ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БУРЯТСКОГО НАРОДА ДАБА-ЦЫРЕН ДАМБАЕВИЧ НИМАЕВ (1952-2014)
Балдано Марина Намжиловна
доктор исторических наук, профессор, зав. отделом истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Бураева Ольга Владимировна
доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Ушел из жизни известный ученый, доктор исторических наук, доцент Даба-Цырен Дамбаевич Нимаев. Ушел рано, не успев осуществить многие свои замыслы. Но то, что он сделал, — масштабно. Пройдя свой жизненный путь, он оставил в науке светлый и долгий след. Находясь в кругу коллег и делая общее дело, он жил в собственном мире, шел своим путем.
Даба-Цырен Дамбаевич родился 26 февраля 1952 г. в с. Ташир Селенгинского района Бурятской АССР в трудолюбивой семье ветерана тыла Дамбы Гомбоевича Нимаева и Героя Социалистического Труда доярки колхоза им. Карла Маркса Пэлжэд Бальчиновны Жалсановой.
Еще в годы учебы на бурятском филологическом отделении Иркутского государственного университета Д.-Ц. Нимаев стал приобщаться к изучению культуры и быта бурятского населения Байкальского региона, благодаря регулярным летним фольклорно-ономастическим экспедициям под руководством известных ученых, профессоров Н. О. Шаракшиновой и А. Г. Митрошкиной. Удачный дебют на Всероссийской студенческой ономастической конференции в Москве в 1973 г., успешная защита дипломной работы по теме «Микротопонимия Селенгинского района Бурятской АССР» во многом предопределили характер его будущей научной деятельности.
Принятый в августе 1976 г. старшим лаборантом в отдел истории, этнографии и археологии БИОН Д.-Ц. Нимаев при поддержке известных ученых И. А. Асалханова, Е. М. Залкинда и Т. М. Михайлова всерьез занялся освоением основ этнографической науки. Он был направлен в аспирантуру Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, где прошел прекрасную школу под руководством доктора исторических наук С. И. Вайнштейна, имел счастливую возможность общения с С. А. Токаревым, В. П. Алексеевым, И. С. Гурвичем и другими светилами этнографической науки. В августе 1981 г. на диссертационном совете этого института Д.-Ц. Нимаев успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы этногенеза бурят».
За время работы в Бурятском институте общественных наук (позже Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) Д.-Ц. Нимаев последовательно прошел почти все ступени служебной лестницы: младший научный сотрудник, научный сотрудник, заведующий сектором этнографии, ведущий научный сотрудник. А в 2000 г. на диссертационном совете ИМБТ СО РАН успешно защитил докторскую диссертацию «Буряты: этногенез и этническая история». Этногенез бурят — одна из наиболее сложных и актуальных проблем современного бурятоведения. Для разработки темы необходимо комплексное исследование различных видов источников, требующее кропотливой и квалифицированной работы по обработке, изучению и сопоставлению обширного фактического материала. Неравномерность изученности различных источников, спорность некоторых важных положений, недостаточная разработанность требовали от автора чрезвычайной концентрации исследовательских усилий. И он блестяще справился с этой сложной задачей.
Примерно в это же время он приступил к изучению современных этнических процессов в Бурятии, что позволило получить разностороннее представление об этносе на протяжении всей его истории. Научные интересы Д.-Ц. Нимаева многообразны — он занимался вопросами
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
7/2015
этногенеза, этнической истории халха-монголов, ойратов, киданей, баргутов, дагуров, эвенков, якутов. Значительное внимание уделял проблеме присоединения Бурятии и сопредельных регионов Сибири к России, не поддающейся однозначной оценке. Касаясь вопроса времени присоединения Бурятии к России, он справедливо отмечал, что соответствующие для этого условия возникли в основном после заключения Буринского и Кяхтинского трактатов 1727 г. Его тексты отличаются точностью формулировок, хорошим научным стилем. Д.-Ц. Нимаев опубликовал более ста научных работ, в том числе три монографии, несколько учебных и научно-популярных книг. Он один из основных авторов таких фундаментальных коллективных трудов, как «Буряты» (М., 2004), «История Бурятии»: в 3 т. (Т. 1. Древность и средневековье; Т. 2. XVII — начало XX в. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011).
Не особо стремясь к личным почестям, он выполнял каждодневную нелегкую работу, из которой и рождается настоящая наука. Много времени и кропотливого труда научного редактора потребовала подготовка к изданию серии библиографических работ, посвященных этнографии бурятского народа. Д.-Ц. Нимаев считал задачей первостепенной важности подготовить издания подобного плана и многое сделал для этого. Работа сама по себе неблагодарная и не может принести сиюминутных лавров исследователю. Однако практическое значение ее трудно переоценить. Указателями широко пользуются исследователи, аспиранты, студенты и все, кто интересуется этнической историей бурятского народа.
