Научная статья на тему 'Исследования по визуализации следа течения на больших расстояниях за крылом'

Исследования по визуализации следа течения на больших расстояниях за крылом Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
128
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Лапин В. М., Рыбаков В. И., Эпштейн Л. А.

Приводятся описание и результаты опытов по визуализаци следа за крылом на расстояниях до 250 хорд. Путем обработки материалов испытаний прослежены особенности развития и перемещения вихревой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Лапин В. М., Рыбаков В. И., Эпштейн Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования по визуализации следа течения на больших расстояниях за крылом»

________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Том XIII 1982

№ 6

УДК 533.6.074

533.6.071.082.5

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВИЗУАЛИЗАЦИИ СЛЕДА ТЕЧЕНИЯ НА БОЛЬШИХ РАССТОЯНИЯХ ЗА КРЫЛОМ

В. М. Лапин, В. И. Рыбаков, Л. А. Эпштейн

Приводятся описание и результаты опытов по визуализаци следа за крылом на расстояниях до 250 хорд. Путем обработки материалов испытаний прослежены особенности развития и перемещения вихревой системы.

В последнее время в связи с увеличением размеров самолетов и с ростом загрузки аэропортов существенно повысилась актуальность проблемы вихревого следа, который сохраняется на расстояниях в сотни и даже тысячи хорд за пролетевшим самолетом. Вопросы следа играют важную роль и в ряде других практических задач, например, при заправке в воздухе и полете в строю.

Изучение следа в аэродинамических трубах, очевидно, не может быть выполнено в связи с малой длиной рабочей части. По-видимому, наиболее подходящей установкой для этих целей может явиться опытовый бассейн. Исследования в опытовом бассейне проводились, в частности, фирмой .Боинг*, причем след определялся с помощью системы специальных датчиков [11. Исследования в бассейне с визуализацией вихревого следа проводились в Калифорнийском университете в Ричмонде [2]. Образец полученной в этих опытах картины течения показан на рис. 1. Исследования вихревого следа с помощью лазерного ножа в аэродинамической трубе описаны в работе [3].

В настоящей работе приводится описание аппаратуры, 'методики и результатов опытов по получению картин течения в сечениях, расположенных за крылом на расстояниях до 250 хорд.

Рис. 1

1. Аппаратура и методика для визуализации течений на больших расстояниях за крылом или самолетом. Съемочная аппаратура устанавливалась в застекленной части опытового бассейна. Схема установки показана на рис. 2. Крыло / крепилось к стандартным устройствам буксировочной тележки, которая перед началом опыта отводилась в крайнее положение и к моменту прохождения крыла через плоскость съемки 7 успевала набрать скорость у=2 м/с. К одному из прозрачных участков боковой стенки дока кренилось зеркало 5 с размерами

0,3X1 м, которое могло поворачиваться вокруг вертикальной оси и закрепляться в нужном положении. Экспериментатор наблюдал и фотографировал аппаратом б с помощью зеркала жидкости в свечении 7 следа крыла. Съемки делались с выдержкой 1/8 с на пленке А-2 чувствительностью 180 ед. ГОСТ.

Ф

У 1 ©1

у- ж;

Ф Ф

Рис. 2

Луч лазера 2 .Игла 4М* сине-зеленого свечения после отражения от зеркальца 3 проходил через линзу 4, разворачивался в плоскость 7 и высвечивал предварительно сброшенные и перемещающиеся в плоскости 7 и вблизи нее визуализирующие частицы в виде миллиметровых шариков полистирола, удельный вес'которого по отношению к удельному весу воды составляет ~ 1,02. Устройство, сбрасывающее частицы полистирола, представляло собой корытообразный сосуд, закрепленный на горизонтальной оси, перпендикулярной направлению движения в передней части буксировочной тележки. Сосуд заполнен водой и погружен так, что над поверхностью воды в бассейне выступает только его бортик высотой 10 мм. На дне сосуда находятся предварительно смоченные частицы полистирола*. По сигналу сосуд поворачивается вокруг оси на 180’ и оказывается весь над уровнем воды, а* находившиеся в нем частицы медленно тонут, образуя .облако* в виде слоя толщиной ~ 100 мм, расположенного вдоль плоскости 7. Когда нижний край этого облака опускается на глубину 200 — 300 мм, дается сигнал на движение буксировочной тележки и включается осциллограф, на котором в момент прохождения задней кромки крыла через плоскость 7 дается отметка от установленного на рельсах путевого синхроконтакта. Последующие отметки делаются в моменты производства снимков. Кроме того, на ленте делаются временные отметки через 0,2 с.

Очевидно, что расстояние х крыла от плоскости съемки равно vt, где V— скорость тележки, а фиксируемый на осциллографе интервал времени между отметкой путевого контакта и отметкой момента съемки. Для пространственной привязки получаемых снимков предварительно при неизменном положении фотоаппарата фотографировались установленная в плоскости 7 квадратная сетка со стороной 50 мм и рейка со светящимися лампочками — реперами, которые

* Полистирол, высыпаемый на водную поверхность, долгое время удерживается на ней силами поверхностного натяжения.

видны и на кадрах рабочих снимков. В предварительных опытах обследовались ряд визуализаторов, методы их подачи, чувствительность пленок, величины выдержек и т. п.

Описываемые опыты проводились с плоским прямоугольным в плане с плоскими торцами крылом, имеющим хорду 6=0,12 м и удлинение ). = 4 (размах / = 0,4" м). Крыло во всех опытах имело одинаковое погружение Л = 0,2 м и различные углы атаки в диапазоне от а = + 8' до а = — 8°. Для данного крыла Су (* *= 0) а 0,23. Число Рейнольдса в опытах Ре = иЬ'ч а: 2,4-103, коэффициент кинематической вязкости воды при температуре ~18°С составляет v«10_6 м5’с.

2. Результаты исследований и их анализ. На рис. 3 и 4 показаны образцы

Рис. 3

л/<Гг. /4/

Рис. 4

полученных фотографий. Наряду с визуализированным следом и реперами на снимках виден контур свободной поверхности, а на рис. 4, а, который соответствует положению крыла, близкому к плоскости съемки (лс,'6 = 0), виден контур самого крыла. Рис. 3 соответствует углу атаки а = 8°, рис.4—а = 0. Под каждой фотографией написано выраженное в хордах расстояние х\Ь крыла от плоскости съемки. Используя реперные отметки и масштабную сетку, можно производить количественную обработку получаемых результатов. Так, на рис. 5 и 6 соответственно показаны полученные по расшифровкам фотографий зависимости

Рис. 6

— т Н -4- Н

от величины / = среднего положения ядер вихрей по высоте -------ЦТ----1

Ь Ь 21

(Н2, / = 1, 2) (отсчитывается от уровня невозмущенной свободной поверхности) и среднего расстояния 11 = 1111 между осями вихрей, отнесенных к размаху крыла.

На рис. 7 показана величина среднего диаметра видимого ядра, отнесенная к хорде крыла. На базе полученных зависимостей и схемы вихрей, показанной на рнс. 3, можно, в частности, установить, что на исследованном режиме движения с числом Фруда Рг = v|У^gb—2 отображенные относительно свободной поверхности вихри имеют знаки, противоположные основным вихрям, и, следовательно, свободная поверхность должна рассматриваться как твердая стенка. Именно при таких условиях в соответствии с рис. 6 расстояние между вихрями должно уменьшаться при Су>0 и возрастать при Су < 0.

6— «Ученые записки* Л? 6

81

Очень интересным является вопрос о том, что означает физически видимое на снимках ядро вихря. Изменение радиуса этого ядра по мере удаления от крыла характеризуется зависимостями, приведенными на рис. 7. Вопрос этот в литературе не обсуждался.

Заметим, что, как следует из полученных снимков, описываемый метод может быть использован для изучения деформации свободной поверхности и характеристик диссипации вихрей. Для решения последней задачи нужно выбрать на снимке отчетливые штрихи (см., например, на рис. 3 штрихи, полученные цифрами /, 2 и 3) и но их длине, времени выдержки и масштабу съемки определить местную скорость 0| и радиус /7. Сопоставление циркуляции

Г = 2кг/у/ со значением той же величины, определенной как —~—, показало, что значения Г, полученные по обеим формулам, практически одинаковы и равны 0,84 м*/с.

Приведенные результаты свидетельствуют о том, что разрабатываемая методика позволяет получать качественные и количественные характеристики следа течения на больших расстояниях за крылом или самолетом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследования NASA методов ослабления концевых вихрей. Техническая информация, ЦАГИ № 16, 1976.

2. Donald L. Voltex interactions in multiple Vortex wakes behind Aircraft. „А1АА Paper", N 62, 1976.

3. Боровой В. Я., Иванов Б. А., Орлов А. А., Харченко В. И. Исследование обтекания сверхзвуковым потоком крыльев различной формы в плане методом лазерного ножа. Труды ЦАГИ, вып. 1793, 1976.

Рукопись поступила I8j VI 1981 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.