Научная статья на тему 'Исследования по пылеподавлению на щебеночной автодороге'

Исследования по пылеподавлению на щебеночной автодороге Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
494
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ScienceRise
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЯ / ЧАСТИЦА ПЫЛИ / DUST PARTICLE / УДЕРЖАНИЕ ПЫЛИ / АЭРОЗОЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ / AEROSOL PARTICLES / БИШОФИТ / BISCHOFITE / КАРЬЕР / PROBLEMS OF DUST SUPPRESSION / DUSTRETENTION / OPEN-PIT MINES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Нестеренко О.В., Комиссаренко Т.А., Домничев Н.В.

В данном исследовании рассмотрены проблемы пылеподавления на щебеночной автодороге. Приведены расчеты описывающие положение и скорость частицы в момент ее движения. Рассмотрены решения по удержанию пыли, путем нанесения на полотно дороги растворов солей хлоридов, а также бишофита. Приведены сравнения эффективности связывания дорожной пыли водным раствором природного бишофита с раствором хлористого кальция и водой, влияние расхода бишофита на интенсивность пылевыделения из щебеночной смеси автодороги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of dust suppression measures on gravel roads

This article describes the problem of dust suppression measures on gravel roads. Calculations are given to describe the position and velocity of the particle at any moment. Measures for dust retention are considered by applying to the roadways of solutions based on chloride salts, as well as on bischofite. Comparison of the effectiveness of road dust retention between natural bischofite aqueous solution and solution of calcium chloride and water is examinated. The influence of bischofite consumption on the intensity of dust release from the road is provided

Текст научной работы на тему «Исследования по пылеподавлению на щебеночной автодороге»

УДК 331.45.001.85

Б01: 10.15587/2313-8416.2017.116601

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЮ НА ЩЕБЕНОЧНОЙ АВТОДОРОГЕ

© О. В. Нестеренко, Т. А. Комиссаренко, Н. В.Домничев

В данном исследовании рассмотрены проблемы пылеподавления на щебеночной автодороге. Приведены расчеты описывающие положение и скорость частицы в момент ее движения. Рассмотрены решения по удержанию пыли, путем нанесения на полотно дороги растворов солей хлоридов, а также бишофи-та. Приведены сравнения эффективности связывания дорожной пыли водным раствором природного бишофита с раствором хлористого кальция и водой, влияние расхода бишофита на интенсивность пы-левыделения из щебеночной смеси автодороги

Ключевые слова: проблемы пылеподавления, частица пыли, удержание пыли, аэрозольные частицы, би-шофит, карьер.

1. Введение

При эксплуатации автотранспорта в карьере вредному воздействию пыли подвергаются не только автомобили и водители, но и горнорабочие, которые работают в непосредственной близости к дороге, поэтому борьба с пылением автодорог в карьере является актуальной задачей. Обрабатывать дороги целесообразно такими реагентами, которые, с одной стороны, способны достаточно длительное время удерживать пыль в связанном состоянии, а с другой стороны, быть достаточно дешевыми и недефицитными [1, 2]. Однако эффективные технологии обработки дорог со щебеночным покрытием базируются на использовании современных материалов (отходы производства целлюлозы, переработки нефтепродуктов и т.д.), которые производятся за пределами Украины, что является существенным сдерживающим фактором на пути их применения.

2. Литературный обзор

В конструкции щебеночных дорог, по которым перемещается горная маса автомобильным транспортом, предусмотрено наличие так называемого конструктивного слоя износа, который покрывает крупный щебень дорожного полотна [3]. Указанный слой, в свою очередь, формируется из отходов производства крупных фракций щебня [4], в состав которого входят пылевидные частицы. Эти частицы необходимы для омоноличивания (упрочнения) слоя износа. Так как полотно дороги при прохождении автомобиля постоянно прогибается, а материал находится в сложном напряженном состоянии, то для обеспечения заданной прочности конструктивного слоя износа в отсеве щебня должно присутствовать от 4 до 12 % пылевидных частиц [5]. Кроме этого в отсев дополнительно попадает до 80 % пылевидных частиц размером до 0,25 мм, образующихся при истирании колесами автомобилей даже прочных пород щебня [6, 7]. При этом сверхмалые частицы из этого состава коагулируются в агрегаты более 10 мкм и находятся на поверхности полотна дороги в псевдожидком состоянии.