Д.-Ц. Нимаев — активный участник и организатор полевых этнографических исследований в составе советско-монгольской этнографической экспедиции 1983 и 1985 гг., историко-культурной экспедиции Бурятского института общественных наук. Ему удалось побывать в разных аймаках Монголии, АРВМ Китая, Хакасии, Якутии, объехать всю этническую Бурятию — от Качуга до берегов Онона, от горной Оки и Закамны до таежного Курумкана.
В течение многих лет Д.-Ц. Нимаев преподавал в Бурятском госуниверситете и ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ), где читал лекционные курсы «Этнография народов Центральной Азии», «История Сибири», «Восточный этикет», «Современный монгольский язык». Он был близок своим юным коллегам — студентам, аспирантам. Для подопечных занятия с ним были приобщением к научному знанию. Он не только преподавал, но и проводил консультации, учил своих студентов навыкам научного ремесла, способности постигать мудрость печатного текста, анализировать и излагать свои мысли.
Д.-Ц. Нимаев активно сотрудничал с обществом «Знание», пропагандируя научные и общественно-политические знания среди широкого круга населения, регулярно выступал в средствах массовой информации со статьями на различные, в том числе проблемные темы.
Он был неизменным членом диссертационных советов Д 003.027.01, Д 003.027.02 при Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Д 210.002.02 при ВСГАКИ. Многолетняя научная, научно-организационная и педагогическая деятельность Д.-Ц. Нимаева отмечена присвоением почетного звания «Заслуженный деятель науки Республики Бурятия», многочисленными грамотами руководства Республики Бурятия, президиумов РАН и СО РАН.
Даба Дамбаевич никогда не имел и не искал покровителей, он сам стремился помогать молодым как мог, способствуя их росту и закреплению в сфере науки. Он никогда не называл себя громким словом «ученый», он был вечным учеником и тружеником науки. Он так и не научился беречь себя, и это сформировало в нем особенное отношение и к жизни, и к смерти. Он ушел из жизни в один из холодных зимних дней. Остались его родные и близкие, коллеги, ученики. Осталась память — в людях, в текстах, том вкладе, который он внес в историческую науку Бурятии.
Основные публикации Д. Д. Нимаева:
1. Проблемы этногенеза бурят. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. — 169 с.
2. Буряты: этногенез и этническая история. — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2000. — 190 с.
3. Этногенез и этническая история // Буряты. Сер. Народы и культуры. — М.: Наука,
2004. — С. 13-61.
4. Гл. 11 / П. Б. Коновалов, Б. З. Нанзатов, Д. Д. Нимаев // История Бурятии: в 3 т. — Т. 1. Древность и средневековье. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. — С. 253-285.
5. Гл. 1, § 1, 2; Гл. 2, § 3; Гл. 3, § 1, 3; Гл. 6, § 2 // История Бурятии: в 3 т. — Т. 2. XVII — начало XX в. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.
6. Монгольские народы. Этническая история и современные этнокультурные процессы. — Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2011. — 192 р.
7. Сибирь в панораме веков: учеб. пособие / М-во образования и науки РФ, Бурят. гос. ун-т, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии, Сиб. отд-ние РАН. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. — 90 с.
8. Современные этнические процессы у бурят (в соавт.) // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. — М., 1985.
9. Об ойратско-бурятских этнических связях // Проблемы этногенеза калмыков. — Элиста, 1984.
10. О средневековых хори и баргутах // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. — Новосибирск, 1993.
11. Буряты: диалектика этнического и государственного // Народы Сибири: права и возможности. — Новосибирск, 1997.
12. Некоторые особенности и итоги этногенетических процессов среди монгольских народов в средние века // Исследователь монгольских языков (К юбилею Б. Х. Тодаевой). — Элиста, 2005.
13. Этнические последствия присоединения Бурятии к России // Этносоциальные процессы в Сибири. — Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2006. — Вып. 7.
14. Буряты на рубеже тысячелетий // Этносоциальные процессы в Сибири: тематич. сб. — Новосибирск, 2007. — Вып. 8.
15. Этническая ситуация в Прибайкалье на рубеже XVI-XVII вв. // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 11: Этническая история и этническая культура. — М.; Улан-Удэ, 2009.
16. Дауры и баргуты: проблемы этнической истории // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2010. — № 2.
17. Объединительные процессы в Бурятии: предпосылки, движущие силы и тенденции развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — Т. 4. История. — 2010. — № 4.
18. Этнокультурные и этнодемографические процессы в Сибири (XVII — начало XX в.) (в соавт.) [и др.] // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2011. — № 2.
19. Основные факторы формирования бурятской диаспоры в Монголии и особенности ее социокультурной адаптации // Вестник ВСГТУ. — 2013. — № 1. — С. 179-182.
20. Новое в исследовании алтайских языков // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 261-266.
21. Об исторических связях бурят и баргутов (в соавт.) // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2013. — № 3. — С. 18-25.