Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых'

Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ВИДЫ / TYPES / УРОВНИ И ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / LEVELS AND GOALS OF STUDENTS' RESEARCH / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПОНЕНТА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / RESEARCH COMPONENT OF SUBJECTS / COMPETENCES OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагин Леонид Александрович, Шубенкова Евгения Валериевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы исследовательской компоненты образовательных программ высшего профессионального образования в рамках решения задач формирования и эффективного использования компетенций инновационной деятельности, в частности, подходы к разработке содержания самой исследовательской деятельности применительно к определенной ступени высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брагин Леонид Александрович, Шубенкова Евгения Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors discuss acute problems of the research component in educational programs of higher education within the frames of goals connected with shaping and effective using competences of innovative activity, such as approaches to the development of research activity content in respect to a certain stage of higher education.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Д-р экон. наук Л. А. Брагин д-р экон. наук Е. В. Шубенкова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В статье рассмотрены актуальные вопросы исследовательской компоненты образовательных программ высшего профессионального образования в рамках решения задач формирования и эффективного использования компетенций инновационной деятельности, в частности, подходы к разработке содержания самой исследовательской деятельности применительно к определенной ступени высшего образования.

Ключевые слова и словосочетания: компетенции инновационной деятельности, инновационное развитие, качество образования, виды, уровни и цели исследовательской деятельности студентов, исследовательская компонента учебных дисциплин.

Исследовательская работа студентов во всем мире традиционно рассматривается в качестве важнейшей составляющей высшего профессионального образования. Не исключение и Россия, где исследовательская деятельность прочно вошла в образовательный процесс уже начиная с ХУШ в., с самого начала формирования Российской академии наук, Московского университета. На протяжении веков менялись требования, условия, формы организации этой работы, но ее значимость оставалась неизменной.

В настоящее время в соответствии с положениями и документами европейских форумов в рамках Болонского процесса исследовательская работа студентов определяется в качестве одной из основных составляющих образовательного процесса в вузе. При этом подчеркивается значение исследований как фундамента в реализации роли высшего образования, его движущей силы, отмечается значимость исследований и исследовательской подготовки для качества образования и подготовки молодых ученых-исследователей. В 2009 г. в Левене / Лувен ла Неве было отмечено, что «высшее образование должно базироваться на научных исследованиях, тем способствуя инновационному и творческому процессу в обществе. Надо увеличить число людей, обладающих научно-исследовательской компетенцией» \

Российская система высшего образования также стремится повысить уровень исследовательской работы студентов в вузе. Большое внимание исследовательской составляющей высшего образования уделяется в современной России в рамках решения задач формирования и эффективного использования компетенций инновационной деятельности, предусмотренных Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до

1 Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левен / Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 г. // Высшее образование в России. - 2009. - № 7.

2015 года, ФЦПРО и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Известно, что сложившиеся негативные моменты в области инновационного развития и качества образования, в том числе высшего, во многом обусловлены и недофинансированием сферы образования в конце XX - начале XXI в.

За последние годы правительством Российской Федерации предприняты значительные усилия, направленные на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании:

- реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено 30 млрд рублей);

- на конкурсной основе 29 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 гг. на все программы развития было выделено 8,42 млрд рублей);

- реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета с 2010 по 2012 г. будет выделено около 90 млрд рублей).

Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях начата только в последние годы. Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определено, что «система образования на всех этапах ...должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности». Стратегией ставятся конкретные задачи по созданию комплекса условий, стимулирующих исследовательскую деятельность школьников и студентов, и фиксируются ожидаемые результаты их решения. В частности, «к 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским программам, будут участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития»1.

Формирование у студентов необходимых компетенций, устойчивой социальной мотивации к включенности в НИР, освоение этого сложного вида деятельности требуют создания соответствующих условий в вузе.

В настоящее время в вузах началась реализация основных образовательных программ (ООП), разработанных в соответствии с требованиями стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения - ФГОС ВПО. Исследовательская деятельность определена в этих стандартах в качестве одного из основных видов профессиональной деятельности, которую надо развивать, совершенствовать в вузах. Кроме того, абсолютно ясно, что и по таким видам профессиональной деятельности, как, например, расчетно-

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/4432/ll. 12.08-2227r.pdf

экономическая, аналитическая, будущий выпускник должен обладать компетенциями исследовательской деятельности.

Перед разработчиками ООП среди прочих стояла важная задача - максимально отразить исследовательскую компоненту в ее основных элементах. Конечно, есть специфика организации исследовательской деятельности по разным направлениям подготовки и в разных вузах: технических (ранняя специализация, работа в новых технологических условиях, творческих производственных коллективах), естественно-научного направления (лабораторные эксперименты, опыты), гуманитарного и экономического направления, где исследование в основном носит аналитический, информационно-текстовый характер.

