Научная статья на тему 'Исследования ценностно-смысловой сферы и психолого-педагогических особенностей у студентов в условиях информатизации общества'

Исследования ценностно-смысловой сферы и психолого-педагогических особенностей у студентов в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДЕФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ / СПОСОБЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ДЕФОРМИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ / PSYCHOLOGICAL RESEARCHES / INFORMATION CULTURE / DEFORMATION OF VALUES / AN INFORMATION TECHNOLOGY / SPECIFICITY OF MOTIVATION OF STUDENTS / WAYS OF DEFORMING INFLUENCE EASING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Александр Владимирович

В работе поднимается вопрос амбивалентности трансформаций под влиянием информационно-коммуникационных технологий относительно направлений психического развития позитивных или негативных. Затрагивается также вопрос психологического исследования информационной культуры в нашей стране с точки зрения рассмотрения истории внедрения, основных этапов, сложностей происходящего процесса и скорости развития информационных технологий. Кроме этого, подняты вопросы важности и рисков повсеместного использования информационных технологий, а также уровень личностной готовности персонала к таким изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological researches of information culture and feature of students'' semantic sphere

In work the question of transformations' ambivalence under the influence of information-communication technologies concerning directions of mental development -positive or negative is discussed. The topic of psychological research of information culture in our country, the basic stages, complexities of occurring process and development speed of information technologies is mentioned. Besides, importance and risks of universal use of an information technology, and also level of personal readiness of the personnel to such changes are brought up.

Текст научной работы на тему «Исследования ценностно-смысловой сферы и психолого-педагогических особенностей у студентов в условиях информатизации общества»

исследования ценностно-смысловой сферы и психолого-педагогических особенностей

у студентов в условиях информатизации общества

Мирошниченко А.В.

В работе поднимается вопрос амбивалентности трансформаций под влиянием информационно-коммуникационных технологий относительно направлений психического развития - позитивных или негативных.

Затрагивается также вопрос психологического исследования информационной культуры в нашей стране с точки зрения рассмотрения истории внедрения, основных этапов, сложностей происходящего процесса и скорости развития информационных технологий.

Кроме этого, подняты вопросы важности и рисков повсеместного использования информационных технологий, а также уровень личностной готовности персонала к таким изменениям.

Ключевые слова: психологические исследования, информационная культура, деформация ценностей, информационные технологии, специфика мотивации студентов, способы ослабления деформирующего влияния.

Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. При этом крайне важно каждому студенту научиться за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Однако данная задача выстраивает определенные критерии к психологическим особенностям личности студента, работающего с информационными технологиями. Влияние информации может быть: локальной, региональной, глобальной; умышленной и неумышленной. Необходимы параметры и критерии, позволяющие установить характер вреда (умышленный или нет) или пользы, меру, количество и качество последствий. Критерии оценки могут быть объективными и субъективными или экспертными. Они же могут стать основой системы управления и регулирования энергоинформационных потоков.

Стоит актуальная задача найти соотношения между позитивными и негативными последствиями информационно-коммуникационных технологий, отношению к ним реальных и потенциальных пользователей. Существуют следующие потенциально негативные трансформации личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий: крайние формы увлечения компьютерными играми (иногда именуемые «игровой наркоманией»), компьютерное хакерство как результат выходящего за пределы необходимости увлечения познанием в сфе-

ре высоких технологий, своеобразная «зависимость» от интернета, аутизация (замкнутость и неразговорчивость, невнимание к другим людям, отсутствие интереса к ним, непонимание их действий, чувств, мотивов), диссинхрония (неравномерность) развития -к примеру, интеллектуальная сфера может опережать в развитии то, что относится к сфере взаимодействия с другими людьми (т.н. «социальный интеллект»), и наоборот. Представлена точка зрения, согласно которой информационно-коммуникационные технологии амбивалентны относительно направлений психического развития - позитивных или негативных - и потому не могут считаться ответственными за те или иные трансформации.

В современной психологической науке большинство исследований посвящено влиянию информационных технологий на психофизиологические особенности (Войскунский А.Е., Гордеева А.В., Титова С.В.), когнитивные характеристики (Ашанин В.С., Филенко Л.В., Максимов В.И, Качаев С.В., Robert L. Solso) и поведенческие проявления (Балуев Д.Г., Бондаренко Т.А., Ениколопов С.Е., Колобов О.А.). При этом наблюдается очевидный дефицит исследований, где деформации анализировались бы с точки зрения ценностно-смысловой интерпретации личности, а те работы, которые в этом направлении ведутся, главным образом, акцентируют внимание на крайних формах зависимости. Однако с психологической точки зрения не менее важной является проблема личностной предрасположенности к возникновению зависимости от информационных технологий. Кто

находится в зоне риска? Какие смысложизненные стратегии в наибольшей степени ориентируют личность на аддиктивное поведение? Возможно ли через психолого-дидактическое сопровождение предотвратить нежелательные личностные деформации? Эти вопросы определили проблему настоящего исследования.