При прохождении автомобилей вся маса пылевидных частиц приходит в движение и поднимается в воздух, загрязняя атмосферу.

3. Цель и задачи исследования

Цель исследования - разработка практических методов по снижению пылеобразования на на щебеночной автодороге.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Провести анализ движение сферической аэрозольной частицы в однородном воздушном потоке.

- Осуществить анализ существующих решений по удержанию пыли, в т.ч. путем нанесения на полотно дороги растворов солей хлоридов, а также бишофита.

- Сравнение эффективности связывания дорожной пыли водным раствором природного би-шофита с раствором хлористого кальция и водой.

4. Исследование эффективности связывания дорожной пыли водным раствором природного бишофита с раствором хлористого кальция и водой

Рассмотрим движение сферической аэрозольной частицы в однородном воздушном потоке. Для простоты будем учитывать только силу тяжести предполагается, что движение происходит только в стоковской области. Дифференциальное уравнение движения частицы имеет вид:

du _ _ —

m-= in^d(u —u) + mqG .

dt

(1)

где т - масса частицы; л - вязкость воздуха, при нормальных условиях л = 1,83-10-4 г/м-с; ё - диаметр частицы; и - скорость воздушного потока вблизи частицы; й - скорость центра тяжести частицы; О -единичный вектор в направлении силы тяжести частицы.

Разделим обе части уравнения на ЪпЦ и получим

m du _ _ mq — - + u= u +-— G .

in/ud dt

in fid

Введем обозначение

m

т = -

Ъл/ud

(2)

(3)

и перепишем уравнение (2)

du _ _ -

т--hu = u + TqG .

dt

(4)

Отметим, что коэффициент т имеет размерность времени.

Для сферической частицы

m =

nd ъ(рг -ре) 6

(5)

где рг - плотность вещества частицы; рв - плотность воздуха.

Поскольку рг >>рв, имеем

1 d2 т =----рг.

18 и r

(6)

Во всех этих уравнениях и и тдО - два вектора. Сложение этих постоянных векторов даст один постоянный вектор в (рис. 1), величина которого будет равна сумме векторов в = и + тqG.

Рис. 1. Сложение векторов и и тдО

Подсчитаем величину для частиц пыли, например, гранита

рг =2,65 г/см3, d=10 мкм+10-10-4 см=1-10"3 м

1

(Ы0-3 )■

18 1,83 -10-

• 2,65 =

= 0,0804-10 2 = 8,04•Ю-4 с

При ветре и=5 м/с=500 м/с и а=90°, имеем

в2 = u2+{zq)2 + 2г/• (rg)cos90 = u2+{zq)2 = = 5002 + (8,04• 981-10-4)2 = 5002 + (0,79)2 и5002; в = 500 м/с.

Тогда, используя параметры т и в, уравнение (4) перепишем так

du _ _

Т--+U = U .

dt 0

(7)

Пусть декартова система координат выбрана так, что при 1=0 частица находится в начале координат. Путем вращения координат ось Х расположим параллельно вектору в . Тогда вектор начальной скорости лежит в плоскости ху, и может быть разложен

на составляющие и и u :

и = и + и .

o xo yo

(8)

Уравнение (7) в векторной форме сводится к двум скалярным уравнениям

du

Т--h Ux1 = в ,

dt x1

duh „

т~ииг+u =0,

(9)

(10)

Уравнение (9) описывает движение частицы вдоль оси х, а уравнение (10) - вдоль оси у. Запишем начальные условия

1=0; *!=0; у!=0;

1=0; х0=¥Х0; Уо=Ууо

и проинтегрируем уравнение (9) и (10) в осях х'-у'

V = в + (V - в)е-7 ; (11)

V = V ет

У1 Уо

X = et + t(V - в)(1 - е т);

у =V (1-е-т ) .

(12)

(13)

(14)

Уравнения (11)-(14) описывают положение и скорость частицы в любой момент ее движения.

