Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛИ И СЕТИ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. А. ДУШИНОЙ, В. А. КУПРИЯНОВА, Т. Ю. ХВАТОВОЙ "УЧЁНЫЕ В СЕТЯХ “ОТКРЫТОЙ НАУКИ”"'

ИССЛЕДОВАТЕЛИ И СЕТИ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. А. ДУШИНОЙ, В. А. КУПРИЯНОВА, Т. Ю. ХВАТОВОЙ "УЧЁНЫЕ В СЕТЯХ “ОТКРЫТОЙ НАУКИ”" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТАЯ НАУКА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ / НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЧ / OPEN SCIENCE / ACADEMIC CAPITALISM / SCIENTIFIC JOURNALS / DIGITAL TECHNOLOGIES / ACADEMIC SOCIAL NETWORKS / ORGANIZATION OF SCIENCE / SCIENTIFIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семёнов Евгений Васильевич, Соколов Дмитрий Васильевич

Повсеместное внедрение цифровых технологий в последние два-три десятилетия оказывает всё более значимое воздействие и на академическую среду. В книге С. А. Душиной, В. А. Куприянова, Т. Ю. Хватовой «Учёные в сетях “открытой науки”» предлагается комплексный взгляд на проблемы изменений внутренней структуры современной науки, системы научных коммуникаций и места в них исследователя. Сочетая в монографии методы информационного, экономического, социологического, исторического, философского исследования, авторы выстраивают сложную картину как перспектив, открывающихся перед наукой в целом, научными сообществами и отдельными исследователями новых возможностей, так и возникающих новых вызовов. Начиная с исторической части, описывающей формирование системы научных коммуникаций в Европе XVII в., авторы следомпереходят к анализу современной системы обмена знаниями, выделяя её наиболее значимые компоненты. Затем, на основе анализа наиболее значимых концепций и собственного эмпирического исследования авторы формируют своё понимание феномена научной карьеры, анализируютпри этом не только случаи успешной карьеры, но и проблему «сломанных» карьер, особенно в нижней части карьерной лестницы. В итоге перед глазами читателя возникает сложная, но целостная картина динамики развития научных коммуникаций в прошлом и их особенностей на современномэтапе технологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHERS AND SCIENTIFIC COMMUNICATION NETWORKS IN THE DIGITAL AGE AND ACADEMIC CAPITALISM. REVIEW OF THE MONOGRAPH S. A. DUSHINA, V. A. KUPRIYANOV, T. JU. KHVATOVA "UCHENYE V SETYAKH “OTKRYTOI NAUKI”" [SCIENTISTS IN THE NETWORKS OF “OPEN SCIENCE”]

The widespread adoption of digital technologies over the past decades has an increasingly significant impact on the academic environment. The book of S. A. Dushina, V. A. Kupriyanova, T. Yu. Khvatova «Scientists in the networks of “open science”» offers a comprehensive view of the problems of changes in the internal structure of modern science, the system of scientific communications and the place of the researcher in them. Combining the methods of informational, economic, sociological, historical, philosophical research in the monograph, the authors build a complex picture of both the prospects that open up for science as a whole, scientific communities and individual researchers of new opportunities, and new challenges that arise. Starting with the historical part which describes the formation of a system of scientific communication in Europe in the 17th century, the authors then proceed to the analysis of the modern system of knowledge exchange, highlighting its most significant components. Then, based on the analysis of the most significant concepts and their own empirical research, the authors form their understanding of the phenomenon ofa scientific career, analyzing not only cases of successful careers, but also the problem of “broken” careers, especially at the bottom of the career ladder. As a result, a complex but whole picture of developmental dynamics within scientific communications in the past and their features at the present stage of technological development appears before the reader’s eyes.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛИ И СЕТИ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. А. ДУШИНОЙ, В. А. КУПРИЯНОВА, Т. Ю. ХВАТОВОЙ "УЧЁНЫЕ В СЕТЯХ “ОТКРЫТОЙ НАУКИ”"»

РЕЦЕНЗИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ И СЕТИ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА

Рецензия на монографию С. А. Душиной, В. А. Куприянова, Т. Ю. Хватовой «Учёные в сетях "открытой науки"»1

Семёнов Евгений Васильевич

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия

eugen.semenov@inbox.ru

Соколов Дмитрий Васильевич

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия

d.v.sokolov.1985@yandex.ru DOI: 10.19181/smtp.2020.2.3.14

Душина С. А., Куприянов В. А., Хватова Т. Ю. Учёные в сетях «открытой науки». СПб.: Политехника сервис, 2019. 200 с.

АННОТАЦИЯ

Повсеместное внедрение цифровых технологий в последние два-три десятилетия оказывает всё более значимое воздействие и на академическую среду. В книге С. А. Душиной, В. А. Куприянова, Т. Ю. Хватовой «Учёные в сетях "открытой науки"» предлагается комплексный взгляд на проблемы изменений внутренней структуры современной науки, системы научных коммуникаций и места в них исследователя. Сочетая в монографии методы информационного, экономического, социологического, исторического, философского исследования, авторы выстраивают сложную картину как перспектив, открывающихся перед наукой в целом, научными сообществами и отдельными исследователями новых возможностей, так и возникающих новых вызовов. Начиная с исторической части, описывающей формирование системы научных коммуникаций в Европе XVII в., авторы следом переходят к анализу современной системы обмена знаниями, выделяя её наиболее значимые компоненты. Затем, на основе анализа наиболее значимых концепций и собственного эмпирического исследования авторы формируют своё понимание феномена научной карьеры, анализируют при этом не только случаи успешной карьеры, но и проблему «сломанных» карьер, особенно в нижней части карьерной лестницы. В итоге перед глазами читателя возникает сложная, но целостная картина динамики развития научных коммуникаций в прошлом и их особенностей на современном этапе технологического развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

открытая наука, академический капитализм, научные журналы, цифровые технологии, академические социальные сети, организация науки, научная коммуникация.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Семёнов Е. В., Соколов Д. В. Исследователи и сети научных коммуникаций в эпоху цифровых технологий и академического капитализма. Рецензия на монографию С. А. Душиной, В. А. Куприянова, Т. Ю. Хватовой «Учёные в сетях "открытой науки"» // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 3. С.252-259.

й01: 10.19181/гт^р.2020.2.3.14

Опубликование монографии С. А. Душиной, В. А. Куприянова, Т. Ю. Хватовой «Учёные в сетях "открытой науки"» является важным событием в отечественном науковедении. Исследование посвящено активно разрабатываемой в мировой науке проблеме изменений внутренней структуры современной науки, системы научных коммуникаций и места в них исследователя, изменений, происходящих в последние два-три десятилетия под воздействием бурного развития цифровых технологий и глобального интеллектуального капитализма. В российской науке исследования подобного рода, тем более такие основательные, как рецензируемая книга, являются пока крайне редкими.

Авторы анализируют три взаимосвязанных драматичных процесса — переход системы научных коммуникаций, основанной на традиционных журналах, к системе, сочетающей научные журналы с открытыми цифровыми платформами, развитие современного академического капитализма, а также изменение места исследователя в научных социальных сетях и характера его профессиональной карьеры. Каждая из этих проблем могла бы стать предметом самостоятельного исследования, но рассмотрение их тесного взаимодействия и сложного переплетения придаёт особую ценность исследованию.

Сложный (в буквальном смысле этого слова, то есть «сложенный» из многого) предмет исследования требует и адекватного способа исследования — комплексного подхода, сочетающего методы информационного, экономического, социологического, исторического, философского исследования. Авторы руководствуются также методологическими и аксиологическими принципами, требующими сбалансированной оценки происходящих в современной науке изменений, учёта как открывающихся перед наукой в целом, научными сообществами и отдельными исследователями новых возможностей, так и возникающих новых вызовов.

Монография отличается логичностью построения, точностью анализа и обоснованностью выводов. Хотя авторы самим названием книги акцентируют внимание на проблеме места исследователя в научных социальных сетях, предмет их исследования значительно шире и определяется ими неоднократно в тексте как академические социальные сети, а не только место в них исследователя. Внешний взгляд позволяет утверждать, что предмет исследования фактически ещё шире - это трансформация социальной структуры науки и научного социума, прежде всего научных социальных сетей, включая место в них исследователя и стратегии его профессионального поведения, под мощным воздействием технологических и идеологических факторов, прежде всего цифровых технологий и идеологии открытой науки. Монография С. А. Душиной, В. А. Куприянова и Т. Ю. Хватовой - это фактически первое в России столь ёмкое исследование развития науки, сетей научных коммуникаций и места в них исследователя в условиях цифрови-зации и коммерциализации современной науки. Авторы показывают, как

коммерциализация науки и массовое распространение цифровых технологий, начавшееся в конце прошлого столетия, привели к масштабным, внутренне противоречивым и, явно, неокончательным изменениям в структуре научного сообщества и жизнедеятельности учёного. Процесс трансформации науки под воздействием цифровых технологий и коммерциализации не завершён, и его результаты не очевидны.

Монография состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении обозначается предмет исследования — академические социальные сети, даётся краткий обзор концепций сетей с акцентом на «критический» характер одних из них и «апологетический» характер других, предлагаются авторские определение сети, а также характеристика её структуры и механизма становления. Можно сказать, что описывается самоорганизация науки, хотя авторы не утверждают этого. Обзор концепций, определений, точек зрения, подходов, начатый во введении, продолжен по всему тексту монографии и имеет самостоятельную научную ценность. Во введении авторы формируют каркас используемой ими понятийной системы, в основе которой лежат понятия ценностного ядра науки, научных коммуникаций и социальной сети, академического капитализма и научного рынка.

Ценностное ядро науки характеризуется ими как поиск истины, являющийся фундаментальным компонентом научной рациональности. Коммуникация и сеть, а также их соотношение фиксируются авторами с помощью разнообразной, не вполне устоявшейся терминологии, включая «социальные сети», «сети коммуникаций», «научные коммуникации», «научные социальные сети», «академические социальные сети» или «платформы», «цифровые платформы», «открытые интернет-платформы» и др. Но, несмотря на эту не вполне устоявшуюся практику словоупотребления, видно, что авторы рассматривают сеть как связь акторов, обеспечивающую осуществление научной коммуникации. Академический капитализм характеризуется как особый тип рыночной экономики, возникающий в рамках академических организаций, воспроизводящих символический капитал. Наибольшее внимание в последующих главах уделяется анализу сетей коммуникаций и академического рынка, в контексте которых авторы рассматривают и трансформацию карьерных путей в научном сообществе, обусловленную повсеместным распространением цифровых технологий.

Теоретико-методологические представления авторов являются, на наш взгляд, незавершёнными, а используемая понятийная система — несколько фрагментарной и терминологически неустойчивой. Можно пожелать авторам продолжить эту работу, доведя в дальнейшем сам способ представления объекта до теоретически целостного, пожертвовав при этом полнотой обзора иных точек зрения и многообразием связанной с ними терминологии.

Процесс исторической трансформации науки под воздействием цифровых технологий и идеологии открытой науки последовательно анализируется в читаемых на одном дыхании первых двух главах. В завершающей третьей главе авторы освещают изменившееся положение и поведение исследователя в изменившемся научном социуме. В одной из характеристик целей монографии авторы пишут даже, что главная из них состоит в том,

чтобы «определить профессиональные выгоды учёных от сетевой активности и проанализировать влияние сетей на пользователей» (стр. 15).

