ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ ПОЛОСТИ РТА ПОСЛЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.
Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Федулов И.Н.
Волгоградский Государственный Медицинский Университет, Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, г. Волгоград
В настоящее время для терапевтического и ортопедического лечения в стоматологии применяется большое количество электропроводящих материалов из сплавов металлов, которые являются основными конструкционными материалами, из них изготавливают пломбы, штифтово - культевые конструкции, вкладки, виниры, коронки, мостовидные и бюгельные протезы. Возникающие при этом в полости рта токи электронов и ионов нередко приводят к серьезным заболеваниям, которые обозначаются универсальным термином "непереносимость металлических включений в полости рта" или гальваноз (Л.Д. Г ожая, 2001; А.И. Зайцева, 2004; Т.В. Исакова, 2007; и др.).
Клинически гальваноз проявляется «непереносимостью» к металлическим зубным протезам в виде нарушения вкуса, ощущения «прохождения» тока, нарушение саливации, локального воспаления вплоть до появления язв, развития гиперкератоза. (С. Г. Беньковская, 1987; Б.П. Марков, 2004; Ю. Г. Галинский, 1998; и др.). «Непереносимость» зубных протезов из различных материалов по данным клинических исследований наблюдается от 15% до 43% случаев (А.И. Дойников, 1990; В.А. Волкова, 2001; Л.Д. Гожая, 2001; В.И. Полуев, 2001; и др.).
Целью настоящего исследования является разработка наиболее эффективных и достоверных методик измерения биоэлектрических потенциалов (мВ) и силы тока (мкА) возникающих в полости рта.
Нами было обследовано 95 студентов 2 курса стоматологического факультета ВолГМУ в возрасте 18 - 25 лет при наличии в полости рта пломб, одиночных коронок, мостовидных протезов. Применяли следующие методики исследования: измерение распределения биоэлектрических потенциалов, измерения силы тока, измерения разности потенциалов.
Измерение распределения биоэлектрических потенциалов в полости рта проводили по методике, предложенной Т.В. Никитиной и М.А. Тухтабаевой (1980). Величина потенциалов определялась с помощью мультиметра Digital DT-838 с жидкокристаллическим дисплеем, в режиме милливольтметра с разрешением до 200 мВ. При изучении распределения биоэлектрических потенциалов один электрод приводят в контакт с подъязычной областью, а вторым поочередно касаются следующих точек с наиболее стабильными биопотенциалами: А1 - кончик языка, А2 - точка пересечения границы передней и средней трети языка со средней линией, В1 - точка, перпендикулярно удаленная от точки А2 на 2 сантиметра вправо, В2 - точка, удаленная на 2 сантиметра влево от точки А2. Различная цветовая маркировка электродов позволяла соблюдать полярность в процессе исследовании.
Силу тока измеряли в 4 точках (А1, А2, B1, B2) в соответствии с предыдущей методикой по следующей схеме (Цимбалистов А.В., Ласка В.Л., 2002 г.)(рис. 1):
4-амперметр.
5,6-электроды.
Разность потенциалов (мВ) измеряли следующем образом (А.А. Адамчик, 2008; и др.) - один
электрод приводили в контакт со слизистой подъязычной областью, а вторым касались окклюзионной поверхности премоляра на нижней челюсти в области 34 или 44 зуба либо ортопедической конструкции имеющиеся в полости рта. Результаты полученные в ходе исследования биоэлектрических потенциалов и силы тока у пациентов после стоматологического вмешательства согласуются с данными других авторов (Л.Д. Гожая, 2001; А.И. Зайцева, 2004; Е.Е. Васенёв, 2007; Исакова, 2007; А.А. Адамчик, 2008; и др.). Это подтверждает эффективность применения данных клинических методов исследования на этапах диагностики, а так же могут быть использованы для прогнозирования возможных осложнений в виде непереносимости к металлическим конструкциям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
Рис 1. 1-источник напряжения (1.5 В)
2-датчик контроля напряжения
3-переключатель полярности
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва