Научная статья на тему 'Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника'

Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1898
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ENVIRONMENTAL APPROACH / EDUCATION ENVIRONMENT / COMPONENTS OF EDUCATION ENVIRONMENT / PERSONALITY DEVELOPMENT / PRIMARY-SCHOOL-AGE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна

В статье представлены результаты научного обзора современных отечественных психологопедагогических исследований личностно-развивающего потенциала образовательной среды для учащихся младшего школьного возраста. Проанализированы виды образовательных сред, рассматриваемых в качестве значимого фактора развития личности младших школьников. Отмечено, что для оптимизации личностно-развивающего воздействия образовательных сред на младших школьников предлагается преобразование психодидактического и социального компонентов образовательной среды. Выделены недостаточно изученные и перспективные для дальнейших психолого-педагогических исследований аспекты проблемы образовательной среды как фактора личностного развития учащихся начального звена школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examination of educational environment as a factor of personality development of A PRIMARY SCHOOLCHILD

The article describes the results of the scientific review of the modern Russian psychological and pedagogical investigations of educational environment resources for personality development of primary-school-age children. The types of educational environment as an important factor of personality development of primary-school-age children have been analyzed. The author considers the transformation of psychological, didactic and social components of the educational environment for optimization of the education environment influence on personal development of primary schoolchildren. The article also discusses the aspects of educational environment as a factor of personality development of primary-school-age children, which have been little studied, but still prospective for further psychological and pedagogical researches.

Текст научной работы на тему «Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника»

УДК 37.015.32 Иванова Наталья Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Ivanova Natalya Valentinovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Department for Psychology and Pedagogy of Preschool and Elementary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

EXAMINATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF A PRIMARY SCHOOLCHILD

Аннотация:

В статье представлены результаты научного обзора современных отечественных психолого-педагогических исследований личностно-развива-ющего потенциала образовательной среды для учащихся младшего школьного возраста. Проанализированы виды образовательных сред, рассматриваемых в качестве значимого фактора развития личности младших школьников. Отмечено, что для оптимизации личностно-развиваю-щего воздействия образовательных сред на младших школьников предлагается преобразование психодидактического и социального компонентов образовательной среды. Выделены недостаточно изученные и перспективные для дальнейших психолого-педагогических исследований аспекты проблемы образовательной среды как фактора личностного развития учащихся начального звена школьного обучения.

Ключевые слова:

средовой подход, образовательная среда, компоненты образовательной среды, развитие личности, младший школьник.

Summary:

The article describes the results of the scientific review of the modern Russian psychological and pedagogical investigations of educational environment resources for personality development of primary-school-age children. The types of educational environment as an important factor of personality development of primary-school-age children have been analyzed. The author considers the transformation of psychological, didactic and social components of the educational environment for optimization of the education environment influence on personal development of primary schoolchildren. The article also discusses the aspects of educational environment as a factor of personality development of primary-school-age children, which have been little studied, but still prospective for further psychological and pedagogical researches.

Keywords:

environmental approach, education environment, components of education environment, personality development, primary-school-age child.

В последние десятилетия в отечественной педагогике и психологии одним из наиболее актуальных и востребованных является средовой подход к исследованию широкого спектра проблем образования. В трактовке Ю.С. Мануйлова средовой подход представляет собой «способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника» [1, с. 5]. Процессы обучения, воспитания, развития ребенка всегда происходят в определенных пространственно-предметных, межличностных, социокультурных условиях, совокупность которых оказывает безусловное влияние на субъекты образования. Данная совокупность определяется в современных психолого-педагогических исследованиях как образовательная среда.

В работах целого ряда отечественных авторов образовательная среда проанализирована с точки зрения ее структуры, функций, типологии, уровней, комплексных психологических характеристик, диагностики и экспертизы (Н.И. Алмазова, И.А. Баева, С.Д. Дерябо, Е.А. Климов, Г.А. Ковалев, В.А. Козырев, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг, Е.Б. Лактионова, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, И.М. Улановская, В.А. Ясвин и другие). Несмотря на выраженную вариативность в дефинициях образовательной среды, методологических основаниях рассмотрения данной сложной и многомерной категории, большинство исследователей в качестве интегральной результативной характеристики эффективности образовательной среды выделяют личностное развитие ее субъектов.

Проведенный анализ теоретико-прикладных психолого-педагогических исследований, посвященных образовательной среде школы [2], позволил констатировать, что преимущественная часть работ ориентирована на изучение средового влияния на личностное развитие учащихся среднего и старшего звена школы. Между тем представляются особо значимыми исследования личностно-развивающего потенциала образовательной среды применительно к младшим школьникам, поскольку именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является учебный, проявляется сензитивность для формирования целого ряда личностных качеств, новообразований.

