Научная статья на тему 'Исследования по техническому сервису в животноводстве'

Исследования по техническому сервису в животноводстве Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
222
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / TECHNICAL SERVICE / ФИРМЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / TECHNICAL SERVICE COMPANY / СЕБЕСТОИМОСТЬ / COST / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / НА-ДЕЖНОСТЬ / ТРУДОЕМКОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / SPARE PARTS AND MATERIALS / МАТЕРИАЛЫ / ANIMAL / RELIABILITY / LABOR SERVICES

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Цой Л.М.

В статье изложены материалы исследований по техническому сервису в животноводстве, которые проводились в ГНУ ВНИИМЖ, дан анализ существующей системы технического сервиса, достоинства и недостатки этой системы, проблемы, которые необходимо решить в системе технического сервиса машин и оборудования животноводческих ферм в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study on technical service in livestock

The article presents results of research concerning technical service in livestock that were conducted in the GNU VNIIMZH, an analysis of the existing system of technical service, the advantages and disadvantages of this system, the problems that need to be addressed in technical servis machinery livestock farms in a market economy.

Текст научной работы на тему «Исследования по техническому сервису в животноводстве»

Keywords: cowsheds, cleaning of manure, installation of portion action. УДК 631.3.004.5:636

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СЕРВИСУ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

Л.М. Цой, д-р экон. наук, проф., зав. отделом

В статье изложены материалы исследований по техническому сервису в животноводстве, которые проводились в ГНУ ВНИИМЖ, дан анализ существующей системы технического сервиса, достоинства и недостатки этой системы, проблемы, которые необходимо решить в системе технического сервиса машин и оборудования животноводческих ферм в условиях рыночной экономики. Ключевые слова: животноводство, технический сервис, фирменный технический сервис, себестоимость, эффективность, надежность, трудоемкость обслуживания, запасные части, материалы.

Проблема технического сервиса в животноводстве была всегда в центре внимания аграрной науки. С первых дней образования института эта проблема была обозначена Министерством сельского хозяйства РСФСР, в ведении которого находился ВНИИМЖ, и в 1972 году была образована лаборатория эксплуатации машин и оборудования животноводческих ферм.

В течение двух-трех лет коллектив лаборатории пополнился молодыми и энергичными сотрудниками (Муллаянов Р.Г., Цой Л.М., Жирнов В.Н., Залевский Ю.И., Прокин Н.Г., Попик Н.М., Лесников В.А. и др.), которые обеспечивали научными разработками по техническому сервису машин и оборудования животноводческих ферм МСХ РСФСР, Госкомсельхозтехнику, хозяйства, животноводческие фермы и комплексы.

Основным направлением работы лаборатории было научное обоснование рациональных методов поддержания машин и оборудования в работоспособном состоянии.

В связи с началом строительства и ввода в эксплуатацию, начиная с 1972 г., крупных свиноводческих комплексов, лаборатория эксплуатации сосредоточила большие усилия на изучении и обобщении опыта эксплуатации машин и оборудования на комплексах мощностью 12, 24, 54 и 108 тыс. голов в год и разработке на основе этих материалов необходимой нормативно-технической документации.

Большой объем научно-исследовательских работ был выполнен в области организации технического обслуживания машин и оборудования на свиноводческих комплексах (авторы Муллаянов Р.Г., Жирнов В.Н., Цой Л.М., Залевский Ю.И. и др.).

В этом направлении был обобщен опыт эксплуатации техники на крупных свиноводческих комплексах. На его основе в результате выполненных исследований был разработан ряд нормативно-технических документов для обоснования эффективного функционирования технических систем на свиноводческих комплексах мощностью 12, 24, 54 и 108 тыс. голов в год. В частности, были разработаны структура инженерно-технической службы, технологии технического обслуживания машин и оборудования, рекомендации по организации технического обслуживания, рекомендации по созданию обменного фонда, норм расходов материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды. Все подготовленные документы были одобрены и утверждены вышестоящими организациями, изданы и направлены на свиноводческие комплексы для практического использования.

Параллельно с исследованиями в области совершенствования эксплуатации техники на крупных свиноводческих комплексах велись

работы по улучшению использования машин и оборудования на рядовых животноводческих фермах.

Актуальность этой работы усилилась в связи с тем, что во многих хозяйствах стали использоваться сложные машины и оборудование для механизации животноводческих ферм. Техническое обслуживание и ремонт оборудования, установленного на животноводческих фермах, характеризовались существенными недостатками организационного плана.

