Научная статья на тему 'Исследования в области истории тестологии'

Исследования в области истории тестологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1370
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования в области истории тестологии»

Раздел III. История

С.Р. Балуян ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ ТЕСТОЛОГИИ

Тестология как прикладная наука в ее современном виде сформировалась за последние полтора века, однако, как и всякое новое явление, она имеет свою предысторию и уходит корнями в те давние времена, когда в обществе впервые возникла потребность проводить какие-либо испытания для решения определенных его задач. Испытания развивались и усложнялись по мере развития данного общества, так как в процессе развития цивилизации усложнялась жизнь индивида и коллектива, изменялись ролевые функции отдельной личности в рамках всего сообщества. Развивалась и наука об испытаниях, пройдя путь от накопления первичного опыта, его развития и осмысления до появления отдельных догадок, гипотез, идей, которые со временем превращаются в теорию.

Краткий обзор исторических предпосылок и истоков психологического и педагогического тестирования должен создать перспективу и помочь в понимании современного состояния тестологии в целом, и, в частности, лингводидактической тестологии. В свете того, что предшествовало появлению современных тестов, можно яснее увидеть направление развития тестологии в наши дни. Присущие современным тестам отдельные недостатки, равно как и их достоинства, также становятся более понятными при рассмотрении имеющихся в настоящее время измерительных инструментов на фоне исторического прошлого, в котором они берут начало.

В.М. Кадневский в своей монографии «История тестов» достаточно подробно рассматривает вклад видных российских ученых в исследование истории зарождения тестовых методик, их развития, совершенствования распространения в России и других странах. Он утверждает, что некоторые фрагментарные сведения о создании и применении тестов можно встретить в научных публикациях и публичных выступлениях российских учёных ещё до Первой мировой войны. Например, известный российский учёный, основатель и первый директор Московского психологического института Г.И. Челпанов неоднократно обращался к исследованиям английского учёного Ф. Гальтона, американских психологов Дж. Кеттела, Дж. Ястрова и отмечал их как пионеров в освоении и распространении метода тестов. Он часто цитировал немецких учёных Э. Меймана, В. Штерна, Г. Эббингауза, Г. Мюрстенберга, которые внесли существенный вклад в развитие тестового движения. Таким образом, Г.И. Челпанов сделал немало ценных наблюдений, обобщений и выводов, дающих представление об истории появления первых тестов и тестовых систем в странах Старого и Нового Света [7].

Фрагментарные сведения из истории развития тестового движения за рубежом и в нашей стране можно встретить в трудах российских учёных А.П. Нечаева,

Н.Е. Румянцева, А.Ф. Лазурского и др. Наибольшее внимание в своих трудах они уделяли истории зарождения и развития педологии - комплексной науки о ребёнке.

Ценные сведения о первых системах тестов интеллекта, созданных в начале XX в. исследователями-экспериментаторами в разных странах, содержатся в брошюре А.М. Шуберт «Краткое описание и характеристика методов определения умственной отсталости детей», изданной в 1913 г. Наряду с описанием методик, созданных за рубежом, автор этой книги анализирует и тесты российского врача-невропатолога Г.И. Россолимо.

Раздел III. История

Интересные факты по истории зарождения и развития тестового движения можно найти и в работах зарубежных авторов, переведённых на русский язык. Среди них работы Г.М. Уиппла, В. Штерна, Э. Меймана, Ф. Баумгартена.

В 20-х гг. XX в., когда тесты были востребованы в Советской России на государственном уровне (в первую очередь в системе профессионального отбора), появилось немало работ, в которых были представлены описания отдельных зарубежных тестовых методик либо давалась краткая история тестов. Так, в книге Н.В. Петровского представлена история массового применения тестов при отборе новобранцев в армию США. Она была опубликована в 1925 г.

В работах многих авторов, посвященных проблемам профессионального отбора или педагогического контроля знаний учащихся с помощью тестов, даются краткие сведения по истории тестов. Среди них пособия С.М. Василейского, Е.В. Гурьянова, И.Н. Шпильрейна и многих других авторов.

Во второй половине 30-х гг. тестовые исследования в СССР были свёрнуты, соответственно исчезли и публикации по этой проблематике. Если они и появлялись, то имели критический характер в духе принятого в 1936 г. постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе нар-компросов».

Возрождение тестов и развитие тестологии как научного направления в нашей стране связано с внедрением в учебный процесс электронновычислительной техники и с теми процессами в обществе, которые получили символическое название «оттепель». Немаловажное значение имел и тот факт, что зарубежная тестология постоянно развивалась, а применение тестов в некоторых странах Запада приобрело почти всеобъемлющий характер.

