Исследования эксплуатационных факторов работы транспортных средств на уборке зерновых культур
сч сч о сч
сч
о ш т
X
<
т о х
X
Зимин Владимир Константинович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры эксплуатации и технического сервиса, Российского государственного аграрного заочного университета, ziminvk@mail.ru.
Иразиханова Суайбат Алибековна,
кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры финансов, бухгалтерского учёта и аудита, Дагестанского государственного технического университета, paskerov@yandex.ru
Тетдоев Владимир Владимирович,
доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры при-родообустройства и водопользования, Российского государственного аграрного заочного университета, paskerov@yandex.ru
Кулаков Константин Викторович,
кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации и технического сервиса Российского государственного аграрного заочного университета, paskerov@yandex.ru
Сивцов Валерий Николаевич
кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации и технического сервиса Российского государственного аграрного заочного университета, paskerov@yandex.ru
Уборка зерновых культур является очень важным процессом в общей технологической цепочке возделывания полевых культур. Она является завершающим этапом технологический процессов в этой цепочке. В связи с этим эксплуатационные характеристики уборочной техники оказывают решающее влияние на продолжительность выполнения работ на уборке полевых культур.
В статье обоснована актуальность применения высокопроизводительной техники для уборки зерновых культур, учитывая тот факт, что эксплуатационные показатели имеют большое значение, для уборочной техники зерновых культур. Выполненные теоретические исследования позволили разработать методику оценки и выбора технических средств. Она позволяет определять соотношение затрат сравниваемых вариантов с учетом организационных и погодно-климатических условий, производительности и уровня надежности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации. С учетом степени влияния основных эксплуатационных факторов на продолжительность выполнения работ можно добиться эффективного использования высокопроизводительных дорогих зерноуборочных комбайнов, а также зерновозов на шасси автомобиля большой грузоподъемности в 30-35 тонн.
Ключевые слова: комбайный парк, уборочная техника, уборка зерновых культур, эксплуатационные показатели, эксплуатация автотранспорта.
Введение
Ввиду инновационного развития экономики России мы наблюдаем как изменяется за последние 20 лет структура комбайного парка и автотранспортной техники в АПК . Изменение в структуре зерноуборочных комбайнов происходит в сторону более мощных и производительных комбайнов 5 и 6 классов,которые в настоящее время составляют 30%. Наряду с этим фактором при-терпевают изменения в сторону увеличения выпуска большегрузной автомобильной техники для нужд села.Мы видим новое поколение семейства автомобилей зерновозов 552924 на шасси КАМАЗ-65207,5529М2 на шасси МАЗ В9,эксплуатирующие с трехосным прицепом 852911А,которые в совокупности перевозят 35 и 40 тонн зерна соответственно. Исследования показывают, что в связи с изменением структура комбайного парка требует совершенствования транспортного обеспече-ния,так как производительные комбайны имеют более вместительные бункеры и требуют применения большегрузных транспортных средств. Таким образом,приме-нение более производительной техники на уборке зерновых культур обостряет проблему транспортного обеспечения. В настоящее время нет рекомендаций по рациональному составу транспортной техники,применяемой для транспортировки зерна от комбайнов различных классов.
Объект и методика
Уборка зерновых культур завершает систему технологических операций по возделыванию полевых культур. Ее целью являются такие условия эксплуатациитех-ники, в которых можно добиться эффективного использования дорогих и как правило более затратных технических средств. Продолжительность выполнения производственных операций на примере транспортировки зерна зависит от совокупности всех составляющих потерь времени на ее обеспечение, а кратность увеличения определяется коэффициентом использования эксплуатационного времени. Математическая зависимость представлена уравнением:
1 . 1
■ - ,1°б +К +— ■
(1)
Учитывая значительное влияние, которое оказывает величина данного коэффициента на уровень затрат между сравниваемыми изделиями, а также на величину общих затрат, установим степень влияния основных эксплуатационных факторов на этот показатель и определим возможные пути повышения эффективности использования техники. Приведенная зависимость (1) показывает, что численное значение коэффициента использования эксплуатационного времени при самых разных сочетаниях технологии уборки не может превышать и быть равным величины коэффициента готовности автотранспорта. Его значение убывает тем сильнее, чем ниже значение коэффициента готовности и хуже
производственная ситуация. Рассматриваемая зависимость актуальна еще тем, что коэффициент использования пробега с грузом на перевозке зерна составляет 0,5 ,а это ведет к увеличению затрат по перевозке одной тонны зерна. Этот показатель как показывает практика, увеличить не представляется возможным, так как загрузка в обратном направлении от зернотока до поля практически невозможна. Поэтому мы проводим исследования, которые позволят минимизировать затраты, связанные с эксплуатацией автотранспорта.
Для определения интервалов варьирования показателей, учитывающих непроизводительные потери времени, а также составляющих потерь времени, которые обязательны для реализации процесса, воспользуемся нормативными значениями коэффициента использования времени смены. Они характеризуют работу абсолютно надежных технических систем в идеальных производственных условиях, то есть непроизводительные потери времени отсутствуют. Для такой ситуации Кг= 1,0 а ]пр= 0 , тогда
(2)
Кг х (/об+/пр)+1 '
На рисунке 2 в качестве примера показана данная зависимость при ипр= 0,2.
1т ,1
]об =- 1.
При ]пр= 0 зависимость ^ = ]0б + ^р+ К; после некоторых преобразований примет следующий вид:
— Кг
т =-. (3)
Кг х ;об+1 х '
Данный анализ зависимости (3) показывает,что интенсивность изменения изучаемого параметра в разных зонах этой поверхности различна.