В связи с усложнением средств механизации, используемых для выполнения технологических процессов, настоятельно требовалось внедрение новых эффективных организационных форм их обслуживания и ремонта. Для их разработки, прежде всего, необходимо было определить формы рациональной кооперации хозяйств и Госкомсель-хозтехники в данной области.

В процессе решения этих вопросов, на основе проведения исследований, в 1982 году были разработаны «Рекомендации по организации технического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм» (авторы Цой Л.М., Андреев П.А., Богданов Ю.В., Муллаянов Р.Г. и др.), которые рассмотрены и одобрены Научно-техническим советом МСХ РСФСР и Госкомсельхозтех-ники РСФСР.

В них нашли отражение вопросы материально-технической базы для выполнения ре-монтно-обслуживающих работ, принципы и формы организации технического обслуживания и ремонта, организация труда и расчет численности слесарей и мастеров-наладчиков.

Большое внимание уделялось вопросам исследования ремонтно-обслуживающей базы на различных уровнях (область, район, хозяйство, ферма), рациональному распределению объемов работ между инженерной службой хозяйств и предприятиями Госком-сельхозтехники, определению эффективности форм организации технического обслуживания.

Разработки лаборатории и ряда других НИИ позволили значительно улучшить ис-

пользование техники в животноводстве, повысить его техническую готовность. Полученный значительный научный и практический материал по проблеме технической эксплуатации машин и оборудования в животноводстве требовал создания единой системы ремонтно-обслуживающих работ в отрасли животноводства.

Такая система планово-предупредительного ремонта и обслуживания машин и оборудования животноводства (система ППР-ТОЖ) была разработана в 1988 году, рассмотрена НТС Госагропрома СССР и утверждена. Соавторами этой разработки являлись сотрудники лаборатории Цой Л.М., Филиппов А.В. Под методическим руководством сотрудников лаборатории система ППРТОЖ была внедрена в Подольском районе Московской области и Алексинском районе Тульской области [3].

В последние годы в условиях реформирования АПК России проблема научного обеспечения инженерно-технической инфраструктуры особенно обострилась. Переход к многоукладной экономике накладывает на процесс поддержания техники в работоспособном состоянии дополнительные трудности.

В этих условиях Президиум Россельхоз-академии своим Постановлением от 18 июня 1993 года обязал объединить усилия институтов инженерного профиля для решения комплексных научно-исследовательских работ, обратив особое внимание на экономические и технические вопросы повышения эффективности технического сервиса, разработку теории использования машин при изменении форм собственности, формирование непосредственно у товаропроизводителей системы технического сервиса, оснащение его надежной системой производственных услуг.

С учетом этого в институте был создан отдел технического сервиса, основные усилия которого были направлены на решение концептуальных вопросов технического сервиса в животноводстве, отмеченных в Постановлении Президиума Россельхозакадемии.

Совместно с головным институтом ГОСНИТИ были разработаны: «Концепция эф-

фективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях» (авторы Морозов Н.М., Цой Л.М. и др.), «Концепция развития инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств» (авторы Морозов Н.М., Цой Л.М. и др.), «Концепция развития технического сервиса животноводства на период до 2005 года» (авторы Жир-нов В Н., Цой Л.М., Морозов Н.М. и др.).

Негативные последствия реформирования АПК обусловили необходимость поиска новых путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Одним из таких путей является концепция использования высокопроизводительной техники в специальных структурах сервиса. Здесь за счет эффективного использования техники удается удешевить производственную продукцию, быстрее окупить затраты на приобретение машин.

Создание мощной сферы производственно-технического сервиса рассматривается как приоритетное направление аграрной политики государства. Доказано, что машинно-технологические станции (МТС) могут обеспечить выполнение механизированных работ в хозяйствах с недостатком техники. Обоснованность их создания с большой убедительностью показана на конкретных примерах. Но в то же время все положительные моменты в деятельности МТС отмечены в основном на примерах выполнения механизированных работ и услуг в растениеводстве и практически мало позитивных примеров деятельности МТС в отрасли животноводства.

Анализ показывает, что в сложившихся условиях оказание услуг сельским товаропроизводителям в выполнении механизированных работ со стороны МТС обходится дороже, чем выполнение их собственными силами хозяйств. Эта разница определяется более высоким, как правило, уровнем оплаты труда, затрат на доставку техники и механизаторов к месту работы, на обеспечение им жилья и оплату командировочных, относительно более высоким уровнем налогов.

