Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность школьников на занятиях элективного курса при изучении лирики В. П. Катаева'

Исследовательская деятельность школьников на занятиях элективного курса при изучении лирики В. П. Катаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подгрушняя О. С.

Использование исследовательской технологии при изучении русской литературы – актуальная темой современной методической науки. В статье представлен вариант школьного исследования раннего творчества В.П. Катаева рамках элективного курса «Аксиологическая проблематика произведений русской и зарубежной литературы Первой мировой войны. «Автор делает вывод, что использование технологии исследования, используемой в рамках элективного курса при знакомстве с ранним творчеством В.П. Катаева, способствуют расширению учебных и познавательных умений учащихся, необходимых для эффективного осуществления научной и исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность школьников на занятиях элективного курса при изучении лирики В. П. Катаева»

3. Первая мировая война / Сост., предисл., вступит. статьи к документам и комент. С.Н. Семанова. - М.: Молодая гвардия, 1998.

4. Соловьев B.C. София // Соловьев B.C. Поли. собр. соч. и писем в 20 тт. Т. 2. - М.: Наука, 2000. - С. 123.

5. Степун Ф.А. Мысли о России. Очерк VIII (Национально-религиозные основы большевизма: пейзаж, крестьянство, философия, интеллигенция) // Степун Ф.А. Соч. - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 315.

6. Степун Ф. Мысли о России. Очерк IV // Там же. - С. 248.

7. Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Берлин, 1923. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся, тт. 1-2. - Нью-Йорк, 1956.

8. Степун Ф.А. Мысли о России. Очерк X. Демократия и идеократия; буржуазная и социалистическая структура сознания; марксистская идеология как вырождение социалистической идеи; религиозная тема социализма и национально-религиозное бытие России // Степун Ф.А. Сочинения. - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 354 (курсив Ф. Степуна).

9. Степун Федор. Прошлое и будущее славянофильства // Там же. - С. 834 (курсив Ф. Степуна).

10. Степун Ф.А. Из писем прапорщика-артиллериста. - Томск: «Водолей», 2000.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ В.П. КАТАЕВА © Подгрушняя О.С.*

Московский институт открытого образования, г. Москва

Использование исследовательской технологии при изучении русской литературы - актуальная темой современной методической науки. В статье представлен вариант школьного исследования раннего творчества В.П. Катаева рамках элективного курса «Аксиологическая проблематика произведений русской и зарубежной литературы Первой мировой войны. «Автор делает вывод, что использование технологии исследования, используемой в рамках элективного курса при знакомстве с ранним творчеством В.П. Катаева, способствуют расширению учебных и познавательных умений учащихся, необходимых для эффективного осуществления научной и исследовательской деятельности.

Элективные курсы в современной школе дают возможность не только активно использовать и развивать у школьников общеучебные умения, но и становятся средством координации деятельности учителей в рамках

* Учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы № 229 Зеленоградского округа г. Москвы.

реализации основной образовательной программы на уровне преподавания базовых и профильных дисциплин. Обращение к технологии исследования делает такое взаимодействие особенно эффективным, о чем свидетельствует опыт реализации элективного курса «Аксиологическая проблематика произведений русской и зарубежной литературы Первой мировой войны (1914-1918)», разработанного для учащихся 10-11 классов.

Одна из главных задач курса заключается не только в совершенствовании навыков филологического анализа художественных произведений разных жанров, но и в формировании у старшеклассников основ организации и проведении самостоятельной научно-исследовательской деятельности в смежных с филологией областях гуманитарных наук (истории, философии, обществоведении и др.). Цель курса состоит в знакомстве с произведениями мировой литературы (европейской, включая русскую литературу, и американской) начала XX века, созданных по следам Первой мировой войны. Для понимания закономерностей, определивших развитие литературы «потерянного поколения», необходимо прочтение таких этапных произведений, как «На Западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека, а также изучение военных дневников и записок русских писателей-фронтовиков Ф.А. Степуна, М.М. Пришвина, Н.С. Гумилёва, прозы и лирики В.П. Катаева и др.

Педагогический процесс в современной школе переходит на качественно новый уровень технологий. Технология исследовательской деятельности интересна тем, что сам процесс исследования начинается задолго до выявления аксиологической проблематики рассматриваемого текста, с раздумья над произведением, экскурсии, доклада, литературной викторины. Формирование навыков исследовательской деятельности начинается с обращения к традиционным приёмам работы, побуждающих учащихся знакомиться с научными источниками, справочниками, архивами, мемуарами и др. носителями информации, требующими самостоятельности в подборе и анализе разнообразных текстов, пытливости в раздумьях над произведением.

