Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В 1920-Е ГОДЫ'

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В 1920-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиоведение / история религиоведения / религиозность / методы исследования / психология религии / социология религии / психоанализ / этнография / Religious Studies / history of Religious Studies / religiosity / methods of research / Psychology of Religion / Sociology of Religion / Psychoanalysis / Ethnography

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поплавский Роман Олегович

Данная статья является второй работой, посвященной истории исследования религиозности в первой половине XX века, и представляет собой попытку восполнить пробел в имеющейся литературе по истории религиоведения. На основе анализа публикаций, посвященных теоретическому осмыслению религии и эмпирическим исследованиям, проведенным в 1920-е годы, автор проводит сравнение с изучением религиозности в первой половине XIX – начале XX века, описанным ранее, выделяет продолжающиеся тенденции и изменения, произошедшие в данной области. Как и на этапе формирования научного подхода к изучению религии, теоретическое осмысление термина «религиозность» в рассматриваемый период продолжается в рамках размежевания с термином «религия». Последняя понимается как нечто объективное, в то время как религиозность трактуется как субъективная характеристика. Это понимание формируется под влиянием этнографических исследований, продемонстрировавших разнообразие религиозного опыта на всей планете, и феноменологического подхода к изучению религии. Эмпирические исследования религиозности в рассматриваемый период продолжаются в рамках статистических, социологических и психологических исследований. Однако на фоне предыдущих лет 1920-е годы выделяются интенсификацией изучения религиозности детей, переосмыслением метода опросника (questionnaire) и активной дискуссией о принципах исследования религиозной жизни человека. Так, к концу десятилетия в американской социологии все чаще звучит мнение о необходимости безоценочного подхода к анализу религиозности. О быстром развитии изучения религиозности и повышении интереса исследователей к этой теме свидетельствуют обзоры более ранних работ, опубликованные в рассматриваемый период. Эти обзоры, с одной стороны, продолжали традицию социологического и психологического анализа религиозности, заложенную в начале XX века. С другой стороны, в связи с недостатком таких работ и в рамках критики имеющихся авторы инициировали дискуссии о методах и принципах научного изучения феномена. Наиболее влиятельной в данной области остается американская школа психологии, а среди публикаций выделяются исследования в сфере образования, детской психологии и религиозной жизни сельских сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON RELIGIOSITY IN THE 1920S

This is the second article dedicated to the history of the religiosity study in the first half of the XX century. It attempts to fill a gap in the currently available literature on the subject. The author analyzes the conceptualization of religion and religiosity and empirical research conducted in the 1920s, comparing them with the study of religiosity in the first half of the XIX – early XX century. As a result, he identifies ongoing trends and changes that occurred in this field. Similar to the initial stage of the history of Religious Studies, the concept of “religiosity” was understood in contrast to the term “religion” in the studied period. In particular, the latter was conceptualized as something objective, while religiosity was interpreted as a subjective characteristic. Such understanding was shaped by ethnographic research that demonstrated the diversity of religious experience across the globe and by the phenomenological approach to the study of religion. During the period under review, empirical research on religiosity continued within the framework of Statistics, Sociology, and Psychology. However, compared to the previous years, the 1920s stand out for the intense study of children's religiosity, a reinterpretation of the questionnaire method, and an active discussion on the principles of how a person's religious life can be studied. For instance, American sociologists began to call for an unbiased approach to the analysis of religiosity by the end of the 1920s. The rapid development of the study of religiosity and the increasing interest of researchers in this topic are evidenced by reviews of earlier works published in the 1920s. On the one hand, they carried on a tradition of sociological and psychological analysis of religiosity, established at the beginning of the XX century. On the other hand, a lack of published materials made the researchers of the given period initiate discussions on the methods and principles of the scientific analysis of religiosity. The American psychological tradition remained the most influential in that field. Research on education, child psychology, and the religious life of rural communities stands out from the bulk of publications at that time.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В 1920-Е ГОДЫ»

Поплавский, Р.О. Исследования религиозности в 1920-е годы / Р.О. Поплавский // Технологос. - 2024. - № 1. DOI: 10.15593/perm.kipf/2024.1.07

Poplavsky R.O. Research on Religiosity in the 1920s. Technologos, 2024, no. 1, pp. 91-107. DOI: 10.15593/ perm.kipf/2024.1.07

Научная статья

DOI: 10.15593/perm.kipf/2024.1.07 УДК 2:001.891.3(091)"192"

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В 1920-Е ГОДЫ Р.О. Поплавский

Тюменский научный центр СО РАН, Тюмень, Российская Федерация

О СТАТЬЕ

АННОТАЦИЯ

Поступила: 05 февраля 2024 г. Одобрена: 07 февраля 2024 г. Принята к публикации: 01 марта 2024 г.

Ключевые слова:

религиоведение, история религиоведения, религиозность, методы исследования, психология религии, социология религии, психоанализ, этнография.

Данная статья является второй работой, посвященной истории исследования религиозности в первой половине XX века, и представляет собой попытку восполнить пробел в имеющейся литературе по истории религиоведения. На основе анализа публикаций, посвященных теоретическому осмыслению религии и эмпирическим исследованиям, проведенным в 1920-е годы, автор проводит сравнение с изучением религиозности в первой половине XIX - начале XX века, описанным ранее, выделяет продолжающиеся тенденции и изменения, произошедшие в данной области.

Как и на этапе формирования научного подхода к изучению религии, теоретическое осмысление термина «религиозность» в рассматриваемый период продолжается в рамках размежевания с термином «религия». Последняя понимается как нечто объективное, в то время как религиозность трактуется как субъективная характеристика. Это понимание формируется под влиянием этнографических исследований, продемонстрировавших разнообразие религиозного опыта на всей планете, и феноменологического подхода к изучению религии.

Эмпирические исследования религиозности в рассматриваемый период продолжаются в рамках статистических, социологических и психологических исследований. Однако на фоне предыдущих лет 1920-е годы выделяются интенсификацией изучения религиозности детей, переосмыслением метода опросника (questionnaire) и активной дискуссией о принципах исследования религиозной жизни человека. Так, к концу десятилетия в американской социологии все чаще звучит мнение о необходимости безоценочного подхода к анализу религиозности.

О быстром развитии изучения религиозности и повышении интереса исследователей к этой теме свидетельствуют обзоры более ранних работ, опубликованные в рассматриваемый период. Эти обзоры, с одной стороны, продолжали традицию социологического и психологического анализа религиозности, заложенную в начале XX века. С другой стороны, в связи с недостатком таких работ и в рамках критики имеющихся авторы инициировали дискуссии о методах и принципах научного изучения феномена.

Наиболее влиятельной в данной области остается американская школа психологии, а среди публикаций выделяются исследования в сфере образования, детской психологии и религиозной жизни сельских сообществ.

© Поплавский Роман Олегович - младший научный сотрудник Сектора этнологии и социальной антропологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9492-0673, e-mail: roman.poplavskiy@gmail.com.

© Roman O. Poplavsky- Junior Researcher at the Department of Ethnology and Social Anthropology, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9492-0673, e-mail: roman.poplavskiy@gmail.com.

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ (№ FWRZ-2021-0006). Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад автора. 100 %.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

RESEARCH ON RELIGIOSITY IN THE 1920S Roman O. Poplavsky

Tyumen Scientific Centre, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Tyumen, Russian Federation

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 05 February 2024 Revised: 07 February 2024 Accepted: 01 March 2024

Keywords:

Religious Studies, history of Religious Studies, religiosity, methods of research, Psychology of Religion, Sociology of Religion, Psychoanalysis, Ethnography.

This is the second article dedicated to the history of the religiosity study in the first half of the XX century. It attempts to fill a gap in the currently available literature on the subject. The author analyzes the conceptualization of religion and religiosity and empirical research conducted in the 1920s, comparing them with the study of religiosity in the first half of the XIX - early XX century. As a result, he identifies ongoing trends and changes that occurred in this field.

Similar to the initial stage of the history of Religious Studies, the concept of "religiosity" was understood in contrast to the term "religion" in the studied period. In particular, the latter was conceptualized as something objective, while religiosity was interpreted as a subjective characteristic. Such understanding was shaped by ethnographic research that demonstrated the diversity of religious experience across the globe and by the phenomenological approach to the study of religion.

During the period under review, empirical research on religiosity continued within the framework of Statistics, Sociology, and Psychology. However, compared to the previous years, the 1920s stand out for the intense study of children's religiosity, a reinterpretation of the questionnaire method, and an active discussion on the principles of how a person's religious life can be studied. For instance, American sociologists began to call for an unbiased approach to the analysis of religiosity by the end of the 1920s.

The rapid development of the study of religiosity and the increasing interest of researchers in this topic are evidenced by reviews of earlier works published in the 1920s. On the one hand, they carried on a tradition of sociological and psychological analysis of religiosity, established at the beginning of the XX century. On the other hand, a lack of published materials made the researchers of the given period initiate discussions on the methods and principles of the scientific analysis of religiosity.

The American psychological tradition remained the most influential in that field. Research on education, child psychology, and the religious life of rural communities stands out from the bulk of publications at that time.

