Научная статья на тему 'Исследователь начального образования оренбургского казачьего войска'

Исследователь начального образования оренбургского казачьего войска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. П. АБРАМОВСКИЙ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЕНБУРГСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осипов Олег Викторович

Статья посвящена личности уральского историка, профессора А. П. Абрамовского, его вкладу в изучение истории оренбургского казачества и начального образования на Южном Урале, его роли в организации науки в южноуральском регионе, формировании научных интересов и профессиональном становлении его учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследователь начального образования оренбургского казачьего войска»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32 (170). История. Вып. 35. С. 13-16.

О. В. Осипов

ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮЖНОГО УРАЛА В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. П. АБРАМОВСКОГО

Статья посвящена личности уральского историка, профессора А. П. Абрамовского, его вкладу в изучение истории оренбургского казачества и начального образования на Южном Урале, его роли в организации науки в южноуральском регионе, формировании научных интересов и профессиональном становлении его учеников.

Ключевые слова: А. П. Абрамовский, историческая наука на Южном Урале, начальное образование в Оренбургском казачьем войске.

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Абрамовский Андрей Петрович - один из самых ярких и талантливых представителей профессиональных историков-исследователей Южного Урала. Поражает спектр его научных интересов: от проблем освоения Оренбургского края, Оренбургского казачьего войска до истории системы начального образования на Южном Урале. Для него не существует мелких, незначимых вопросов и проблем. Для воссоздания целостного полотна исторического прошлого он всесторонне рассматривает и изучает его со всех сторон, кропотливо и скрупулезно извлекая крупицы и детали из обширных архивных источников и разноплановой литературы. Постоянный научный поиск, определение не исследованных либо малоисследованных страниц прошлого, творческая неуспокоенность - отличительная черта его самого и многочисленных его учеников.

Фронтовик, офицер, человек с огромным практическим, жизненным опытом, упорством и мужеством, пришел в историческую науку достаточно поздно, что не помешало ему стать признанным профессионалом своего дела. В 1962 г. Андрей Петрович переходит на научно-педагогическую работу в Ч1ПИ на кафедру истории КПСС (ему 38 лет), а в 1970 г. защищает кандидатскую диссертацию в очной аспирантуре МГУ. Работа в лучших столичных библиотеках и архивах, личное общение с маститыми учеными не прошли бесследно. Хотелось продолжать исторические исследования. Желание, настойчивость, огромный труд завершились написанием докторской диссертации. В 1985 г. в возрасте 61 года он успешно защищает ее в ученом совете Уральского государственного университета1. Прекрасная память, острый, критичный ум,

жизнерадостность и оптимизм - это о нем.

В одном из интервью газеты «Вечерний Челябинск» он говорил: «Как “грызли гранит науки” мы, фронтовики! Нас подталкивала такая жажда жизни, жажда знаний, чувство бесценности каждого мгновения! Увы, далеко не все современные студенты учатся так... Вот, например, когда, по-вашему, впервые было введено всеобщее обязательное начальное образование? Думаете, в советское время

- ничего подобного! В 1871-м наказной атаман оренбургского казачьего войска генерал-майор Константин Николаевич Боборыкин первым в России ввел эту систему в наших краях»2.

За период его научной деятельности в 90-е гг. им был введен в научный оборот большой объем архивных материалов, ряд работ авторов ранее не изученных, либо забытых. Накоплена и составлена обширная историография проблемы. Автором проанализирована и показана диалектическая взаимосвязь между зарождением, развитием начальных казачьих школ и стройной системой патриотического, воинского воспитания в Оренбургском казачьем войске. Большой интерес вызывает обширный статистический и фактологический материал по вопросам материального обеспечения станичных и поселковых школ, состава учеников и учителей, численности школ.

Вклад А. П. Абрамовского в исследование проблем начального образования оренбургского казачества отмечает его коллега, признанный специалист по истории Оренбургского казачьего войска, доктор исторических наук, профессор В. С. Кобзов: «Андрей Петрович одним из первых среди ученых города обратил внимание на проблему оренбургского казачества, сделав ее основной в научно-

