Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РЕРИХОВСКОГО ОБЩЕСТВА, «РУССКИЙ КОСМИЗМ» И ЯВЛЕНИЕ «ДОСУГ»'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РЕРИХОВСКОГО ОБЩЕСТВА, «РУССКИЙ КОСМИЗМ» И ЯВЛЕНИЕ «ДОСУГ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование русского космизма / высший пифагорейский досуг / Рериховское общество / г. Омск / a research / Russian cosmism / highest Pythagorean leisure / Omsk Roerich Society

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волощенко Геннадий Григорьевич

Статья посвящена истории создания философского исследовательского семинара «Русский космизм», деятельности Омского Рериховского общества. Пифагорейская школа с принципом взаимодействия человека с Космосом, возрождённая в Учении Христа, стала основой развития европейской науки, получила распространение в России. Русская школа приняла ответственность за эволюционное воспитание человека как гражданина Космоса при ведущем значении сердца. Показан вклад омских исследователей в изучение истоков космизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF OMSK ROERICH SOCIETY, “RUSSIAN COSMISM” AND THE PHENOMENON OF “LEISURE”

The article is devoted to the history of the creation of the philosophical research seminar “Russian Cosmism” and the activities of Omsk Roerich Society. The Pythagorean school with the principle of human interaction with the Cosmos, revived in the Teachings of Christ, became the basis for the development of European science and became widespread in Russia. The Russian school accepted the responsibility for the evolutionary education of the man as a citizen of the Cosmos, with the leading importance of the heart. The author shows the contribution of Omsk researchers to the study of the origins of cosmism.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РЕРИХОВСКОГО ОБЩЕСТВА, «РУССКИЙ КОСМИЗМ» И ЯВЛЕНИЕ «ДОСУГ»»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

УДК 101.9:908 ГРНТИ 03.23.55

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РЕРИХОВСКОГО ОБЩЕСТВА, «РУССКИЙ КОСМИЗМ» И ЯВЛЕНИЕ «ДОСУГ»

Г.Г. Волощенко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Россия, 644033, г. Омск, пр. Мира, 55

Статья посвящена истории создания философского исследовательского семинара «Русский космизм», деятельности Омского Рериховского общества. Пифагорейская школа с принципом взаимодействия человека с Космосом, возрождённая в Учении Христа, стала основой развития европейской науки, получила распространение в России. Русская школа приняла ответственность за эволюционное воспитание человека как гражданина Космоса при ведущем значении сердца. Показан вклад омских исследователей в изучение истоков космизма.

Ключевые слова: исследование русского космизма, высший пифагорейский досуг, Рериховское общество, г. Омск.

RESEARCH OF OMSK ROERICH SOCIETY, "RUSSIAN COSMISM" AND THE PHENOMENON OF "LEISURE"

G.G. Voloschenko Dostoevsky Omsk State University Russia, 644033, Omsk, pr. Mira, 55

The article is devoted to the history of the creation of the philosophical research seminar "Russian Cosmism" and the activities of Omsk Roerich Society. The Pythagorean school with the principle of human interaction with the Cosmos, revived in the Teachings of Christ, became the basis for the development of European science and became widespread in Russia. The Russian school accepted the responsibility for the evolutionary education of the man as a citizen of the Cosmos, with the leading importance of the heart. The author shows the contribution of Omsk researchers to the study of the origins of cosmism.

Keywords: a research, Russian cosmism, highest Pythagorean leisure, Omsk Roerich Society.

В 2006 г., по окончании докторантуры Ленинградского государственного института культуры, я в Кемерове защитил докторскую диссертацию по культурологии, в которой до© Волощенко Г.Г., 2024_

казывал, что всем известному высокому досугу Аристотеля предшествовал «высший досуг» Пифагора [1]. В 1980-х гг. я был приглашён в числе десяти по Союзу Н.Н. Бревновой для

укрепления научной работы на кафедру социально-культурной деятельности ОмГУ, в те же годы работал по совместительству заведующим сектором в Сибирском филиале Российского института культурологии и задумывался, где брать материал для продолжения глубинной исторической темы.

В 2010-х гг. к нам на кафедру университета с портретом Пифагора пришли представители Омского регионального Рериховского общества и попросили возглавить философский исследовательский семинар «Русский космизм», сказав при этом, что у них есть по-луторатысячная библиотека по индоевропейской культуре, где упоминается Пифагор. Л.В. Секретова, заведующая кафедрой, не возражала, но попросила об отсрочке, когда у меня в 2013 г. закончится совместительство в СФРИК.