Введение

История научного подхода к изучению религии берет свое начало во второй половине XIX века. Накопленные знания и количество проведенных исследований за это время позволяют ретроспективно обозначить основные тенденции и процессы в данной области. В литературе, однако, различным дисциплинам религиоведения и аспектам научного подхода к изучению религии уделяется разное внимание. Так, подробно описаны предпосылки его формирования и институционализация [1-3], становление антропологического подхода [4], развитие психологии религии [5, 6] и исследования эзотеризма [7, 8].

История изучения религиозности во второй половине XX века также детально охвачена современными обзорами [9, 10], но исследования предыдущих десятилетий отражены в литературе довольно эпизодически. Так, на работы 1920-х годов ссылаются М. Аргайл и Дж. Фихтер [11, с. 170-172; 12, с. 5-6], белорусские авторы упоминают, что в это десятилетие начинается концептуализация исследований религиозности [13, с. 123] и проводятся масштабные эмпирические исследования [14, с. 80], хотя в психологии религии они начали терять свою популярность уже с конца 1920-х годов [6, с. 74]. Об особенностях социологических исследований религиозности в СССР пишут М.Ю. Смирнов [15], С.М. Климова и Е.С. Молостова [16].

Данная статья - вторая в серии работ, описывающих историю исследования религиозности в первой половине XX века. В ней осуществляется попытка вписать период 1920-х годов в более общий контекст формирования научного подхода к изучению религии. Кроме того, проводится

сравнение с исследованиями религиозности первой половины XIX - начала XX века, описанными автором ранее [17]. В первой части статьи дается общий контекст и предпосылки теоретического осмысления религиозности. Вторая часть посвящена основным направлениям и методам изучения отдельных проявлений религиозности в исследуемый период. В заключение сделан вывод о характеристиках исследования религиозности в 1920-е годы.

Теоретическое осмысление «религии» и «религиозности» в 1920-е годы

В 1920-е годы выходят в свет работы и проводятся дискуссии, посвященные определению термина «религия» [18; 19; 20, с. 555-556], при Американском социологическом обществе формируется постоянная секция по религии, а на ассамблее Ассоциации религиозного образования в 1927 году одной из самых активных оказалась дискуссия о текущих исследованиях религиозных взглядов и практик и методов их изучения. При самой Ассоциации организован исследовательский комитет, среди членов которого - священник и автор работ по религиозному образованию Х. Хартсхорн и психолог, ученик С. Холла и У. Джеймса Э. Старбак [21, с. 683].

Собственно, трактовка термина «религиозность» продолжается в 1920-х годах в рамках размежевания с термином «религия», как это происходило на этапе становления религиоведения как научной дисциплины. Так, разницу между «объективной религией» и «субъективным религиозным мышлением и чувствами» отмечает немецкий теолог и философ Г. Рунце [22, с. 160], а Дж.М. Артман и Дж.А. Джейкобс разводят, с одной стороны, религию и с другой - «символы, церемонии, ритуалы», которые, по их мнению, являются результатом индивидуального религиозного опыта [23, с. 758]. Данная трактовка согласуется с набирающей силу тенденцией изучать «историю религий» и выстраивать на этой основе общую «историю религии» [4, с. 20], что нашло свое отражение в названиях некоторых монографий и учебных пособий конца XIX - начала XX века1. В своем докладе на Пятом Международном конгрессе по истории религий (Лунд, август 1929 г.) Э. Леманн, автор раздела по феноменологии религии в четвертом издании «Учебника по истории религий» (1925), отмечал, что современных ему исследователей интересуют «индивидуальность и особенности каждой религии» [24, с. 424]. Как верно резюмирует П.В. Копперс, анализ истории религий без религиозности абсурден [25, с. 352].

Подобное понимание свойственно и психологии религии того периода. Так, Дж. Коу, ученик С. Холла и У. Джеймса, отмечает, что в философии концепт «религия» един, в то время как на практике религии ни в одном из своих измерений не демонстрируют единства, они «многочисленны и противоречивы» [26, с. 93]. Отсутствие единообразия объясняется большим разнообразием религиозных феноменов [27, с. 226; 28, с. 475-476], соответственно, делается вывод о необходимости интерпретировать религиозный опыт с учетом личности человека [27, с. 234]. Сходным образом Р. Хьюм пишет об обновлении религии за счет «инновационного религиозного опыта» [29, с. 312]. О субъективной стороне религии писали и отечественные психологи. Так, М.А. Рейснер понимал под ней религиозные чувства и мистический экстаз [30, с. 149, 152]. Традицию феноменологического описания, классификации и интерпретации религиозных феноменов, заложенную П. Д. Шантепи де ла Соссе, продолжал Г. ван дер Леув. Позже он выдвигает задачу их понимания [31, с. 109], в связи с чем предлагает учитывать и личный религиозный опыт исследователя [32, с. 84].

Интересно, что разделение на «религию» и «религиозность», объективное и субъективное, прослеживается не только в эмпирических исследованиях 1920-х годов, речь о которых пойдет во

1 «Пролегомены к истории религий» А. Ревиля, 1881; «Введение в историю религий» К.Х. Тоя, 1913; двухтомник «История религий» Дж.Ф. Мура, 1913-1920; четыре издания «Справочника по истории религий» под редакцией П.Д. Шантепи де ла Соссе, 1887, 1897, 1905, 1925 и др.

второй части статьи, но и в изучении религиозности исторических личностей и литературных персонажей. Например, Я. Хошандер в рецензии на книгу Г.В. Херцберга «Пророк и Бог» (Prophet und Gott) пишет, что автора интересует только «субъективное содержание» (subjective matter), то есть «религиозность», а не «религия» пророков [33, с. 99-100]. Аналогично рассматривается религиозность Вергилия в книге К. Перрони [34, с. 439].

Непосредственно понятие «религиозность» находим в советских социологических работах 1920-х годов. Отсутствием серьезных теоретических трудов по теме религии в рассматриваемый период [15, с. 35] можно объяснить тот факт, что термин не получил строгого научного определения и трактовался с известной идеологической окраской как пережиток прошлого: «примитивная, бессознательная, рутинная религиозность мужика» лишь мешала «рабочим и крестьянам видеть мир открытыми глазами» [35, с. 235]. Тем не менее анализ эмпирических работ позволяет вывести содержание, которое вкладывалось в понятие советскими социологами. Так, под религиозностью прежде всего понимались религиозные практики: посещение церкви, молитва и исполнение обрядов [35, с. 236]. Кроме того, для анализа религиозности использовались вопросы об отношении к антирелигиозному воспитанию в школе, о происхождении человека [16, с. 35-37]. Немаловажным был анализ таких факторов, повлиявших на ребенка, как воспитание, отношения в семье и вера родителей, так как религиозность рассматривалась советскими педологами и психологами как социально-обусловленная [36, с. 17]. Именно с этих позиций, например, звучала критика психоанализа как не учитывающего социально-экономические факторы религиозности [37, с. 88].

Эмпирические исследования религиозности в 1920-е годы

Как и на рубеже XIX и XX веков, интерес к теме религии в 1920-е годы поддерживается на фоне большого прогресса в изучении традиционных верований [18, с. 105]. Действительно, этнографические исследования в этот период охватывают не только магико-религиозные представления доиндустриальных народов [38-40], но и этнических групп на территории разных стран [41]. Кроме того, публикуются обзоры работ предыдущих лет [16, с. 110-112]). Советские этнографы и антропологи на материалах своих экспедиций показали огромное разнообразие религиозных практик и ритуалов разных народов, исследовали шаманизм и погребальные обряды [42]. Опыт этнографических исследований был востребован в СССР как возможность выйти за рамки статистического анализа религиозных процессов в стране [16, с. 35].

Как было показано ранее, на 1890-1910-е годы пришлось активное изучение религиозных чувств и опыта в рамках анализа конверсии и религиозности детей и подростков [17, с. 250-251]. А уже в самом начале 1920-х годов появляются обзорные статьи, резюмирующие исследования предыдущих лет. Так, Ж. Бергер, преемник Т. Флурнуа на кафедре психологии религии Женевского университета, анализирует серию работ учеников французского психолога религии А. Буа, написанных под его руководством с 1900 по 1914 год и охвативших религиозный опыт, конверсию, молитву, христианское образование, детскую религиозность, суеверия, исповедь и т.д., и делает вывод о существовании школы исследований по психологии религии в Университете Мон-тобана, в котором А. Буа был профессором факультета протестантской теологии [43, с. 208-216]. Время написания под его руководством работ показывает, что формирование этой школы началось лишь на несколько лет позже американской школы психологии религии, влияние которой она испытала. В частности, Ж. Бергер отмечает, что некоторые французские исследователи использовали наработки американских психологов Э. Старбака и Дж. Леубы [43, с. 208-216]. Влияние последнего на составление опросников во Франции мы отмечали ранее [17, с. 251].