Общая теория ценностно-смысловой сферы исследовалась такими авторами как А.В. Запорожец,

A.Г. Здравомыслов, B.C. Мухина, ВА. Серебрякова, Д.И. Фельдштейн, М.С. Яницкий и др.). В ряде исследований было показано, что роль ценностно-смысловой сферы в жизни человека состоит в том, что она придает определенную устойчивость поведению человека и позволяет гибко адаптироваться к изменениям условий жизни и деятельности (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Ю.А. Васильева, Г.В. Залевский, Д.А. Леонтьев и др.). Более того, особенности ценностно-смысловой сферы личности играют решающую роль в критической жизненной ситуации, характеризующейся фрустрацией базовых потребностей, угрозой реализации основных ценностей личности (B.C. Братусь, И.А. Кудрявцев,

B.П. Ларичев, М.Ш. Магомед-Эминов, Д.В. Ольшанский, В.В. Яковлев и др.). Воздействия ИТ на общество в целом и личность пользователя в частности, изучали А.Е. Войскунский, Н.А. Носов, В.В. Петухов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова и др.

Таким образом, сегодня информационная культура личности является важнейшим фактором не только нравственного, физического и интеллектуального здоровья отдельной личности, но и устойчивости общества в целом. Изучение этих качеств, создание средств и способов их измерения - важнейшая проблема науки и техники уже сегодня.

За последние 5 лет число студентов, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от системы образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, юноши знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в образовательных учреждениях не нашли еще своего должного применения. В образовательных учреждениях же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство преподавателей даже не знакомы с компьютерными

технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении.

В настоящее время всё больше проявляется деформация ценностей у людей, работающих с информационными технологиями, как на профессиональном, так и на любительском уровнях. Очевидно и то, что информационные технологии продолжают развиваться, иногда замещая принципиально важные моменты образовательного процесса. Несмотря на такие проявляющиеся риски, информационные технологии (ИТ) и образовательный процесс уже неразрывные понятия и мы не можем их просто замещать или разделять. Несомненно, ИТ обогащают образовательный процесс, но на каком-то этапе начинают отвлекать, замещать, мешать. Наша основная задача сегодня найти оптимальный уровень использования информационных технологий в образовательном процессе при условии высокой эффективности образовательного процесса и воспитания всесторонне развитой личности.

Наиболее интересные вопросы в анализе взаимодействия человек-ИТ: соотношения между позитивными и негативными последствиями информационно-коммуникационных технологий, отношение к ним реальных и потенциальных пользователей. Существуют следующие потенциально негативные трансформации личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий: крайние формы увлечения компьютерными играми (иногда именуемые «игровой наркоманией»), компьютерное хакерство как результат выходящего за пределы необходимости увлечения познанием в сфере высоких технологий, своеобразная «зависимость» от интернета, аутизация (замкнутость и неразговорчивость, невнимание к другим людям, отсутствие интереса к ним, непонимание их действий, чувств, мотивов), диссинхрония (неравномерность) развития - к примеру, интеллектуальная сфера может опережать в развитии то, что относится к сфере взаимодействия с другими людьми (т.н. «социальный интеллект»), и наоборот. Представлена точка зрения, согласно которой информационно-коммуникационные технологии амбивалентны относительно направлений психического развития - позитивных или негативных - и потому не могут считаться ответственными за те или иные трансформации.

Выполнены эмпирические исследования мотивации пользователей интернета, проанализированы актуальное состояние и перспективные направления развертывания дальнейших исследований познавательных и коммуникативных применений интернета и www.

На теоретическом и эмпирическом уровнях изучены особенности психологических механизмов идентификации и самопрезентации у пользователей

современных информационно-коммуникационных технологий, специфика их видоизменения и трансформации на примере активно применяющих интернет подростков. Проанализированы имеющиеся в научной литературе представления о таком виде психопатологии, как зависимость от интернета или «интернет-аддикция»; предложены клиническая и интегративная (объединяющая информационный, нейропсихологический и патопсихологический подходы) модели зависимости от интернета.

В рамках обширного рассмотрения методов диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса ведется работа по изучению когнитивных и поведенческих эффектов, возникающих в ситуациях (достаточно распространенных в сфере применения информационно-коммуникационных технологий) вынужденного совмещения последовательных и параллельных задач; экспериментально выявлены применяемые людьми в подобных ситуациях стратегии и их влияние на продуктивность компьютеризированной деятельности.