исследовательской работе. Основным направлением изучения казачества он избрал вопросы культурно-просветительной работы и народного образования. В 1992-1994 гг. одна за другой выходят в свет его статьи: “Станичные школы оренбургского казачества в XIX в.”, “Верхнеуральская школа казачьих учителей”, “Первый Оренбургский съезд учителей казачьих школ”, “Войсковые школы оренбургского казачества”, “Учителя станичных и поселковых школ Оренбургского казачьего войска в XIX в.: численность и профессиональная подготовка”, в которых исследователь продолжил и творчески развил начатую еще в конце XIX в. историком С. Н. Севастьяновым тему. Опираясь на труды предшественников, дополнив их архивными материалами и сведениями, почерпнутыми из периодической печати, уточнил время создания первых школ в войске, показал роль гарнизонных школ и школ военных кантонистов в становлении войсковой системы образования. Особую значимость проделанной работе придает обращение к проблеме подготовки учительских кадров, внедрения различных методик обучения, оценки их эффективности. Промежуточные итоги исследователь подвел в монографии “Во славу государства Российского: Начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске” (1994), написанной им в соавторстве с В. С. Кобзовым. Перу исследователя также принадлежат работы, раскрывающие личный вклад в развитие образования, библиотечного и культурного дела высшего звена казачьего управления....»3. По указанной проблеме А. П. Абрамовским опубликовано свыше 30 печатных работ, лично и в соавторстве.

Ему присуще чувство нового, организаторский талант. Он «интегратор», человек, который умеет объединять коллег, находить единомышленников, показывать им перспективу. Надо сказать, что Андрей Петрович прекрасно разбирается в людях, знает их слабые и сильные стороны и умеет использовать для пользы общего дела, для развития научной мысли, школы, направления. Именно благодаря его научному авторитету, организаторским способностям, сильным позициям в академическом мире, стала возможным работа регионального диссертационного совета по истории при Челябинском государственном университете, который он бессменно возглавлял 16 лет. Первая защита кандидатской дис-

сертации в этом совете была блестяще проведена в 1991 г. В. С. Кобзовым4, а первая защита докторской диссертации в 1994 г. В. Я. Рушаниным5.

Заразительность и страстность, с которой Андрей Петрович отдавался любимому делу, не могли не передаться его детям. По его стопам пошел младший сын

- Абрамовский Александр Андреевич, ныне доктор исторических наук, заведующий кафедрой Челябинского института Уральской академии государственной службы. В 1998 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Станичные и поселковые школы Оренбургского казачьего войска в XIX в.», а в 2004 г., в возрасте 48 лет, докторскую -«Становление советской судебной системы на Урале в 1917-1918 гг. (Исторический аспект)». Достойное продолжение дела жизни своего отца.

Закономерным итогом многолетней исследовательской деятельности начального образования оренбургского казачьего войска стала монография «Казачьи школы Оренбургского края в XIX в.», написанная в соавторстве с сыном. Презентацию широкой общественности монография прошла в июне 2009 г. Предисловие к книге написано губернатором Челябинской области П. И. Суминым, в котором он отмечает: «Мощный экономический потенциал нашего края мог развиваться только на основе высоких культурных, научных, образовательных традиций. Далеко не случайностью является тот факт, что оренбургское казачество было первым по уровню грамотности населения среди двенадцати казачьих войск Российской империи. Сотни школ, библиотек работали здесь к концу XIX в.»6. В монографии на основе исследования обширного архивного материала освещается сложный процесс зарождения и становления школьного образования в казачьих станицах и поселках, подготовка учительского состава и развития методик обучения, внутренний распорядок, развитие культуры, патриотическое воспитание казачат. Достоинством работы является то, что в ней рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости система образования и уровень военной подготовки казачьей молодежи.

Особый интерес вызывают приложения, в состав которых входят документы XIX в. по вопросам начального образования, биографический указатель.

Мне выпала редкая удача - работать над диссертационным исследованием под его научным руководством, сразу оговорюсь, что не только научным, но и организационным, управленческим сопровождением. От своих учеников Андрей Петрович всегда требует точности, обязательности, достоверности, правдивости, как в научной деятельности, так и в обыденном общении. Обещал - сделай, вопреки причинам и обстоятельствам, стоящим на твоем пути. Эти черты А. П. Абрамовского всегда импонировали мне - офицеру Российской армии. Для меня Абрамовский

- учитель, наставник, старший товарищ. Не случайно ему присвоен чин казачьего полковника, а его разноплановая деятельность по возрождению казачества отмечена многочисленными наградами Союза казаков России.

Тем более неожиданным для меня было предложение исследовать систему начального церковного образования, сложившуюся в Оренбургском крае в XIX в., - церковноприходские школы Оренбургской епархии.

