Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1 КЛАССЕ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬМ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнишина Д.Д., Мутраков О.С.

В статье раскрываются особенности исследовательской деятельности младших школьников, формирования знаний об окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING KNOWLEDGE ABOUT THE WORLD AROUND YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE 1ST GRADE

The article reveals the features of the research activities of younger schoolchildren, the formation of knowledge about the world around them.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1 КЛАССЕ»

УДК 372.862

1 2 Дарья Дмитриевна Корнишина , Олег Сергеевич Мутраков

1,2Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы, Уфа, Россия

1 darya .2604991967@ gmail. com 2mutrakov@rambler.ru

Автор, ответственный за переписку: Дарья Дмитриевна Корнишина, darya .2604991967@ gmail. com

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В 1 КЛАССЕ Аннотация. В статье раскрываются особенности исследовательской деятельности младших школьников, формирования знаний об окружающем мире.

Ключевые слова: исследовательская деятельностьм, младший школьник, окружающий мир

• * * 1 2 Dana D. Kornishina , Oleg S. Mutrakov

1 2

, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia 1daria .2604991967@ gmail. com 2mutrakov@rambler.ru

Corresponding author: Daria D. Kornishina, daria.2604991967@ gmail. com

RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING KNOWLEDGE ABOUT THE WORLD AROUND YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE 1ST GRADE

Abstract. The article reveals the features of the research activities of younger schoolchildren, the formation of knowledge about the world around them.

Keywords: research activity, junior high school student, the surrounding world

Младший школьный возраст в педагогике понимается как, пожалуй, самый ответственный и важный отрезок жизни ребенка. В школе ребёнок получает опыт межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что становится психологической основой для всего дальнейшего личностного развития, в том числе и формирования такой единицы, как самосознание, которое во взрослой жизни определит отношение индивида не только к себе, но и к окружающей его действительности.

Перестройка всех психических процессов, а вместе с ними и формирование знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе может происходить только благодаря той деятельности, которая считается основной, или, по мнению Д.Б. Эльконина, ведущей. Для младших школьников это - учебная деятельность.[2]. Она устанавливает важные изменения, протекающие в развитии психики детей в данном возрастном периоде. Данный вид основной, ведущей деятельности имеет основную функцию - это стимулирование формирования всех сторон процесса изучения окружающей ребенка действительности -формирование знаний об окружающем мире у младших школьников.

В младшем школьном возрасте активно развивается мышление, что способствует формированию знаний об окружающем мире. У младших школьников появляются логически верные рассуждения, в рассуждениях они используют операции. В школьном обучении, в процессе формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе, преимущественно развивается словесно-логическое мышление. В процессе формирования знаний об окружающем мире младшие школьники овладевают системой понятий, что

171

указывает на развитие теоретического мышления.

Выделяют четыре условия, которые влияют на формирование знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе: имеющийся опыт общения ребенка с окружающим миром и его явлениями; особенности общения со сверстниками; индивидуальный опыт общения с окружающими; уровень умственного развития ребенка.

На сегодняшний день решение современных задач и эффективное формирование знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе только с помощью использования классно-урочной формы образовательного процесса, проведение оценок результатов, использование только тестовых проверочных работ, практически невозможно. Для этого необходимо осуществление поиска способов и формы организации всего образовательного процесса, которые должны быть направлены на достижение новых образовательных результатов.

В контексте ФГОС НОО перед педагогикой остро встаёт вопрос об использовании нетрадиционных форм работы, обеспечивающих формирование знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе, как для познавательного развития детей, так и для достижения высоких личностных результатов обучения. Одной из таких форм работы, обладающей большим потенциалом к формированию знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе, можно выделить исследовательскую деятельность.

В работе Е.А. Шашенковой исследование понимается как вид деятельности, который состоит из процесса познания и всестороннего изучения определенного предмета или явления. Целью такого исследования выступает познание и классификация закономерностей и отличительных черт, присущих именного этому предмету, а также определённое его преобразование [4].

Исследовательская деятельность - «это такая целенаправленно организованная творческая, познавательная деятельность ребенка, посредством которой происходит познание окружающей действительности» [1].

Работа с применением исследовательской деятельности в процессе формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе позволяет формировать ключевые компетенции, которые являются предметом запроса работодателей на современном рынке труда:

- готовность к самообразованию;

- готовность к социальному взаимодействию и коммуникативная компетентность, т.е. соотносить свои устремления с интересами других людей, готовность получать в диалоге необходимую информацию отстаивать свою позицию и уважать ценности (профессиональные, личностные и т.п.) других людей.

Работа с применением исследовательской деятельности вызывает интерес и воспитывает у младших школьников важные человеческие качества, открывает чувство ответственности и самодисциплины. Участие в исследовательской деятельности ученика развивает интеллектуальные, индивидуальности качества личности, а также способность ориентироваться в информационном мире. Обобщая наши положения, можно сказать, что основной целью исследовательской деятельности является практическая реализация учащимися навыков, умений, знаний, которые были приобретены при изучении предмета.

Эксперимент, как вид исследовательской деятельности, помогает младшим школьникам в освоении окружающей действительности, при этом дети сами открывают новые для себя явления. Данный вид деятельности способствует развитию творческого воображения потому, что необходимо не только провести эксперимент, но и представить его последствия, самостоятельно сделать умозаключения, а также проявить творчество по заданию педагога [1].

В основе детского экспериментирования лежит познавательное развитие. Иными словами, исследовательская деятельность способствует развитию ученика как личности, формируя в нем волевые, интеллектуальные и познавательные качества.

Как определяет Р.С. Немов, познавательное развитие - «это трансформации, которые происходят в познавательных процессах. Данные изменения осуществляются под влиянием таких факторов, как среда, вновь приобретенный опыт ребенка, а также сам процесс взросления. Основой познавательного развития представляется развитие умственное, интеллектуальное» [2].

Образовательная функция исследовательской деятельности как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе подразумевает знакомство учащихся с основными знаниями, умениями и терминологией по предмету.

Развивающая функция реализуется в осознании возможности применять полученные на уроке знания на практике.

Воспитательная функция реализовывается в развитии следующих аспектов: предприимчивости; деловитости; самостоятельности коммуникабельности; ответственности.

В исследовательской деятельности как средства формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в 1 классе особое внимание должны уделять универсальным учебным действиям на каждом этапе образования. Такое рассмотрение общеучебных, универсальных действий называется рефлексией.

Рефлексия обучающихся на основании действий заключается в осознании всех компонентов всей учебной деятельности, которое включает:

- способность осознать учебную задачу (необходимо задавать вопросы: что представляет собой задача? Какие пути необходимо пройти для решения задач? Что необходимо предпринять, чтобы решить задачу?);

- способность осознать цель учебной деятельности (Чему научится ученик на данном уроке? Каких целей добился? Чему можно научиться еще?).

Таким образом, исследовательская деятельность - это такая целенаправленно организованная творческая, познавательная деятельность ребенка, посредством которой происходит познание окружающей действительности. Эксперимент, как вид исследовательской деятельности, помогает младшим школьникам в освоении окружающей действительности, при этом дети сами открывают новые для себя явления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Марцинковская, Т. Д. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия (Academia), 2016. - 184 c.

2. Немов, Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С Немов. - М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2018. - 215 с.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М. : Эксмо, 2019. - 144 с.

4. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность [Текст] / Е.А. Шашенкова. -М.: УЦ «Перспектива», 2020. - 88 с.

5. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.

REFERENCES

1. Marcinkovskaya, T. D. Vozrastnaya psixologiya: uchebnoe posobie [Tekst] / T.D. Marcinkovskaya. - M.: Akademiya (Academia), 2016. - 184 c.

2. Nemov, R.S. Psixologiya. Kniga 1. Obshhie osnovy' psixologii [Tekst] / R.S Nemov. - M.: OOO «Gumanitamy'j izdatePskij centr VLADOS», 2018. - 215 s.

3. Polat, E.S. Novy'e pedagogicheskie i informacionny'e texnologii v sisteme obrazovaniya [Tekst] / E.S. Polat. - M. : Fksmo, 2019. - 144 s.

4. Shashenkova, E.A. IssledovateFskaya deyateFnosf [Tekst] / E.A. Shashenkova. -M.: UCz «Perspektiva», 2020. - 88 s.

5. Shhukina, G.I. Aktivizaciya poznavatelnoj deyatefnosti v uchebnom processe [Tekst] / G.I. Shhukina. - M.: Prosveshhenie, 2019. - 160 s.

Информация об авторах

Д.Д. Корнишина - студент;

О.С. Мутраков - кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors D.D. Kornishina - student;

O.S. Mutrakov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.