Исследовательская деятельность студента может осуществляться в рамках учебного плана с предусмотренными формами ее выполнения (реферат, курсовая и дипломная работы, практика) либо в качестве собственной инициативной деятельности (в стенах вуза в рамках СНО и иных формах и в других учреждениях, предприятиях, фирмах). Задача деканатов, кураторов, тьюторов, кафедр (прежде всего выпускающих), каждого преподавателя вовлечь практически каждого студента в оба направления исследовательской деятельности.

Первое направление реализуется в процессе освоения учебных дисциплин, прослушивания надпредметного курса (курсов) по теории исследовательской работы, а также в процессе учебной и производственной практик, результативно проявляясь в участии студентов в конкурсах, конференциях, творческих аукционах, в публикациях и т. д.

Понятно, что объектом регламентации может быть прежде всего исследовательская деятельность, предусмотренная учебным планом. Однако учитывая, что образовательные стандарты нового поколения дают большие возможности самостоятельности и вузам, и обучающимся, инициируемая преподавателем или проводимая по инициативе студента исследовательская работа может дополнять требования стандарта, отражаться в компетентностной модели выпускника по конкретной ООП, разрабатываемой и реализуемой тем или иным вузом, и фиксироваться в основной образовательной программе. В силу этого в образовательной программе могут быть отражены все виды исследовательской деятельности студента.

Рассматривая студента в качестве субъекта исследовательской деятельности в образовательном процессе и решая задачу вовлечения всех студентов в исследовательскую деятельность, необходимо учитывать их индивидуальные, общекультурные фоново-образовательные особенности и наличие предшествующего опыта применительно к освоению исследовательской деятельности, что должно отражаться при построении индивидуальной образовательной траектории студента, предусмотренной ФГОС.

Важная задача - разработать содержание самой исследовательской деятельности на основе определения в качестве ее единицы и соответственно единицы обучения действия, дать номенклатуру действий для каждой ступени, выделить их специфику, определить направленность на формирование определенных профессиональных компетенций и конкретных умений и навыков исследовательской, аналитической, проектной работы, представить общую программу организации исследовательской деятельности студентов (ИДС).

При этом необходимо иметь в виду, что для каждой ступени высшего образования (бакалавриат, магистратура) ИДС есть самостоятельная деятельность, имеющая собственный результат завершения и специфику научно-методического сопровождения. Единство всего процесса ИДС обеспечивается реализацией принципов преемственности и последовательности.

При определении содержания исследовательской деятельности студента необходимо осуществлять его разграничение по следующим критериям: самостоятельности выполнения исследовательской деятельности (собственная инициатива, руководство преподавателя); нарастания сложности выполняемого исследовательского действия по ступеням образовательного процесса; включения новых действий.

По этим критериям можно разграничить содержание понятия «исследовательская деятельность студента» на учебно-исследовательскую; научно-исследовательскую под руководством (с сопровождением); самостоятельную научно-исследовательскую деятельность студента бакалавриата и магистратуры и собственно научную деятельность магистра.

Учебно-исследовательская деятельность имеет основную цель - научиться основам исследовательской деятельности, т. е. освоить необходимые, заданные объемы исследовательских действий под руководством и контролем преподавателя. Если эти действия были предварительно уже сформированы (например, в школе), то они осознаются в процессе этой деятельности как научные понятия. Научно-исследовательская деятельность под руководством имеет основную цель - научиться использовать освоенные исследовательские действия при решении заданных преподавателем задач при его непосредственном контроле. Самостоятельная научно-исследовательская деятельность имеет цель - ставить конкретные научные задачи и находить средства и способы (методы) их решения с участием преподавателя. Научная деятельность качественно отличается от предыдущих видов. Она направлена не на освоение и использование освоенного, ее цель - найти новое в научном познании, дать определенный прирост научного знания. Если цель предыдущих трех видов, совпадающая с общей целью образования, - «оснастить» студента (бакалавра, магистра) определенной способностью решать социально-профессиональные задачи, т. е. развить его самого для последующей профессиональной деятельности, то научная деятельность преимущественно нацелена на развитие такой формы общественного сознания, как наука.

При проектировании и организации ИДС необходимо зафиксировать позицию завершенности каждой ступени образования (курса обучения) определением конкретного результата ИДС. В качестве такого результата выступает совокупность освоенных знаний, сформированных умений и степень уверенного самостоятельного владения ими для решения разнообразных задач в разных социально-профессиональных ситуациях. Так, ступень бакалавриата должна характеризоваться определенным набором сформированных исследовательских действий. Завершается эта ступень выполнением выпускной квалификационной работы, которая свидетельствует о степени подготовленности бакалавра к постановке и решению исследовательских задач.