Проследим, как технология исследования может быть использована на занятиях обозначенного элективного курса при знакомстве с лирическими произведениями В.П. Катаева периода Первой мировой войны, отражающих аксиологическую проблематику его поэзии. В начале исследовательской работы проведём констатирующий эксперимент, чтобы выяснить состояние дел по изучаемой проблеме. Для этого учащиеся курса должны ответить на несколько вопросов:

1. С какими произведениями В.П. Катаева?

2. Какие периоды отечественной истории отражены в книгах В.П. Катаева?

3. Какие общечеловеческие проблемы рассматриваются писателям в этих произведениях?

4. Назовите хронологические рамки Первой мировой войны и события, связанные с нею. Вспомните, какие страны принимали участие в этой войне?

5. Назовите имена писателей или поэтов, чьё творчество связано с Первой мировой войной. Вспомните произведения этих авторов, в которых нашли отражениями события Первой мировой войны.

6. Очертите круг проблем и тем, затрагиваемых авторами в этих произведениях? Какие из этих тем, по Вашему мнению, могут быть отнесены к общечеловеческим и почему? Какое место они занимают среди других тем в этих произведениях и почему?

7. Найдите с философском словаре значение слова «аксиология» и назовите проблемы, затронутые в произведениях названных Вами авторов, писавших о Первой мировой войне, которые могут быть определены как аксиологические.

8. Подумайте, как соотносится понятия аксиология и «потерянное поколение»?

Проанализировав ответы на вопросы, мы вместе с ребятами убеждаемся, что исследование лирики В.П. Катаева будет актуально и своевременно, так как сформирует представление о главных темах творчества писателя и поэта, проблемах, поднимаемых в литературе Первой мировой войны. На первом этапе исследования вместе с ребятами сформулируем гипотезу, то есть выдвинем предположение, догадку о том, что трагические события начала XX века, сильные потрясения не могли не отразиться в произведениях отечественной и мировой литературы. Формированию нашего представления об аксиологической проблематике русской литературы будет способствовать использование лирических произведения В.П. Катаева. Объектом исследования станет процесс формирования духовнонравственной проблематики творчества В.П. Катаева, а предметом исследования (для развития представлений об аксиологической проблематике мировой литературы) - поэтические произведения В.П. Катаева, датированные 1915-1916 годами. Чтобы преодолеть изолированность произведений от всего творчества писателя, на занятиях элективного курса изучать поэтическое творчество будем параллельно с биографией В.П. Катаева. При такой системе изучения лирическая поэзия воспринимается учащимися в живой связи с личностью поэта и писателя, с теми фактическими условиями, в которых она создавалась, тогда понимание конкретноисторического содержания художественного произведения, его восприятие и осмысление будет интересно ребятам.

Наше исследования связано с ранним периодом творчества В.П. Катаева и ограничивается рамками с 1915 по 1917 гг.. Ребятам предлагается найти ответ на вопрос: «Каковы основные мотивы ранней лирики В.П. Катаева?» Предложим задуматься над тем, почему прозаик В.П. Катаев пишет стихотворения, как молодость ищет себя?

Второй этап исследования заключается в подборе методик исследова-ния, изучении теоретических проблем и сборе собственного материала. Учащиеся разделяются на группы, и каждая группа ведет свою исследовательскую деятельность. Первая группа учащихся самостоятельно составляет вопросы для викторины по творчеству В.П. Катаева. Викторина - это игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединённых общей темой. Такая форма деятельности даёт возможность повысить интерес к занятию, позволяет усвоить большое количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности. Вопросы викторины могут быть сгруппированы, например, следующим образом: «Угадай, что это за герой», «Из какого произведения этот отрывок», «По местам боёв В.П. Катаева» и т.д. Необходимо предостеречь ребят от составления очень трудных вопросов, так как викторина должна быть понятной и доступной всем, материал, по которому она составляется, должен быть знаком, а вопросы должны быть разноуровневыми.

- Что приговаривала девочка Женя из сказки «Дудочка и кувшинчик», собирая землянику в лесу?

- Назовите произведение, в котором главными героями являются Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко?

- Как называется повесть о мальчике, осиротевшем в годы Великой Отечественной войны и ставшем сыном полка?

- Как называется новый литературный стиль, основоположником которого является В.П. Катаев? В чем особенности стиля?

- Какое произведение В.П. Катаева названо строкой из стихотворения Б. Пастернака?

Для создания викторины можно использовать вопросы, построенные на основе двух произведений, например, «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи».

- Сколько лет прошло с той поры, о которой идёт речь в повести В.П. Катаева «Белеет парус одинокий»?

- Какими словами начинался доклад В.П. Бачей о Л. Толстом?

- Какая ленточка была на Петиной бескозырке и какие у него были из-за неё неприятности? и т.д.