В 2012 г. в общественных науках России произошло значимое событие. Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова в специальном письме информировала библиотеки и общественность, что в биб-лиотечно-библиографической классификации произошли изменения, введены в отдел «Философия» два новых индекса: «Теософия» — Е.П. Блаватская и др.; «Космизм» — В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И. Рерихи, А.Л. Чижевский и др. Естественно, философские работы Рерихов и Е.П. Блаватской выбыли из отдела «Религия», «Мистика. Магия. Эзотерика и оккультизм» [2].

Очередной вопрос: почему носителей тайны досуга Пифагора — восточной божественной деятельности — так жестоко преследовали в Европе до новой эры и после, до 1600 года включительно?

И здесь на помощь приходят Живая Этика, философия Космической реальности Н.К. и Е.И. Рерихов и Тайная Доктрина Е.П. Блаватской. Общее у них с пифагореизмом: «осевое время» — местоположение основного материала и русский космизм.

Общим и для пифагореизма (полностью), и для Живой Этики (в основном) было нахождение их базового материала в «осевом времени». К. Ясперс, автор этого термина, в работе «Смысл и назначение истории» так его объяснил: в отличие от родоначальников теории культурных циклов Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби считаем, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития (хотя многие факты говорят

против этого). Ось мировой истории, если она существует, может быть обнаружена только эмпирически. Её следует искать там, где с поразительной плодотворностью шло формирование человеческого бытия. Причём и для Азии, и для Запада общие рамки понимания можно отнести к тому духовному процессу, что шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории и появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время называется осевым, потому что в нём происходит много необычного.

Осевая эпоха — время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, появившейся на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне родственных друг другу [3]. В их контексте и рождались культурные ценности, приведшие к рождению Живой Этики и философии Досуга.

Продолжим анализ словами Л.В. Шапошниковой из её работы «Исторические и культурные особенности нового космического мышления»: «Общепризнано, что человечество в своей истории прошло три вида мышления. Но подходит четвертый. Мифологический, религиозный, научный, каждый из которых имел свои особенности, свою культуру, свою эпоху. Каждый вид формировался в глубинах предыдущего. У мифологического же сознания не было «опоры» или предыдущего системного мышления, в недрах которого бы оно зародилось. В этом состоит одна из его загадок. Всё в нём представляется тайной: и его целостность, и образность, и мудрая глубина этой образности, и загадочный язык символов, которыми пользовался человек, действуя и творя в пространстве мифологического мышления». И ещё: «...в самой мифологии заключается ряд труднообъяснимых особенностей. Знания, которые содержатся в мифах, начинаются, как правило, с космогонических представлений. И второе: мифологически знания оказались общими для народов, удалённых друг от друга на большие расстояния. Причиной этому служат различные исторические обстоятельства.» [4].

В конце XIX - начале XX века началась Духовная революция в России, приведшая к явлению Серебряного века в её культуре и философской мысли. Серебряный век принёс с собой ослепительные вспышки расцвета

искусства, философии, а также зарождение новой научной мысли. К сожалению, в трудах по истории России и её культуры Духовная революция, так много давшая России в целом, не удостоилась упоминания.

В.И. Вернадский писал: «Рушатся вековые устои научного мышления, срываются покровы, принимавшиеся нами за законченные создания, и под старыми именами перед удивлённым взором современников открывается новое неожиданное содержание» [цит. по: 4].

Предвидение нового космического мышления, новой системы познания владело не только В.И. Вернадским, но и А.Л. Чижевским, К.Э. Циолковским, П.А. Флоренским.

Причиной этому служат различные исторические обстоятельства, сложившиеся в России к началу XX в. Главное из них состоит в том, что Духовная революция совпала в определённой степени с революцией социальной, произошедшей в 1917 г. и получившей название Октябрьской. И тогда началось то великое противостояние двух революций, которое привело сначала к замедлению, а затем и вовсе к затуханию Духовной революции. Однако последняя, в основе которой лежала энергетика духа и культуры человека, не могла полностью исчезнуть с исторической арены страны и понесла в себе потенциал дальнейшего развития. Опираясь на непреходящие ценности, связанные с творческой деятельностью человека, Духовная революция была запрограммирована на долгое время, и остановить совсем её ход было невозможно. В отличие от социальной революции Духовная была связана с духовно-энергетическими процессами, происходящими внутри самого человека. Социальная же революция занималась лишь внешней стороной человеческого бытия, выдвигая на первый план проблемы классовой борьбы, экономического благоденствия угнетённых классов и передачу власти от господствующих классов к угнетённым. Мировоззренческой платформой в социальной русской революции являлось социологическое мироощущение XIX в., в основе которого лежала социально-экономическая доктрина крупнейшего учёного Германии Карла Маркса. Эта доктрина и стала фундаментом идеологии русской социальной революции. Если диапазон действия социальной революции ограничивался историческими рамками земной страны, то Духовная революция простирала свои крылья в Космос, действуя в пространстве энергети-

ческих коридоров космической эволюции и связывая воедино земное и небесное. Она заложила основы космической переориентации важнейших форм познания, таких как философия, наука, искусство, религиозный опыт.

Научный вид мышления сохранил за собой Европу, революция духа так же предшествовала зарождению этого мышления и проявила себя наиболее ярко в мысли французских энциклопедистов, а затем и в Великой французской революции 1799 г. Полагаем, что XVП-XVШ вв. были временем формирования научного мышления и его главной основы — эмпирической науки.

И наконец, четвёртый вид мышления, появившийся в России в результате Духовной революции в конце XIX - начале XX века, имеет полное право на название «космическое мышление». Исторические обстоятельства этого пространства и времени сложились так, что мы можем считать новый вид мышления чисто российским явлением, но имеющим тенденцию к глобализации. Наши великие учёные приняли самое активное участие в формировании этого нового мышления. Не остались в стороне русские философы Серебряного века, а также представители искусства и религии.

В начале 20-х гг. XX в. произошло событие важного эволюционного значения — из Духовного пространства на русском языке была передана система знаний, связанная самым тесным образом с теми процессами кос-мизации мышления, которые имели место в России.

Система была оформлена в книгах Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, которые в то время жили в Индии и были напрямую связаны с теми, кто стоял у истоков подобных знаний.

Книги имели не совсем обычные названия: «Зов», «Озарение», «Община», «Аум», «Беспредельность», «Сердце», «Агни Йога», «Мир Огненный», «Братство». Столь же необычным был и стиль их изложения, напоминавший спираль, по которой как бы поднималось сознание читателя. Они имели общее название «Живая Этика». В них повествовалось о космической эволюции человечества, её особенностях, причинах и роли человека в её сложнейших процессах. На первых читателей эти книги произвели необычное впечатление своей смелостью и новыми подходами к проблемам, казалось бы, уже решённым

и навсегда оформленным и канонизированным наукой. Некоторые полагали, что читают научно-фантастические произведения, которые в те годы стали появляться в большом количестве на мировом книжном рынке.

Основные положения Живой Этики:

1. Мироздание — целостная энергетическая система, состоящая из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене.

2. Взаимопроникновение и взаимодействие пространственных энергий обусловливают существование и развитие самых разных состояний материи с различными измерениями, которые и составляют множественность миров в Космосе.

3. Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие её формы.

4. Человек как энергетическая структура является не только частью Космоса, но и несёт этот Космос в своём внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в человеке.

5. Человек, в свою очередь, также зависит от миров более тонкого состояния материи и более высоких её измерений и т. д.

То, «чем человечество обладает, — сказано в Живой Этике, — оно черпает из Сокровищницы Космоса». [4, с. 8-10, 24-26].

Нами был организован философский семинар «Русский космизм», в рамках которого прошло свыше 30 занятий. Исследовательская деятельность в обществе развивалась в двух направлениях: общекультурном и специальном.

К общекультурному направлению относились доклады д.ф.н. В.И. Разумова «Философские аспекты Сибири»; д.ф.н. М.Д. Купа-рашвили «Давайте поговорим о мудрости»; к.ф.н. М.Ю. Трофимова «Метафизическое рождение»; к.ф.н. Л.А. Сон «Теоретические аспекты восточной культуры на примере корейской»; к.ф.-м.н. В.В. Лизунова «Методы научного познания»; к.х.н. А.В. Лизунова «Тайны русского языка»; к.ф.н. П.Д. Абрамова «К юбилею Ф.М. Достоевского. Достоевский

в наследии Рерихов». В рамках семинара также Л.Н. Зоммер была организована творческая встреча с омскими поэтами И. Сениным и Д. Сосновым.

