Исследования геодезиста П. Н. Скобельцына в Сибири и на Дальнем Востоке (первая половина XVIII в.)
[ . "1 Сергей Васильевич Березницкий,
доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии имени Петра Вели-Г и кого РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург.
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены этнографические исследования геодезиста П.Н. Скобельцына (1702—1762) в середине XVIII в., отмечено значение Второй Камчатской экспедиции в становлении отечественной этнографической науки. Ключевые слова: этнографические исследования, Камчатская экспедиция, коренные народы Сибири и Дальнего Востока России.
Ethnographic researches of geodesist P.N. Skobeltsyn in Siberia and the Far East of Russia in the first half of the XVIII century.
Sergei V. Bereznitsky, Dr. Sc. (History), Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkammer) of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg.
The article considers ethnographic researches of geodesist P.N. Skobeltsyn (1702—1762) in Siberia and the Russian Far East in the middle of the XVIII century. It gives the brief characteristic of significance of the second Kamchatka expedition in the development of Russian ethnographic science, the collection of materials on culture of indigenous peoples of Siberia and the Far East, cross-ethnic relations with neighboring China.
Key words: ethnographic researches, Kamchatka expedition, indigenous peoples of Siberia and the Russian Far East.
Отечественная этнография сформировалась как отделение Русского географического общества в 1846 г. Однако источниковая база этой науки создавалась на протяжении предыдущих столетий. В Сибири и на Дальнем Востоке России исключительную роль в сборе этнографических материалов сыграли Камчатские экспедиции 1725—1730 и 1733—1743 гг., историография которых включает в себя многие документы, инструкции о сборе научных данных, об отношении к коренным сибирским и дальневосточным народам, труды о наиболее известных исследователях и руководителях: В. Беринге, А.И.Чирикове, Г.Ф. Миллере, И.Г. Гмелине, Г.В. Стеллере, С.П. Крашенинникове [1; 2; 5; 7; 20; 14; 18 и др.].
Однако были и геодезисты, штурманы, художники, переводчики менее известные, но много сделавшие для приращения новых этнографических и географических знаний о Сибири. Одним из них был геодезист Пётр Никифорович Скобельцын (1702—1762), выходец из старинного дворянского рода [6]. В тринадцатилетнем возрасте Пётр Скобельцын поступил в Московскую математико-навигацкую школу, из которой в 1718 г был переведён в геодезический класс Морской академии Санкт-Петербурга. В 1723 г. получил чин геодезиста и вместе со своими товарищами В.Д. Шатиловым, Д. Баскаковым, И. Свистуновым через год отправлен в Сибирь для составления географических карт, сбора сведений об Иркутской провинции, о байкальском регионе и других сибирских территориях [5, с. 142; 8, с. 134; 9, с. 25, 43; 10, с. 135, 171; 26].
В 1734 г. Пётр Скобельцын с другими геодезистами участвовал во Второй Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга и должен был разведать малоизученные тогда территории в окрестностях Амура, Уды, Тугура, Шилки, Горбицы, что было необходимо для решения пограничных вопросов России с Китаем [4, с. 44—52; 22, с. 132—134]. По Нер-чинскому договору 1689 г. Россия и Китай временно выбрали Горбицу в качестве пограничной реки в Приамурье. Вдоль российско-китайской границы были размещены пограничные караулы и установлены маяки [24, с. 27—30, 41—47; 16, с. 112—114; 19, с. 52—54]. Команда П.Н. Скобельцына определила координаты для 63-х подобных маяков [25].
Кроме этих важных работ Скобельцыну нужно было выполнить инструкцию В. Беринга и найти менее протяжённый, чем традиционный якутский, маршрут прохода и доставки грузов для Камчатской экспедиции. Новый путь должен был связать Сибирь и Тихий океан от Верхне-удинска (Улан-Удэ) до Охотска [17, с. 109—110].
Отряд, получивший название Верхнеудинско-Охотская экспедиция, был снабжён проводниками, солдатами, гужевым транспортом, научным оборудованием и совершил два похода. Первый —в 1735—1736 гг. из Нерчинска вниз по Шилке до р. Горбицы, по притокам верхнего Амура, по рекам Нюкже и Олёкме на р. Лену и к Якутску; в 1737 г. также из Нерчинска отряд предпринял вторую попытку по рекам Гилюю и Зее. Однако такой маршрут, минуя Якутск, проложить не удалось из-за труднопроходимой тайги, ненадёжных проводников, нехватки продовольствия, необходимости скрывать свои действия от китайцев, а также из-за споров В. Беринга с Г.Ф. Миллером и И.Г. Гмелиным [21. Л. 269 об. — 273; 23, с. 517—521; 13, с. 574—577; 12, с. 151—152; 11, с. 690—695].