В самих США в рассматриваемое десятилетие продолжались активные исследования религиозного опыта, знаний и практик: проводились опросы в семьях [44], учебных заведениях

[45-53], изучались секты [54] и религиозная жизнь сельских сообществ [55]. Массовые исследования в последних были, в частности, реализованы Межцерковной всемирной организацией, образованной в 1918 году и объединившей протестантские церкви страны. М.С. Рид считает исследовательские группы, задействованные в рамках этой инициативы, вероятно, самыми продуктивными в рассматриваемое десятилетие [56, с. 40-41]. Всего с 1919 по 1934 год существования организации было проведено 48 исследовательских проектов [56, с. 41]. В качестве единственного примера подобных инициатив в прошлом Э.Д. Бруннер [57, с. 335-336] ссылается на книгу Ч. Жиля и Г. Пинчота [58].

Несмотря на церковный бэкграунд, исследователи, работавшие в рамках Межцерковной всемирной организации, призывали отказаться от персональных суждений и предрассудков и фиксировать лишь то, что поддается измерению [57, с. 331]. Это соответствовало зарождавшейся тенденции отказаться от оценочных суждений в исследованиях религиозности и фиксировать только доступные наблюдению факты религиозной жизни [22, с. 162; 27, с. 225; 59, с. 954-955; 60, с. 151], что к концу 1920-х годов привело к снижению доли публикаций, продвигавших идею социального евангелия [56, с. 43].

Наиболее многочисленными в США можно считать опросы в колледжах, университетах и воскресных школах. Священник конгрегационалистской церкви Х. Хартсхорн в статье 1921 года подводит итоги деятельности с 1916 года, когда была опубликована его работа об анкетировании учеников воскресной школы Union School of Religion [61]. Он отмечает, что за пятилетний срок, помимо прямых наблюдений, были созданы шкалы, составлены классификации предметов наблюдения и подготовлены тесты, которые ускорили процесс исследования и позволили измерить показатели религиозности [62, с. 337]. Основная часть вопросов авторской анкеты, также опубликованной в статье, нацелена на выявление отношения детей к Богу и ситуаций, в которых они им интересовались [62, с. 338-340]. Помимо этого анализируется религиозная ситуация в семье [62, с. 342], отдельный опросник посвящен молитве [62, с. 345-346].

На опыт Х. Хартсхорна опирается Э.Дж. Чейв. Констатируя нехватку инструментов для диагностики и измерения результатов религиозной жизни [20, с. 554], он приводит примеры психологических тестов, тестов на знание Библии и опросников о религиозных знаниях и практиках, которые могли бы восполнить эту лакуну [20, с. 557-561].

Отметим несколько черт, характеризующих опросы о религии в учебных заведениях США того времени. В первую очередь выделим ключевой исследовательский вопрос, поднимаемый в работах, посвященных светским учебным заведениям, а именно: влияет ли обучение в колледже или университете на религиозную жизнь студентов и посещаемость церкви? В то же время в публикациях о религиозных школах в качестве цели постулировались выявление и «коррекция неверных тенденций» [45, с. 617-618]. Вторая отличительная черта касается методов исследования. Если в начале XX века заметное распространение получает метод опросника (questionnaire), то в 1920-е годы последний зачастую комбинируется с интервью [47, 52] и развернутым эссе (500-2500 слов) относительно отношения к церкви и Богу во время учебы [50]. Увеличился и размер выборки - количество собранных анкет достигало 400-1400 как в религиозных, так и в светских учреждениях [45, 46, 48].

Инструменты, разрабатываемые для учащихся воскресных школ, содержали отдельные вопросы или даже разделы, посвященные религиозным взглядам, опыту и практикам детей и подростков. Тема детской религиозности была востребована многими верующими исследователями, решавшими задачу воспитания подрастающего поколения в рамках определенных религиозных ценностей и культуры. Х. Хартсхорн перечисляет 13 статей и глав в монографиях,

написанных на эту тему на начало 1920-х десятью разными авторами [62, с. 337-338], на конец десятилетия Э.Дж. Чейв упоминает уже в два раза больше исследователей, чьи тесты и опросники либо посвящены исследованию религиозности детей, либо могут быть адаптированы для этих целей [20]. Отметим, что уже в этот период в публикациях появляются такие термины, как «представления о Боге» (ideas of God) [63] и «концепция Бога» (concept of God) [20]. Таким образом, можно сделать вывод, что исследования в психологии религии о формировании образа Бога начались уже в 1920-х годах (о более поздних концепциях см. [64]). В СССР анализ «детских представлений о Боге, религии, попах» использовался, чтобы показать атмосферу принуждения к религии. В высказываниях детей, приводимых исследователями, с верой в Бога чаще всего связывается эмоция страха [35, с. 237-238].

Как представляется, исследования религиозности детей интенсифицировались в 1920-е годы на фоне развития психоанализа. Так, А. Кронбах отмечал, что последний способен прояснить противоречия и раскрыть мотивы религиозных взглядов [65, с. 588]. В 1920-е годы свой расцвет переживает и психоанализ в СССР, однако согласимся с мнением о том, что отечественные психоаналитики не так часто интересовались проблемами религиозности [66, с. 220]. Публикации С. Шпильрейн по этой теме пришлись на 1910-е годы. Об одной из таких работ пишет Т. Фолиева [67]. Добавим к этому связь чувства вины и религиозных представлений, упомянутую в докладе С. Шпильрейн в Венском психоаналитическом обществе 20 марта 1912 года [68, с. 104], и примеры проявления бессознательных религиозных представлений в инфантильных теориях происхождения людей [68, с. 167].

М.А. Рейснер уже в 1920-е годы отмечал в духе психоанализа необходимость изучать связь между религией и семейной и сексуальной жизнью, между религиозными переживаниями и физиологией [30, с. 149]. Также он психоаналитически трактовал и религиозное обращение [69, с. 23-25, 42-44]. Интересно, что некоторые элементы теории З. Фрейда (в частности, вытесненные представления и символика сновидений) учитывались и этнографами. Так, Я-П. Алькор отмечает в предисловии к «Первобытной религии», что Л.Я. Штернберг использовал их применительно к религиозным фактам, несмотря на свое, в целом критичное, отношение к психоанализу [70, с. XIII]. О влиянии психоанализа на В.Г. Богораза можно судить по его мнению о том, что сложность сферы религиозных явлений требует изучения «личного экстаза и общественного психоза, снов, галлюцинаций, некоторых проявлений сумасшествия, истерии, гипнотического внушения, алкогольных видений, так называемого «второго зрения», множественного сознания, раздвоения личности» [71, с. 4]. Он же для демонстрации относительности бытия предлагает применять теорию А. Эйнштейна для анализа мира духов и их контактов с шаманами. В частности, на примере анализа рисунков дальневосточных народов В. Г. Богораз показал, что размеры духов меняются в зависимости от характера встречи с человеком и отношений между ними [71, с. 34-44].

Расцвет психоанализа в СССР, однако, был кратким: Русское психоаналитическое общество, открывшееся в 1922 году, было закрыто в 1930-м, исследования религии и экспериментальная работа психологов были осуждены [6, с. 75]. Ярким примером цензуры в этой сфере может служить второе издание книги А.Ф. Лазурского «Психология общая и экспериментальная», 1925 год [72], из которой была изъята глава «Религиозные чувства» как «спорный и односторонний материал, к тому же потерявший за последние годы, в связи с общим культурным переломом, почти в окончательной мере интерес» [72, с. 8]. При этом книга «Классификация личностей» (1921), в которой особое внимание уделяется религиозным типам, цензуре не подверглась [73]. В учебнике психологии 1915 года Г. И. Челпанов посвятил религиозному чувству меньше одной страницы,

подразумевая под ним «группу чувств, которые связаны с представлениями о Боге, о сверхчувственном мире». В эту группу входят благоговение, преданность, благодарность и любовь к Богу [74, с. 171-172]. В издании 1926 года отдельного раздела о религиозном чувстве уже нет. Кроме того, говоря о благоговении, Г. И. Челпанов называет его предметом не Бога, как в книге десятилетней давности, а «великого человека» [75, с. 207]. Как и ранее [76, с. 401], исследователь ссылается на В. Вундта в понимании этики и чувств, но не упоминает религиозных оснований трактовок последнего [75, с. 180-182]. Сложно сказать, что перед нами: пример цензуры или же самоцензуры на фоне критики со стороны сторонников марксистской психологии, в которой ключевую роль сыграл ученик Г.И. Челпанова К.Н. Корнилов (о дискуссии между ними см. [77]).

Массовые социологические обследования в СССР того времени в школах [16, с. 36-37] и на фабриках повсеместно демонстрируют превышение доли неверующих над верующими [35, с. 221-222]. Для подтверждения идеологически правильного вывода об уменьшении влияния религии на жизнь советского человека приводится статистика религиозных обрядов по Москве [78, с. 275-276], отмечается повышение популярности научной и атеистической литературы [35, с. 229-232], демонстрируются успехи «ударных безбожных бригад», выходивших работать и в религиозные праздники [79, 80]. Помимо чисто статистических показателей анализируются и факторы, приведшие к снижению религиозности населения [35, с. 239-249].

В рамках исследований религиозности в рассматриваемый период поднимаются вопросы инструментария и методологии. Так, если в конце XIX - начале XX века заметное распространение получает метод опросника (questionnaire), позаимствованный Дж. С. Холлом в Германии, а затем вновь открытый французскими исследователями через его ученика Дж. Леубу [17, с. 250-251], то в публикациях 1920-х годов его предлагается дополнять интервью с респондентами [43, 47], информацией из косвенных источников, например, через подсчет прихожан [59, с. 954-955] и развернутых эссе [50]. Помимо этого разрабатываются и апробируются различные тесты и шкалы для фиксации религиозного опыта, анализа жизненных историй, религиозных знаний и отдельных практик, таких как молитва [20, 60, с. 156-158; 62]. К концу 1920-х годов эти инструменты стали все больше включать вопросы о религиозных взглядах и отношении к отдельным темам, так как к этому времени сформировалась позиция о том, что измерены могут быть не только действия, но и религиозные установки [81, 82].

Отдельные проявления религиозности изучаются с помощью характерологических тестов, впервые разработанных и примененных Теодором Ленцем, защитившим в 1925 году диссертацию по психологии в Колумбийском университете и тогда же опубликовавшим свою первую работу по этой теме [83]. В 1927 году социолог Э.Б. Харпер презентует «метод кейс-стади», по сути, представляющий собой комбинацию различных методов - тестов, замеров, наблюдений, интервью, анализа документов - для анализа биографии человека, его личности и характера [84, с. 505]. Сам автор отмечает, что этот метод подходит для изучения личных историй религиозного развития, роли детского опыта в формировании религиозных взглядов, конверсии, эффектов религиозного образования [84, с. 506-508].

В СССР дискуссия о методах изучения религиозности проходила не столь интенсивно. В. И. Майский, вероятно, не будучи знаком с современными ему дискуссиями в США, критикует Э. Старбака и У. Джеймса за ненаучность методов «собирания материала о религиозных переживаниях путем вопросов» и «биографического изучения отдельных лиц» [85, с. 4]. В.И. Мамлеев, скрывающийся, по мнению Д. Дамте, за именем «В.И. Майский» [37, с. 86-87], предлагает ряд методов психологического исследования деконверсии: анкеты, тесты, естественный эксперимент, ассоциативный эксперимент и наблюдение» [37, с. 90-91]. Разнообразием методов отличаются и

социологические исследования в СССР. Среди них анкетирование, статистические наблюдения, интервью, работа с документальными источниками [15, с. 40], сбор автобиографий [35, 86]. Однако, как отмечает М. Смирнов, они не сопровождались процедурами, повышающими надежность исследования [15, с. 38], и не были теоретически осмыслены в то время [15, с. 40-41].

В завершение анализа эмпирических исследований религиозности отметим, что, как и в период становления научного подхода к изучению религии в конце XIX - начале XX века, в 1920-е годы продолжается фиксация религиозной принадлежности и посещаемости богослужений в рамках статистических и социологических исследований. Так, протестанты Германии ведут подробный учет количества приверженцев, рождений, смертей, браков, образования; католики учитывают конверсию, отпадение от церкви, посещаемость, браки и крещения. Этой статистике посвящены, в частности, разделы 7 и 9 «Церковного справочника», 1926 год [87]. Ведут статистику аффилиации и Ассоциация молодых мужчин-христиан и Ассоциация молодых женщин-христианок в США [88, с. 201]. В переписи разных стран включаются вопросы о религиозной принадлежности [89]. В перепись 1926 года в СССР вопрос о религиозной принадлежности включен не был, однако о некоторых аспектах религиозных практик и традиций можно узнать из записей переписчиков, сделанных во время Приполярной переписи 1926-1927 годы [89, с. 366-369; 90, с. 112-114; 91, с. 10]. Как отмечает Е.М. Главацкая, «ценность исследования заключалась и в том, что оно проводилось в период, когда социалистические преобразования еще не коснулись народов Севера и они во многом сохраняли традиционный образ жизни» [90, с. 363].

Как и в предыдущие годы, социологические исследования в 1920-х рассматривают посещаемость церкви как один из факторов, связанных со всеми сторонами жизни общества. Это нашло свое отражение в работах, связывающих религиозность с финансовым успехом [15, с. 37; 92, с. 770-771], склонностью к совершению преступлений [93-95], успешностью условно досрочного освобождения [96], наличием автомобиля [97], ментальными расстройствами у детей [98, 99].

Заключение

Итак, в 1920-е годы понимание религиозности продолжает выстраиваться на оппозиции с религией в качестве ее субъективной стороны. Помимо религиозного чувства в фокусе исследований оказывается религиозный опыт. Осознание его разнообразия подкрепляется этнографическими исследованиями и влиянием феноменологического подхода, акцентирующего внимание на религиозных взглядах отдельных верующих.

В рассматриваемое десятилетие получают признание пионерские исследования в области психологии религии, проведенные в конце XIX - начале XX века. Наиболее влиятельной остается американская психологическая школа, основанная С. Холлом и У. Джеймсом. Их ученики Э. Старбак и Дж. Коу вносят свой вклад в теоретическое осмысление религиозности и религиозного опыта с учетом личности человека. Формируются и локальные психологические школы в Европе, например во Франции под руководством А. Буа.

Развитие психоанализа и идея социального евангелия, продвигаемая верующими социологами в США, влияют на интенсификацию изучения детской религиозности. К этому времени можно отнести усиление внимания психологов к вопросу о формировании образа Бога у детей. Элементы психоаналитической теории используются и отечественными исследователями, в том числе этнографами.

Многочисленные эмпирические исследования религиозности, среди которых, однако, нам не удалось обнаружить ни одного лонгитюдного, сопровождались активной дискуссией об инст-

рументах, методах и методологии, но в СССР, в отличие от США, новые методы не были теоретически осмыслены. Опросы того времени проводятся как на малых, так и на больших выборках, а список вопросов отличается большим объемом. В то же время метод questionnaire активно дополняется интервьюированием респондентов. Помимо религиозной принадлежности и посещения богослужений активно исследуются религиозные практики, знания, мнения и отношение к отдельным вопросам религиозной сферы. К концу десятилетия формируется понимание о возможности измерения всех этих параметров религиозности, а не только практик. В этот же период в американской социологии укрепляется тенденция к отказу от оценочных суждений в исследованиях религиозности и фиксации лишь доступных наблюдению фактов религиозной жизни.

Тематическое наполнение первой секции Конгресса по истории религий, состоявшегося в Париже в 1923 году, удивительным образом иллюстрирует и резюмирует обозначенные выше особенности исследований религиозности в 1920-х годах. Секция носила название «Метод. Антропология. Этнография. Религиозная демография. Религиозная психология» [100, с. 211].

Список литературы

1. Akram, M. Emergence of the Modern Academic Study of Religion: An Analytical Survey of Various Interpretations / M. Akram // Islamic Studies. - 2016. - Vol. 55, no. 1-2. - P. 9-31. DOI: 10.17613/h1mb-9g23

2. Stausberg, M. The Study of Religion(s) in Western Europe (I): Prehistory and History until World War II / M. Stausberg // Religion. - 2007. - Vol. 37, no. 4. - P. 294-318. DOI: 10.1016/j.religion.2007.10.001

3. Костылев, П.Н. Институализация религиоведения в Московском университете в первой половине XX в. / П.Н. Костылев // Вестник Православного Свято-Тихоновского гум. ун-та. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2013. - № 5. - С. 79-95.

4. Барашков, В.В. Становление антропологического подхода к изучению религии / В.В. Барашков // У истоков религиоведения: Из истории зарубежного религиоведения XIX - первой половины XX века. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - С. 32-58.

5. Дамте, Д.С. К истории психологии религии в XIX - начале XX века / Д.С. Дамте // У истоков религиоведения: Из истории зарубежного религиоведения XIX - первой половины XX века. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - С. 59-110.

6. Фолиева, Т. Психология религии в XX веке: основные вехи развития / Т. Фолиева, Т. Малевич // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С. 68-91. DOI: 10.22394/2073-7203-2016-34-4-68-91

7. Носачев, П.Г. «Отреченное знание»: Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: историко-аналитическое исследование / П.Г. Носачев. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гум. ун-та, 2015. - 336 с.

8. Панин, С.А. Становление академического исследования эзотеризма / С. А. Панин // У истоков религиоведения: Из истории зарубежного религиоведения XIX - первой половины XX века. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - С. 111-157.

9. Kahoe, R.D. The Development of Intrinsic and Extrinsic Religious Orientations / R.D. Kahoe // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1985. - Vol. 24, no. 4. - P. 408-412. DOI: 10.2307/1385993

10. Титов, Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: Понятие религиозных ориентаций / Р.С. Титов // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 1. - С. 1-12.

11. Fichter, J.H. Sociological Measurement of Religiosity / J.H. Fichter // Review of Religious Research. - 1969. - Vol. 10, no. 3. - P. 169-177. DOI: 10.2307/3510744

12. Argyle, M. Religious Behaviour / M. Argyle. - London: Routledge and Kegan Paul Ltd, 1958. - 150 p.

13. Карасева, С.Г. Многомерный кроссконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: Актуальность и концептуализация / С.Г. Карасева, Е.В. Шкурова // Социология. - 2013. - № 2. - С. 123-133.

14. Бреская, О. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода / О. Бре-ская // Социологические исследования. - 2011. - № 12. - С. 77-87.

15. Смирнов, М.Ю. Очерк истории российской социологии религии / М.Ю. Смирнов. -СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 141 с.