Специальное направление включало материалы Рерихов, Е.П. Блаватской «"Русский космизм" и явление "досуг"»; Л.Н. Зоммер «Пакт Н.К. Рериха и защита культуры»; д.к. Г.Г. Волощенко «Раскрытие тайны досуга Пифагора», «Исчезновение ядра досуга в средневековой Европе», «Средневековый досуг. Сирийский излом», «Близость Живой Этики и тайны досуга Пифагора»; к.ф.-м.н.

A.И. Абрамова «Философия космической реальности как синтез планетарного космизма»; к.ф.н. П.Д. Абрамова (Москва - Омск) «Концепция беспредельности у Е.П. Блаватской и в Живой Этике», «Обзор источников и событий по Русскому Космизму», «Вмещение противоположений в онтологической и этической сферах познания»; к.п.н. Л.В. Секретовой «Педагогика русского космизма Николая Рериха в работе Вс.Н. Иванова "Н.К. Рерих — художник-мыслитель"»; 10 занятий семинара по психологии энергии, круглый стол в ОмГУПС «Вс.Н. Иванов и русский космизм Н.К. Рериха» с участием 12 докладчиков из Хабаровска, Москвы, Новосибирска и Омска.

Регулярно семинар поддерживают московские учёные, сотрудничающие с Международным центром Рерихов: проф., д.ф.н.

B.В. Фролов; проф., д.ф.н. О.А. Лавренова; к.ф.н. и к.п.н. А.А. Лебеденко; к.полит.н. И.М. Угрин и др.

Уникальным событием к 700-летию духовного Вождя России стал XII Международный научно-общественный форум «Сергий Радонежский и Россия: из прошлого в будущее», проведённый нами в Омске 6-8 ноября 2014 г. В международной конференции приняли участие представители 7 стран и 12 городов Европы и Азии. Она состоялась в здании Литературного музея имени Ф.М. Достоевского, авторы докладов — доктора и кандидаты наук Болгарии, Германии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана и Эстонии. Организаторами конференции выступили кафедра социально-культурной деятельности Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, Сибирский филиал Научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, Международный Совет Рериховских организаций, Омское отделение ВООПИиК, Омское

Рериховское общество при поддержке Международного центра Рерихов и Департамент культуры г. Омска.

Между семинарами и конференциями шла исследовательская деятельность, поиск в работах Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, Е.П. Блават-ской и др. материалах о Пифагоре, современном и историческом досуге. Трудность поиска была связана с большим числом авторов переводов и различиями в их подходах и трактовках. Глубинные доклады с анализом методологии развития Живой Этики представили к.ф-м.н. А.И. Говорова (Абрамова); к.ф.н. П.Д. Абрамов; Л.Н. Зоммер; к.ф.н. и к.п.н. А.А. Лебеденко; к.ф-м.н. В.В. Лизунов; Т.В. Разгоняева; Г.В. Филенкова; В.М. Некрасова и др.

Раскрытие тайны досуга Пифагора по Е.П. Блаватской и другим источникам

Космическое мышление — это новый тип мышления. Именно Космизм является той

основой, на которой создавались многие исторические учения, ставящие целью совершенствование человечества, — тем связующим разные эпохи мостом Культуры между Востоком и Западом, между Древней Грецией и современной Россией, между системой воспитания человека в Живой Этике и космизмом досуга Пифагора. Е.И. Рерих в «Космологических записях» отмечала: «Пытливый ум уловит сложность аппарата действительности. Он уловит нераздельность сути эволюции человечества от космических процессов. Потому реальное знание без предрассудков будет верным проводником в будущее. Всякое, хотя бы частичное осознание в космическом процессе — уже большая победа духа» [5, с. 238].

В 2006 г. в монографии докторской диссертации я доказал, что — досуг Пифагора (VI в. до н. э.) в первопоявлении — это высшая восточная деятельность богов — планет и Космоса, включающая в себя элементы математики и музыки [1, с. 159] (схема).

Мною в работе А.Ф. Лосева «Античная музыкальная эстетика» [6, с. 21] был найден миф, раскрывающий содержание пифагорейского досуга. В Высший досуг Пифагор включал: космичность нахождения; божественность происхождения; катарсис, метемпсихоз; музыку, акустику, арифметику, геометрию, физику, астрономию. Эти десять понятий были разделены греческими жрецами. Верхнюю часть оставили за Пифагором, нижнюю часть отдали школе, и она с VI в. до н. э. сменила «дом муз» Сапфо и стала развиваться в Древней Греции.