Наделение МТС функциями товаропроизводителей животноводческой продукции в

противовес существующим типам производителей животноводческой продукции вряд ли приведет к возрождению в достаточном объеме производства отечественной конкурентоспособной продукции.

Предварительный анализ и обобщение технологий производства продукции животноводства, технологических процессов и операций, выполняемых при этом, показывает, что МТС окажутся эффективными в вопросах оказания услуг по техническому сервису и в меньшей степени - в выполнении механизированных работ.

Вопрос же эффективности МТС в оказании услуг по техническому сервису в отрасли животноводства подтвержден опытом работы бывших станций по техническому обслуживанию и ремонту машин в животноводстве (СТОЖ) и служб системы Агросна-ба.

Сосредоточение усилий МТС на осуществлении ими функции инженерно-технических центров (по типу предприятий Сельхозтехники) будет способствовать интересам сельхозпроизводителей. Сводится оно к следующему:

- показ наиболее эффективных технологий и комплексов машин;

- организация ремонта и техобслуживания машин;

- осуществление посреднических услуг между машиностроительными и другими предприятиями (фирмами) и сельхозтоваропроизводителями;

- обеспечение и переподготовка кадров для эффективного применения новых технологий, систем машин и оборудования;

- реклама, формирование рынка заказов на новые технологии и технические средства.

Обширные исследования по использованию техники в реальных условиях эксплуатации были проведены на молочных фермах Тамбовской области (Цой Л.М., Конаков А.П.). Они показали, что большинство хозяйств не в состоянии обновить устаревшую технику из-за низкой доходности от реализации молока.

Основное условие успешного функционирования молочных ферм - получение достаточной прибыли от реализации молока -не выполняется из-за низкой эффективности производства и цены реализации молока. Поэтому основная масса машин и оборудования продолжает эксплуатироваться свыше нормативных сроков. Это, в свою очередь, увеличивает затраты на обслуживание и ремонт.

Несвоевременное устранение отказов приводит не только к уменьшению объемов получаемой продукции, но и к потере животных. Так, выход из строя доильного оборудования приводит к массовым заболеваниям маститом и последующей выбраковке коров, некачественное приготовление кормов или нарушение микроклимата - к потере молодняка и др.

Анализ работы фермерского оборудования при сверхнормативных сроках эксплуатации на МТФ на протяжении семи лет показал, что затраты труда ремонтников увеличиваются: на ликвидацию отказов до 2-х раз, на запчасти - почти в 3 раза.

Затраты на запасные части составляют значительную долю в общих издержках на обеспечение работоспособности машин и оборудования молочных ферм. Усугубляется это и еще тем, что интенсивно растет стоимость запасных частей, которая опережает рост закупочных цен на молоко, тем самым ухудшая общие экономические показатели производства молока.

Затраты на поддержание машин и оборудования в работоспособном состоянии состоят из двух составляющих: затраты на проведение профилактических работ и затраты на устранение отказов. Затраты на выполнение профилактических работ связаны, в основном, с трудовыми затратами, а устранение отказов, помимо трудовых затрат, требует расхода запасных частей и материалов.

В процессе возрастания сроков использования техники увеличиваются две составляющие затрат на поддержание машин и оборудования в работоспособном состоянии: затраты на запасные части вследствие роста цены на них и затраты труда на устранение

отказов. Исследование затрат на запасные части и материалы показало, что расход материалов опережает расход запасных частей по темпам роста.

Аналогичная тенденция наблюдается и в других регионах России.

Анализ использования техники, выполненный на макроэкономическом уровне, также показал, что на животноводческих фермах России машины и оборудование эксплуатируются за пределами амортизационного срока. При среднем сроке службы животноводческого оборудования около 7 лет большинство технических средств эксплуатируется 10-11 лет. Ежегодно обновляется не более 2% машин вместо 13-14% по нормативам. Пополнение машин на действующих фермах осуществляется преимущественно за счет неиспользуемой техники из прекративших функционирование объектов.

Использование техники сверх амортизационного периода влечет за собой повышение расхода средств на поддержание их в работоспособном состоянии.

Чтобы поддержать такие технические средства в работоспособном состоянии, товаропроизводители вынуждены приобретать дополнительное количество запасных частей, ремонтных материалов и выполнять возрастающие объемы ремонтно-обслужива-ющих работ.