16. Климова, С.М. Методология изучения религиозности советского общества в 20-30-е гг. XX века / С.М. Климова, Е.С. Молостова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1. - С. 30-38.

17. Поплавский, Р. Религиозность: формирование понятия и первые исследования в конце XIX - начале XX в. / Р. Поплавский // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2023. -№ 4. - С. 248-257. DOI: 10.20874/2071-0437-2023-63-4-21

18. Dawson, C. Religion and Primitive Culture / C. Dawson // Sociological Review. - 1925. -No. 17. - P. 105-119.

19. Hughes, V.R. Florida Conference on Religions / V.R. Hughes, J.M. Forbes // Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association. - 1929. - Vol. 24, no. 6. -P. 553-557. DOI: 10.1080/0034408290240609

20. Chave, E.J. A Guide to the Study of the Religious Life of Children / E.J. Chave // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1928. - Vol. - 23, no. 6. -P. 554-561. DOI: 10.1080/0034408280230612

21. Biennial Report of Trends in Religious and in Character Education // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1927. - Vol. 22, no. 6. - P. 661-692. DOI: 10.1080/0034408270220634

22. A.W. Review // Gregorianum. - 1925. - Vol. 6, no. 1. - P. 159-163.

23. Artman, J.M. Foreseeing a Religious Educational Program for a Local Church / J.M. Artman, J.A. Jacobs // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1929. -Vol. 24, no. 8. - P. 752-760. DOI: 10.1080/0034408290240810

24. Lehmann, E. L'evolution de l'histoire des religions / E. Lehmann // Revue D'histoire et de Philosophie Religieuses. - 1929. - No. 6. - P. 421-427.

25. Koppers, P.W. Review / P.W. Koppers // Anthropos. - 1925. - Bd. 20. - H. 1./2. - P. 351-353.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Coe, G.A. What is "Religious" Education / G.A. Coe // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1923. - Vol. 18, no. 2. - P. 92-95. DOI: 10.1080/0034408230180204

27. Coe, G.A. What Constitutes a Scientific Interpretation of Religion / G.A. Coe // The Journal of Religion. - 1926. - Vol. 6, no. 3. - P. 225-235.

28. Cole, S.G. What is Religious Experience? / S.G. Cole // The Journal of Religion. - 1926. -Vol. 6, no. 5. - P. 472.

29. Hume, R.E. The Definition of Religion: A Symposium (Concluded) / R.E. Hume, E.S. Ames, H.N. Wieman // The Journal of Religion. - 1927. - Vol. 7, no. 3. - P. 284-314.

30. Дамте, Д.С. Психологическая теория религии М.А. Рейснера / Д.С. Дамте // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2020. - № 1. - С. 146-156.

31. Красников, А.Н. Методологические проблемы религиоведения / А.Н. Красников. - М: Академический проект, 2007. - 239 с.

32. Шахнович, М.М. Очерки по истории религиоведения / М.М. Шахнович. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 290 с.

33. Hoschander, J. Review: Survey of Recent Biblical Literature / J. Hoschander // The Jewish Quarterly Review. - 1916. - Vol. 17, no. 1. - P. 93-128.

34. J.U. Saggio sulla religiosita de Virgilio by C. Perroni / J.U. // Aevum. - 1928. - Anno 2. -Fasc. 3. - P. 438-439.

35. Л.Д. Коренные сдвиги в мировоззрении трудящихся масс СССР / Л. Д. // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917-1932. - М.: ОГИЦ; Государственное антирелигиозное издательство, 1932. - С. 218-250.

36. Двойнин, А.М. Психология религии в России: на пути к самоопределению / А.М. Двойнин // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15, № 3. - С. 13-21. DOI: 10.17759/chp.2019150302

37. Дамте, Д.С. Психология религии В.И. Мамлеева / Д.С. Дамте // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2018. - Вып. 80. - С. 83-96. DOI: 10.15382/sturI201880.83-96

38. Hallowell, I. Bear Ceremonialism in the Northern Hemisphere / I. Hallowell // American Anthropologist. New Series. - 1926. - Vol. 28, no. 1. - P. 1-175.

39. Koppers, W. Gottesglaube und Gebete der Yamana auf Feuerland. Heft 17 der "Religiösen Quellenschriften" / W. Koppers. - Düsseldorf: Verlag von L. Schwann, 1926. - 32 S.

40. Clarke, E. The Sociological Significance of Ancestor-Worship in Ashanti / E. Clarke // Africa: Journal of the International African Institute. - 1930. - Vol. 3, no. 4. - P. 431-471.

41. Editorial // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. -1929. - Vol. 24, no. 10. - P. 901-909. DOI: 10.1080/0034408290241001

42. Лопатинъ, И. А. Гольды Амурсюе, Уссуршсюе и Сунгаршсюе: Опытъ этнографическаго изслЬдоватя / И. А. Лопатинъ. - Владивосток, 1922. - 370 с.

43. Berguer, G. Eine religionspsychologische Schule / G. Berguer // Archiv für Religionspsychologie. - 1921. - Vol. 2/3. - P. 207-219.

44. Carpenter, N. The Cultural Adjustment of the Polish Group in the City of Buffalo / N. Carpenter, D. Katz // An Experiment in the Technique of Social Investigation - 1927. - Vol. 6, no. 1. - P. 76-85.

45. Ashworth, R.A. The Fundamentalist Movement among the Baptists / R.A. Ashworth // The Journal of Religion. - 1924. - Vol. 4, no. 6. - P. 611-631.

46. Diekhoff, J.S. Why I Went to Chicago / J.S. Diekhoff // Christian Education. - 1925. - Vol. 8, no. 7. - P. 268-271.

47. Griffith, C.R. An Intimate Study of Students Thoughts about Religion and Idealism / C.R. Griffith // Christian Education. - 1925. - Vol. 8, no. 7. - P. 286-305.

48. Eells, W.C. Why Do College Students Go to Church? / W.C. Eells // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1926. - Vol. 21, no. 4. - P. 342-347. DOI: 10.1080/0034408260210404

49. Franklin, S.P. Testing the Comprehension Difficulty of Curricular Materials / S.P. Franklin // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1926. - Vol. 21, no. 6. - P. 611-617. DOI: 10.1080/0034408260210610

50. Hites, L.T. Spiritual Values in Higher Education / L.T. Hites // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1926. - Vol. 21, no. 4. - P. 323-333. DOI: 10.1080/0034408260210402

51. Boyer, E.S. Religious Education in Colleges, Universities and Schools of Religion / E.S. Boyer // Christian Education. - 1927. - Vol. 1, no. 1. - P. 2-98.

52. Griffin, H.Ch. Changes in the Religious Attitudes of College Students / H.Ch. Griffin // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1929. - Vol. 24, no. 2. - P. 159-164. DOI: 10.1080/0034408290240213

53. Davis, B.C. Modern College Training and Denominational Loyalties: The President's Address / B.C. Davis // Christian Education. - 1930. - Vol. 13, no. 6. - P. 343-351.

54. Chaffee, G.E. The Isolated Religious Sect as an Object for Social Research / G.E. Chaffee // American Journal of Sociology. - 1930. - Vol. 35, no. 4. - P. 618-630.

55. Branson, E.C. Farm Tenancy in the South. II. The Social Estate of White Farm Tenants / E C. Branson // The Journal of Social Forces. - 1923. - Vol. 1, no. 4. - P. 450-457.

56. Reed, M.S. An Alliance for Progress: The Early Years of the Sociology of Religion in the United States / M.S. Reed, Jr. // Sociological Analysis. - 1981. - Vol. 42, no. 1. - P. 27-46. DOI: 10.2307/3709700

57. Brunner, E.D. Sociological Significance of Recent Rural Religious Surveys / E.D. Brunner // American Journal of Sociology. - 1923. - Vol. 29, no. 3. - P. 325-337.

58. Gill, C O. The Country Church / C O. Gill, G. Pinchot. - New York: The Macmillan Company, 1913. - 222 p.

59. Bain, R. An Attitude on Attitude Research / R. Bain // American Journal of Sociology. - 1928. -Vol. 33, no. 6. - P. 940-957.

60. Chave, E.J. A Guide for the Cooperative Study of the Experiences of Growing Persons / E.J. Chave // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1929. -Vol. 24, no. 2. - P. 150-158. DOI: 10.1080/0034408290240212

61. Hartshorne, H. Worship in Connection with Week-Day Religious Instruction / H. Hartshorne // Religious Education. - 1916. - Vol. 11, no. 5. - P. 419-434. DOI: 10.1080/0034408160110507

62. Hartshorne, H. Co-operative Study of the Religious Life of Children / H. Hartshorne // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1921. - Vol. 16, no. 6. - P. 337-346. DOI: 10.1080/0034408210160605

63. Case, A. Children's Ideas of God / A. Case // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1921. - Vol. 16, no. 3. - P. 143-146. DOI: 10.1080/ 0034408210160304

64. Фолиева, Т. Проблема формирования образа Бога у детей в зарубежной психологии религии / Т. Фолиева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. - 2014. - № 5(25). - С. 70-76.