Также отметим, что значимость создания «комфортной развивающей образовательной среды» для младших школьников подчеркнута в новом федеральном государственном стандарте начального общего образования [3, с. 15]. В связи с вышеизложенным, представляется актуальным проведение анализа и обобщения экспериментально доказанных личностно-развивающих возможностей образовательной среды для учащихся младшего школьного возраста, определение перспектив исследований в данном направлении, что и является целью работы.

В первую очередь по результатам анализа отметим, что в работах отечественных авторов применительно к младшему школьному возрасту исследован личностно-развивающий потенциал образовательных сред различной типологии. В качестве значимого фактора развития личности младшего школьника по критерию локализации рассматриваются следующие виды образовательных сред:

1) образовательная среда школы (П.И. Беляева [4], Л.А. Боденко [5], О.В. Запятая [6], С.И. Иванилова [7], З.З. Мамышева [8], Е.С. Николаева [9], О.А. Спицына [10], Л.И. Тактуева [11], И.М. Улановская [12] и другие);

2) образовательная среда семьи (С.М. Арсланова [13]);

3) образовательная среда учреждения дополнительного образования (Н.П. Макарова [14], А.Н. Фадеева [15]);

4) образовательная среда интегративного комплекса «общеобразовательная школа -школа искусств» (А.Д. Яковлева [16]).

Также следует выделить, что в исследовании З.З. Мамышевой [17] изучены личностно-раз-вивающие возможности для младших школьников поликультурной (многонациональной) образовательной школьной среды; в диссертации Н.В. Очировой [18] - информационно-образовательной среды начальной школы (среды Лого), где системообразующим компонентом является Лого-программирование.

В работах И.М. Улановской и П.И. Беляевой предложены классификации образовательных сред школ, отражающие их личностно-развивающую направленность для младших школьников. И.М. Улановской на основании анализа целевых установок школ выделены два вида образовательных сред школ: ориентированные и не ориентированные на детей [19]. Школы, ориентированные на детей, по мнению автора, ставят и решают в своей деятельности задачи воздействия на учащихся, делятся на обучающие, гуманистические, развивающие и воспитывающие и обеспечивают комплексный или частный развивающий эффект. Школы, относящиеся ко второй группе, «не позволяют получить развивающий эффект ни в одной сфере, а иногда и препятствуют нормальному развитию» [20]. П.И. Беляевой выявлены три типа образовательной среды начальной школы, характеризующиеся рядом особенностей: среда высокой физической и психологической комфортности и высокой учебно-познавательной стимуляции, среда средней физической и психологической комфортности и низкой учебно-познавательной стимуляции, среда сниженной физической и психологической комфортности при среднем уровне учебно-познавательной стимуляции [21, с. 114]. Наиболее благоприятным для развития личности младшего школьника, по данным исследователя, является первый тип образовательной среды.

Далее по итогам анализа можно констатировать, что во всех рассмотренных диссертационных исследованиях подтверждено позитивное влияние определенным образом организованной образовательной среды на развитие отдельных качеств, показателей и характеристик личностной сферы младших школьников.

В работе Е.С. Николаевой выявлено, что «образовательная среда ни традиционной, ни гуманитарной школы не может способствовать полноценному формированию мотивации самопознания младших школьников» [22, с. 19]. Автором экспериментально подтверждено, что обеспечение позитивного развивающего воздействия образовательной среды на мотивацию самопознания учащихся младшего школьного возраста возможно при включении в образовательную среду специальной психолого-педагогической программы «Хочу все знать», состоящей из трех разделов: «Хочу все знать об окружающем мире», «Хочу все знать о других людях», «Хочу все знать о себе» и предполагающей учебное сотрудничество учащихся и учителя в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности. Также в исследовании Е.С. Николаевой определено, что основными функциями педагога в образовательной среде, способствующими формированию мотивации самопознания у младших школьников, являются: помощник, наблюдатель, фасилитатор, партнер.

В диссертационном исследовании О.В. Запятой доказано, что образовательная среда школы может выступать важнейшим фактором формирования социальной сферы личности младшего школьника, в частности коммуникативных, рефлексивных, познавательных и организаторских социальных умений [23]. Для этого необходимо создание ряда педагогических условий: обеспечение разнообразных ситуаций: взаимодействия младших школьников друг с другом и с учителями на

основе сотрудничества; включение учащихся в разные типы деятельности (коммуникативную, познавательную, управленческую, рефлексивную); разнообразие организационных форм обучения: индивидуально-опосредованной, парной, групповой и коллективной; организация образовательного процесса через временные кооперации учащихся (непостоянные по составу группы).