В то же время из-за неплатежеспособности сельхозтоваропроизводителей, обусловленной диспаритетом цен, более быстрым ростом тарифов на энергоносители, монополизмом переработчиков и торговых организаций, возмещающих не более 60-65% себестоимости продукции, товаропроизводители не в состоянии заменить морально и физически устаревшее оборудование.

В условиях рыночных отношений, после развала плановой системы технического сервиса, дороговизны приобретаемой техники и услуг по поддержанию ее в работоспособном состоянии и неплатежеспособности товаропроизводителей происходит коренная ломка структуры технического обслуживания и ремонта. При этом не только перепрофилируются и закрываются специализированные

предприятия районного, областного и республиканского уровней, но и резко сокращаются объемы выполняемых ими услуг.

В этих условиях центр тяжести по проведению ремонтно-обслуживающих операций переносится непосредственно в хозяйства, где они выполняются силами и средствами товаропроизводителей, нередко в неприспособленных для этих целей помещениях и не в плановом порядке, а по потребности.

Предприятия-изготовители в основном сосредотачивают свою деятельность на выпуске машин, запчастей и в редких случаях -на гарантийном обслуживании выпускаемых технических средств. При таком положении поддержание техники в работоспособном состоянии целиком ложиться на плечи товаропроизводителей, что не обеспечивает необходимого качества работ и эффективного использования техники.

В то же время многие хозяйства стали отказываться от услуг районных ремонтно-тех-нических предприятий на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту. Основные причины: низкое качество обслуживания, дороговизна проводимых работ, недостаточная оперативность.

Сложившаяся ситуация требует решения проблемы технического сервиса с учетом новых экономических условий как в научном, так и в практическом плане. В настоящее время отсутствует четкая система инженерно-технического обеспечения производства продукции животноводства. Инженерные службы хозяйства, арендаторы, фермеры и районные ремонтно-обслуживающие предприятия работают в условиях административной и функциональной разобщенности, не имеют единых производственных целей, четких оценочных показателей, характеризующих их вклад в дело производства животноводческой продукции.

Переход к рыночным отношениям, появление товаропроизводителей с различными формами собственности, падение платежеспособности хозяйств потребовало усовершенствования и реконструкции ранее существовавшей системы технического сервиса. При этом приоритет при совершенствовании

системы технического сервиса должен быть отдан товаропроизводителю.

В условиях рынка ремонт как технически и экономически целесообразный процесс продления срока службы машин и обеспечения эксплуатационной надежности должен сводиться к операциям разборки и оперативной замены отказавших деталей и узлов с соблюдением технических условий. При этом все более возрастает потребность в обосновании номенклатуры наиболее часто востребованных работ и услуг по замене и ремонту быстроизнашивающихся узлов и деталей и комплектованию их в наборы и ремкомплек-ты.

Такая тенденция развития ремонтно-обс-луживающего производства хорошо прослеживается из опыта работы ведущих зарубежных дилерских центров США, развитых Европейских стран и имеет место в последние годы в работе отечественных предприятий технического сервиса районного уровня.

Во взаимоотношениях производителей животноводческой продукции и служб технического сервиса в современных условиях наиболее сложной проблемой является вопрос ценообразования за выполненные услуги и ответственности за несвоевременные или некачественные услуги. Нам представляется, что в основу цен за ремонтно-обслуживаю-щие услуги должны быть положены нормативы материальных, трудовых, финансовых затрат, объективно отражающих существующую тенденцию развития механизации животноводства.

Существовавшая ранее система оплаты за техническое обслуживание и ремонт машин по годовым лимитам затрат неприемлема в условиях рынка.

Недостатки этой формы взаиморасчетов заключались в отсутствии учета фактических затрат на ремонтно-обслуживающие работы, увязки качества выполняемых работ с их стоимостью. Переход на расчеты по годовым лимитам затрат не устранил бесконечные споры между партнерами технического сервиса. Гарантированная плата за оказание услуг не способствовала соблюдению графика

и объема выполнения ремонтно-обслужива-ющих работ.

Порядок взаиморасчетов службы технического сервиса с товаропроизводителями должен быть различным и зависит от экономического состояния хозяйств, характера выполняемых работ и степени взаимосвязи обслуживающего предприятия с товаропроизводителями.

В современных условиях важно установить влияние различных факторов на величину уровня удельных затрат на технический сервис в расчете на условную голову или центнер продукции.

