Научная статья на тему 'Исследования уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков из неблагополучных семей'

Исследования уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / MORAL DEVELOPMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUES OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Ольга Борисовна, Иашвили Мириан Вахтангович

В статье рассматриваются актуальные проблемы нравственного развития педагогически запущенных подростков в неблагополучных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Ольга Борисовна, Иашвили Мириан Вахтангович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков из неблагополучных семей»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исследования уровня нравственного развития педагогически

запущенных подростков из неблагополучных семей

1 2 Макарова О. Б. , Иашвили М. В.

1Макарова Ольга Борисовна /Makarova Olga Borisovna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра зоологии и методики обучения биологии;

2Иашвили Мириан Вахтангович /Iashvili Mirian Vahtangovich - кандидат биологических наук,

доцент,

кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы нравственного развития педагогически запущенных подростков в неблагополучных семьях. Abstract: the article deals with topical issues of moral development pedagogically neglected teenagers in dysfunctional families.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственное развитие, мотивация, самооценка, жизненные ценности.

Keywords: moral education, moral development, motivation, self-esteem, values of life.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. В педагогической литературе большое место занимает проблема воспитания детей, у которых поведение не соответствует требованиям учебно-воспитательных учреждений, хотя психическое развитие у них нормальное.

Дети и подростки, живущие в неблагополучных семьях, испытывают серьезные трудности в развитии. Связано это, прежде всего, с отсутствием должного ухода, участием или вынужденным наблюдением семейных конфликтов, отсутствием или крайней стесненностью в материальных средствах, не позволяющей удовлетворять ежедневные даже минимальные бытовые потребности [1, с 33].

В исследовании использовался метод оценки нравственного развития личности, предложенный А. В. Мащенко, Н. Н. Протько, В. Н. Ростовцевым [2], диагностика отношений к жизненным ценностям, нравственная мотивация (НИИ семьи и воспитания РАО) [3].

В исследовании уровня нравственного развития приняли участие 65 подростков в возрасте от 13 до 17 лет включительно из числа детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях г. Новосибирска. Для проведения исследования подростки приглашались на профилактическую беседу в центр «Алиса» и кабинет инспектора по делам несовершеннолетних ОМВД России по Октябрьскому району г. Новосибирска.

Результаты оценок показателя нравственного развития (ПНР). У 45,7 % респондентов средний уровень нравственного развития личности, у 40 % - низкий и у 14,3 % - высокий. Очень высокий уровень нравственного развития личности по результатам анкетирования, не имеет ни один из анкетируемых подростков. В целом по группе оценка показателя нравственного развития составила 44,4 %, то есть уровень нравственного развития средний, но результат ближе к нижней границе уровня.

Результаты оценок показателя нравственной самооценки. У большинства опрашиваемых (51,4 %) имеют уровень нравственной самооценки ниже среднего, четверть опрашиваемых - средний, 20 % - низкий и лишь 2,9 % - высокий. В среднем по группе нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 4(6) 2016 | 32 |

Результаты диагностики отношения к жизненным ценностям. Более четверти опрашиваемых подростков имеет низкий уровень отношения к жизненным ценностям, 34,3 % - ниже среднего, 40 % - средний. Следует отметить, что у всех подростков присутствует ответ: «иметь много денег», который является отрицательным, поэтому высокий уровень отношения к жизненным ценностям не показал ни один подросток из числа анкетируемых.

Результаты диагностики нравственной мотивации. Большинство респондентов (54,3 %) имеют низкую нравственную мотивацию, 37,1 % - средний уровень и только 8,6 % - высокий. В целом по группе уровень нравственной мотивации ниже среднего.

Таким образом, уровень нравственного развития находится на нижней границе среднего уровня, нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего, 60 % респондентов показали уровень отношения к жизненным ценностям ниже среднего и низкий, кроме того в группе обследуемых уровень нравственной мотивации оценивается ниже среднего. На основании полученных результатов можно сделать вывод о недостаточном нравственном развитии подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, что позволяет сделать вывод о необходимости подключения органов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Литература

1. Игнатова Ю. Е. К вопросу о защите детей в неблагополучных семьях // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 20. С. 33-35.

2. Мащенко И. В. Метод оценки нравственного развития личности / И. В. Мащенко, Н. Н. Протько, В. Н. Ростовцев // Научно-практический рецензируемый медицинский журнал «Медицина» (Минск), 2007. - № 2. С. 76-78.

3. Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. [Электронный ресурс]: Диагностика нравственной воспитанности. Режим доступа: http://ethos.narod.ru>vospit.htm (дата обращения: 04.04.2016).

Деятельностный подход в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла, как условие развития социально-адаптированной к современным условиям, конкурентоспособной личности Быстрова Ю. Е.

Быстрова Юлия Евгеньевна /Bystrova Juliya Evgenevna - учитель истории и обществознания

высшей категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Златоуст

Аннотация: в статье анализируется проблема перехода к новым стандартам в образовании и формированию деятельностного подхода в обучении учащихся в комплексе преподаваемых предметов историко-обществоведческого цикла. Abstract: the article analyzes the problem of transition to new standards in education and the formation of activity approach in training students in complex courses historical and social science cycle.

Ключевые слова: деятельностный подход, история и обществознание, современный урок.

Keywords: activity approach, history and sociology, modern lesson.

| 33 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 4(6) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.