ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ВИРУСА ГЕПАТИТА Е В ЭТИОЛОГИИ ОСТРЫХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
КЫЗГЫЗСТАНА
Лухверчик Людмила Николаевна
к.м.н., в.н.с. НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, г. Москва
Алаторцева Галина Ивановна,
к.б.н., зав. лаб. НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, г. Москва
Нурматов Зуридин Шарипович,
к.м.н., врач-эпидемиолог НПО «Профилактическая медицина», г. Бишкек
Зверев Виталий Васильевич
Академик РАН, профессор, д.м.н., директор НИИ вакцин и сывороток
им. И.И. Мечникова, г. Москва
АННОТАЦИЯ
Цель. Исследовать роль вируса гепатита Е (ВГЕ) в этиологии спорадической заболеваемости острыми вирусными гепатитами (ОВГ) на территории Кыргызской Республики.
Метод. С помощью иммуноферментных тест-систем различных производителей проведено определение серологических маркеров вирусных гепатитов А, В, С и Е в 236 образцах сывороток крови жителей Кыргызстана различных возрастных групп, обратившихся в лечебные учреждения республики с клиническими признаками патологии печени в период с ноября 2015 г. по февраль 2016 г.
Результат. У 80,7 % обследованных были выявлены серологические маркеры различных вирусных гепатитов. ВГЕ был на втором месте среди причин ОВГ, его удельный вес составил 13,6 % после вируса гепатита А (ВГА), серомаркеры которого были выявлены у 54,7 % обследованных лиц. Индикаторы инфицирования вирусами гепатитов В (ВГВ) и С (ВГС) в исследуемой группе определены только у 10,2 % и 2,2 % пациентов соответственно.
У 53 % серопозитивных по гепатиту Е (ГЕ) пациентов выявлены маркеры микст-инфицирования вирусами других гепатитов: ВГА в 34 % случаев, ВГВ — 12,5 %, ВГС — 6,5 %.
Выводы. Широкая распространенность ВГЕ в структуре ОВГ в Кыргызстане (около 14 %) требует совершенствования существующей системы комплексной диагностики ОВГ с включением определения серологических маркеров ГЕ параллельно с серодиагностикой гепатита А (ГА), особенно у детей и подростков. Достаточно широкая распространенность маркеров микст-инфицирования ВГЕ с ВГВ и ВГЕ с ВГС среди взрослых указывает на необходимость обязательного тестирования всех больных ОВГ на специфические иммуноглобулины класса G (IgG) и класса M (IgM) к ВГЕ.
ABSTRACT
Aim. To &udy the role of hepatitis E virus (HEV) in the sporadic cases etiology of acute viral hepatitis (AVH) on the Kyrgyz Republic territory.
Method. Using enzyme immunoassay sy^ems by different manufacturers, we determined the serological markers of viral hepatitis A, B, C and E in 236 blood serum samples of Kyrgyz citizens of different age groups who applied to republic medical in^itutions with clinical signs of liver disease from November 2015 to February 2016.
Result. Serological markers of viral hepatitis were found in 80,7 % of patients. HEV has been in second place among the causes of the AVH, its weight was 13,6 %, after the hepatitis A virus (HAV). HAV seromarkers were detected in 54,7 % examined individuals. Infection indicators of hepatitis B virus (HBV) and hepatitis C virus (HCV) in the &udy group identified only 10,2 % and 2,2 % of patients, respectively.
Markers of mixed infections with viruses of other hepatitis was identified in 53 % hepatitis E (HE) seropositive persons: HAV in 34 % of cases, HBV - 12,5 %, HCV - 6,5 %.
Conclusions. The HEV prevalence in the Sructure of the AVH in Kyrgyz^an (around 14 %) makes it necessary to improve of the present sy^em of AVH integrated diagno^ics with the definition of the HE serological markers with hepatitis A serodiagno^ics simultaneously, especially in children and adolescents. Prevalence of mixed infection markers of HEV+HBV and HEV+HCV among adults indicates the need for mandatory teeing of all patients with AVH for anti-HEV IgG and IgM.
Ключевые слова: острый вирусный гепатит, гепатит Е, иммуноферментный анализ, серологические маркеры
Keywords: acute viral hepatitis, hepatitis E, enzyme immunoassay, serological markers
Введение. Дифференциальная лабораторная диагностика вирусных гепатитов занимает ведущие позиции в системе контроля за инфекционной заболеваемостью. Глобальное распространение и высокий эпидемический потенциал данной полиэтиологичной группы инфекционных заболеваний обуславливает их социальную и экономическую значимость [1].