Рисунок 1 - Зависимость коэффициента использования эксплуатационного времени (г) от коэффициента готовности изделия (Кг) и уровня обязательных потерь времени (•/<*) (при уровне непроизводительных потерь времени Jч,=(¡)
Для снижения общей продолжительности выполнения работ на данной операции, что соответствует увеличению коэффициента использования эксплуатационного времени, необходимо сокращать время, которое требуется для реализации технологии (повороты, развороты, время на загрузку, выгрузку и другие затраты времени).
Указанная зависимость рис.1 была построена при условии, что все непроизводительные потери рабочего времени отсутствуют, это выражается условием Jпр= 0. Следующий этап исследования состоит в том, что техника (автотранспорт) эксплуатируется в реальных условиях и при этом присутствуют непроизводительные потери времени, тогда уравнение можно записать в следующем виде
Рисунок.2. -Зависимость коэффициента использования эксплуатационного времени (т) от коэффициента готовности изделия (К,) и уровня обязательных потерь времени (Ле) (при уровне непроизводительных потерь ^=0,2)
Исходя из анализа представленных диаграмм рис.1 и рис.2 можно констатировать абсолютно надежное техническое средство,в нашем случае зерновоз на шасси автомобиля не может компенсировать величину потерь времени так, чтобы избежать увеличения общей продолжительности работ. Это очень важно и необходимо учитывать в реальных производственных условиях.
Заключение
Техническое средство, обладающее высокими технико-экономическими показателями и высокой эксплуатационной надежностью, попадая в реальные производственные условия, все его потенциальные возможности снижаются и нивелируются организацией производства, общим уровнем машинно-технологического обеспечения сопутствующих операций, природно-климатическими, зональными и многими другими условиями реальной действительности. Таким образом, выполненные теоретические исследования позволили разработать методику оценки и выбора технических средств. Она позволяет определять соотношение затрат сравниваемых вариантов с учетом организационных и погодно-климатических условий, производительности и уровня надежности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации. С учетом степени влияния основных эксплуатационных факторов на продолжительность выполнения работ можно добиться эффективного использования высокопроизводительных дорогих зерноуборочных комбайнов, а также зерновозов на шасси автомобиля большой грузоподъемности в 30-35 тонн.
Литература
1. Лебедев А.Т. Ресурсосберегающие направления повышения надежности и эффективности технологических процессов в АПК / А.Т.Лебедев. - М.: ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный универси-тет,2012.- с.175-179.
2. Кушнарев Л.И. Организация эффективного использования машинно-тракторного парка / Л.И.Кушна-рев. - М.:ФГБНУ «Росинформагротех»,2015.-с.81-83.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
3. Измайлов А.Ю. Перспективы развития транспортного обслуживания агропромышленного комплекса России на период до 2020 г. /А.Ю. Измайлов, Н.Е. Евтюшен-ков, Г.С. Бисенов -М.:ФГБНУ ВИМ,2013.-112с.
4. Измайлов А.Ю. Методические рекомендации по внедрению систем мониторинга и управления уборочно-транспортными комплексами /А.Ю.Измайлов. -М.:ФГБНУ ВИМ,2016. - с.6-8.
5. Нормативно-справочные материалы по планированию механизированных работ в сельскохозяйственном производстве. Сборник - М.:ФГНУ «Росинформа-гротех»,2008.-с.33.
Research on the operational factors of the operation of vehicles in the
harvesting of grain crops Zimin V.K., Irazikhanova S.A., Tetdoev V.V., Kulakov K.V., Sivtsov V.N.
Russian State Agrarian Correspondence University, Dagestan State Technical University
JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_
Harvesting grain crops is a very important process in the overall technological chain of cultivation of field crops. It is the final stage of technological processes in this chain. In this regard, the operational characteristics of harvesting equipment have a decisive influence on the duration of work on harvesting field crops.
The article substantiates the relevance of the use of high-performance equipment for harvesting crops, given the fact that performance indicators are of great importance for harvesting crops. The theoretical studies carried out made it possible to develop a methodology for evaluating and selecting technical means. It allows you to determine the ratio of costs of compared options, taking into account organizational and weather-climatic conditions, performance and reliability level of vehicles in real operating conditions. Taking into account the degree of influence of the main operational factors on the duration of the work, it is possible to achieve the effective use of high-performance expensive combine harvesters, as well as grain carriers on the chassis of a heavy-duty vehicle of 30-35 tons.
Keywords: combine park, harvesting equipment, grain crops harvesting, performance indicators, vehicle operation.
References
1. Lebedev A.T. Resource-saving directions for improving the reliability and
efficiency of technological processes in the agro-industrial complex / A.T. Lebedev. - M.: FGBOU VPO Stavropol State Agrarian University, 2012.-p.175-179.
2. Kushnarev L.I. Organization of the effective use of the machine and tractor
park / L.I. Kushnarev. - M.: FGBNU "Rosinformagrotech", 2015.-p.81-83.
3. Izmailov A.Yu. Prospects for the development of transport services for the
agro-industrial complex of Russia for the period up to 2020 /A.Yu. Izmailov, N.E. Evtyushenkov, G.S. Bisenov -M.: FGBNU VIM, 2013.-112p.
4. Izmailov A.Yu. Guidelines for the implementation of monitoring systems
and management of harvesting and transport complexes /A.Yu.Izmailov. - M.: FGBNU VIM, 2016. - p.6-8.
5. Regulatory and reference materials for the planning of mechanized work in
agricultural production. Collection - M.: FGNU "Rosinformagrotekh", 2008.-p.33.
СЧ СЧ
о
СЧ СЧ
о ш m
X
J
<
m о x
X