Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
475
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
семья / семейные отношения / детско-родительские отношения / семейное воспитание / взаимодействие в семье / family / family relations / child-parent relations / family education / interaction in family

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириленко И. Н., Овсяник С. Б.

В статье представлена история развития теоретических представлений в психологии детско-родительских отношений в России XIX – XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CHILD-PARENT RELATIONS IN RUSSIAN PSYCHOLOGY: HISTORY AND PROSPECTS

The article presents the history of the development of theoretical concepts in the psychology of child-parent relations in Russia in the XIX – XX centuries.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 159 Кириленко И.Н., Овсяник С.Б.

Кириленко И.Н.

кан.психол.наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Овсяник С.Б.

доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: в статье представлена история развития теоретических представлений в психологии детско-родительских отношений в России XIX- XXв.

Ключевые слова: семья, семейные отношения, детско-родительские отношения, семейное воспитание, взаимодействие в семье.

Изучению детско-родительских отношений в отечественной психологии предшествовал период разработки подходов к воспитанию ребенка и изучению особенностей развития его психики.

Начало изучения данных вопросов в отечественной науке следует искать еще в XIX веке. Трудно переоценить роль идей о психике и воспитании, сформулированных в XIX веке К.Д. Ушинским. Он обогатил психологический глоссарий такими понятиями как «стремления», «потребности», «наклонности», «желания», «убеждения» и др., до него изучаемых только в рамках этических учений.

В своих фундаментальных трудах «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский обращал внимание на характер организации воспитания, считая, что это может значительно расширить возможности развития ребенка, или нанести ему существенный вред. Он акцентировал внимание на влиянии личности воспитателя, так как заложенное в характере воспитателей, неизбежно переходит в характер воспитанников в силу свойственной им склонности к подражанию. Представления К.Д. Ушинского получили дальнейшее развитие в концепциях социального взаимодействия (А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.А. Бодалев и др.) и межличностного диалога (М.М. Бахтин, С.Л. Братченко, Л.А. Петровская, Т.А. Флоренская и др.), разрабатываемых в более поздний период.

Проблематика семейного воспитания входила в сферу интересов Н.И. Пирогова. Особое внимание он уделял роли матери, отмечая необходимость обладания матерью определенными качествами: искусством понимать, самостоятельностью воли, жертвенностью, руководствованием ясной и светлой идеей о цели воспитания детей.

Н.Х. Вессель указывал на бесполезность моральных наставлений, адресованных уму, а не сердцу. Н.Х. Вессель утверждал, что человек может «благодетельно действовать на другого только тем, что он действительно есть, своими делами, а не тем, чем кажется и что говорит». Важные мысли относительно понимания сущности воспитания, его целей и особенностей организации, значимые для развития психологии детско-родительских отношений, на рубеже XIX - XX веков были высказаны также П.Ф. Каптеревым, П.Д. Юркевичем, В.И. Водовозовым, П.К. Янковским и др.

П.Ф. Каптерев одним из первых обратился к рассмотрению влияний, оказываемых на ребенка со стороны семьи. Рассматривая ее в качестве первой воспитательницы человека, подчеркивал важность влияния семейной атмосферы, личного примера в силу предрасположенности ребенка к подражательности. Взаимоотношения ребенка и взрослого, согласно его научной

позиции, должны основываться на принципе зависимости, а не беспрекословного подчинения.

К началу ХХ века большое влияние на развитие психологии детско-родительских отношений оказали идеи, разрабатываемые в рамках физиологии, педиатрии, психиатрии, философии, педагогики а так же педологические идеи, объединившие усилия представителей разных дисциплинарных областей научного знания (социологии, генетики, психологии, физиологии и педагогики) в изучении личности ребенка.

Последующие исследования позволили рассматривать отношение на содержательном уровне в качестве свойства индивидуального сознания (С.Л. Рубинштейн), определенной связи (В.Н. Мясищев, А.В. Петровский), направленности личности (А.Н. Леонтьев), системообразующей психического состояния (В.А. Ганзен, В.И. Юрченко), внутренней основы общения и взаимодействия людей (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) и т.д.

Методологической значимостью для разработки проблематики психологии детско-родительских отношений обладает научный вывод С.Л. Рубинштейна, в соответствии с которым ребенок развивается, благодаря влиянию, оказываемому на него тем или иным образом.

Значимой составляющей в выявлении психологических особенностей воспитания ребенка явилось установление цели воспитания, которая, в частности, А.С. Макаренко рассматривалась в качестве системообразующего фактора развития.

М.М. Рубинштейн в качестве цели воспитания назвал нравственные принципы и культуру. Им было предложено родителям и педагогам организовывать использование ресурсов так называемой «культурно-нравственной силы», основанной на сознательном стремлении ребенка к построению себя в качестве личности.

Наибольшее влияние на получение эмпирических данных, выявление закономерностей, построение теорий и концепций, объясняющих данную проблематику, оказали: культурно-исторический (Л.С. Выготский),

деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно-ориентированный (Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова и др.) и системный (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.) принципы.

Определяя ведущую роль деятельности в процессе психического развития человека (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), он позволил конкретизировать ряд значимых особенностей развития субъектов (в первую очередь, детей) и детско-родительских отношений.

Важнейшую научную предпосылку оформления исследовательской базы психологии детско-родительских отношений, образовали научные работы Д.Б. Эльконина, раскрывающие особенности ранних периодов жизни растущего человека. В работах Д.Б. Эльконина было реализовано развернутое обоснование значимости системы «ребенок - родитель» для психического развития ребенка. В них была, в частности, вскрыта необходимость выполнения ребенком совместной деятельности с взрослым, цель и способ реализации которой он осознает

Проведенный теоретический обзор основных подходов к изучению формирования детско-родительских отношений в отечественной психологии позволил прийти к выводу, согласно которому обозначенная проблематика имеет достаточно длительную историю своего развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Спб: Питер, 2009. 400 с.;

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.;

3. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] : собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1984. Т. 4;

4. Котова, И. Б. Родительство как личностная и социальная ценность [Текст] : монография / И.Б. Котова, Е.В. Евдокимова. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013;

5. Насырова, Л. Г. Роль родительского внимания в формировании личности ребенка школьного возраста / Л. Г. Насырова. - Текст : непосредственный // Alma mater: вестник высшей школы. - 2021 - 11 - С. 101-106. - Библиогр.: с. 105-106 (20 назв.)

Kirilenko I.N., Ovsyanik S.B.

Kirilenko I.N.

Institute of Education Development (Rostov-on-Don, Russia)

Ovsyanik S.B.

Institute of Education Development (Rostov-on-Don, Russia)

RESEARCH OF CHILD-PARENT RELATIONS IN RUSSIAN PSYCHOLOGY: HISTORY AND PROSPECTS

Abstract: the article presents the history of the development of theoretical concepts in the psychology of child-parent relations in Russia in the XIX - XX centuries.

Keywords: family, family relations, child-parent relations, family education, interaction in

family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.