В конце 50-х гг. и последующие два десятилетия в СССР были опубликованы переводные работы зарубежных авторов по проблемам тестологии, эпизодически появлялись журнальные публикации отечественных авторов, а в 1969 г. в Таганроге была опубликована работа И.А. Цатуровой «Из истории развития тестов в СССР и за рубежом» [10]. Факт обращения к истории тестов не был случайностью. С помощью исторического экскурса была предпринята попытка привлечь общественное внимание к важности и нужности возвращения к методу тестов как одному из весьма эффективных в системе педагогического контроля знаний. Большая часть исследования И.А. Цатуровой посвящена развитию тестового движения за рубежом, что вполне объяснимо: именно в странах Запада в XX в. тесты приобрели большое значение в психологии, педагогике, медицине, промышленном производстве и других областях жизнедеятельности общества. Вопросы истории развития педагогического тестирования и, в частности, лингводидактического тестирования рассматриваются И.А. Цатуровой и в других работах.

К истории тестов в некоторых своих работах обращается и B.C. Аванесов. Так, в его монографии «Тесты в социологическом исследовании» отдельной главой представлена «Краткая история тестов» [1]. Хотя автор уже самим названием главы не претендует на полноту освещения вопроса, тем не менее, материал по истории тестов достаточно обширен. Он охватывает период от глубокой древности до конца 70-х гг. XX в. и даёт читателям цельное представление об истории создания и использования тестов на разных этапах развития человеческой цивилизации. История тестов освещается и в некоторых других работах В.С. Аванесова.

Небольшие исторические обзоры о создании и применении тестов в мировой практике содержатся в диссертации Н.А. Дадыкиной [6] и в книгах В.И. Васильева и Т.Н. Тягуновой [5], А.Н. Майорова [8], А. А. Романова [9], М.Г. Ярошевского [11] и др.

Подробное рассмотрение зарождения тестирования и появления первых

психологических тестов можно найти у F.L. Goodenough (1949), J. Peterson (1926). Вопросы общеисторического контекста развития тестирования рассматривают E.G. Boring (1950), G. Murphy and J.R. Kovach (1972), более современное изложение истории психологического тестирования дано P.H. DuBois (1970) и P. McReynolds (1975, 1986).

В работах А.Анастази, посвящённых проблемам тестирования, можно встретить много примеров из истории становления и развития тестовых методов в психологии, образовании, профессиональном отборе. К настоящему времени на русском языке опубликованы три крупные работы А. Анастази (одна в соавторстве с С. Урбиной), в которых представлен огромный фактический материал о создании и применении тестов за рубежом [2, 3, 4].

Тестология сегодня - это вполне зрелая прикладная наука, которая ставит перед исследователями широкий спектр теоретических проблем, предлагает практикам многочисленные подходы, модели и методы, прошедшие экспериментальную проверку, знакомит общественность с результатами широкомасштабного внедрения тестологических разработок - научнометодологических, информационно-вычислительных и организационнопрактических - в общенациональные программы объективного оценивания в образовании. Однако путь к этому занял несколько десятилетий и сопровождался непрекращающейся полемикой между сторонниками и противниками педагогического измерения методом тестов. Универсализм тестов, широта их применения, высокая степень объективности получаемых результатов позволяют говорить о них как о феномене человеческой цивилизации [7]. А для постижения этого, как и всякого другого, феномена необходимо внимательно изучить его истоки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. АванесовВ.С. «Тесты в социологическом исследовании», М., 1982.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

3. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 1999.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7 междунар. изд. М., 2002.

5. Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Основы культуры адаптивного тестирования. - М.: Икар, 2003. 584 с.

6. Дадыкина Н.А. Организация тестовой методики контроля навыков структурного оформления предложений в V-VI классах средней школы (на материале английского языка): Дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 1973, 189 с.

7. Кадневский В.М. История тестов: Монография. М.:Народное образование, 2004, 464 с.

8. Майоров А.Н. «Теория и практика создания тестов для системы образования»,

«Народное образование», 2000, 352 с.

9. Романов А.А. А.П.Нечаев: у истоков экспериментальной педагогики. М., 1996.

10. Цатурова И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. Таганрог, 1969, 51 с.

11. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. М., 1997.

А.А. Волвенко ОБРАЗ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В РУССКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НАЧ. 60-ХХ гг. XIX ВЕКА

В 1800 г. шотландский доктор Э.Д. Кларк совершил путешествие по России, во время которого посетил землю донских казаков. Кларк был буквально очарован казаками. Так он описывал жителей Черкасской станицы: «С вежливыми манерами, с развитым умом, гостеприимные, щедрые, с бескорыстным сердцем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.