Создание программы организации исследовательской деятельности студентов основывается на следующих концептуальных положениях:

- ИДС - это процесс, результатом реализации которого в плане субъекта является научно-исследовательская компетентность (НИК). НИК есть общепрофессиональная компетентность, формируемая в процессе и в результате научно-исследовательской деятельности, организуемой и осуществляемой в образовательном процессе. Соответственно оценка НИД осуществляется по уровням сформированности НИК;

- научно-исследовательская компетентность, как и любая другая компетентность, характеризуется знаниями, умениями, навыками (опыт применения знаний при решении задач);

- научно-исследовательская деятельность включает три части, рассматриваемые по основанию характера обработки информации: аналитико-информационную, рецептивную; репродуктивно-продуктивную, деятельност-ную; конструктивную, результативно фиксирующую (текстово-презента-тивную).

Организация исследовательской деятельности имеет две составляющие: личностную и деятельностную. Первая включает задачи организации адаптации студента, его мотивации, удовлетворенности результатами деятельности, рефлексии, а вторая - освоения составляющих содержание ИДС действий, т. е. означает организацию: а) освоения знаний и исследовательских действий, реализующих эти знания в процессе решения задач; б) посредством соответственных форм и методов работы под руководством преподавателя и самостоятельно; в) с привлечением и использованием материала учебной дисциплины или специального учебного курса «Научно-исследовательская деятельность студента»; г) в процессе решения студентом специально подготовленных, ие-рархизированных по сложности и поставленных преподавателем учебно-исследовательских и научно-исследовательских задач и выполнения серии проектов, включающих курсовые и выпускные квалификационные работы, предусмотренные учебным планом. Деятельностное содержание ИДС (как совокупность знаний и научно-исследовательских действий) по мере ее освоения субъектом последовательно, сохраняя уровень предыдущего, расширяется, углубляется, добавляется, структурируется (что особенно значимо при переходе от бакалавриата к магистратуре).

Организация ИДС включает диагностирование в режиме мониторинга важных для исследовательской и последующей профессиональной деятельности выпускника личностных и интеллектуальных качеств (например, таких, как креативность, целенаправленность, ответственность и др.) и при необходимости последующую их коррекцию. Программа организации, регламентируемая временным распределением, предусмотренным учебным планом, задаваемым ФГОС ВПО и ООП, характеризуется целью, предметным (деятельно-стным) содержанием, формами, методами, контрольно-оценочными средствами, сочетанием практической и теоретической составляющих, где последняя должна быть представлена специальным надпредметным курсом.

В настоящее время так называемая исследовательская компонента учебных дисциплин если и присутствует в программе, то предусматривает в основном передачу некоторой суммы знаний по вопросам исследовательской деятельности (понятий и обзорной характеристики методов исследования, отдельных сторон методологии педагогического исследования) в отрыве от

практической их реализации. Выполнение запланированных курсовых и дипломных работ практически не связано с этими знаниями.

При формировании предметного (деятельностного) содержания ИДС следует руководствоваться перечнем исследовательских действий, которые должен освоить студент определенного курса обучения.

Так, для бакалавра I курса обязательны следующие действия:

1. Понимание сущности понятия «научное исследование» в отличие от бытового понятия «исследование».

2. Ознакомление с проблемным полем исследования, определенным преподавателем.

3. Уяснение того, что означает проблема исследования, как снятие противоречия.

4. Ознакомление с основной литературой по заданной преподавателем проблеме (так называемое ознакомительное чтение).

5. Отбор необходимой для выполнения задания литературы на основе ее просмотра (так называемое просмотровое чтение).

6. Чтение литературы с анализом ее содержания (так называемое аналитическое чтение).

7. Определение, выделение и фиксация нужной для выполнения задания информации из текста под контролем преподавателя.

8. Анализ, обобщение и систематизация выделенной из текста нужной информации.

9. Анализ и выделение из текста ранее неизвестной информации.

10. Логически последовательная организация полученной информации в виде плана, логически структурированных тезисов.

11. Фиксация полученной информации в тексте, его структурирование как реферативного конспекта - результата работы с литературой по проблеме исследования в форме реферата, эссе, текста доклада под руководством преподавателя.

12. Определение цели чужих реферируемых исследований, ее формулирование, письменная фиксация.

13.Построение дерева целей, определение конкретных задач собственного возможного исследования под руководством преподавателя.

14. Формирование текстового или электронного портфолио как фиксации пути освоения исследовательских действий при их теоретическом осмыслении.

