Научная статья на тему 'Исследования биоэлектрических потенциалов полости рта после стоматологического вмешательства'

Исследования биоэлектрических потенциалов полости рта после стоматологического вмешательства Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Данилина Т. Ф., Жидовинов А. В., Федулов И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования биоэлектрических потенциалов полости рта после стоматологического вмешательства»

ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ ПОЛОСТИ РТА ПОСЛЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Федулов И.Н.

Волгоградский Государственный Медицинский Университет, Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, г. Волгоград

В настоящее время для терапевтического и ортопедического лечения в стоматологии применяется большое количество электропроводящих материалов из сплавов металлов, которые являются основными конструкционными материалами, из них изготавливают пломбы, штифтово - культевые конструкции, вкладки, виниры, коронки, мостовидные и бюгельные протезы. Возникающие при этом в полости рта токи электронов и ионов нередко приводят к серьезным заболеваниям, которые обозначаются универсальным термином "непереносимость металлических включений в полости рта" или гальваноз (Л.Д. Г ожая, 2001; А.И. Зайцева, 2004; Т.В. Исакова, 2007; и др.).

Клинически гальваноз проявляется «непереносимостью» к металлическим зубным протезам в виде нарушения вкуса, ощущения «прохождения» тока, нарушение саливации, локального воспаления вплоть до появления язв, развития гиперкератоза. (С. Г. Беньковская, 1987; Б.П. Марков, 2004; Ю. Г. Галинский, 1998; и др.). «Непереносимость» зубных протезов из различных материалов по данным клинических исследований наблюдается от 15% до 43% случаев (А.И. Дойников, 1990; В.А. Волкова, 2001; Л.Д. Гожая, 2001; В.И. Полуев, 2001; и др.).

Целью настоящего исследования является разработка наиболее эффективных и достоверных методик измерения биоэлектрических потенциалов (мВ) и силы тока (мкА) возникающих в полости рта.

Нами было обследовано 95 студентов 2 курса стоматологического факультета ВолГМУ в возрасте 18 - 25 лет при наличии в полости рта пломб, одиночных коронок, мостовидных протезов. Применяли следующие методики исследования: измерение распределения биоэлектрических потенциалов, измерения силы тока, измерения разности потенциалов.

Измерение распределения биоэлектрических потенциалов в полости рта проводили по методике, предложенной Т.В. Никитиной и М.А. Тухтабаевой (1980). Величина потенциалов определялась с помощью мультиметра Digital DT-838 с жидкокристаллическим дисплеем, в режиме милливольтметра с разрешением до 200 мВ. При изучении распределения биоэлектрических потенциалов один электрод приводят в контакт с подъязычной областью, а вторым поочередно касаются следующих точек с наиболее стабильными биопотенциалами: А1 - кончик языка, А2 - точка пересечения границы передней и средней трети языка со средней линией, В1 - точка, перпендикулярно удаленная от точки А2 на 2 сантиметра вправо, В2 - точка, удаленная на 2 сантиметра влево от точки А2. Различная цветовая маркировка электродов позволяла соблюдать полярность в процессе исследовании.

Силу тока измеряли в 4 точках (А1, А2, B1, B2) в соответствии с предыдущей методикой по следующей схеме (Цимбалистов А.В., Ласка В.Л., 2002 г.)(рис. 1):

4-амперметр.

5,6-электроды.

Разность потенциалов (мВ) измеряли следующем образом (А.А. Адамчик, 2008; и др.) - один

электрод приводили в контакт со слизистой подъязычной областью, а вторым касались окклюзионной поверхности премоляра на нижней челюсти в области 34 или 44 зуба либо ортопедической конструкции имеющиеся в полости рта. Результаты полученные в ходе исследования биоэлектрических потенциалов и силы тока у пациентов после стоматологического вмешательства согласуются с данными других авторов (Л.Д. Гожая, 2001; А.И. Зайцева, 2004; Е.Е. Васенёв, 2007; Исакова, 2007; А.А. Адамчик, 2008; и др.). Это подтверждает эффективность применения данных клинических методов исследования на этапах диагностики, а так же могут быть использованы для прогнозирования возможных осложнений в виде непереносимости к металлическим конструкциям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

Рис 1. 1-источник напряжения (1.5 В)

2-датчик контроля напряжения

3-переключатель полярности

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.