И всё-таки П.Н. Скобельцыну с товарищами удалось собрать важные этнографические и историко-географические материалы о коренных и переселенческих народах Сибири и Дальнего Востока [25; 3, с. 75; 15]. Анализ архивных документов Санкт-Петербургского филиала архива РАН о деятельности геодезистов показывает, что в описаниях исследователей содержится информация о некоторых народах Севера, относившихся
к разным историко-культурным и лингвистическим группам — тюркской, палеоазиатской, тунгусо-маньчжурской. Это были ценные сведения о численности и расселении бурят, якутов, коряков, юкагиров, камчадалов, эвенков и эвенов, их хозяйстве, духовной и материальной культуре, промыслах, особенностях этнической пищи.
Участники экспедиции отметили связь характера питания коренных народов с их хозяйственно-культурным типом и степенью оседлости. Так, у кочевников в основе питания была зафиксирована устойчивая мясо-молочная модель, у оседлых охотников — мясо таёжных животных. Большое значение в питании этих народов в середине XVIII в. имели ягоды и плоды диких растений. Несколько спорными являются утверждения Скобельцына о том, что некоторые сибирские народы, например нерчинские тунгусы, употребляют в пищу мясо лисиц и волков. Возможно, это не совсем точно понятая информация, либо речь может идти об употреблении мяса хищников только в крайнем случае спасения человека от голодной смерти. В этом же документе описаны случаи голодания, когда люди были вынуждены выкапывать мышей, использовать в пищу корни растений и их кору. Обычно же продуктов растительного и животного происхождения для питания коренных народов было достаточно. Более того, сибирские кочевники изготавливали домашнее «вино» из кобыльего и коровьего молока. Интересен факт о том, что уже в первой половине XVIII в. охотники выезжали на собольи промыслы очень далеко от своих постоянных селений, что косвенным образом подтверждает широкое распространение государственного налога в виде пушного ясака, приводившее к массовому истреблению соболя.
Ленские якуты на побережье Ледовитого океана промышляли песцов и даже белых медведей. Традиционно некоторые территориальные группы коряков и тунгусов, которые исследовал Скобельцын, занимались оленеводством. Приморские группы коряков освоили тюлений и китовый зверобойный промысел. Камчатские ительмены промышляли бобра. Скорее всего, под названным так Скобельцыным животным нужно подразумевать морского калана. Первое научное описание этого зверька появилось лишь в 1750-х гг. и принадлежало Георгу Стеллеру [27], поэтому упоминание о нём геодезистов является важным источником. На реках Шилке и Горбице исследователи зафиксировали немногочисленные группы тунгусов-коневодов.
Ценными являются материалы П. Скобельцына по духовной культуре указанных этносов — информация о культе предков, священных животных, объектах и явлениях. Практически все коренные народы отправляли в исследуемый период солярные культы, поклонялись Солнцу и Луне. В качестве домашнего культа у них был широко распространён культ огня. Люди поклонялись священным диким животным и птицам: медведю, волку, белому журавлю, орлу. Уникальной для того времени является информация о том, что некоторые якутские роды ведут своё происхожде-
ние от коня, медведя, волка, рыси, лебедя, белого журавля, ворона и поклоняются этим животным как священным прародителям. У юкагиров кратко описаны некоторые элементы родового шаманства. Интересна краткая зарисовка поклонения камчадалов действующим вулканам, из жерл которых шёл дым, раздавался гул, а в тёмное время суток даже проблёскивал огонь. Некоторые вулканы имели собственные имена, например «Горелая сопка».
В меньшей степени в архивных материалах представлена информация по этнографии славянских народов, расселённых в сибирских и дальневосточных острогах (Верхоленском, Балаганском, Большерец-ком и др.), городах и портах: Иркутске, Нерчинске, Селенгинске, Якутске, Охотске. Русские переселенцы в первой половине XVIII в. являлись для коренных народов Сибири носителями совершенно иных культурных традиций — земледельческой и христианской. Они выращивали различные злаки: рожь, ячмень, овёс, пшеницу, возделывали технические (конопля) и овощные культуры, изготавливали вино из диких ягод голубики, жимолости, морошки, черёмухи и рябины.