Предложенная тема исследования не входила в сферу моих познавательных, научных интересов ни с точки зрения истории Русской православной церкви, ни с точки зрения истории образования, тем более начального, Российской империи. Внутренне я был категорически против указанной проблематики, но убежденность руководителя в ее значимости, «диссертабельности» свидетельствовала, что исследовательский материал достоин его системного изучения и изложения. Так и получилось. Чем глубже и шире я исследовал объект, тем интереснее и многограннее становился предмет исследования. Калейдоскоп имен, личностей, деяний, среди которых настоящие, страстные подвижники своего дела, наряду с ними - стяжатели, корыстолюбцы, бюрократы-администраторы. Подлинная российская действительность без полутонов и лакировки.

Как научный руководитель, используя собственный опыт исследования начального казачьего образования, Андрей Петрович щедро им делился, наставлял и направлял мою деятельность, показывал пробелы и неточности, делился сомнениями, показывал возможности для поиска материалов, учил работе с архивным материалом.

В результате, в диссертационном исследовании постоянно проводилось сопоставление церковных и казачьих начальных школ как по

численности, так и по содержанию деятельности, был сформулирован один из выводов

0 том, что «церковно-приходские школы, учреждавшиеся в Оренбургской епархии, во многом повторяли практический опыт и педагогические технологии казачьих школ, появившихся в Оренбуржье в 20-е гг. XIX в., при этом слепо копируя и их недостатки. Особенно явно это проявлялось в вопросах материального обеспечения, подготовки и сохранения кадров учителей»7.

Сегодня нет ни одного тематического справочника, энциклопедии по истории без упоминания профессора А. П. Абрамовского, выдающейся личности, истинного подвижника исторической науки Южного Урала. Зачастую поражает, сколько времени и сил приходится ему тратить, чтобы воссоздать последовательность события, судьбу того или иного персоналия, причинно-следственные связи различных действий и шагов. Поэтому все его публикации, а их более пятисот, носят логичный, последовательный, ясный, законченный вид.

Работа над текстами у Андрея Петровича сродни деятельности самого взыскательного цензора. Фразы лаконичны, положения обоснованы, подтверждены примерами и источниками, тщательно выверены, материалы публикаций не перегружены научной терминологией, цитирования уместны и строго дозированы. Используемый статистический, табличный материал имеет пояснительную часть, аналитические выводы и пояснения. Он отлично владеет литературным и научным языком, очень грамотно пишет и формулирует мысли. Работая под его руководством, проходишь настоящую школу письменного изложения собранного научного материала.

Изучая на протяжении многих лет исторический аспект начального образования казачьей молодежи, он, вероятно, глубоко проникся пониманием лучших качеств, которые должны быть присущи настоящему учителю. У А. П. Абрамовского истинный талант учителя, наставника, что присуще, увы, не каждому крупному ученому. Я благодарен судьбе за то, что на моем жизненном пути есть такой Человек. Спасибо Учитель!

Примечания

1 Павленко, Г. К. От штурманского училища до штурмана науки : Абрамовский А. П. //

Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала : материалы IV регион. науч. конф. / ЧГАКИ. Челябинск, 2004. С.229-234.

2 Чуносов, А. Маэстро истории // Вечер. Челябинск. 1999. 21 сент.

3 Абрамовский Андрей Петрович : к 80-летию со Дня рождения / сост. Г. А. Гончаров, В. С. Кобзов. Челябинск, 2004. С. 7-8.

4 Кобзов Владимир Серафимович - историк, доктор исторических наук (1996), профессор (1997), член Академии воен.-ист. наук, лауреат премии им. В. П. Бирюкова, член Союза журналистов. В 1983 окончил исторический факультет ЧелГУ. Член совета по присуждению степени доктора исторических наук в ЧелГУ Автор более 250 научных трудов. Основные темы: история революции и Гражд. войны на Урале, история оренбургского казачества, создание и деятельность правоохранительных органов Уральского региона. С 1993 г. на службе в ОВД, начальник кафедры

Отечественной истории ЧЮИ, полковник милиции.

5 Рушанин Владимир Яковлевич - историк, доктор исторических наук (1994), профессор (1994), заслуженный работник высшей школы РФ (1998), действительный член Международной АН высшей школы (1997), лауреат премии им. В. П. Бирюкова (1997). В 1975 г. окончил историко-педагогический факультет ЧГПИ. Автор более 200 научных работ. Ректор ЧГАКИ (2002). Председатель общественного совета при ЗС Челябинской области по национальным вопросам.

6 Абрамовский, А. А. Казачьи школы Оренбургского края в XIX веке / А. А. Абрамовский, А. П. Абрамовский. Челябинск, 2008. С. 3.

7 Осипов, О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917) : монография. Челябинск : ЦНТИ, 2004. С. 198-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.