Диагностические тесты, в первую очередь серологические, для выявления инфекций, вызываемых вирусами гепатита А (ВГА), гепатита В (ВГВ), гепатита С (ВГС) широко доступны. Лабораторная диагностика перечисленных вирусных гепатитов существенно облегчена наличием целого ряда серологических маркеров, которые при обнаружении в отдельности или в комбинации позволяют легко определить
активную инфекцию, различить острую и хроническую инфекции, а также оценить иммунный статус [2].
Иная ситуация имеет место в отношении гепатита Е (ГЕ). По данным ВОЗ, ГЕ является наиболее распространенной нозологической формой среди вирусных гепатитов в мире. Характерными для ГЕ являются высокая смертность среди беременных женщин и существование периодически возникающих крупных вспышек. По первоначальным представлениям, ВГЕ считался широко распространенным только в развивающихся странах с жарким климатом, а случаи заболевания в развитых странах рассматривали как спорадические и связанные с завозом из эндемичных регионов. В настоящее время общее увеличение числа неимпортирован-ных аутохтонных случаев ГЕ наблюдается в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Германия, а также у населения европейской части России и Закавказья. В 2013 году в РФ - первой среди других стран постсоветского пространства, - введена официальная государственная регистрация случаев ГЕ [3]. В то же время на территории стран СНГ антитела к ВГЕ наиболее часто выявляются у жителей стран Центральной Азии. Несмотря на существование стойких очагов инфекции в данном регионе отдельной регистрации случаев ГЕ не проводится, что связано с отсутствием, с одной стороны, настороженности инфекционистов в отношении данной инфекции, с другой стороны, - с отсутствием широко применяемой системы серодиагностики ГЕ.
Территория Кыргызской Республики является гиперэндемичной по ГЕ. В период подъема заболеваемости в осенне-зимний период 1998 - 1999 гг. на долю ГЕ приходилось 35,9 % от всех случаев ОВГ, включая случаи микст-инфекции с ГВ и ГС. Такой уровень заболеваемость ГЕ соответствует прогнозируемому в эндемичных в отношении гепатита Е районах и может составлять от 22 до 70 - 85 % [4].
В Кыргызской Республике на базе Республиканского научно-практического центра по контролю вирусных гепатитов при НПО «Профилактическая медицина» в 2000 году была организована и внедрена система дозорного эпидемиологического надзора (ДЭН) за ОВГ. По данным ДЭН, доля случаев вирусных гепатитов неизвестной этиологии суммарно в 2000 - 2014 годах составила 15 % и была отмечалась тенденция к росту числа случаев вирусного гепатита с неуточненным диагнозом (в 2012 г - 12,9 %, 2013 г. - 15,6 %, 2014 г. - 17,8 %) [5].
Поэтому целью исследования было исследовать роль ВГЕ в этиологии спорадической заболеваемости ОВГ на территории Кыргызской Республики.
Материалы и методы исследования. Для изучения этиологической структуры ОВГ в Кыргызстане было обследовано 236 образцов сывороток крови пациентов, обратившихся в различные лечебные учреждения республики с клиническими и лабораторными признаками патологии печени и предварительным диагнозом «вирусный гепатит» в период с ноября 2015 г. по февраль 2016 г. Среди обследованных было 103 женщины и 133 мужчины. Обследованные лица по возрастным группам распределялись следующим образом: от 0 до 5 лет - 27 человек, 6-10 лет - 52 человека, 11-15 лет - 41 человек, 16-19 лет - 28 человек, 20-29 лет - 46 человек, 30-39 лет - 18 человек, 40-49 лет - 16 человек, 50-59 лет - 5 человек и 60 лет и старше - 3 человека. Необходимо отметить, что 50,8 % обследованных лиц составляет группа детей до 16 лет.
Проведен анализ образцов сывороток больных из различных областей Кыргызстана: 22 - из Джалал-Абадской, 110 - из Чуйской; 104 - из Бишкека.