П.И. Беляевой эмпирически установлено влияние образовательной среды начальной школы на психологическую безопасность младшего школьника, под которой автором понимается обусловленное характером образовательной среды психическое состояние, проявляющееся в переживаниях защищенности, уверенности в себе, удовлетворенности собой как субъектом деятельности и социальных отношений и манифестирующееся в ассертивном (уверенном) поведении [24, с. 8]. В данном исследовании доказано, что из всех компонентов образовательной среды (психодидактического, социального, пространственно-предметного) значимое влияние на психологическую безопасность младшего школьника оказывает социально-психологический, в первую очередь такие его параметры, как «комфортная психологическая атмосфера класса, взаимопомощь детей, низкий уровень агрессии в отношениях детей друг с другом и со старшими детьми, позитивное отношение педагога к детям, которое проявляется в моральной поддержке учащихся и отсутствии предвзятости к ним, а также в хорошем контакте педагога с родителями и активности родителей в делах класса» [25].

Также в ряде других отечественных исследований экспериментально подтверждено, что образовательная среда, отвечающая определенным психологическим и (или) педагогическим условиям, позитивно влияет на формирование следующих аспектов и сторон личностного развития младших школьников:

1) целостной картины мира как основы мировоззренческих установок личности (Н.В. Очи-рова [26]);

2) важнейших ценностных ориентаций: любви к своему народу, Родине, сочувствия и сопереживания другому, уважения к старшим, позитивного отношения к труду и учению, любви к родному языку, родной культуре, культурным ценностям государства (З.З. Мамышева [27]);

3) толерантности (О.А. Спицына [28]);

4) самоактуализации (Л.И. Тактуева [29]);

5) творческой самореализации (А.Н. Фадеева [30]);

6) таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, сила воли, желание реализовать и публично продемонстрировать свои способности, стремление к успеху и готовность трудиться для его достижения (А.Д. Яковлева [31]);

7) потребности в саморазвитии и мотива достижения успеха в любой деятельности (С.И. Иванилова [32]).

В-третьих, необходимо отметить, что в модернизации образовательных сред с целью усиления их личностно-развивающего воздействия на младших школьников, а следовательно, повышения их эффективности в рассмотренных диссертационных исследованиях уделяется преимущественное внимание психодидактическому и социальному компонентам образовательной среды путем включения в образовательный процесс специально разработанных программ и оптимизации межличностных взаимодействий.

В целом проведенный аналитический обзор современных психолого-педагогических исследований дает основание заключить, что в настоящий момент отечественными авторами собран существенный эмпирический материал, доказывающий позитивное влияние особым образом организованных образовательных сред на развитие отдельных аспектов личностной сферы учащихся младшего школьного возраста, относящихся к ценностно-смысловой составляющей, направленности, индивидуально-типологическим особенностям и самосознанию личности. Однако следует констатировать необходимость дальнейшего системного и комплексного изучения проблемы личностно-развивающего потенциала образовательной среды для младших школьников. Представляется значимым изучение не изолированного, а интегрального влияния образовательных сред семьи и школы на личностное развитие младшего школьника. Также считаем важным исследование личностно-развивающего потенциала образовательной среды начальной школы для всех ее субъектов. В проектировании и моделировании личностно-развивающих образовательных сред для младших школьников, с нашей точки зрения, важно обратить внимание на все структурные компоненты образовательной среды, в том числе и на пространственно-предметный.

Ссылки:

1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.

2. Иванова Н.В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы: направления и перспективы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-educa-tion.ru/117-13042 (дата обращения: 10.04.2015).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

4. Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2014.

5. Боденко Л.А. Педагогические условия становления младшего школьника в образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

6. Запятая О.В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2011.

7. Иванилова С.И. Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

8. Мамышева З.З. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в поликультурной образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2011.

9. Николаева Е.С. Формирование мотивации самопознания у детей младшего школьного возраста в образовательной среде : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2010.

10. Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006.

11. Тактуева Л.И. Педагогические условия самоактуализации ученика в образовательной среде школы : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

12. Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы? Какие бывают образовательные среды? Диагностика образовательной среды школы // Начальная школа: плюс-минус. 2002. № 1. С. 3-13.

13. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.

14. Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников : дис. . канд. пед. наук. Самара, 2000.

15. Фадеева А.Н. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010.

16. Яковлева А.Д. Образовательная среда интегративного комплекса «общеобразовательная школа - школа искусств» как условие эффективного развития личности младшего школьника : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.

17. Мамышева З.З. Указ. соч.

18. Очирова Н.В. Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010.

19. Улановская И.М. Указ. соч.

20. Там же. С. 9.

21. Беляева П.И. Указ. соч.

22. Николаева Е.С. Указ. соч.

23. Запятая О.В. Указ. соч.

24. Беляева П.И. Указ. соч.

25. Там же. С. 144.

26. Очирова Н.В. Указ. соч.

27. Мамышева З.З. Указ. соч.

28. Спицына О.А. Указ. соч.

29. Тактуева Л.И. Указ. соч.

30. Фадеева А.Н. Указ. соч.

31. Яковлева А.Д. Указ. соч.

32. Иванилова С.И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.