65. Cronbach, A. Psychoanalysis and Religion / A. Cronbach // The Journal of Religion. -1922. - Vol. 2, no. 6. - P. 588-599.

66. Фолиева, Т. Психоаналитические теории в психологии религии / Т. Фолиева // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». -2015. - Т. 12. - С. 219-226.

67. Фолиева, Т.А. Сабина Шпильрейн: религия как клинический случай [Электронный ресурс] / Т.А. Фолиева // Религиозная жизнь. - URL: http://ogon.rfbr.ru/ais/file/publications/p/ 2dB4000L7JeQ1-bGyU2gc_y0/publication.pdf (дата обращения: 00.00.2023).

68. Шпильрейн, С. Психоаналитические труды / С. Шпильрейн. - Ижевск: ERGO, 2008. -

466 с.

69. Рейснер, М.А. Любовь, пол и религия / М.А. Рейснер. - Рязань: Т-во «Издательство», 1924. - 60 с.

70. Штернберг, Л.Я. Первобытная религия / Л.Я. Штернберг. - Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. - 572 с.

71. Богораз (Тан), В.Г. Эйнштейн и религия / В.Г. Богораз (Тан). - Москва; Петроград: Издательство Л.Д. Френкель, 1923. - 120 с.

72. Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная / А.Ф. Лазурский. - Л.: Государственное издательство, 1925. - 290 с.

73. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский. - Петербург: Государственное издательство, 1921. - 401 с.

74. Челпановъ, Г. Учебникъ психологш (для гимназш и самообразовашя) / Г. Челпановъ. -Москва; С.-Петербургъ: Издаше т-ва «В.В. Думновъ, наслЪдн. Бр. Салаевыхъ», 1915. - 224 с.

75. Челпанов, Г. Очерки психологии / Г. Челпанов. - Москва; Лениград: Московское акционерное издательское общество, 1926. - 256 с.

76. Челпановъ, Г. Введете въ философш / Г. Челпановъ. - Москва; Петроградъ: Издаше т-ва «В.В. Думновъ, наслЪдн. Бр. Салаевыхъ», 1918. - 550 с.

77. Богданчиков, С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов / С. А. Богданчиков. -Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 323 с.

78. Тюрина, Л. Женщины-безбожницы и борьба за новый быт / Л. Тюрина // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917-1932. - Москва: ОГИЦ, Государственное антирелигиозное издательство, 1932. - С. 267-282.

79. Ланин, Н. Безбожное ударничество на производстве / Н. Ланин // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917-1932. - Москва: ОГИЦ, Государственное антирелигиозное издательство, 1932. - С. 179-198.

80. Буланов, А. Безбожное ударничество в соцсекторе сельского хозяйства / А. Буланов // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917-1932. - Москва: ОГИЦ, Государственное антирелигиозное издательство, 1932. - С. 199-218.

81. Thurstone, L.L. Attitudes Can Be Measured / L.L. Thurstone // The American Journal of Sociology. - 1928. - Vol. 33, no. 4. - P. 529-554. DOI: 10.1086/214483

82. Thurstone, L.L. The Measurement of Attitude: A Psychophysical Method and Some Experiments With a Scale for Measuring Attitude Toward the Church / L.L. Thurstone, E.J. Chave. -Chicago: The University of Chicago Press, 1929. - 96 p. DOI: 10.1037/11574-000

83. Lentz, T.F. An Experimental Method for the Discovery and Development of Tests of Character / T.F. Lentz. - New York: Teachers College, Columbia University, 1925. - 44 p.

84. Harper, E.B. The Case Study Method / E.B. Harper // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1927. - Vol. 22, no. 5. - P. 505-512. DOI: 10.1080/ 0034408270220512

85. Майский, В.И. Фрейдизм и религия / В.И. Майский. - Москва: Издательство «Безбожник», 1924. - 87 с.

86. Кобецкий, М. Безбожие среди национальностей СССР / М. Кобецкий // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917-1932. - Москва: ОГИЦ, Государственное антирелигиозное издательство, 1932. - С. 250-267.

87. Kirchliches Handbuch. - Freiburg: Herder and Co., 1926. - 462 S.

88. Harper, E.B. Religious Education in the State University / E.B. Harper // Christian Education. -1924. - Vol. 7, no. 4. - P. 195-203.

89. Thorvaldsen, G. Religion in the Census / G. Thorvaldsen // Social Science History. - 2014. -Vol. 38, no. 1-2. - P. 203-220. DOI: 10.1017/ssh.2015.16

90. Главацкая, Е.М. Приполярная перепись 1926-27 гг.: проблемы реконструкции религиозного ландшафта Обдорского края / Е.М. Главацкая // Россия и мир: панорама исторического развития: сб. науч. ст., посвященный 70-летию исторического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2008. - С. 361-371.

91. Glavatskaya, E. Undaunted Courage: The Polar Census in the Obdor Region / E. Glavatskaya // The 1926/27 Soviet Polar Census Expeditions. - New York; Oxford: Berghahn, 2011. - P. 97-116.

92. Bailey, W.L. The Religion of the Successful / W.L. Bailey // Religious Education: The official journal of the Religious Education Association. - 1928. - Vol. 23, no. 8. - P. 768-773. DOI: 10.1080/00344080280230811

93. Bingham, A.T. Determinants of Sex Delinquency in Adolescent Girls Based on Intensive Studies of 500 Cases / A.T. Bingham // Journal of the American Institute of Criminal Law and Criminology. - 1923. - Vol. 13, no. 4. - P. 494-586.

94. Baker, H.J. A Study of Juvenile Theft / H.J. Baker, F.J. Decker, A.S. Hill // The Journal of Educational Research. - 1929. - Vol. 20, no. 2. - P. 81-88. DOI: 10.1080/00220671.1929.10879969

95. Claghorn, K.H. Review / K.H. Claghorn // Harvard Law Review. - 1930. - Vol. 43, no. 8. -P. 1332-1335.

96. Hart, H. Predicting Parole Success / H. Hart // Journal of the American Institute of Criminal Law and Criminology. - 1923. - Vol. 14, no. 3. - P. 405-413.

97. Coale, J.J. Influence of the Automobile on the City Church / J.J. Coale // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. - 1924. - Vol. 116, no. 1. - P. 80-82. DOI: 10.1177/000271622411600117

98. Jarrett, M.C. Factors in the Mental Health of Girls of Foreign Parentage: A Study of 210 Girls of Foreign Parentage Who Received Advice and Assistance from a Social Agency, 1919-1922 / M.C. Jarrett // Public Health Reports. - 1924. - Vol. 39, no. 10. - P. 447-472.

99. Jarrett, M.C. Factors in the Mental Health of Boys of Foreign Parentage: A Study of 240 Boys of Foreign Parentage Known to a Child Welfare Agency, 1916-1923 / M.C. Jarrett // Public Health Reports. - 1924. - Vol. 39, no. 17. - P. 862-883.

100.Alphandéry, P. A propos du récent Congres d'Histoire des Religions / P. Alphandéry // Revue de l'Histoire des Religions. - 1929. - Vol. 100. - P. 205-220.

References

1. Akram M. Emergence of the Modern Academic Study of Religion: An Analytical Survey of Various Interpretations. Islamic Studies, 2016, vol. 55, no. 1-2, pp. 9-31. DOI: http://dx.doi.org/10.17613/h1mb-9g23

2. Stausberg M. The Study of Religion(s) in Western Europe (I): Prehistory and History until World War II. Religion, 2007, vol. 37, no. 4, pp. 294-318. DOI: https://doi.org/10.1016/j.religion.2007.10.001

3. Kostylev P.N. Institualizatsiia religiovedeniia v Moskovskom universitete v pervoi polovine XX v. [Institutionalization of Religious Studies at Moscow State University in the first half of the XX century]. St. Tikhon's University Review. Theology. Philosophy. Religious Studies, 2013, no. 5, pp. 79-95.

4. Barashkov V.V. Stanovlenie antropologicheskogo podkhoda k izucheniiu religii [Formation of the anthropologic approach to the study of religion]. U istokov religiovedeniia: Iz istorii zarubezhnogo religiovedeniia XIX - pervoi poloviny XX vekov, Moscow, LENAND, 2018, pp. 32-58.

5. Damte D.S. K istorii psikhologii religii v XIX - nachale XX veka [On the history of Psychology of Religion in XIX - early XX century]. U istokov religiovedeniia: Iz istorii zarubezhnogo religiovedeniia XIX - pervoi poloviny XX vekov, Moscow, LENAND, 2018, pp. 59-110.

6. Folieva T., Malevich T. Psikhologiia religii v XX veke: osnovnye vekhi razvitiia [Psychology of Religion as an Academic Project: an Historical Overview]. Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 2016, no. 34(4), pp. 68-91. DOI: 10.22394/2073-72032016-34-4-68-91

7. Nosachev P.G. «Otrechennoe znanie»: Izuchenie marginal'noi religioznosti v XX i nachale XXI veka: Istoriko-analiticheskoe issledovanie ["Rejected Knowledge": Study of Marginal Religiosity in the XX - beginning of the XXI century: Historical and Analytical Research]. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet, 2015, 336 p.

