата опытно-экспериментальной работы.

Многие исследовательские работы, выполняемые обучающимися по химическим дисциплинам, носят экспериментальный характер, например: «Сравнительный анализ содержания витамина С в капусте», «Определение содержания витамина Р в различных сортах чая», «Сравнительная характеристика сорбционных свойств пектиновых веществ цитрусовых плодов», «Оценка качества кисломолочных продуктов», «Содержание экстрактивных веществ в кофе разных сортов».

После изучения литературы по выбранной тематике, студент (под руководством преподавателя) подбирает и осваивает методики проведения химического анализа и на

основании полученных результатов делает соответствующие выводы. Результаты собственных исследований обучающиеся представляют в виде доклада (сообщения) на заседаниях студенческого научного кружка, а также на студенческих конференциях различных уровней. Лучшие работы удостаиваются права быть рекомендованы к печати.

В процессе выполнения студентами исследовательской работы можно выделить следующие этапы:

1. Мотивация работы.

2. Выбор направления исследования.

3. Постановка задачи.

4. Фиксирование и предварительная обработка данных.

5. Обсуждение результатов исследования, проверка гипотез.

6. Оформление результатов работы.

7. Представление исследовательской работы.

При выстраивании воспитательно-образовательного процесса вуза на основе идеи развития исследовательской деятельности студентов необходимо иметь в виду следующие позиции:

1. Необходимость использования взаимосвязи программ различных дисциплин на основе исследовательской деятельности.

2. Для формирования интереса к будущей профессиональной деятельности осуществлять выбор тематики исследований, приближенных к направлению подготовки.

3. Для каждого обучающегося необходимо выстраивать индивидуальную схему проведения исследования.

Разработка индивидуальной схемы проведения исследования подразумевает необходимость учета особенностей психологической деятельности каждого обучающегося, поэтому педагогам с первых дней работы следует приучать их к анализу и самооценке.

В работе Л.В.Трифоновой [1, с. 217-218] «индивидуальный образовательный маршрут обучающихся рассматривается ... как компонент опыта исследовательской деятельности, который позволяет педагогу организовать совместную деятельность со студентами по выявлению знаний, необходимых им для решения поставленной проблемы, развития исследовательских умений и выявления индивидуальных образовательных продуктов».

В процессе формирования опыта исследовательской деятельности обучающихся который педагогу-руководителю отводится роль наставника, осуществлящего

педагогическую поддержку выражаемую совместном анализе исходных данных задач, формулировке проблемы, демонстрации образцов формулирования целей работы, выборе метода исследования, помощи в освоении выбранных методов и выполнении экспериментальной части работы. Также поддержка педагога-руководителя заключается в совместном выявлении знаний, которыми необходимо овладеть обучающимся для решения поставленной задачи, а также грамотном планировании выполнения исследовательской работы.

Таким образом, при эффективной организации исследовательской деятельности обучающиеся уже на младших курсах получают возможность «прикоснуться» к определенным проблемам, стоящим перед специалистами выбранных ими направлений подготовки, что, безусловно, способствует повышению интереса к выбранной профессии и уровня их профессиональной подготовки.

Ссылки на источники:

1. Трифонова, Л.В., Организация исследовательской деятельности студентов - один из аспектов профессионального образования в условиях модернизации [Текст] / Л.В. Трифонова, // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. - С. 215-219.

Lydmila Berendyaeva

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HO Omsk SA U, Omsk

Irina Koneva

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HO Omsk SA U, Omsk

Research Activity In The Disciplines Of Chemical Sciences As An Aspect Of Improving

Professional Training Of Students

Abstract: The article deals with the issues concerning the arrangement of undergraduate students' research activity in the disciplines on chemical sciences. Besides, the article presents a sample list of student reports and experimental works. Special considerations relating to the development of individual educational route of the teacher and a student on the organization of research work are proposed.

Keywords: student research activity, professional training, creative abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.