Образцы исследованы с помощью иммунофермент-ных тест-систем: набор реагентов для определения IgG к ВГА «Вектогеп А-ДО» (ЗАО «Вектор-Бест», РУ № ФСР 2012/14011); набор реагентов для 1£М к соге-антигену ВГВ «ВектоHBcAg-IgМ» (ЗАО «Вектор-Бест», РУ № ФСР 2008/03327); набор реагентов для выявления HBs-антигена ВГВ «Вектогеп B-HBs-антиген» (ЗАО «Вектор-Бест», РУ № РЗН 2015/2887); набор реагентов для иммуноферментного выявления IgG и ^М к ВГС «Бест анти-ВГС» (ЗАО «Вектор-Бест», РУ № РЗН 2015/2352); тест-система для выявления ДО к ВГЕ «ДС-ИФА-АНТИ-НЕ^» (НПО «Диагностические системы», РУ № ФСР 2010/07840); тест-система для выявления ^М к ВГЕ «ДС-ИФА-АНТИ-НЕ^М» (НПО «Диагностические системы», РУ № ФСР 2010/07686). Им-муноферментный анализ выполняли в соответствии с инструкциями изготовителей диагностических наборов. Образцы исследовали в повторах.
Результаты и их обсуждение. Полученные результаты представлены в таблице. Анализ результатов показал, что у 80,7 % обследованных с клиническими признаками патологии печени были выявлены серологические маркеры различных вирусных гепатитов. При этом ВГЕ был на втором месте среди этиологических агентов, вызывающих ОВГ, его удельный вес составил 13,6%, после ВГА, антитела к которому были выявлены у 54,7 % обследованных лиц. Индикаторы инфицирования ВГВ и ВГС в исследуемой группе были обнаружены только у 10,2 % и 2,2 % пациентов, соответственно.
У 53 % лиц с лабораторно подтвержденным диагнозом ГЕ выявлены маркеры других вирусных гепатитов, в том числе ГА в 34 % случаев, ГВ — в 12,5 %, ГС — в 6,5 %.
Таким образом, большую часть (68,3 %) больных ОВГ составили пациенты с энтеральными гепатитами ГА и ГЕ. Эти данные указывают на необходимость обязательного параллельного определения диагностических маркеров данных гепатитов при определении этиологии заболевания. Большая распространенность случаев микст-инфекций -ВГЕ с ВГА подтверждена результатами ряда исследований, показавших, что среди заболевших ГЕ достаточно часто встречаются лица, имеющие антитела к ВГА [6].
Среди пациентов с диагнозом ГВ у 54,2 % обследованных был обнаружен HbcAg, у 45,8 % - ^М к HBcAg. У пациентов с маркерами инфицирования ВГЕ специфические ^М были выявлены в 21,9 %, IgG — в 68,8 % случаев. Сочетан-ное присутствие IgG и ^М в сыворотке крови установлено у 9,3 % больных. Однако при интерпретации результатов лабораторных исследований необходимо принимать во внимание, что наличие IgG-антител к ВГЕ может свидетельствовать о недавнем инфицировании.
Сравнительный анализ распределения выявленных случаев ОВГ показал, что наиболее часто данные инфекции поражали мужчин: ГА - 67,4 %, ГВ — 66,7 %, ГЕ — 65,6 % и ГС — 60 %.
Анализ распределения серопозитивных в отношении ГА лиц по возрастным группам показал, что 28,7 % были дети от 6 до 10 лет, 21,7 % - взрослые от 20 до 29 лет и 16,3 % -подростки от 11 до 15 лет.
При определении серомаркеров ГЕ позитивные лица были выявлены практически во всех возрастных группах,
но их наибольшее число было среди подростков 16-19 лет и взрослых 40-49 лет — 18,8 %, среди детей 0-5 лет и 6-10 лет и взрослых 50-59 лет — 12,5 % и подростков 11-15 лет и взрослых 30-39лет — 9,4 %. Маркеры микст-инфицирования ВГЕ и ВГА в 54 % случаев были выявлены у детей от 0 до 10 лет, ВГЕ и ВГВ — в 75 % случаев у взрослых от 30 до 59 лет и все случаи микст-инфицирования ВГЕ и ВГС — у взрослых от 40 до 59 лет.
Пациенты с установленным диагнозом ГВ составили 41,7 % среди взрослых 20-29 лет, 20,8 % — 30-39 лет и 12,5 % - 40-49 лет. ГС в основном встречался среди взрослых — 30-39 лет (40 %) и 40-49 лет (40 %).