Выполнены исследования, направленные на теоретическое и практическое обоснование обусловленных применением информационно-коммуникационных технологий модификаций методов проведения психологического исследования (количественного и качественного); среди наиболее актуальных методов могут быть названы, к примеру, онлайновый эксперимент, веб-опрос и опрос посредством электронной почты, дистантная психодиагностика и дистантная диагностика знаний, дистантная форма психологического консультирования, веб-практикум и т.п. Осуществляются исследования гендерных аспектов применения интернета, продемонстрированы определенные различия между паттернами применения сетевых сервисов женщинами и мужчинами. Проведено изучение психологических особенностей малоизвестных прежде и таких заметных популяций и сообществ как хакеры и игроки в компьютерные игры. Поставлена и детально рассмотрена проблема выявления и изучения особенностей такой разновидности одаренности, как одаренность в применении ИТ (к примеру, можно говорить об одаренности программистов, в том числе подростков, веб-дизайнеров и т.п.). Сотрудники факультета психологии ЮФУ принимают участие и в решении такой актуальной в настоящее время задачи, как обеспечение информационно-психологической безопасности человека, изучение его ценностно-смысловой сферы.

Для создания полной картины исследования необходимо тестировать и анализировать психоэмоциональное состояние исследуемого на каждой стадии взаимодействия с компьютером. Важно отслеживать и динамику развития и преобладание развития таких

качеств обучаемых, как долговременная память (которая редко развивается при общении с компьютером) и творческая фантазия. Из моих личных наблюдений в среде с бурно развивающимися компьютерными технологиями чрезвычайно важны методики концентрации внимания. В образовательном процессе следует не только заинтересовать студента предметом обучения и используемыми компьютерными технологиями, но и полностью лишить отвлекающих факторов. Ситуация сложна тем, что таких факторов огромное множество в современном персональном компьютере. Задача мотивировать студента на целенаправленное использование компьютера как средство получения новых знаний по предмету и инструмент обработки, передачи, преобразования информации стоит, в первую очередь, перед преподавателем.

Одним из самых действенных способов ослабления деформирующего влияния взаимодействия с компьютером является временное отстранение студента от деятельности, профессионального окружения или их смены. Должно уделяться особое внимание обновлению и укреплению физического, психологического, психофизиологического потенциала студента, поддержанию его трудоспособности. Обязательным условием противодействия деформации является формирование и развитие индивидуально-психологических качеств, которые блокируют деформирующее влияние. Из рекомендаций можно выделить следующие: научить обучаемых планировать время работы, обучить различным способам решения одной и той же задачи, приемам работы с поисковыми системами и каталогами, умению критически оценивать получаемую мультимедиа-информацию.

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно-образовательную среду:

- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

- переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

- информатизация процесса обучения и воспитания;

- оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

- создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

- создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

- участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование. Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.

Однако, растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы. В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:

- персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;

- потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;

- различные формы компьютерной тревожности;

- вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.

Одной из негативных сторон информатизации является появление у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности.

Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г. Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятель Соотношения между позитивными и негативными последствиями информационно-коммуникационных технологий, отношению к ним реальных и потенциальных пользователей. Существуют следующие потенциально негативные трансформации личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий: крайние формы увлечения компьютерными играми (иногда именуемые «игровой наркоманией»), компьютерное хакерство как результат выходящего за пределы необходимости увлечения познанием в сфере высоких технологий, своеобразная «зависимость» от интернета, аутизация (замкнутость и неразговорчивость, невнимание к другим людям, отсутствие интереса к ним, непонимание их действий, чувств, мотивов), диссинхрония (неравномерность) развития -к примеру, интеллектуальная сфера может опережать в развитии то, что относится к сфере взаимодействия с другими людьми (т.н. «социальный интеллект»), и наоборот. В работах [9, 12] представлена точка зрения, согласно которой информационно-коммуникационные технологии амбивалентны относительно направлений психического развития - позитивных или негативных -и потому не могут считаться ответственными за те или иные трансформации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.С., Анцыборов А.В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения // Русский народный сервер против наркотиков «NarCom.ru». URLwww.narcom.ru/cabinet/online/45.html

2. Бенно А. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее // Советская педагогика и школа. - Тарту, 1972. - С. 93-104.

3. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

5. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

7. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационно-аналитический журнал «Информационное общество». URL: http://emag. iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf

8. Войскунский А.Е. Психология компьютеризации - история и современность // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения): Тезисы докладов научной конференции ИП РАН, 22-23 мая 2003. - М.: ИП РАН, 2003. - С. 207-212.

9. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. - 154 с.

10. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина // Материалы XVI международной конференции "Применение новых технологий в образовании". -Троицк: МОО ФНТО "Байтик'; 2005. - С. 102-104.

11. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника "Информатизация образования" // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. - М.: МГПУ, 2005. - № 1(4). - С. 24-28.

12. Костинский А. Существует ли Интернет-зависимость? // Все о психологии во Владивостоке. Электронная библиотека. URL: http://www. psyvlad.ru/

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

14. Майер Р.В. Информационные технологии и физическое образование. - Глазов: ГГПИ, 2006. - C. 3-15.

15. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. - М., 1986.

16. Grigoriev S., Grinshkun V. Informational technologies in education as separate direction of preparing a pedagogical personnel //"Information Technologies and Telecommunications in Education and Science IT&T ES'2005" Materials of the International Scientific Conference / SIIT&T Informika. - Moscow: VIZCOM, Ege Uneversity, Izmir, Turkey, 2005. - P. 98-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.