Деятельность пифагорейцев и учёных, разделяющих их взгляды, жестоко преследовалась в античной и средневековой Европе

(смертные приговоры от Сократа до Джордано Бруно). Имя Джордано Бруно здесь указано к.ф.н. П.Д. Абрамовым (РНИМУ им. Н.И. Пирогова) на заседании философского космологического клуба Омск - Москва. Организаторы: Г.Г. Волощенко, Л.В. Секретова, Л.Н. Зоммер. И вдруг в новейших работах [8] Пифагор ставится наряду с Иисусом Христом, восхваляются его научные труды. Интуиция подсказывала, что пропущено какое-то важное звено между этими периодами, отражающими столь разнящееся отношение к пифагореизму. Нужны восточные знания специалистов, таких как Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Е.П. Блаватская и др.

Состав Омского Рериховского общества: Слева направо: Е.С. Иванова, к.ф.-м.н. А.И. Абрамова, к.х.н. А.В. Лизунов, к.ф-м.н. В.В. Лизунов, д-р культурологии Г.Г. Волощенко (председатель), к.п.н. Л.В. Секретова, Л.Н. Зоммер (руководитель), М.П. Лобова, к.ф.н. П.Д. Абрамов

Первое приближение к многоплановому отображению Е.П. Блаватской места Пифагора в синтезе науки, религии и философии включает биографию, некоторые особенности творчества и характеристику досуга в древнем смысле в трёх её произведениях. Е.П. Блават-ская в «Теософском словаре» пишет:

«ПИФАГОР (греч.). Самый знаменитый из философов-мистиков, родившийся на Самосе около 586 г. до н. э. <...> Он объездил весь свет и собрал свою философию из различных систем <...>. Он изучал эзотерические науки у Brachmanes Индии, астрономию и астрологию в Халдее и Египте. В Индии он и по сей день известен под именем Яваначарья («Ионийский учитель»). По возвращении он поселился в Кротоне, в Южной Италии, где основал школу <...>. Именно Пифагор первым учил гелиоцентрической системе и был величайшим знатоком геометрии своего века. Также именно он образовал слово "философ" <...>. Как величайший математик, геометр и астроном исторической древности, а также глубочайший из метафизиков и учёных Пифагор завоевал неувядаемую славу. Он учил перевоплощению, как оно исповедуется в Индии, и многому другому из Тайной Мудрости» [7, с. 314].

Я доказывал, что слово «схолэ» — досуг — также принадлежит Пифагору, а то, что он «учил гелиоцентрической системе» — удивительный факт, «сносящий крышу», отсут-

ствует как у древних исследователей: Порфи-рия, Лаэрция, Ямвлиха, Аристотеля и других, так и у современных учёных [8, 9, 10]. В современной же науке гелиоцентрические взгляды начинаются со II в. до н. э. от Аристарха Самосского (ок. 310 — ок. 230 гг. до н. э.). [11, с. 39, 17].

Второй факт, дополняющий предыдущий, у Е.П. Блаватской в «Загадке в "Эзотерическом буддизме"»: «Во времена Пифагора гелиоцентрическая система была тайной, передаваемой исключительно в тишине и уединённости внутренних храмов; и Сократ был приговорён к смерти за то, что разглашал её, побуждаемый своим даймоном» [12, с. 227]. Этого факта, найденного в 2016 г., также нигде нет в известной нам литературе.

Факт третий найден в 2018 г., как и второй, московскими философами-рериховедами. Е.П. Блаватская в работе «Разоблачённая Изи-да» пишет: «Яблонский доказывает, что гелиоцентрическая система, так же как шарообразность Земли, была известна [восточным — Г.В.] священнослужителям с незапамятных времен. Эту теорию, добавляет он, Пифагор взял у египтян, которые получили её от Брахманов Индии» [13, с. 714, 829].

Таким образом, к Пифагорейскому досугу как к космической деятельности богов-планет, отражённой в европейском

знании у Филолая, ученика Пифагора, и включающей 5 планет, сферу неподвижных звёзд и Антиземлю, добавляются восточные трактовки досуга, заключающиеся в гелиоцентрической теории развития Солнечной системы.