Несомненным успехом авторов, на наш взгляд, следует признать анализ развития системы научных коммуникаций со второй половины XVII века до нашего времени, особенно драматичный переход от журналов к цифровым платформам в последние три десятилетия, чему посвящена вся первая глава книги. Появившиеся в 1665 году первые научные журналы — французский «Журнал учёных» и английский «Философские записки» пришли на смену прежней переписке учёных и в дальнейшем повлияли не только на становление разветвлённой сети журналов, но в целом на становление и развитие академий, а также других научных обществ и организаций. С появлением цифровых платформ, по оценке авторов, начинается кризис научной периодики, исход которого в наше время ещё не очевиден.

Появление компьютерной сети позволило создать в 1991 году первый электронный архив препринтов «arXiv», связанный с именем Пола Гин-спарга. С этого момента в науке сосуществуют два способа использования цифровых платформ - самоархивирование и электронное распространение научных журналов, существенно различающиеся по роли рецензирования, экспертизы, научной критики в целом. Развитие открытых платформ, сетевых архивов, репозиториев с открытым доступом привело к росту скорости оборота информации, платой за который стало снижение уровня научной критики. Авторы ставят, но оставляют открытым вопрос о будущем системы научных коммуникаций, к сожалению, воздерживаясь от прогноза о соотношении научной периодики и открытых платформ в будущем.

Анализ состояния современных научных социальных сетей, продолженный во второй главе монографии, позволяет авторам охарактеризовать их функционирование в условиях современного глобального рынка. Авторы показывают тесную связь академических социальных сетей с рыночным контекстом, показывают, как влияет на них «новый государственный менеджмент» (New Public Management - NPM). В соответствии с NPM, вся социально-экономическая среда современной науки основана на конкурсном финансировании проектов, оценке их эффективности и оплате труда на основе показателей эффективности, на коммерциализации науки. В новых условиях академические платформы оказались адекватны этой системе академического капитализма и всему рыночному контексту науки. Научные социальные сети оказались по сути «рыночными устройствами», воплощающими научный (академический) капитализм. В центре такой организации науки стоит «академическая репутация», являющаяся формой символического капитала, который конвертируется в финансовый капитал. Распространившаяся на науку идеология предпринимательства ориентирует её не на общее благо, что всегда было характерно для науки, а на выгоду. Наука при этом всё больше утрачивает свою академическую автономию.

Авторы показывают, как научная коммуникация, являющаяся по своей сути «системой циркуляции знания» (стр. 100), функционирует в своей форме современных академических социальных сетей, представляющих «репрезентацию» открытой науки. Открытая наука («краудсайенс», «нау-

ка 2.0») — это, по определению авторов, «открытые данные» и «открытый доступ» к научным публикациям (стр. 102). Технически открытая наука стала возможна благодаря цифровым технологиям информационного общества. Сети являются инструментом открытой науки (стр. 109). Сети конкурируют с традиционными институтами академического признания, но пока не выиграли в этой конкуренции, хотя их влияние постоянно возрастает (стр.114). Получившие широкое распространение наукометрические рейтинги также являются инструментом идеологии открытой науки (стр.118). Благодаря таким своим инструментам, как академические социальные сети и наукометрические рейтинги, идеология открытой науки на наших глазах преображает социальную организацию науки, научный социум и само научное познание. Академические социальные сети приобретают высокий эпистемологический статус в науке.

Цифровые технологии и идеология открытой науки оказывают масштабное влияние не только на организацию науки и научный труд, но и на самого исследователя и его профессиональное поведение, чему посвящена третья глава рецензируемой монографии. Совокупность этих процессов авторы характеризуют с помощью понятия научной карьеры. На основе анализа наиболее значимых концепций и собственного эмпирического исследования авторы формируют своё понимание феномена научной карьеры, определяемой ими как «движение кадров внутри институтов» науки, как ротация и в целом социальное поведение кадров. Авторы анализируют не только случаи успешной карьеры, но и проблему «сломанных» карьер, особенно в нижней части карьерной лестницы. Большую ценность представляют анализ влияния сетевой профессиональной активности на научную карьеру и связанная с этим типология пользователей академических интернет-сетей. Хотя профессиональным академическим платформам чуть больше десяти лет, но у них уже миллионы пользователей. Проведённое авторами интернет-исследование пользователей самой популярной академической сети КевеагеИОа1е (ИО) позволило выделить различные по активности типы пользователей, коммуникативная активность которых оказалась связана не только с научными дисциплинами и возрастом, но прежде всего с мотивацией пользователей. Глава завершается исследованием возможностей социальных сетей, особенно в части формирования научных коллабораций, установления контактов и налаживания сотрудничества. Академические сети обоснованно оцениваются авторами как «полезный инструмент».