8. Panin S.A. Stanovlenie akademicheskogo issledovaniia ezoterizma [Formation of Academic Studies of Esoterism]. U istokov religiovedeniia: Iz istorii zarubezhnogo religiovedeniia XIX- pervoi poloviny XX vekov, Moscow, LENAND, 2018, pp. 111-157.

9. Kahoe R.D. The Development of Intrinsic and Extrinsic Religious Orientations. Journal for the Scientific Study of Religion, 1985, vol. 24, no. 4, pp. 408-412. DOI: https://doi.org/10.2307/1385993

10. Titov R.S. Kontseptsiia individual'noi religioznosti G. Olporta: Poniatie religioznykh orientatsii [Concept of Individual Religiosity by G. Allport: A Concept of Religious Orientation]. Cultural-Historical Psychology, 2013, no. 1, pp. 1-12.

11. Fichter J.H. Sociological Measurement of Religiosity. Review of Religious Research, 1969, vol. 10, no. 3, pp. 169-177. DOI: https://doi.org/10.2307/3510744

12. Argyle M. Religious Behaviour. London, Routledge and Kegan Paul Ltd, 1958, 150 p.

13. Karaseva S.G., Shkurova E.V. Mnogomernyi krosskonfessional'nyi podkhod k issledovaniiu religioznosti v Belarusi: Aktual'nost' i kontseptualizatsiia [Multidimensional Cross-Confessional Approach to the Stydy of Religiosity in Belarus: Topicality and Conceptualization]. Sociologiia, 2013, no. 2, pp. 123-133.

14. Breskaya O. Izuchenie religioznosti: k neobkhodimosti integral'nogo podkhoda [Study of Religiosity: On the Necessity of an Integral Approach]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2011, no. 12, pp. 77-87.

15. Smirnov M.Yu. Ocherk istorii rossiiskoi sotsiologii religii [An Outline of Russian Sociology of Religion]. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii universitet, 2008, 141 p.

16. Klimova S.M., Molostova E.S. Metodologiia izucheniia religioznosti sovetskogo obshchestva v 20-30-e gg. XX veka [Methodology of Studies on Religiosity of the Soviet Society in the 1920-1930s]. Izvestiya Tula State University, 2011, no. 1, pp. 30-38.

17. Poplavsky R. Religioznost': formirovanie poniatiia i pervye issledovaniia v kontse XIX - nachale XX v. [Religiosity: fomation of the concept and first research in the late 19th - beginning of the 20th century]. Vestnik Arheologii, Antropologii i Etnografii, 2023, no. 4, pp. 248-257. DOI: https://doi.org/10.20874/2071-0437-2023-63-4-21

18. Dawson C. Religion and Primitive Culture. Sociological Review, 1925, no. 17, pp. 105-119.

19. Hughes V.R., Forbes J.M. Florida Conference on Religions. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1929, vol. 24, no. 6, pp. 553-557. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408290240609

20. Chave E.J. A Guide to the Study of the Religious Life of Children. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1928, vol. 23, no. 6, pp. 554-561. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408280230612

21. Biennial Report of Trends in Religious and in Character Education. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1927, vol. 22, no. 6, pp. 661-692. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408270220634

22. Review A.W. Gregorianum, 1925, vol. 6, no. 1, pp. 159-163.

23. Artman J.M., Jacobs J.A. Foreseeing a Religious Educational Program for a Local Church. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1929, vol. 24, no. 8, pp. 752-760. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408290240810

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Lehmann E. L'evolution de l'histoire des religions. Revue d'histoire et de philosophie religieuses, 1929, no. 6, pp. 421-427.

25. Koppers P.W. Review. Anthropos, 1925, Bd. 20, H. 1./2., pp. 351-353.

26. Coe G.A. What is "Religious" Education. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1923, vol. 18, no. 2, pp. 92-95. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408230180204

27. Coe G.A. What Constitutes a Scientific Interpretation of Religion. The Journal of Religion, 1926, vol. 6, no. 3, pp. 225-235.

28. Cole S.G. What is Religious Experience? The Journal of Religion, 1926, vol. 6, no. 5, 472 p.

29. Hume R.E., Ames E.S., Wieman H.N. The Definition of Religion: A Symposium (Concluded). The Journal of Religion, 1927, vol. 7, no. 3, pp. 284-314.

30. Damte D.S. Psikhologicheskaia teoriia religii M.A. Reisnera [Psychological Theory of Religion by M.A. Reisner]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 2020, no. 1, pp. 146-156.

31. Krasnikov A.N. Metodologischeskie problemy religiovedeniia [Methodological Issues of Religious Studies], Moscow, Akademicheskii proekt, 2007, 239 p.

32. Shakhnovich M.M. Ocherki por istorii religiovedeniia [An Outline of the History of Religious Studies], Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii universitet, 2006, 290 p.

33. Hoschander J. Review: Survey of Recent Biblical Literature. The Jewish Quarterly Review, 1916, vol. 17, no. 1, pp. 93-128.

34. J.U. Saggio sulla religiosité de Virgilio by C. Perroni. Aevum, 1928, anno 2, fasc. 3, pp. 438-439.

35. L.D. Korennye sdvigi v mirovozzrenii trudiashchikhsia mass SSSR [A Paradigm Shift in the World View of Working People in the USSR]. Voinstvuiushchee bezbozhie v SSSR za 15 let: 1917-1932. Moscow, OGITs, Gosudarstvennoe antireligioznoe izdatel'stvo, 1932, pp. 218-250.

36. Dvoynin A.M. Psichologiia religii v Rossii: na puti k samoopredeleniiu [Psychology of Religion in Russia: Towards Self-Determination]. Cultural-Historical Psychology, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 13-21. DOI: 10.17759/chp.2019150302

37. Damte D.S. Psichologiia religii V.I. Mamleeva [Psychology of Religion by V.I. Mamleev]. St. Tikhon's University Review. Theology. Philosophy. Religious Studies, 2018, no. 80, pp. 83-96. DOI: 10.15382/sturI201880.83-96

38. Hallowell I. Bear Ceremonialism in the Northern Hemisphere. American Anthropologist. New Series, 1926, vol. 28, no. 1, pp. 1-175.

39. Koppers W. Gottesglaube und Gebete der Yamana auf Feuerland. Heft 17 der "Religiösen Quellenschriften". Düsseldorf, Verlag von L. Schwann, 1926, 32 p.

40. Clarke E. The Sociological Significance of Ancestor-Worship in Ashanti. Africa: Journal of the International African Institute, 1930, vol. 3, no. 4, pp. 431-471.

41. Editorial. Religious Education: The official journal of the Religious Education Association, 1929, vol. 24, no. 10, pp. 901-909. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408290241001

42. Lopatin I.A. Gol'dy Amurskie, Ussuriiskie i Sungariiskie: Opyt etnograficheskogo issledovaniia [Amur, Ussuri, and Sungari Nanai People: An Effort of Ethnographic Research]. Vladivostok, 1922, 370 p.

43. Berguer G. Eine religionspsychologische Schule. Archiv für Religionspsychologie, 1921, vol. 2/3, pp. 207-219.

44. Carpenter N., Katz D. The Cultural Adjustment of the Polish Group in the City of Buffalo: An Experiment in the Technique of Social Investigation, 1927, vol. 6, no. 1, pp. 76-85.

45. Ashworth R.A. The Fundamentalist Movement among the Baptists. The Journal of Religion, 1924, vol. 4, no. 6, pp. 611-631.

46. Diekhoff J.S. Why I Went to Chicago. Christian Education, 1925, vol. 8, no. 7, pp. 268-271.

47. Griffith C.R. An Intimate Study of Students Thoughts about Religion and Idealism. Christian Education, 1925, vol. 8, no. 7, pp. 286-305.

48. Eells W.C. Why Do College Students Go to Church? Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1926, vol. 21, no. 4, pp. 342-347. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408260210404

49. Franklin S.P. Testing the Comprehension Difficulty of Curricular Materials. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1926, vol. 21, no. 6, pp. 611-617. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408260210610

50. Hites L.T. Spiritual Values in Higher Education. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1926, vol. 21, no. 4, p. 323-333. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408260210402

51. Boyer E.S. Religious Education in Colleges, Universities and Schools of Religion. Christian Education, 1927, vol. 1, no. 1, pp. 2-98.

52. Griffin H.Ch. Changes in the Religious Attitudes of College Students. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1929, vol. 24, no. 2, pp. 159-164. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408290240213

53. Davis B.C. Modern College Training and Denominational Loyalties: The President's Address. Christian Education, 1930, vol. 13, no. 6, pp. 343-351.

54. Chaffee G.E. The Isolated Religious Sect as an Object for Social Research. American Journal of Sociology, 1930, vol. 35, no. 4, pp. 618-630.

55. Branson E.C. Farm Tenancy in the South. II. The Social Estate of White Farm Tenants. The Journal of Social Forces, 1923, vol. 1, no. 4, p. 450-457.

56. Reed M.S., Jr. An Alliance for Progress: The Early Years of the Sociology of Religion in the United States. Sociological Analysis, 1981, vol. 42, no. 1, pp. 27-46. DOI: https://doi.org/10.2307/3709700

57. Brunner E.D. Sociological Significance of Recent Rural Religious Surveys. American Journal of Sociology, 1923, vol. 29, no. 3, pp. 325-337.