Вторая группа старшеклассников работает над «Литературным бюллетенем», куда войдут отзывы о прочитанных книгах писателя, рекомендации для дополнительного чтения. «Литературный бюллетень» становится популяризатором книг В.П. Катаева, таких, как «Трава забвения», «Юношеский роман», «Уже написан Вертер», «Сын полка», «Хуторок в степи», «Цветик-семицветик» и многих других. Обсуждение этих книг помогает понять, глубже осмыслить творчество писателя.

Третья группа готовит заочную экскурсию, объединенную единым биографическим сюжетом: «Образ утраченной юности «потерянного поколения» на примере жизни и творчества В.П. Катаева». Заочной экскур-

сии необходимо уделить пристальное внимание, так как осознание источников творчества В.П. Катаева, этапы становления писателя и поэта помогут более эффективно провести исследовательскую работу. Составляя заочную экскурсию, учащиеся приучаются к самостоятельной поисковой деятельности. Обобщённая запись экскурсии включает краткую биографию жизненного пути писателя.

1. Первый этап - становление поэта и писателя. Семья В.П. Катаева: отец - учитель истории Пётр Катаев, брат Евгений Петров, соавтор И. Ильфа, автор «Двенадцати стульев»; уроки Ивана Алексеевича Бунина.

2. Второй этап - Одесса - малая родина В.П. Катаева. Частые переезды; Пироговская , 3; семья Алексинских; первая любовь - Ирина Алексинская, Ирен, Сиреневая; частое появление эпитета «сиреневая» в лирике В.П. Катаева.

3. Третий этап - Первая мировая война; ученик 7 класса Пятой гимназии В. Катаев - доброволец; ранения, госпиталь; первые публикации в столичных журналах.

Лирика В.П. Катаева известна не всем. Предложим учащимся в качестве знакомства вместе прочитать и истолковать по предложенным вопросам одно из его стихотворений, которое было опубликовано в одесской газете «Южная мысль» 10 апреля 1916 года. Это поможет увидеть характерные черты поэзии В.П. Катаева.

В апреле

В апреле сумерки тревожны и чутки Над бледными, цветущими садами,

Летят с ветвей на плечи лепестки,

Шуршит трава чуть слышно под ногами.

С вокзала ль долетит рассеянный свисток,

Пройдет ли человек, собака ли залает,

Малейший шум, малейший ветерок Меня томит, волнует и пугает.

И к морю я иду. Но моря нет. Залив Безветрием зеркальным обесцвечен,

Застыл, под берегом купальни отразив,

И звезды ночь зажгла на синеве, как свечи.

А дома - чай и добровольный плен.

Сонет, написанный в тетрадке накануне.

Певучий Блок. Непонятый Верлен.

Влюбленный Фет. И одинокий Бунин.

1916.

1. Прочитайте стихотворение вслух.

2. О чём это стихотворение?

3. Какое время года описано в стихотворении?

4. Назовите приметы апреля.

5. Как с помощью звукописи автор передаёт состояние природы и лирического героя? (Как помогают изобразительные средства языка ощутить состояние природы и лирического героя?)

6. На сколько логических частей можно разделить стихотворение?

7. Найдите кульминацию стихотворения.

8. Как меняется движение в стихотворении?

9. Какие чувства переживает лирический герой в начале стихотворения и в конце?

10. Какую роль играют в стихотворении союзы но, а?

11. Каким мы представляем себе лирического героя стихотворения? Почему?

12. В стихотворении звучит мотив «добровольного плена». Какую тему поднимает в конце стихотворения автор?

13. Какие эпитеты стихотворения помогают понять душевное состояние лирического героя?

14. Почему в последних строках стихотворения лирический герой обращается к именам великих поэтов?

15. Как соотносятся название стихотворения с датой написания?

16.0 чём это стихотворение: о времени года, о поиске себя в мире или человеческой жизни? Напишите сочинение - миниатюру, ответив на поставленный вопрос.

Практическая исследовательская работа в группах начинается с завязки исследования, выраженной в проблемном вопросе: «Какие сквозные мотивы характерны для лирики Катаева времён Первой мировой войны?» Две группы работают над сопоставительным анализом стихотворений, относящихся к разным периодам творчества В.П. Катаева. Для выполнения сопоставительного анализа стихотворений предложим учащимся краткий план сравнения произведений:

1. Проанализируйте время создания стихотворений, события в жизни поэта в этот период (если это важно для данных стихотворений) ;

2. попробуйте определить жанр, темы стихотворений, их основные идеи;

3. сравните в стихотворениях образы лирических героев;

4. как создаётся эмоциональный настрой стихотворений (роль изобразите льно-выразительных средств);

5. какова композиция стихотворений?