Для примера рассмотрим движение частицы диаметром ё=10 мкм=10-10-4 см=10-3 см и р-2,65 г/см3, т=8,04-10-4 с, которая попадает в поток воздуха, имеющий горизонтальную скорость 30,5 м/мин=50,83 см/с (скорость движения нагруженного автомобиля). Рассчитать скорость частицы через 10-3 с после ее попадания в поток.

Сначала определяем модуль вектора. Он равен

в = ^и2 + (zq)2 (рис. 2)

Поскольку тд = 8,04 -10-4 • 981-0,79 см/с, то

в = 7 (50,83)2 + (0,79)2 = 50,84 см/с.

=

Угол поворота а равен

rq 0,79 „

tga= — = —-= 3,056;

и 50,84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а = 0,02\ Поэтому

V = rq cos(90° - а) = rq sin а = = 0,79 • 3,491 10-4 = 2,76• 10-4 см / с

А Vo =rqcos = 0,79 •l = 0,79 см/с.

í

Следовательно, в этом случае ось х можно считать направленной горизонтально.

Теперь рассмотрим движение пылевой частицы диаметром й=Ъ0 мкм=30-10-4 см=3-10-3 см и плотностью и р-1 г/см3.

Предположим, что частица также попадает в горизонтальный поток воздуха, имеющий скорость 30,5 м/мин=50,83 см/с.

Рассчитать скорость частицы через 1 мс/10-3 с.

Вычисляем параметр т

т =^ рг = -1 = 2,73-10-3.

18 л 181,83 -10 4

Скорость оседания частицы равна

тд = 2,73-103 -981 = 2,7 см/с.

Вычисляем вектор в в =Л/ы2 + Т)2 =^1(50,83)2 + (2,7)2 = 50,9 см/с.

Находим угол поворота

Гга=ТТТд = = 0,0531; и 50,83

а = 3,04 ; вша =0,0530; сое а =0,998.

В исследуемой системе

= 2,7-sin(3,04 ) = 2,7-0,0530 = 014 см/с

V, = 2,7-cos(3,04 ) = 2,7-0,998 = 2,7 см/с.

_ l ió.1

2.7310-4

= 0,693.

Вычисляем компоненты скорости

t

V = в+(V о - в) ^ = = 5,09 + (0,14 - 5,09) • 0,693 = 15,72см / с;

Гу = Vyoе ' = 2,7• 0,693 = 1,87 см/с.

Теперь нееобходимо вернуться из искусственной системы координат в реальную. Горизонтальная скорость равна

V = V • cos а- V, • sin а =

н x

= 15,72 • 0,998 -1,87 • 0,0530 = 15,59см / с;

Вертикальная скорость равна

V = V • sin а - V • cos а =

= 15,71 • 0,0530 + 1,87 • 0,998 = 2,7см / с.

Аналогично можно вычислить координаты частиц пыли размерами до 50 мкм, которые наиболее опасные для человека и механизмов.

Для типичных размеров частиц экспоненциальные функции [8, 9] быстро убывают и частица очень быстро приобретает скорость турбулентного неуправляемого воздушного потока.

Следовательно, поднятые автомобилями минеральные частицы при последующем планировании имеют большую скорость в горизональной плоскости, чем в вертикальной. Это в значительной степени усложняет вынос частиц пыли вертикальными воздушными потоками, образующимися в карьере.

Одно из решений задачи по удержанию пыли в конструктивном слое износа автомобильной дороги со щебеночным покрытием находится в обработке её полотна растворами солей хлоридов, которые позволяют связывать сверхмалые минеральные частицы в крупные агрегаты не способные планировать в воздухе.

Основные физико-химические свойства основных солей промышленного производства представлены в табл. 1. В данной таблице приведены в частности коэффициент поверхностного натяжения, растворимость в воде, а также агрессивность к окружающей среде [10, 11].

Следует отметить, что реагенты на основе NaCl и KCl, после исследований их свойств при пы-леподавлении в жидком виде, практически не ис-пользуюся из-за их агрессивности к живой и неживой природе, а также к металлам [12, 13]. В противном случае возникает необходимость введения в растворы ингибиторов коррозии, что усложняет и удорожает их применение.

Таблица 1

Основные физико-химические свойства солей входящих в растворы_

Показатели Водные растворы солей

№С1 СаС12 МяСЬ

Радиус катионов, м-10-10 0,98 Са2+ 1,06 Мм2+ 0,78

Коэффициент поверхностного натяжения, Н/м При концентрации 20 % 0,077 При концентрации 29 % 0,081 При концентрации 20 % 0,083

Содержание хлоридов в солях, % 93-99,7 67-95 24-27

Растворимость в воде, кг/кг 0,357 при 10 °С 0,745 при 20 °С 0,356 при 20 °С

Удельная плотность, кг/м3 2165 1680 1560

Температура кристализации, °С - 45,3 116,7

Агрессивность Агрессивный к металлам Агрессивный к металлам Агрессивный к алюминиевым сплавам

Гигроскопичность Соли и растворы гигроскопичны, особенно хлористый магний

Пожароопасность пожаробезопасные

Существенное значение для связывания дорожной пыли, особенно в полузамкнутом пространстве карьеров, при температуре воздуха свыше +30-40 °С и слабом его движении играет связанная в кристаллах солей вода. Однако, существенным недостатком в распространенном растворе соли СаС12-И20 является неспособность удерживать, после испарения воды из раствора, внутреннюю кристаллическую влагу, так как при достижении температуры +30 °С и выше хлористый кальций начинает терять эту влагу (в начале две молекулы воды), а при +45,3 °С - кристаллизуется. Такой механизм удаления воды из раствора и кристаллов приводит к тому, что в условиях указанных температур, сопровождаемых, к тому же, низкой влажностью воздуха, хлористый кальций спобствует пересыханию пыли в верхней части дорожного полотна. Это, на ряду с высокой его корозийностью, является существенным недостатком.

В отличие от кристаллогидратов хлористого кальция, хлорид магния MgQ2•6Н2О существует до положительной температуры +116,7 °С в виде расплывчатых, аморфных кристаллов, обладающих гигроскопичностью выше, чем хлористый кальций (табл. 1)

Важной особенностью хлористого магния является то обстоятельство, что радиус его катионов на одну треть меньше кальция хлористого [10, 11]

Это способствует созданию более плотных, хотя и аморфных. солевых мостиков, связывающих отдельные пылинки и их агрегаты [14, 15].

К этому следует добавить еще одно важное свойство хлористого магния, которое имеет существо-венное значение при экспуатации автомобильных дорог с нежестким покрытием - худшая в сравнении с другими солями растворимости в воде (табл. 1). Зависимость интенсивности испарения влаги из щебеночной смеси приведена на рис. 3.

Указанное свойство влияет положительно не только на процесс омоноличивания материала в щебеночной смеси и его механическое упрочнение, но и выноса из её состава мелких связующих частиц при осадках в виде ливневых дождей и талых вод.

кг/м2ч

0.4

0.3

0.2

0.1

1

(ро=0,5 2

<ро=0,б

//

3 <ро=0,7

10

12

14

W.%

Рис. 3. Зависимость интенсивности испарения влаги из щебеночной смеси фракции 0-25мм от содержания жидкости (1,2 - воды и 3 - раствора бишофита)

5. Результаты исследования и их обсуждение

Проведенные исследования по пылеподавле-нию на щебеночной автодороге в промышленных условиях в карьерах Кривбасса позволили выявить большую эффективность связывания дорожной пыли водным раствором природного бишофита (рис. 4) в сравнении с таким же раствором хлористого кальция и водой. При этом установлено, что критическая скорость массового уноса пыли, обработанной раствором бишофита, в 3-5 раз выше, чем смоченной водой.

В условиях применения для омоналичивания крупного щебня в конструкции дороги отсевам его производства из местных пород Кривбасса коеффи-циент пористости, приходящий на единицу площади полотна дороги составляет 0,22, а мелкие минеральные частицы начинают концентрироваться на глубине 10-20 мм от поверхности. Исходя из этого объема и коэффициента пористости, оптимальный рас-

четный расход бишофита при первинном применении составляет 2,0-2,2 л/м2

Вместе с тем, промышленные исследования показали, что для повышения эффективности связывания пыли непосредственно в слое износа автодо-

роги, обработку полотна раствором бишофита следует проводить в два этапа, соответствующих экстремальным значениям суточной температуры - днем с расходом 70 % (1,2-1,5 л/м2), а расход ночью - 0,51,0 л/м2 (оставшиеся 30 %) табл. 2 [18].