Взаимодействие различных факторов выразилось следующим уравнением регрессии:

Ух = -5,35 - 3,37Х1 +11,2X2 +1,4Х3,

где Х1 - затраты на оплату труда, руб.;

Х2 - затраты на запасные части, руб.;

Х3 - затраты на услуги технического сервиса.

В результате оценки этих факторов выявилось, что наибольшее влияние на уровень удельных затрат оказывает фактор Х2 - затраты на запасные части, на втором месте стоит фактор Х1 - оплата труда и на последнем Х3 - затраты на услуги технического сервиса.

Требует своего решения также проблема наличия нормативной базы для оценки трудоемкости работ по техническому сервису.

Существовавшие при плановой экономике методы планирования объемов ремонтно-

обслуживающих работ с использованием условной единицы сложности ремонта или расчета укрупненных нормативов с использованием стоимости машин требует проверки их соответствия условиям рынка [2].

Выполненные расчеты трудоемкости ре-монтно-обслуживающих работ с использованием условной единицы сложности ремонта и сравнение их с фактическими трудоем-костями технического обслуживания и ремонта современных машин и оборудования (таблица) показывают, что ошибка не превышает 5-7%, что считается вполне приемлемым.

Метод же расчета укрупненных нормативов, где используется связь между оптовыми ценами на машины и оборудование и трудоемкостью обслуживания, в современных условиях неприемлем, так как цены на машины возросли очень значительно и данный метод не дает объективной оценки трудоемкости ремонтно-обслуживающих работ. Например, доильная установка АДМ-8(200) стоила 3610 руб., а удельные затраты составляли 0,14 чел-ч/руб., что равнялось годовым трудозатратам на ТО и ремонт 510,3 чел-ч. Если же поставить современные цены на доильную установку АДМ-8, мы получим неадекватную трудоемкость. Поэтому необходим поиск новых методов расчета укрупненных нормативов [4].

Таблица. Затраты труда на обслуживание и ремонт машин в животноводстве

Наименование машин и оборудования Масса, кг Мощность привода, кВт Производительность, емкость Затраты на техобслуживание и ремонт, чел-ч в год

фактические расчетные

Агрегат доильный УДМ-100 (молокопровод из нержавеющей стали) "Фемакс" 1500 4,75 50 коров, 2 оператора (6 аппаратов) 332,1 349,1

Доильная установка с АСУ-ТП "Елочка" - УДА-Ф-70 6000 22,4 70 коров, 1 оператор (16 аппаратов) 683,1 682,8

Кормораздатчик прицепной универсальный КТУ-10У, КТУ-10А 2250 тр-т кл. 1,4 (МТЗ-80/82) 80-480 м3/ч, 10 м3 260,0 267,0

Измельчители-смесители

раздатчики кормов: TriioLiet Solomix 10ZK TriioLiet Solomix 12VLSR 3350 4100 тр-р кл. 1,4 70 л.с./55 кВт 70 л.с./55 кВт 4 т/ч, 10 м3 4,5 т/ч, 12 м3 300,0 305,0 291,6 294,3

Транспортеры скребковые

кругового движения:

ТСН-3,0Б, 1890 -

ТСН-160А 2085 4,5-6,5 т 332,0 274,0

В последние годы делаются первые шаги по организации фирменного технического сервиса в животноводстве. По экспертным оценкам удельный вес фирменного технического сервиса в животноводстве не превышает 0,5-0,8% от общего объема работ по техническому сервису.

Несмотря на прогрессивность этого вида технического сервиса, основными сдерживающими факторами его применения являются:

недостаточная эффективность производства животноводческой продукции в большинстве хозяйств;

более высокие издержки на ремонт и техническое обслуживание машин при фирменном их обслуживании.

По прогнозам института экономики Рос-сельхозакадемии уже с 2016 года реализация сельскохозяйственной продукции (без учета субсидий) станет убыточной (рисунок).

Прогноз рентабельности сельскохозяйственных организаций в РФ, %

И в этих условиях говорить о расширении фирменного технического сервиса довольно сложно. Только некоторые животноводчес-

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

рентабельность с учетом субсидий, % ■ рентабельность без учета субсидий, %

кие предприятия с рентабельностью 30-40% могут воспользоваться фирменным обслуживанием техники в животноводстве.