При всей полезности для учёных академических социальных сетей авторы настаивают в заключении на том, что не следует преувеличивать роль социальных сетей, «переоценивать», как выражаются авторы, их влияние на социальную структуру науки и научное познание. Сами авторы считают это «главным выводом» своего исследования.

Монография «Учёные в сетях "открытой науки"» заслуживает самой высокой оценки и широкого научного обсуждения. Отмечая несомненный значительный вклад монографии в изучение происходящих в современной науке глубоких перемен, связанных с развитием цифровых технологий и коммерциализацией науки, хочется также пожелать авторам продолжить

своё замечательное исследование, особенно в плане уточнения понятийной системы, углубления концептуального осмысления результатов исследования и вытекающих из него выводов, формирования прогноза дальнейшего развития системы научных коммуникаций, выработки практических рекомендаций для корректировки государственной научно-технологической политики и тонкой настройки инструментов государственного управления научно-технологической сферой.

Статья поступила в редакцию 23.07.2020.

RESEARCHERS AND SCIENTIFIC COMMUNICATION NETWORKS IN THE DIGITAL AGE AND ACADEMIC CAPITALISM

Review of the monograph S. A. Dushina, V. A. Kupriyanov, T. Ju. Khvatova «Uchenye v setyakh "otkrytoi nauki"» [Scientists in the Networks of "Open Science"]

Evgeny V. Semenov

Institute of Sociology of Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the RAS, Moscow, Russian Federation

eugen.semenov@inbox.ru DOI: 10.19181/smtp.2020.2.3.14

Dmitry V. Sokolov

Institute of Sociology of Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the RAS, Moscow, Russian Federation

d.v.sokolov.1985@yandex.ru

Abstract. The widespread adoption of digital technologies over the past decades has an increasingly significant impact on the academic environment. The book of S. A. Dushina, V. A. Kupriyanova, T. Yu. Khvatova «Scientists in the networks of "open science"» offers a comprehensive view of the problems of changes in the internal structure of modern science,

the system of scientific communications and the place of the researcher in them. Combining the methods of informational, economic, sociological, historical, philosophical research in the monograph, the authors build a complex picture of both the prospects that open up for science as a whole, scientific communities and individual researchers of new opportunities, and new challenges that arise. Starting with the historical part which describes the formation of a system of scientific communication in Europe in the 17th century, the authors then proceed to the analysis of the modern system of knowledge exchange, highlighting its most significant components. Then, based on the analysis of the most significant concepts and their own empirical research, the authors form their understanding of the phenomenon of a scientific career, analyzing not only cases of successful careers, but also the problem of "broken" careers, especially at the bottom of the career ladder. As a result, a complex but whole picture of developmental dynamics within scientific communications in the past and their features at the present stage of technological development appears before the reader's eyes.

Keywords: open science, academic capitalism, scientific journals, digital technologies, academic social networks, organization of science, scientific communication.

For citation: Semenov, E. V. and Sokolov, D. V. (2020). Researchers and scientific communication networks in the digital age and academic capitalism. Review of the monograph S. A. Du-shina, V. A. Kupriyanov, T. Ju. Khvatova «Uchenye v setyakh "otkrytoi nauki"» [Scientists in the networks of "Open Science"] Science Management: Theory and Practice. Vol. 2. No. 3. Pp. 252-259.

DOI: 10.19181/smtp.2020.2.3.14

The article was submitted on 23.07.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.