Нами систематизированы три уровня развития досуга, философии и культуры от Пифагора, Сократа, Платона до современности, где главный уровень — досуг как божественная деятельность вверху, второй — как высокая деятельность Аристотеля в середине и третий — досуг как праздность древних римлян. Гелиоцентричность — главенствующее жизнедеятельное значение Солнца с подчинением ему планет, Земли и земного человечества открывала человеку небесный путь совершенствования как подобного Божеству. Включение человека с ведущим значением сердца как солнца системы человеческого организма в сферу «божественного досуга» давало возможность совершенствования его сознания в единстве со всей иерархической системой Космоса.

Космическое мировоззрение в сущностных моментах, идеях, чертах находило проявление на разных этапах развития человеческого общества: в восточной традиции мировидения, в основании философской мысли в Европе, гласящей, что человек есть микрокосмос макрокосмоса. Сам Платон удостоверяет это в своём «Филебе»: «Древние, которые были лучше нас и обитали ближе к богам, передали нам сказание, что всё, о чём говорится как о вечно сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность» [14].

О том, насколько сложен был путь раскрытия понятия «досуг», говорит его история в России. Первый штурм слова «досуг» у славян был у лингвистов Даля, Потебни и др. и оформлен статьёй Б.М. Ляпунова 1946 г. Второй штурм возник в СССР и России 1980-1990-х гг. и длится по настоящее время. В нём участвовали свыше двадцати организаций, но к финишу, раскрыв первозначение досуга как божественной деятельности, пришли трое, в том числе автор этих строк. Большую роль в изысканиях сыграл ленинградский ученый — д.ф.н. Эль-мар Владимирович Соколов.

Н.К. Рерих, анализируя уровень культурного сознания человечества, писал: «Разве можно считать естественным фактом, что понятие, ярко выраженное уже во времена Пифагора и Платона, могло бы так сузиться и поте-

рять истинное значение после всех веков так называемого развития. Пифагор уже в пятом веке символизировал собою целую стройную "жизнь Пифагорейскую". Пифагор утвердил музыку и астрономию как сестёр в науке. Пифагор, названный ханжами шарлатаном, должен ужасаться, видя, как вместо стройного развития разбита и искривлена наша современная жизнь, не знающая прекрасного гимна Солнцу-Свету» [15, с. 372, 452].

Е.И. Рерих отмечала: «Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюдения над явлениями природы не рождают в нём аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческой сущностью нужно искать ключи ко всем Тайнам Бытия, а следовательно, и разрешение многим проблемам жизни» [16, с. 177].

По мнению Е.И. Рерих, «человек является высшим проявлением Космоса и сублимацией всех его энергий или сил. Человек — сеятель зёрен духа, и чем чище его энергии, тем совершеннее эти зёрна. При росте сознания и совершенствования человечества вся жизнь не только на нашей планете, но и в Солнечной Системе и Космосе развивается с прогрессирующей быстротой» [5, с. 239].

Высокий досуг и школа в древнегреческой культуре обозначались одним словом «схолэ», у греков возникла школа с VII в. до н. э., но называлась сначала «домом муз» и лишь с VI в. до н. э. после Пифагора стала называться «школой» [1].

Пифагорейская школа с принципом взаимодействия человека с Космосом, отразившаяся в Афинской школе, возрождённая в Учении Христа, ставшая основой развития европейской науки, получила распространение в пространстве России в деятельности Святой Ольги и Ярослава Мудрого, Ивана Третьего и Софьи Палеолог, Сергия Радонежского и Андрея Рублёва, Ломоносова и Державина, подготовивших сознание творцов Русского космизма, увенчанного проявлением Живой Этики. Русская школа приняла ответственность за эволюционное воспитание человека как гражданина Космоса при ведущем значении сердца. Н.К. Рерих, понимая необходимость освоения знания, заключённого в Живой Этике, писал: «Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать любимым часом каждого ребёнка, тогда мы и взываем

к современному сердцу, прося его расшириться хотя бы до размеров Заветов Древности» [15, с. 372, 452].

Стратегическая целесообразность заключается в словах Е.И. Рерих: «Новый мир грядёт в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом. Сотрудничество всегда и во всём станет указом Дня» [16, с. 180]. Таким образом, вся система современного образования должна основываться на космическом мировоззрении Пифагорейского высокого досуга — Философии Космической Реальности.