Таким образом, маркеры острого ГЕ обнаружены во всех возрастных группах, в том числе и среди женщин детородного возраста, что указывает на необходимость проведения обязательной серодиагностики ГЕ во всех возрастных группах лиц с клиническими симптомами ОВГ.
Анализ этиологии ОВГ в различных областях республики показал, что практически одинаковое число случаев ГА было выявлено в г. Бишкеке и Чуйской области — 49,6 % и 47,3 %, соответственно. Наибольшее число ГЕ обнаружено у лиц, проживающих в Чуйской области (46,9 %) и г. Бишкек (37,5 %). Половина всех больных, у которых выявлен ГВ, проживают в г. Бишкеке (54,2 %). Антитела к ВГС обнаруживались с одинаковой частотой во всех трех анализируемых регионах.
Заключение. Результаты проведенных исследований позволяют заключить, что в случаях ОВГ неясного происхождения, особенно с предполагаемым фекально-оральным механизмом передачи, в Кыргызстане, а также, по-видимому, в других странах СНГ, в качестве возможного этиологического агента следует рассматривать ВГЕ.
Установленная широкая распространенность ГЕ в структуре ОВГ - около 14% от общего числа, - требует совершенствования существующей системы комплексной
диагностики этиологии ОВГ с включением определения серологических маркеров ГЕ параллельно с серодиагностикой ГА, особенно у детей и подростков. Достаточно широкая распространенность смешанного инфицирования ГЕ с ГВ и ГЕ с ГС среди взрослых указывает на необходимость обязательного тестирования больных ОВГ на маркеры ГЕ
- специфические IgG и IgM.
Таким образом, для профилактики ГЕ необходима реорганизация системы эпидемиологического надзора, включающая регистрацию, учет, эпидемиологическое расследование каждого случая ВГЕ и общий анализ заболеваемости.
Литература.
1. Wieresma S. The global burden of disease of viral hepatitis // Viral Hepatitis. - 2011. - Vol.19. - P.9-10.
2. Kamili S. Challenges in laboratory diagnosis of HBV and HCV infections // Medical Virology. - 2014. - Vol. XXVIII(4).
- P.22-23.
3. Kyuregyan K., Malinnikova E., Zemlinskiy O., Polyakov A., Mikhailov M. Incidence of acute hepaitis E in Russian Federation // Medical Virology. - 2014. - Vol. XXVIII(4). - P.71-72.
4. Алаторцева Г.И., Федорова О.Е., Замятина Н.А., Тита-ев А.В., Нестеренко Л.Н., Амиантова И.И. и др. Применение тест-системы «ВГЕ-скрин» для определения удельного веса гепатита Е в структуре вирусных гепатитов на территории Киргизии / Материалы конференции «Актуальные вопросы эпидемиологии инфекционных болезней». - Москва, 2006.
- С.76 - 79.
5. Отчет о работе НПО «Профилактическая медицина» за 2014 год. - г. Бишкек; 2014. - C.47 - 48.
6. Кюрегян К.К., Михайлов М.И. Молекулярно-биологи-ческие основы контроля вирусных гепатитов (монография).
- М. Изд-во Икар, 2013. — 336 с.
Нозологиче- ВГА ВГВ ВГС ВГЕ: в том числе микст-инс )екции
ска группа ВГЕ+ВГА ВГЕ+ВГВ ВГЕ+ВГС
Серопози- 129 (54,7%) 24 (10,2 %) 5 (2,2%) 32 (13,6%) 11 4 2
тивные лица,
в том числе:
по половому признаку:
мужчины 87 (67,4%) 16 (66,7%) 3 (60%) 21 (65,6%) 9 2 1
женщины 42 (32,6%) 8 (33,3%) 2 (40%) 11 (34,4%) 2 2 1
по возрастным группам:
0-5 лет 19 (14,7%) 0 0 4 (12,5%) 3 0 0
6-10 лет 37 (28,7%) 0 0 4 (12,5%) 3 0 0
11-15 лет 21 (16,3%) 2 (8,3%) 0 3 (9,4%) 1 0 0
16-19 лет 19 (14,7%) 3 (12,5%) 0 6 (18,8%) 2 1 0
20-29 лет 28 (21,7%) 10 (41,7%) 0 2 (6,1%) 2 0 0
30-39 лет 2 (1,6%) 5 (20,8%) 2 (40%) 3 (9,4%) 0 1 0
40-49 лет 3 (2,3%) 3 (12,5%) 2 (40%) 6 (18,8%) 0 1 1
50-59 лет 0 1 (4,2%) 0 4 (12,5%) 0 1 1
60 лет и 0 0 1 (20%) 0 0 0 0
старше
Таблица
Этиологическая структура острых вирусных гепатитов в исследуемой группе больных ОВГ из Кыргызстана
ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕННИИ ПОЯНИЯНЫХ ВЕРТЕБРОГЕННЫХ СИНДОРОМОВ И РАДИКУЛОПАТИЙ
Маматханова Чарос Баходировна