№ п/п Первичный расход, л/м при t=31°C Повторный, изменяющийся, л/м2 при t=120С Вынос пыли, мг/м2-С

1 0,5 0,5-1,5 15

2 1,0 0,5-1,5 11

3 1,2 0,5-1,5 10

4 1,5 0,5-1,5 2

Таблица 2

Влияние расхода бишофита на интенсивность пылевыделения из щебеночной смеси автодороги

Рис. 4. Зависимость времени испарения влаги из щебеночной смеси, обработанной бишофитом, от скорости ветра при ф0=0,7 при температуре воздуха 30-34 °С (1 -раствор природного бишофита; 2 - вода), приспеднем диаметре зерна d=18 мм, влагосодержании в смеси 16 % в условиях ограничения пыления щебеночных дорог санитарным нормам >2мгм3 [19].

Двукратная обработка полотна дороги: днем при высокой температуре, а ночью, когда температура воздуха падает, позволяет снизить пыление в 5-6 раз [16, 17].

Наряду с этим, следует отметить, что применять раствор природного бишофита отдельно в качестве смачивается пыли нецелообразно в виду большой его поверхностной энергии [14], обусловленной

большим коэффициентом поверхностного натяжения, которая на 10-20 % больше чем у воды. Его следует использовать после предварительного смачивания щебеночно смеситехнической водой, что в 8-10 раз повышает скорость фильтрации его в нижние конструктивные слои и наряду с этим повышает запас воды для капиллярного смачивания щебеночной смеси в слое износа дороги. К тому же, максимальное объемное содержание раствора в щебеночной смеси должно составлять 14-16 % при удельной его плотности 1170-1260 кг/м3 [16].

6. Выводы

Результаты исследований свидетельствуют:

1. Эффективность связывания дорожной пыли водным раствором природного бишофита является большей, относительно такого же количества раствором хлористого кальция и водой.

2. Критическая скорость массового уноса пыли, обработанной раствором бишофита, в 3-5 раз выше, чем смоченной водой.

3. Для повышения эффективности связывания пыли непросредственно в слое износа автодороги, обработку полотна раствором бишофита следует проводить в два этапа, соответствующих экстремальным значениям суточной температуры.

4. Наиболее опасным является распространение пылевого облака в области щебеночной дороги в карьере в горизонтальной поверхности.

Благодарности

Авторы статьи благодарят Радченко И. С. за предоставленную консультацию при математическом моделировании процессов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Иголкин, Н. И. Содержание и ремонт автомобильных дорог [Текст] / Н. И. Иголкин. - М.: Автотранспортиздат, 1963. - 367 с.

2. ДСТУ Б В.2.7-34-95. Щебшь iз вмщающих прських порщ та вщходш сухого магштного збагачення затзистих кварцитв прничо-збагачувальних комбшапв i рудникв Украши [Текст]. - К.: Держстандарт Украши, 1966. - 12 с.

3. Барон, Л. Н. Абразивность горных пород при добывании [Текст] / Л. Н. Барон, А. В. Кузнецов. - М.: Изд-во АН СССР, 1971. - 168 с.

4. Тохтуев, Г. В. Физико-механические свойства горных пород Кривбасса [Текст] / Г. В. Тохтуев, В. Г. Борсенков,

A. В. Титлянов. - К.: Госгортехиздат УССР, 1962. - 102 с.

5. Куприянов, В. А. Использование вскрышных пород в дорожном строительстве [Текст] / В. А. Куприянов,

B. Н. Шухов, В. М. Соловьев и др. // Автомобильные дороги. - 1978. - № 2. - С. 11-12.

6. Одинцов, Б. Н. Щебень из сопутствующих вород Криворожского железорудного басейна [Текст] / Б. Н. Одинцов, Г. Н. Бондаренко, Г. Ф. Неаронова // Автомобильные дороги. - 1975. - № 119. - С. 15.