Обнаруженный в глубинах индийских источников материал может иметь место, так

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волощенко Г.Г. Досуг: генезис и развитие. Омск : Полиграфист, 2012. 180 с.

2. Открытое письмо Первого вице-президента МОО «Международный центр Рерихов», генерального директора музея им. Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой от 04.12.2012 г. № 866.

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории [пер. с нем.] / Карл Ясперс [Вступ. ст. П.П. Гайденко]. 2-е изд. М. : Республика, 1994. 527 с.

4. Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления / Объединённый научный центр проблем космического мышления. М. : Международный Центр Рерихов, 2005. 125 с.

5. Рерих Е.И. Космологические записи. // У порога нового мира. М. : Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк, 2000. 462 с.

6. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика / предисл. и общ. ред. В.П. Шестакова. М. : Муз-гиз, 1960. 304 с.

7. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М. : Сфера, 2009. 576 с.

8. Шапошников А. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики / Антология мудрости. М. : ЭКСМО, 2003. 448 с.

9. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М. : Просвещение, 1993. 224 с.

10. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем Пифагореизме. СПб. : Алетейя, 1994. 376 с.

11. Роза Мария Рос. Музыка сфер. Астрономия и математика Т. 30. / Мир математики в 40 т. [пер. с исп.]. М. : Де Агостини, 2014. 176 с.

12. Блаватская Е.П. Что есть истина? — Загадка в Эзотерическом буддизме : сб. [пер. с англ.]. М. : Сфера, 1999. 304 с.

13. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М. : АСК, 2006. 829 с.

14. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М. : Альфа-книга, 2013. 1312 с.

15. Рерих Н.К. Твердыня пламенная, Град светлый. М. : Сфера, 1999.

как гелиоцентрические взгляды в Европе в имеющейся литературе начинаются со II в. до н. э. [17, с. 11-7Q], но церковь их преследовала вплоть до 16QQ года — года расправы над Джордано Бруно. И лишь труд епископа Н. Коперника 1545 г. «О вращении небесных сфер» и работы и изобретённый телескоп Га-лилео Галилея (15б4-1б42) начали поворот общественного мнения к гелиоцентрической модели в Европе. Поворот, у истоков которого со своей божественной деятельностью богов-планет, математикой и музыкой и т. д., входящих в первый вариант досуга (и с множеством жертв, заплативших жизнью за это знание, между Сократом и Бруно), стоял Пифагор.

REFERENCES

1. Voloshhenko G.G. Dosugi genezis i razvitie. Omsk i Poligrafist, 2012. 1S0 s.

2. Otkry'toe pis'mo Pervogo vice-prezidenta MOO «Mezhdunarodny'j centr Rerixov», general'nogo direktora muzeya im. N.K. Rerixa L.V. Shaposhnikovoj ot Q4.12.2Q12 g. № 8бб.

3. Yaspers K. Smy'sl i naznachenie istorii [per. s nem.] / Karl Yaspers [Vstup. st. P.P. Gajdenko]. 2-e izd. M. i Respublika, 1994. 527 s.

4. Shaposhnikova L.V. Istoricheskie i kul'turny'e osobennosti novogo kosmicheskogo my'shleniya / Ob''edinyonny'j nauchny'j centr problem kosmicheskogo my'shleniya. M. i Mezhdunarodny'j Centr Rerixov, 2005. 125 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rerix E.I. Kosmologicheskie zapisi. // U poro-ga novogo mira. M. i Mezhdunarodny'j Centr Rerixov. Master-Bank, 2000. 4б2 s.

6. Losev A.F. Antichnaya muzy'kal'naya e'stetika / predisl. i obshh. red. V.P. Shestakova. M. i Muzgiz, 19б0. 304 s.

7. Blavatskaya E.P. Teosofskij slovar'. M. i Sfera, 2009. 57б s.

S. Shaposhnikov A. Pifagor. Zolotoj kanon. Figu-ry' e'zoteriki / Antologiya mudrosti. M. i E'KSMO, 2003. 44S s.

9. Voloshinov A.V. Pifagor soyuz istiny', dobra i krasoty'. M. i Prosveshhenie, 1993. 224 s.

10. Zhmud' L.YA. Nauka, filosofiya i religiya v rannem Pifagoreizme. SPb. i Aletejya, 1994. 37б s.

11. Roza Mariya Ros. Muzy'ka sfer. Astronomi-ya i matematika T. 30. / Mir matematiki v 40 t. [per. s isp.]. M. i De Agostini, 2014. 17б s.