Фирменное техническое обслуживание доильных установок и холодильных машин, выполняемое в России зарубежными фирмами, относится к числу высокозатратных работ в животноводстве, на осуществление которых расходуется 570-600 руб. в расчете на корову в год или 12-15 руб/ц [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными причинами высоких издержек на проведение фирменного обслуживания доильных установок и холодильных машин являются:

- высокий уровень оплаты труда работников дилерских центров;

- высокие цены на запасные части, ремонтные материалы, моющие средства;

- отсутствие конкуренции на проведение ремонтно-обслуживающих операций, позволяющее фирмам устанавливать без всяких ограничений монопольно высокие цены, не учитывать принцип паритетности цен и экономическое состояние производителей животноводческой продукции.

Изучение затрат труда и средств на фирменное техническое обслуживание доильных установок показало, что здесь имеются существенные резервы для их снижения. Укрупнение молочных ферм с 200 до 400 коров снижает затраты труда и издержки на обслуживание и транспортные расходы в 1,7-2,0 раза, а общие издержки за счет отмеченного могут быть уменьшены на 28-30%.

Вместе с тем в России имеются хозяйства, эффективно использующие технику в животноводстве, особенно это имеет место на молочных фермах. На основе анализа сложившейся системы использования техники на молочных фермах и обобщения передового опыта эксплуатации оборудования в 2006 году была подготовлена и издана брошюра «Опыт эффективности использования техники в молочном животноводстве» (Цой Л.М., Морозов Н.М., Морозов И.Ю.).

15,6

Технический сервис предлагает дополнительные производственные связи «производитель-потребитель», основанные на общем интересе и взаимной выгоде. Однако достичь этой взаимности не удается из-за недостаточно высокого качества машин, нестабильного обеспечения животноводческих ферм запчастями, отсутствия действенного механизма материальной заинтересованности и ответственности сторон.

Опыт организации связей производитель-потребитель показывает отсутствие единства целей партнеров, их одностороннюю заинтересованность.

Оторванность производителя техники и посредника от сферы эксплуатации, его экономическая незаинтересованность в конечном результате машиноиспользования не позволяет создать комплекс экономических интересов и правовых норм, определяющих необходимость повышения качества выпускаемой техники.

В этих условиях крайне важно вмешательство Государства в сложившуюся практику отношений производителей сельскохозяйственной техники и потребителей.

На базе усиления Государственного регулирования межотраслевого обмена необходимо, прежде всего, решить проблему паритета цен на услуги технического сервиса.

Конкретно - необходимо установить цены на ремонтно-обслуживающие работы, так как они, в конечном счете, определяют уровень и совершенство достигнутых взаимоотношений. В идеальных условиях ценовые отношения строятся на основе закона спроса и предложения, тогда равновесные цены соответствуют интересам производителей и потребителей.

Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой полного равновесия не наблюдается, а действие закона спроса и предложения рассматривается как тенденция. Поэтому действительные цены в значительной степени отражают рыночный дисбаланс экономических интересов потребителя и производителя.

Одним из способов государственного регулирования могло быть установление пре-

дельной цены на новые машины, запчасти, ремонтно-технические материалы, которые явились бы основой для свободного конструирования соответствующих цен в ремонт-но-обслуживающей отрасли. В этом случае принципы формирования цен на новые машины могут распространяться на цены по отремонтированной технике, на работы и услуги ремонтно-обслуживающих предприятий, тем самым будет осуществляться государственное регулирование сферы технического сервиса.

Рынок создается производителями и потребителями. Посредники, какую бы роль они не играли, размещаются посредине между основными рыночными партнерами и выполняют связующую роль, активно воздействуя на процессы продвижения товаров и услуг.

Нельзя признать ситуацию нормальной, когда производители и потребители в большей степени испытывают на себе воздействие кризиса, чем посредники. Да и выход из кризиса все-таки должны обеспечить производители и потребители.

Поэтому основная задача Государства -сделать платежеспособным потребителя сельскохозяйственной техники, обеспечить ему возможность расширить воспроизводство за счет эквивалентного обмена, паритета цен на животноводческую и промышленную продукцию.

Литература:

1. Морозов И.Ю. Экономическая эффективность технического сервиса машин в молочном животноводстве: дис. канд. экон. наук. М., 2008. 175 с.

2. Методические указания по применению единицы сложности для планирования затрат на техническое обслуживание и ремонт машин в животноводстве. Минск, 1986. 104 с.

3. Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания машин и оборудования животноводства. М., 1988. 114 с.

4. Цой Л.М. Обоснование и обеспечение эффективности функционирования системы машин для животноводства: дис. д-ра экон. наук. М., 1999. 300 с.

Study on technical service in livestock L.M. Choi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.