7. Назарова, Ю. Н. Разработка способов борьбы с пылью на автодорогах угольных карьеров в климатических условиях южной Якутии [Текст]: дис. ... канд. техн. наук / Ю. Н. Назарова. - М., 1990. - 204 с.

8. Фриш, С. Э. Курс общей физики [Текст] / С. Э. Фриш, А. В. Тимофеева. - М.: Физматгиз, 1961. - 384 с.

9. Яблонский, А. А. Курс теоретической механики. Ч. II [Текст] / А. А. Яблонский. - М.: Высшая школа, 1962. - 372 с.

10. Справочник химика [Текст] / под ред. Б. П. Никольского. - М.: Химия, 1966. - 976 с.

11. Лапшин, А. Е. Характеристика процессов в технологи противопылевой обработки щебёночной дороги растворами солей [Текст] / А. Е. Лапшин, О. В. Нестеренко, Л. В. Ермак, В. Н. Назаренко // Разработка рудных месторождений. -Кривой Рог, 2004. - С. 73-75.

12. ТУ 25. Украина. 22529511-003-97 Раствор природного бишофита [Текст]. - К.: Бунау, 1995. - 11 с.

13. Першин, М. Н. Применение карналита для обеспыливания автомобильных дорог [Текст] / М. Н. Першин, А. П. Платонов, К. П. Глинская, А. А. Митянин // Автомобильные дороги. - 1969. - № 12. - С. 13-14.

14. Сумм, Б. Д. Физико-химические основы смачивания и растекания [Текст] / Б. Д. Сумм, Ю. В. Горюнов. - М.: Химия, 1976. - 231 с.

15. Марченко, Р. Т. Физическая и коллоидная химия [Текст] / Р. Т. Марченко. - М.: Высшая школа, 1965. - 373 с.

16. Нестеренко, О. В. Повышение эффективности обеспыливания автомобильных дорог в карьерах [Текст]: дис. ... канд. техн. наук / О. В. Нестеренко. - Кривой Рог, 2008. - 147 с.

17. Нестеренко, О. В. О закреплении слоя износа на автомобильных дорогах щебеночного типа при их гидрообеспыливании [Текст] / О. В. Нестеренко, А. А. Гурин, В. Н. Назаренко // Качество минерального сырья. - 2005. - С. 139-145.

18. Нестеренко, О. В. Механизм смачивания и оптимальный расход бишофита при обеспыливании щебеночных автодорог в условиях изменения суточных параметров воздуха [Текст] / О. В. Нестеренко // Вюник КТУ. - 2006. - С. 194-197.

19. Пат. № 59943А UA. Споаб попередження пилення прикар'ерних та внутршньо кар'ерних доргг з нежорстким пок-риттям. МПК: B65G 69/16, E21F 5/06 [Текст] / Брехунов О. В., Штрок Д. М., Мельник Ю. I., Некрасов В. Г., Кжовка О. В., Не-мировський Г. I. та ш. - № 2002129881; заявл. 10.12.2002; опубл. 15.09.2003, Бюл. № 9.

Рекомендовано до публгкацИ д-р техн. наук, професор Маланчук З. Р.

Дата надходження рукопису 19.09.2017

Комиссаренко Татьяна Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, кафедра рудничной аэрологии и охраны труда, Криворожский национальный университет, ул. Виталия Матусевича, 11, г. Кривой Рог, Украина, 50027

E-mail: tetiana.komisarenko63@gmail.com

Домничев Николай Владимирович, кандидат технических наук, доцент , кафедра рудничной аэрологии и охраны труда, Криворожский национальный университет, ул. Виталия Матусевича, 11, г. Кривой Рог, Украина, 50027 E-mail: domnichew@gmail.com

Нестеренко Оксана Владимировна, кандидат технических наук, доцент, кафедра рудничной аэрологии и охраны труда, Криворожский национальный университет, ул. Виталия Матусевича, 11, г. Кривой Рог, Украина, 50027 E-mail: nesterenko_ktu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.