12. Blavatskaya E.P. Chto est' istina? — Zagadka v E'zotericheskom buddizme i sb. [per. s angl.]. M. i Sfera, 1999. 304 s.

13. Blavatskaya E.P. Razoblachyonnaya Izida. T. 1. M. i ASK, 200б. S29 s.

14. Platon. Polnoe sobranie sochinenij v odnom tome. M. i Al'fa-kniga, 2013. 1312 s.

15. Rerix N.K. Tverdy'nya plamennaya, Grad svetly'j. M. i Sfera, 1999.

16. Рерих Е.И. Письмо к американским сотрудникам от 3 марта 1930 г. // Культура и время. 2003. № 3/4.

17. Веселовский И.Н. Аристарх Самосский — Коперник античного мира // Историко-астрономичес-кие исследования : сб. науч. ст. / отв. ред. П.Г. Куликовский. М. : Наука, 1956. Вып. 7. 1961. С. 11-70.

Геннадий Григорьевич Волощенко — доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор кафедры театрального искусства и социокультурных процессов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, заслуженный работник высшей школы РФ.

16. Rerix E.I. Pis'mo k amerikanskim sotrudni-kam ot 3 marta 1930 g. // Kul'tura i vremya. 2003. № 3/4.

17. Veselovskij I.N. Aristarx Samosskij — Ko-pernik antichnogo mira // Istoriko-astronomicheskie is-sledovaniya : sb. nauch. st. / otv. red. P.G. Kulikovskij. M. : Nauka, 1956. Vy'p. 7. 1961. S. 11-70.

Gennady Grigorievich Voloschenko — Doctor of Cultural Studies, Cand. Sc. {Pedagogy}, Professor at the Department of Theater Arts and Sociocultural Processes at Dostoevsky Omsk State University, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 03.02.2024 г.

Информационная поддержка научной периодики Журнал «Вопросы образования» / Educational Studies (Москва)

Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. К вопросу о спросе на профессиональную аспирантуру в России: анализ данных о защитах диссертаций по техническим наукам. 2023. № 4. С. 25-54.

Современная российская аспирантура институционально ориентирована на воспроизводство кадрового потенциала науки и высшего образования. Поскольку карьерные траектории значительной части выпускников аспирантуры выходят за рамки академического рынка труда, научно-педагогическое сообщество обсуждает перспективы развития в России так называемой профессиональной аспирантуры, которая должна обеспечить целенаправленную подготовку высококвалифицированных кадров для наукоёмких секторов экономики и сферы интеллектуальных услуг. Дискурс о профессиональной аспирантуре сосредоточен на возможности адаптации эффективных практик зарубежных университетов и, к сожалению, в настоящее время не подкреплён количественными данными о востребованности такого формата послевузовской подготовки в России. Целью данного исследования является эмпирический анализ спроса на профессиональную аспирантуру в области технических наук.

На примере данных о выпускниках, успешно защитивших диссертации по техническим наукам в 2019 г., впервые была проведена количественная оценка распространённости практико-ориентированных диссертаций, авторами которых являются сотрудники организаций наукоёмких секторов экономики. Эмпирической основой исследования послужили общедоступные данные о защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата технических наук в России в 2019 г. (N = 1663). Для детального анализа были отобраны материалы диссертаций, которые содержали информацию об обучении в аспирантуре и месте работы диссертантов (N = 715). В результате исследования были определены параметры, характеризующие степень распространённости в России практико-ориентированных диссертаций по различным дисциплинарным группам технических наук, в том числе: доля выпускников аспирантуры, трудоустроенных вне академической сферы; доля диссертаций, тематически связанных с профессиональной деятельностью их авторов; распространённость подготовки диссертаций на базе предприятий реального сектора экономики; различия в социально-демографических характеристиках и публикационной активности выпускников, работающих над диссертациями в университетах и в наукоёмких коммерческих организациях. На основе проведённого анализа сделан вывод о целесообразности разработки профессиональных программ аспирантуры в области техники и технологий, направленных на кадровое обеспечение инновационной сферы, а также узакони-вания особых требований к этим программам и практико-ориентированным диссертациям, подготовленным в ходе их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.