Для бакалавра II-III курсов обязательны следующие в последовательности освоения действия:

1. Определение понятий «проблема», «предмет» исследования как ответ на вопрос «что исследуется?».

2. Определение понятия «гипотеза» исследования, ее структура, виды, содержание, связь гипотезы и цели исследования (под руководством преподавателя).

3. Выдвижение и обоснование гипотезы по предполагаемой проблеме исследования, связь гипотезы и результата.

4. Обоснование выбора гипотезы и ее формулировки (описательная, условная и др.).

5. Ознакомление с существующими в данной отрасли научного знания методами и методиками исследования как доказательствами гипотезы в соответствии с поставленной целью.

6. Выбор метода и конкретной методики (методик) проведения пилотного исследования (под руководством преподавателя).

7. Разработка принципиальной структуры, плана исследования, определение его составляющих (цели, проблемы, предмета, гипотезы) под руководством преподавателя.

8. Определение ожидаемого результата исследования как формы гипотезы.

9. Составление плана проведения собственного пилотажного исследования в формате курсового проекта.

10. Проведение пилотного исследования в формате курсового проекта.

11. Протокольная фиксация результатов исследования.

12. Соотнесение результатов исследования с гипотезой.

13. Соотнесение результатов исследования с целью исследования.

14. Статистическая обработка результатов исследования (использование основных методов анализа).

15.Проведение теоретического обоснования результатов исследования.

16. Логическое структурирование фиксации результатов исследования в тексте.

17.Фиксация теоретически обоснованных результатов исследования в общепринятом формате отчета об исследовательской работе.

18.Подготовка текста курсового проекта по принятой форме.

19.Дополнение, систематизация материалов портфолио. Проведение анализа.

Студент бакалавриата IV курса как человек, завершающий первый уровень высшего профессионального образования, самостоятельно при руководстве/участии преподавателя выполняет все ранее формируемые и осознанные как таковые исследовательские действия. На этом завершающем бакалаврскую подготовку уровне студент должен уметь:

1. Самостоятельно ставить проблему исследования, формулируя его предмет в конкретной области научного знания применительно к формату выпускной квалификационной работы.

2. Самостоятельно формулировать цель и задачи предполагаемого исследования.

3. Выдвигать гипотезу (как предполагаемый образ результата) исследования, уметь в случае ее неподтверждения отклонять и формулировать новую.

4. Выбирать и обосновывать выбор метода, конкретных методик исследования, релевантных его предмету и гипотезе.

5. Разрабатывать и фиксировать план, процедуру предстоящего исследования.

6. Проводить самостоятельное исследование в формате выпускной квалификационной работы в соответствии с планом и с протокольной фиксацией его результатов.

7. Проводить требуемую характером исследования статистическую обработку результатов, используя ее программное обеспечение.

8. Соотносить полученные теоретически обоснованные результаты исследования с гипотезой и целью исследования.

9. Описывать и формулировать результаты исследования в логике реализации цели.

10. Составлять полный текст-отчет по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования в формате выпускной квалификационной работы, соблюдая требования к ее оформлению, содержательно-структурной организации, стилистическому соответствию.

11. Редактировать текст, подготавливая его к презентации и защите.

Каждое из представленных исследовательских действий как составляющую соответствующей компетенции необходимо оценивать (тестирование, экспертная оценка). Оценка может производиться по трехбалльной шкале сформированности (освоения): 1 - ниже порогового уровня - действие освоено поверхностно; 2 - пороговый уровень (как обязательный для всех студентов) - действие в целом освоено; 3 - повышенный уровень (относительно порогового уровня).

Рассматривая предметное содержание исследовательской деятельности как совокупность подлежащих освоению исследовательских действий, нельзя не остановиться на основных формах учебной работы, посредством которых осуществляется это освоение. При этом общедидактически признанным является положение, что эффективность освоения содержания любого учебного материала в значительной мере определяется адекватностью выбранных форм учебного процесса. Наиболее продуктивными формами для развития творческого и соответственно исследовательского потенциала студентов являются интерактивные.

Таким образом, процесс развития исследовательской деятельности студентов нуждается в общей переориентации образовательного процесса на проблемное, проектное обучение с использованием активных методов работы с преподавателем в творческом, интерактивном взаимодействии.

Список литературы

1. Байденко В. И., Олейникова О. Н. Научные исследования в сфере профессионального образования: состояние и проблемы. - М., 2000.

2. Данько Т. П. Желаемое и действительное в реформировании высшего образования // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2005. - № 3.

3. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - М. : Ижевск, 2001.

4. Селянская Г. Н. Роль и место системы менеджмента качества в общем управлении вузом // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2007. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.