В области межэтнических отношений П. Скобельцын отметил такой интересный факт: некоторые территориальные группы нерчинских тунгусов, не имевших домашнего скота для выездов на далёкие собольи промыслы, вынуждены были работать в хозяйствах у русских, а те за них платили обязательный ясак государству.
В целом этнографические материалы отряда П.Н. Скобельцына (1735—1737) позволили русской науке узнать этнокультурные особенности коренных народов Прибайкалья, Забайкалья, Приамурья, Якутии, славянских переселенцев в новых для них климатических, этнических и культурных условиях. Этнокультурная характеристика, данная геодезистами исследуемым коренным и переселенческим народам Сибири и Дальнего Востока, несмотря на то, что этнографии как науки тогда ещё не было, в целом соответствует действительности. Характер изложения собранных материалов подтверждает высокий уровень полученного Скобельцыным образования в вышеуказанных учебных заведениях.
Отряд Скобельцына провёл исследования в бассейнах рек Ангары, Селенги, Шилки, Уды, Горбицы, Тунгуски, Лены, Алдана, Вилюя, Индигирки, Колымы, в районе оз. Байкал, т.е. на территории, превышающей в несколько раз по размерам площадь некоторых европейских государств. Впоследствии были составлены таблицы с указанием расстояний между острогами, слободами, зимовьями, монастырями с привязкой к географическим координатам, с указанием качества и характера дорог, мостов и переправ. Данные материалы стали важными историческими и географическими источниками для дальнейшего изучения и освоения Сибири, Чукотки, Камчатки, Охотского побережья и Приамурья, содействовали выходу российской науки на передовые позиции.
В 1740-х гг. Пётр Скобельцын составил карты Иркутской губернии и оз. Байкал, которые вместе с картами других исследователей представляют важные историко-географические материалы, сыгравшие большую роль в создании Академией наук в 1745 г. «Атласа Российского». В те же годы Скобельцын участвовал в плавании пакетбота «Св. Иоанн» под руководством М.П. Шпанберга с Камчатки до Японии, когда были обследованы Курилы и восточное побережье Сахалина [10, с. 171, 135].
Таким образом, П.Н. Скобельцын и его отряд собрали ценные научные этнографические, исторические, географические, картографические материалы, которые помогают и в наше время решать различные аспекты межэтнических проблем в Сибири, на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX века. М.: Наука, 1982. 288 с.
2.Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 2: XVIII век (первая половина). М.: Наука. 1965. 365 с.
3.Андреев А.И. Труды Г.Ф. Миллера о Сибири // Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999. Т. 1.
4. Артемьев А. Р Спорные вопросы пограничного размежевания между Россией и Китаем по Нерчинскому договору 1689 г. // Сибирь в XVIII—XX веках: проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999—2000 гг.: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.И. Шишкина. Новосибирск, 2002.
5. Берг Л. С. Открытие Камчатки и экспедиция Беринга. 1725—1742. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1935. 411 с.
6.Большая биографическая энциклопедия 2009 // [Электронный ресурс]. ИРГ: http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/11779 (дата обращения: 01.09. 2011).
7.Великая Северная, Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, 1732 — 1743 гг. // Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX веках: хронологические обзоры и описание архивных материалов. М.; Л.: АН СССР, 1940.
8. Вторая Камчатская экспедиция: документы 1734—1736. Морские отряды/ сост.: Н. Охотина-Линд, Петер Ульф Мёллер. СПб.: Нестор-История, 2009. 934 с. [Серия «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов» / Фонд Франке (Галле), Санкт-Петерб. фил. Арх. РАН / отв. ред. Виланд Хинтцше (Галле). Т. 6].
9. Глушанков И.В. Навстречу неизведанному. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. 136 с.
10. Дивин В.А. Русские мореплавания на Тихом океане в XVIII веке. М., 1971. 374 с.
11. Доношение профессоров академического отряда об их несогласиях с Берингом, как и для чего должны использоваться геодезисты (6 октября 1736 г.) // Вторая Камчатская экспедиция: документы 1734—1736. Морские отряды.