58. Gill C.O., Pinchot G. The Country Church. New York, The Macmillan Company, 1913, 222 p.

59. Bain R. An Attitude on Attitude Research. American Journal of Sociology, 1928, vol. 33, no. 6, pp. 940-957.

60. Chave E.J. A Guide for the Cooperative Study of the Experiences of Growing Persons. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1929, vol. 24, no. 2, pp. 150-158. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408290240212

61. Hartshorne H. Worship in Connection with Week-Day Religious Instruction. Religious Education, 1916, vol. 11, no. 5, pp. 419-434. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0034408160110507

62. Hartshorne H. Co-operative Study of the Religious Life of Children. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1921, vol. 16, no. 6, pp. 337-346. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408210160605

63. Case A. Children's Ideas of God. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1921, vol. 16, no. 3, p. 143-146. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408210160304

64. Folieva T. Problema formirovaniia obraza Boga u detei v zarubezhnoi psikhologii religii [The problem of forming the image of god by children in foreign psychology of religion]. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filosofiia, 2014, no. 5(25), pp. 70-76.

65. Cronbach A. Psychoanalysis and Religion. The Journal of Religion, 1922, vol. 2, no. 6, pp. 588-599.

66. Folieva T. Psikhoanaliticheskie teorii v psikhologii religii [Psychoanalytic theory in the Psychology of Religion]. The Bulletin of Irkutsk State University». Series «Political Science and Religion Studies», 2015, vol. 12, pp. 219-226.

67. Folieva T.A. Sabina Shpil'rein: religiia kak klinicheskii sluchai [Sabina Spielrein: Religion as a Clinical Event]. Religioznya zhizn, available at: http://ogon.rfbr.ru/ais/file/publications/p/2dB4000L7JeQ1-bGyU2gc_y0/publication.pdf

68. Spielrein S. Psichoanaliticheskie trudy [Psychoanalytical Writings], Izhevsk, ERGO, 2008, 466 p.

69. Reisner M.A. Liubov, pol i religiia [Love, Sex, and Religion]. Riazan', Izdatelstvo, 1924, 60 p.

70. Sternberg L.Ya. Pervobytnaia religiia [Primal Religion]. Leningrad, Institut narodov Severa TsIK SSSR im. P.G. Smidovich, 1936, 572 p.

71. Bogoraz (Tan) V.G. Einshtein i religiia [Einstein and Religion]. Moscow; Petrograd, Izdatel'stvo L.D. Frenkel, 1936. 120 p.

72. Lazurskii A.F. Psikhologiia obshchaia i eksperimental'naia [General and Experimental Psychology], Leningrad, Gosu-darstvennoe izdatel'stvo, 1925, 290 p.

73. Lazurskii A.F. Klassifikatsiia lichnostei [Classification of Personalities]. Petersburg, Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1921,

401 p.

74. Chelpanov G. Uchebnik psikhologii (dlia gimnazii i samoobrazovaniia) [A Textbook on Psychology (for secondary schools and self-education)]. Moscow; Saint Petersburg, V.V. Dumnov, 1915, 224 p.

75. Chelpanov G. Ocherki psikhologii [An Outline of Psychology]. Moscow; Leningrad, Moskovskoe aktsionernoe izdatel'skoe obshchestvo, 1916, 256 p.

76. Chelpanov G. Vvedenie v filosofiiu [An Introduction to Philosophy]. Moscow; Petrograd, V.V. Dumnov, 1918, 550 p.

77. Bogdanchikov S.A. Proiskhozhdenie marksistskoi psikhologii. Diskussiia mezhdu K.N. Kornilovym i G.I. Chelpanovym v otechestvennoi psikhologii 20-kh godov [Origins of Marxist Psychology. A Debate between K.N. Kornilov and G.I. Chelpanov in the National Psychology in 1920s]. Moscow; Berlin, Direkt-Media, 2014, 323 p.

78. Tyurina L. Zhenshchiny-bezbozhnitsy i bor'ba za novyi byt [Atheist Women and a Struggle for New Living Conditions]. Voinstvuiushchee bezbozhie v SSSR za 15 let: 1917-1932. Moscow, OGITs, Gosudarstvennoe antireligioznoe izdatel'stvo, 1932, pp. 267-282.

79. Lanin N. Bezbozhnoe udarnichestvo na proizvodstve [Atheist Shock-Workers in Industries]. Voinstvuiushchee bezbozhie v SSSR za 15 let: 1917-1932, Moscow, OGITs, Gosudarstvennoe antireligioznoe izdatel'stvo, 1932, pp. 179-198.

80. Bulanov A. Bezbozhnoe udarnichestvo v sotssektore sel'skogo khoziaistva [Atheist Shock-Workers in Agricultural Socialist Sector]. Voinstvuiushchee bezbozhie v SSSR za 15 let: 1917-1932, Moscow, OGITs, Gosudarstvennoe antireligioznoe izdatel'stvo, 1932, pp. 199-218.

81. Thurstone L.L. Attitudes Can Be Measured. The American Journal of Sociology, 1928, vol. 33, no. 4, pp. 529-554. DOI: https://doi.org/10.1086/214483

82. Thurstone L.L., Chave E.J. The Measurement of Attitude: A Psychophysical Method and Some Experiments With a Scale for Measuring Attitude Toward the Church. Chicago, The University of Chicago Press, 1929, 96 p. DOI: https://doi.org/10.1037/11574-000

83. Lentz T.F. An Experimental Method for the Discovery and Development of Tests of Character. New York, Teachers College, Columbia University, 1925, 44 p.

84. Harper E.B. The Case Study Method. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1927, vol. 22, no. 5, pp. 505-512. DOI: https://doi.org/10.1080/0034408270220512

85. Maisky V.I. Freidizm i religiia [Freudism and Religion]. Moscow, Izdatel'stvo Bezbozhnik, 1924, 87 p.

86. Kobetsky M. Bezbozhie sredi national'nostei SSSR [Atheism among Ethnic Groups in the USSR]. Voinstvuiushchee bezbozhie v SSSR za 15 let: 1917-1932, Moscow, OGITs, Gosudarstvennoe antireligioznoe izdatel'stvo, 1932, pp. 250-267.

87. Kirchliches Handbuch. Freiburg, Herder and Co., 1926, 462 p.

88. Harper E.B. Religious Education in the State University. Christian Education, 1924, vol. 7, no. 4, pp. 195-203.

89. Thorvaldsen G. Religion in the Census. Social Science History, 2014, vol. 38, no. 1-2, pp. 203-220. DOI: 10.1017/ssh.2015.16

90. Glavatskaya E.M. Pripoliarnaia perepis' 1926-27 gg.: problemy rekonstruktsii religioznogo landshafta Obdorskogo kraia [Polar Census of 1926-27: problems of reconstruction of the religious landscape of Obdorsk Region]. Rossiia i mir: panorama istoricheskogo razvitiia. Sbornik nauchnykh statei, posviashchennyi 70-letiiu istoricheskogo fakul'teta Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta im. A.M. Gor'kogo, Ekaterinburg, 2008, pp. 361-371.

91. Glavatskaya E. Undaunted Courage: The Polar Census in the Obdor Region. The 1926/27 Soviet Polar Census Expeditions. Ed. D. Anderson. New York, Oxford, Berghahn, 2011, pp. 97-116.

92. Bailey W.L. The Religion of the Successful. Religious Education: The Official Journal of the Religious Education Association, 1928, vol. 23, no. 8, pp. 768-773. DOI: https://10.1080/00344080280230811

93. Bingham A.T. Determinants of Sex Delinquency in Adolescent Girls Based on Intensive Studies of 500 Cases. Journal of the American Institute of Criminal Law and Criminology, 1923, vol. 13, no. 4, pp. 494-586.

94. Baker H.J., Decker F.J., Hill A.S. A Study of Juvenile Theft. The Journal of Educational Research, 1929, vol. 20, no. 2, pp. 81-88. DOI: https://doi.org/10.1080/00220671.1929.10879969

95. Claghorn K.H. Review. Harvard Law Review, 1930, vol. 43, no. 8, pp. 1332-1335.

96. Hart H. Predicting Parole Success. Journal of the American Institute of Criminal Law and Criminology, 1923, vol. 14, no. 3, pp. 405-413.

97. Coale J.J. Influence of the Automobile on the City Church. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 1924, vol. 116, no. 1, pp. 80-82. DOI: https://doi.org/10.1177/000271622411600117

98. Jarrett M.C. Factors in the Mental Health of Girls of Foreign Parentage: A Study of 210 Girls of Foreign Parentage Who Received Advice and Assistance from a Social Agency, 1919-1922. Public Health Reports, 1924, vol. 39, no. 10, p. 447-472.

99. Jarrett M.C. Factors in the Mental Health of Boys of Foreign Parentage: A Study of 240 Boys of Foreign Parentage Known to a Child Welfare Agency, 1916-1923. Public Health Reports, 1924, vol. 39, no. 17, p. 862-883.

100. Alphandéry P. A propos du récent Congres d'Histoire des Religions. Revue de l'Histoire des Religions, 1929, vol. 100, pp. 205-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.