В начале исследования напомним учащимся, что в лирике главный художественный образ - переживание. Старшеклассники, получая задание, понимают, что интерпретация стихотворения (толкование, объяснение, раскрытие смысла стихотворения) - тонкий душевный процесс слияния чтения, переживания и понимания лирического произведения.

Первая группа занимается сопоставительным анализом стихотворений «Туман весенний стелется» и «Ночной бой», относящихся к периоду службы В.П. Катаева в Действующей армии (1916 год).

- Как вы думаете, почему стихотворение «Туман весенний стелется» не имеет названия?

- На сколько логических частей можно разделить стихотворение «Туман весенний стелется»? Почему?

- Какие чувства переживает лирический герой в каждой из частей стихотворения?

- Какую роль играет в стихотворении пейзаж ?

- Сравните гамму красок в каждой логической части стихотворения. Какой вывод Вы сделали?

- Каким мы представляем себе лирического героя В.П. Катаева? Почему?

- Определите главные темы стихотворения.

- Как вы думаете, о чём стихотворение «Ночной бой»?

- На сколько логических частей можно разделить стихотворения?

- Какие главные темы стихотворения «Туман весенний стелется» отсутствуют в стихотворении «Ночной бой» ?

- Как изменилась цветовая гамма стихотворения «Ночной бой» по сравнению со стихотворением «Туман весенний стелется»?

- Докажите, что эти стихотворения принадлежат одному автору;

- Сравните функцию пейзажа, гамму красок, состояние лирического героя в стихотворениях;

- Какие языковые средства усиливают образность стихотворений?

- Что общего в стихотворениях?

- Чем отличаются стихотворения?

Стихотворение «Туман весенний стелется...» появилось в издании «Весь мир» в 11 мартовском номере за 1916 год вместе со стихотворением «В пути» («Снега. Леса. Разрушенные села...»), под была подпись: «Действующая армия, 1916 г.» Стихотворение «Ночной бой» опубликовано в том же издании в номере 13 с указанием: «Действующая армия. 1916 г.»

Группа делает выводы по выполненному исследованию. Вторая группа занимается сопоставительным анализом стихотворений «Письмо», «У орудия», опубликованных в 9 и 12 номерах издания «Весь мир» в 1916, и «Зелёным сумраком повеяло в лицо...», относящихся к военному и послевоенному периодам творчества В.П. Катаева. Учащиеся должны проследить, как изменилось состояние лирического героя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Подумайте и определите тему этих стихотворений.

- Какие чувства испытывает лирический герой в первом и втором стихотворениях?

- На сколько логических частей можно разделить стихотворения? Почему?

- Какие строки стихотворений подчёркивают различие в настроении лирического героя?

- Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения;

- Чем различаются стихотворения? Что в них общее?

Группа учащихся делает вывод по выполненному исследованию.

В экспериментальной ( второй части) мы пытались на практике найти подтверждение или опровергнуть заявленную гипотезу об аксиологической проблематике литературы эпохи Первой мировой войны на примере лирики В.П. Катаева. Заключительной частью нашего исследования станет контрольный эксперимент, который мы проведём в форме тестирования. В тест можно включить вопросы, относящиеся как к биографии В.П. Катаева, так и к его творчеству:

1. Участником какого исторического события стал В.П. Катаев?

2. Произведения какого жанра были созданы В.П. Катаевым в период с 1915 по 1916 годы?

3. Какие антивоенные произведения были созданы В.П.Катаевым?

4. Над какими темами размышляет В.П. Катаев в ранних стихотворениях? Какие проблемы ставит перед читателем?

5. Как называется приведённое ниже стихотворение В.П. Катаева?

По результатам контрольного эксперимента мы можем сделать вывод,

что наша исследовательская работа на занятиях элективного курса прошла успешно. Учащиеся отрабатывали следующие умения: реферировали тексты, обобщали прочитанный материал, систематизировали излагаемые факты, работали с литературой разных жанров, что укрепило и расширило навыки анализа поэтического текста, расширило кругозор старшеклассников. Выполненное исследование даёт нам возможность поставить перед ребятами новые вопросы для формирования следующего творческого замысла.

Список литературы:

1. Катаев В. Собрание сочинений в девяти томах. Том 9. Повести. Стихотворения. / Примечания Л. Скорино. - М.: Худ.лит., 1972.

2. Архипова Н.М. О путях изучения поэтических произведений. - М., Просвещение, 1964.

ДУХОВНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА © Полякова И.В.*

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Данная публикация рассматривает дуализм трактовки категории «духовность» в современной теории воспитания, а также приемы по форми-

* Доцент кафедры Немецкого языка, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.