Докторант Ташкентский институт усовершенствования врачей Кафедра «Нейрореабилитации с курсом восточной медицины»
FEARTURES OF CLINICAL MANIFESTATIONS OF LUMBAR VERTEBRAL
SYNDROMES AND RADICULOPATHY
Mamatkhanova Charos Bahodirovna
Phd student of Tashkent Intfitute of Postgraduate Education Department of Neurorehabilitation and Oriental Medicine
АННОТАЦИЯ
Цель настоящей работы - изучить и определить развитие неврологических симптомов в зависимости от места и размера грыж межпозвонковых дисков с целью предложения адекватных методов лечения и реабилитации
Материал и методы исследования. Помимо изучения соматического, неврологического статуса произведены лабораторные (общий анализ крови, мочи, воспалительные пробы и др.), компьютерная томография (158 исследований - 97,5%), магнито-резонансная томография, мультислайсная-компьютерная томография
Результаты и обсуждение. Анализ рефлекторного синдрома показало, что в основном они проявлялись люмбалгией или люмбоишиалгией. Мышечно-тонический синдром проявлялся синдромом грушевидной мышцы, запирательного канала, крампи икроножных мышц, псоас синдромами
Выводы. Клинико-параклинические сопоставления позволяют прогнозировать характер развития неврологических проявлений, стойкость клинических проявлений в динамике и объективизировать тяжесть процесса и функциональных нарушений при определении инвалидности
ABSTRACT
Purpose of the present work - to ftudy and determine development of neurological symptoms depending on the place and size of the hernia intervertebral disks for the purpose of offering of adequate methods of treatment and rehabilitation.
Methods. Besides fludying of the somatic, neurological flatus are produced laboratory (the general blood tefl, urine, inflammatory tefls, etc.), a computer tomography (158 researches - 97,5%), a magnetic resonance tomography, a multislaysnia - computer tomography
Results. The analysis of reflex syndrome has shown that basically they manifefled lumbodynia or sciatica. Muscular-tonic syndrome was manifefled syndrome the piriformis muscle, the obturator canal, cramps calf muscles, psoas syndrome
Conclusion. Clinical and paraclinical comparing allow to predict the character of development of neurological manifeflations, clinical manifeflations in dynamics and to objectify the severity of process and functional diflurbances at the determining of disability
Ключевые слова: Вертеброгенные поражения, нервной системы, cимптомы, инвалид, радикулопатии
Keywords: Vertebrogenic defeat nervous syflem, Symptoms, disabled, radiculopathy
по региону проживания:
г. Бишкек 64 (49,6%) 13 (54,2%) 2 (40%) 12 (37,5%) 5 2 0
Джалал-А-бадская область 4 (3,1%) 3 (12,5%) 1 (20%) 5 (15,6%) 0 0 0
Чуйская область 61 (47,3%) 8 (33,3%) 2 (40%) 15 (46,9%) 6 2 0
Вертеброгенные болевые синдромы и поражение корешков, это наиболее часто встречающиеся заболевания как в амбулаторной, так и в стационарной службе здравоохранения. Вертеброгенные поражения периферической нервной системы пояснично-крестцового отдела позвоночника обусловлены патологией межпозвонковых дисков и связочного аппарата, среди которых особое место занимают протрузии (выпячивание мякотного ядра) и грыжи межпозвонкового диска (2). По количеству дней нетрудоспособности, а также стойкой утраты трудоспособности (инвалидности) они
занимают ведущее место среди неврологических больных. Широкое использование в последнее время таких методов диагностики, как магнитно-резонансная томография (МРТ), способствовало более глубокому пониманию характера развития неврологических синдромов, применению современных методов лечения и реабилитации, а также изучению патогенеза развития неврологических симптомов в процессе реабилитации (3, 6, 5,1).
Под нашим наблюдением находились 162 больных остеохондрозом в возрасте 21-69 лет, в частности с грыжей диска