12. Из истории освоения Северного морского пути (Экспедиция Беринга 1732—1743 гг.). Донесение Витуса Беринга имп-це Анне Иоанновне 18 апреля 1741 г. с приложением отчётов о выполнении по пунктам данных ему в 1733 г. инструкций относительно порядка проведения экспедиции // Красный архив: Ист. журнал. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. № 4.
13. Инструкция Беринга геодезистам по продолжению ими поисков кратчайшего пути к Тихому океану: о выдаче им в команду служилых и солдат, о сохранении
секретности их миссии (5 августа 1736 г.) // Вторая Камчатская экспедиция: документы 1734—1736.
14. Историко-этнографическое описание народов Камчатки в трудах Г. В. Стеллера // Краеведческие записки. Вып. 11 (Спец. вып.) / под ред. Ю.Н. Беспятых. Петропавловск-Камчатский: Камчат. печатный двор, 1999. 87 с.
15. Карта частей уездов Енисейского и Иркутского, уезда Илимского и реки Ангары, сочинена геодезистом П. Скобельцыным в 1740 г., на одном листе // СПФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 39/69; Карта «страны между Ангарой и Леной», сочинена геодезистом Вас. Шетиловым в 1740 г. на одном листе; Карта «ближайшего пути к Камчатскому морю от вершины речки Горбицы... до реки Большого Ал-декона», притока Амура (реки Олёкма, Амур, Шилка, Аргунь), сочинена геодезистами П. Скобельцыным и Вас. Шетиловым // СПФ А РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 39/71.
16.Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай —Россия —2050: стратегия соразвития. М.: Ин-т экон. стратегий, 2006. 656 с.
17. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т. 3. М.: Просвещение, 1984. 319 с.
18. Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов: Этнографические труды: [в 2 ч.: пер. с нем.]. Ч. 1. Ин-т истории Сиб. отд-ния РАН, Петербург. фил. архива РАН; М.: Памятники ист. мысли, 2009. 453 с.
19. Мясников В.С., Шепелева Н.В. Империя Цин и Россия в XVII — начале XX в. // Китай и соседи в новое и новейшее время / отв. ред. С.Л. Тихвинский. М.: Наука, 1982.
20. Пасецкий В.М. Витус Беринг. М.: Мысль, 1982. 176 с.
21. Промемория № 31 Г.Ф. Миллера В. Берингу // (Фонд «Герард Фридрих Миллер». Копии промеморий и доношений профессоров Камчатской экспедиции; письма Беринга и к Берингу. Отчёты геодезистов. Отчёты расходования средств и предметов материального снабжения и др. 1733—36 гг.) // СПФ АРАН. Ф. 21. Оп. 2. Д. 24.
22. Рапорт Беринга Коллегии иностранных дел об отправке геодезистов к Камчатскому морю, которые на пути должны описать неразграниченный рубеж с Китаем в Приамурье (10 августа 1734 г.) // Вторая Камчатская экспедиция: документы 1734 — 1736.
23. Рапорт геодезистов Скобельцына и Шатилова, посланных для отыскания кратчайшего пути на Камчатку, о событиях по дороге, о полном непослушании и бегстве служилых людей (3 июня 1736 г.). Документ № 178, л. 4—6 об. // Вторая Камчатская экспедиция: документы 1734—736.
24. Русско-китайские договорно-правовые акты. 1689—1916 / под. общ. ред. В.С. Мясникова. М.: Памятники исторической мысли, 2004. 696 с.
25. [Скобельцын П.Н.]. Ведомости повёрстных расстояний Сибирской губернии, Иркуцкой провинции, г. Якуцка и с уездом от г. Якуцка вниз по реке Лене до самого моря, даже и до самой Камчатки // СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 10. Д. 125. 12 л.
26. Справка о наличии учащихся в математико-навигацкой школе в Москве в 1712 году. О взятых и наличных учениках лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков // Из архива математико-навигацкой школы: (к экспедиции Беринга-Чирикова) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Reizen/XVII/164-1660 (дата обращения: 03.10.2011).
27. Steller Georg Wilhelm. De Bestiis Marinis, or, The Beasts of the Sea (1751) / Miller, Walter (Translat or); Miller, Jennie Emerson (Translator); and Royster, Paul (Transcriber and editor), Faculty Publications, UNL Libraries. Paper 17 // [Электронный ресурс]. URL: http://digitalcommons.unl.edu/libraryscience/17 (дата обращения: 23.01.2012).
28. СПФ АРАН (Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук).