Научная статья на тему 'Исследования биметаллических блисков турбин'

Исследования биметаллических блисков турбин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНУЛИРУЕМЫЕ СПЛАВЫ / МОНОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ ЛОПАТКИ / ГИП / ЛИТЫЕ БЛИСКИ / БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛИСКИ / ТУРБИНЫ / ДЕМПФИРОВАНИЕ / POWDER METALLURGY ALLOYS / SINGLE CRYSTAL BLADES / HIP / CAST BLISKS / BIMETALLIC BLISKS / TURBINES / DAMPING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Магеррамова Л. А., Ножницкий Ю. А.

Применительно к авиационным двигателям нового поколения большой интерес вызывают исследования, направленные на использование в конструкции турбин биметаллических блисков, в которых монокристаллические лопатки спекаются с дисковой частью рабочего колеса в неразъемную конструкцию методом горячего изостатического прессования. Применение таких конструкций позволяет снизить массу, повысить газодинамическую эффективность и долговечность конструкции. Однако отсутствие конструкционного демпфирования в замке может привести к повышению уровня переменных напряжений. Рассмотрены результаты исследований биметаллических блисков турбин. Представлены также результаты экспериментальных исследований вибрационных характеристик биметаллических блисков, проведенных с целью выявления возможностей и разработки средств демпфирования колебаний лопаток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Магеррамова Л. А., Ножницкий Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigations of Bimetallic Turbine Blisks

Investigations aimed at the use of bimetallic blisks in turbine design as applied to new generation aircraft engines arouse a great interest. The blisks are made by sintering of single crystal blades with disks via HIPing to form one-piece structures. The use of the structures enables a reduction in weight, an increase in gas dynamic efficiency and in durability. However absence of design damping in blade roots can result in an increase of a level of alternate stresses. The results of the investigations of bimetallic turbine blisks are discussed. The results of experimental investigations of vibration characteristics of the bimetallic blisks are shown. The investigations were carried out to reveal possibilities and to design means for blade vibration damping.

Текст научной работы на тему «Исследования биметаллических блисков турбин»

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

УДК 621.763/669.172

ИССЛЕДОВАНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ БЛИСКОВ ТУРБИН

Л.А. Магеррамова, канд. техн. наук (e-mail: mag@ciam.ru), Ю.А. Ножницкий, докт. техн. наук (ФГУП ЦИАМ им. П. И. Баранова)

Применительно к авиационным двигателям нового поколения большой интерес вызывают исследования, направленные на использование в конструкции турбин биметаллических блисков, в которых монокристаллические лопатки спекаются с дисковой частью рабочего колеса в неразъемную конструкцию методом горячего изостатического прессования. Применение таких конструкций позволяет снизить массу, повысить газодинамическую эффективность и долговечность конструкции. Однако отсутствие конструкционного демпфирования в замке может привести к повышению уровня переменных напряжений. Рассмотрены результаты исследований биметаллических блисков турбин. Представлены также результаты экспериментальных исследований вибрационных характеристик биметаллических блисков, проведенных с целью выявления возможностей и разработки средств демпфирования колебаний лопаток.

Ключевые слова: гранулируемые сплавы, монокристаллические лопатки, ГИП, литые блиски, биметаллические блиски, турбины, демпфирование.

Investigations of Bimetallic Turbine Blisks. L.A. Magerramova, Yu.A. Nozhnitsky.

Investigations aimed at the use of bimetallic blisks in turbine design as applied to "(i?)-

new generation aircraft engines arouse a great interest. The blisks are made by sintering of single crystal blades with disks via HIPing to form one-piece structures. The use of the structures enables a reduction in weight, an increase in gas dynamic efficiency and in durability. However absence of design damping in blade roots can result in an increase of a level of alternate stresses. The results of the investigations of bimetallic turbine blisks are discussed. The results of experimental investigations of vibration characteristics of the bimetallic blisks are shown. The investigations were carried out to reveal possibilities and to design means for blade vibration damping.

Key words: powder metallurgy alloys, single crystal blades, HIP, cast blisks, bimetallic blisks, turbines, damping.

Введение

Применение блисков позволяет повысить газодинамическую эффективность лопаточных машин (за счет ликвидации утечек в замковом соединении и обеспечения возможности размещения требуемого количества лопаток при минимальном диаметре втулки рабочего колеса), снизить их массу и повысить долговечность рабочего колеса (за счет исключения концентраторов напряжений и проблем фре-тинга в замковом соединении).

Подробный обзор по применению блисков дан в работе [1]. Блиски компрессоров и вентиляторов уже нашли широкое применение вдвигателестроении. Литые блиски турбин из одного материала давно использовались в отечественных и зарубежных двигателях для беспилотных летательных аппаратов. Например, отлитые зацело блиски из сплава IN100 использовались на двигателе Williams F107-WR-100. Для повышения прочности литые блиски турбин подвергали горячему изо-статическому прессованию ( ГИП). Этот метод,

-Ф-

-Ф-

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

основанный на уплотнении материала за счет обработки высоким давлением, позволяет повысить сопротивление мало- и многоцикловой усталости, характеристики длительной прочности материалов и, кроме того, обеспечивает снижение разброса этих характеристик. Изготовленные таким образом (литье + ГИП) блиски применялись, в частности, на двигателе BMW-RR T118 для истребителя (блиск из сплава Mar-M-247), на вертолетном двигателе AGT250/T63-A700B (блиск из сплава Mar-M-246).

Рабочие колеса турбин работают в условиях неравномерного распределения по радиусу температуры и нагрузки. Поэтому лопатки (в высокотемпературных турбинах -охлаждаемые) обычно изготавливают литьем, в том числе методом направленной кристаллизации и монокристального литья, из жаропрочных никелевых «лопаточных» сплавов, а для дисков используют гранулируемые или деформируемые «дисковые» сплавы. Поэтому область применения изготавливаемых из одного сплава блисков весьма ограничена.

Получили развитие разработки рабочих колес турбин, в которых лопатки и дисковая часть из разнородных сплавов соединяются в неразъемную конструкцию.

Фирмы Honeywell и Hamilton Sundstrand предложили применить моноблочное колесо турбины из двух сплавов вместо дисков со вставными лопатками для вспомогательных силовых установок (ВСУ) 131-9, устанавливаемых на ряд самолетов [2]. Колесо состоит из втулки из дискового материала и соединенного с ней сваркой трением или с помощью ГИП кольца с лопатками из монокристаллического лопаточного сплава [3].

Фирма Rolls-Royce Allison в рамках программы HPTET испытала биметаллический блиск турбины ТВД для маневренного ЛА со ступицей из гранулируемого сплава и монокристаллическими лопатками с транспираци-онным охлаждением [1]. В настоящее время ведутся разработки по созданию биметаллических блисков для высокоскоростных турбин низкого давления двигателей с приводом вентилятора через редуктор. Фирма MTU AeroEngines в рамках программы CleanSky

проектирует моноколесо турбины низкого давления с бандажированными лопатками [4].

Ниже коротко рассмотрены результаты выполненных с участием авторов данной статьи исследований биметаллических блисков и более детально рассмотрены вопросы конструкционного демпфирования колебаний лопаток биметаллических блисков.

Результаты исследований

биметаллических блисков турбин

Для соединения лопаток с дисковой частью предлагается использование различных технологий, таких как пайка, сварка трением, метод горячего изостатического прессования. Преимущества и недостатки этих методов обсуждены в работе [5].

Проведенные расчетные исследования различных спроектированных на основе существующих рабочих колес с замковыми соединениями биметаллических блисков позволили выявить преимущества последних, в частности, по массе и прочностной надежности. Так, использование биметаллического блиска рабочего колеса высокотемпературной турбины малоразмерного двигателя дало возможность уменьшить на 20 % массу рабочего колеса, в несколько раз увеличить расчетную долговечность. Увеличенные на 40-50 % минимальные местные запасы длительной статической прочности этого колеса дают возможность «разменять» их, например, на увеличение частоты вращения ротора на 15-20 % или на увеличение температуры газа перед турбиной, что, в свою очередь, приводит к увеличению мощности (тяги) на 12-15 % [6]. Возможность снижения массы колеса, кроме того, ведет к уменьшению инерционности ротора, а, значит, улучшению его динамических характеристик, то есть уменьшению времени приемистости, облегчению запуска двигателя. Кроме того, отсутствие замкового соединения исключает дорогую операцию протяжки - изготовления пазов в дисках для установки съемных лопаток.

Расчетными методами исследованы различные формы зон соединения лопаток с дисковой частью, которые показали, что наиболее рациональной является конструкция

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

соединения встык, а местоположение этой зоны в колесе должно выбираться так, чтобы обеспечить равнопрочность свойств обоих сплавов при температуре и длительности действия расчетного режима [6, 7].

Проведены экспериментальные исследования прочности и надежности соединения методом ГИП составных образцов и моделей из лопаточных, в том числе монокристаллических и гранулируемых дисковых сплавов. Испытаниям на кратковременную, длительную прочность, малоцикловую (МЦУ) и многоцикловую усталость при рабочих температурах, реализующихся в области соединения лопаток с диском (650-800 °С), подвергались биметаллические образцы, составленные из пар сплавов: гранулируемого ЭП741НП и различных лопаточных, получаемых направленной кристаллизацией сплава ЖС26ВСНК, монокристаллических ЖС30 <001>, ЖС32 <001>.

Результаты испытаний показали, что характеристики прочности составных конструкций практически не отличаются от прочности стыкуемых материалов [7, 8]. При температурах 700 и 750 °С изломы длительного статического разрушения и МЦУ проходят наиболее близко к поверхностям раздела сплавов. При температурах, выше и ниже названных, разрушение происходило по сплаву, свойства которого были ниже при температуре испытаний. Можно считать, что в диапазоне температур 700-750 °С обеспечивается ус-

ловие равнопрочности этих сплавов, соединенных методом ГИП.

Проведено металлографические, фракто-графические и рентгеноспектральное изучение диффузионного слоя зоны соединения разнородных сплавов, толщина которого составляет менее 15 мкм (рис. 1).

Исследования позволили сделать вывод о структуре материала в зоне соединения разнородных сплавов. Со стороны сплава ЖС26ВСНК частицы у'-фазы укрупняются, со стороны ЭП741 НП измельчаются. В зоне соединения сплавов ЖС32 <001 > и ЭП741НП наблюдаются значительные выделения игольчатой ТПУ-фазы, типа ц или ст, а также укрупнение частиц упрочняющей у'-фазы и образование сплошной пленки /-фазы, окаймляющей карбиды или игольчатые ТПУ-фазы.

Исследовано влияние дополнительной обработки в процессе газостатирования и последующей термообработки (ТО), применяемым для гранулируемого сплава, которым подвергаются лопатки из монокристаллического ЖС32 <001>, входящие в состав биметаллического блиска, на механические свойства этого сплава. Результаты испытания образцов на длительную прочность и малоцикловую усталость показали, что влияния дополнительной ТО на сопротивление длительному статическому разрушению при 800 °С и на циклическую долговечность при 650 °С не проявилось, несмотря на то, что микроструктура образцов претерпела некоторые изменения [8].

Рис. 1. Микроструктура на поверхностях шлифов по границам соединения сплавов ЖС26ВСНК с ЭП741НП (а) и ЖС32 <001> с ЭП741НП (б)

-Ф-

-Ф-

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Разработаны конструктивно-технологические решения для соединения неохлаждае-мых или охлаждаемых лопаток с дисковой частью в единое биметаллическое колесо методом ГИП [9, 10].

При использовании биметаллических бли-сков для турбин, помимо преимуществ, существуют и проблемы, к которым относятся демпфирование колебаний лопаток моноколес, нанесение покрытий на лопатки блиска и разработка технологии ремонта блисков.

Исследование конструкционного демпфирования колебаний лопаток

биметаллических блисков турбин

Демпфирование колебаний лопаток в рабочих колесах со вставными лопатками частично происходит в замковом соединении. Отсутствие конструкционного демпфирования в блисках приводит к повышению динамической напряженности лопаток. Поэтому проблема повышения демпфирования колебаний блиска является особенно актуальной. Для снижения переменных напряжений в лопатках вращающегося колеса используются демпфирующие устройства сухого трения различных типов [11], которые помещаются, например, между удлинительных ножек лопаток. Демпферы прижимаются к трактовым полкам центробежными силами. Демпфирование происходит в результате поглощения энергии возбуждающих сил при работе сил сухого трения на контактных поверхностях «лопатка-демпфер» при взаимном перемещении лопаток. Сила прижатия определяется частотой вращения колеса и массой демпфера. В бандажированных лопатках рассеяние энергии также происходит при контактном взаимодействии антивибрационных полок.

Для обеспечения возможности демпфирования колебаний в блиске с небандажирован-ными лопатками необходимы специальные конструктивные мероприятия. Такими мероприятиями могут быть оптимизация конструкции и массы демпферов, расположенных под трактовыми полками лопаток, а также использование других демпфирующих устройств [12, 13].

На рис. 2 показан созданный в США по программе 1НРТЕТ для двигателя беспилот-

Рис. 2. Биметаллический блиск с лопатками из сплава CMSX-4 и ступицей из сплава NF3

ного летательного аппарата биметаллический блиск (неохлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава СМБХ-4, ступица из сплава NF3) [1]. Лопатки закреплены на длинных ножках, что, по-видимому, обеспечивает высокую эффективность демпферов. Конструкцию предполагалось использовать при температурах обода диска - 800 °С.

В работе [12] на динамическом разгонном стенде (на котором осуществляется возбуждение колебаний вращающихся лопаток) было исследовано конструкционное демпфирование колебаний отлитых из одного сплава блисков турбин (рис. 3).

Литой блиск турбины с разрезанными периферийными полками показан на рис. 3, а. Под полками между лопаток вставлялись сменные демпферы. Колесо (рис. 3, б) имеет удлинительные ножки и два ряда нижних полок, под которыми устанавливаются демпферы коробчатой конструкции. Было проведено исследование вибрационных характеристик биметаллических блисков турбины различной конфигурации с различными демпфирующими элементами, в частности, была оценена эффективность различных способов демпфирования колебаний блисков. А также было исследовано влияние на демпфирование колебаний места расположения и массы демпферов. Было проведено исследование эффективности демпфирования колебаний литого блиска с помощью прижимаемой к диску упругой пластины.

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Рис. 3. Литые блиски турбины:

а - с разрезанными периферийными полками и сменными демпферными вставками; б - с удлинительными ножками и двумя рядами нижних полок

В данной работе было показано, что соответствующие конструктивные решения могут успешно использоваться для демпфирования колебаний биметаллического блиска.

Исследовались полученные ГИП биметаллические блиски с 50-ю неохлаждаемыми монокристаллическими лопатками. Для определения режимов испытаний и выбора схемы препарировки тензорезисторами предварительно были проведены расчетные и экспериментальные исследования частот и форм собственных колебаний блиска [14, 15].

Ориентация монокристалла в отдельных лопатках имела определенный разброс. Так как величина модуля упругости зависит от КГО, то ориентация монокристалла относительно оси лопатки оказала влияние на ее

собственные частоты и формы колебаний, что привело к разбросу собственных частот. Поэтому, наряду с определением собственных частот лопаток, также выявлялась кристаллографическая ориентация монокристаллов.

Расчеты были выполнены для циклически симметричной системы. Экспериментальные исследования проводили на невращающемся блиске при ударном возбуждении колебаний колеса с последующим спектральным анализом сигналов, поступающих на расположенный вблизи блиска микрофон, и при возбуждении колебаний колеса с по -мощью пьезовибратора со спектральным анализом сигналов от акустического преобразователя. Для получения картин форм колебаний использовался метод голографической интерферометрии.

В целом результаты расчетного и выполненных различными методами экспериментальных исследований показали удовлетворительное соответствие.

Исследования вибрационных характеристик были проведены на трех блисках с различной конфигурацией зоны сопряжения лопаток с дисковой частью:

- блиск, в котором отсутствовали удлинительные ножки и зазоры между полками -конструкция «С» (рис. 4, а);

а

в

Рис. 4. Биметаллические блиски:

а - «С» - с лопатками без удлинительных ножек; б - «О» - с лопатками с удлинительными ножками; в - «й» с прорезями по диску

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Рис. 5. Испытуемое колесо «й» с механизмом возбуждения колебаний (а) и с демпферными вставками (б)

- блиск с короткими «ножками» лопаток -конструкция «D» (рис. 4, б);

- блиск «G», полученный путем прореза-ния щелей между лопатками в дисковой части, что обеспечило удлинение ножек лопаток (рис. 4, в).

Расчетными и экспериментальными методами исследованы колебания по первой собственной частоте при возбуждении колебаний вращающихся лопаток с помощью специальных воздушных сопел (рис. 5, а).

Экспериментальные исследования проходили на динамическом разгонном стенде, предназначенном для испытания рабочих кол. с ГТД в поле центробежных сил, в том числе для исследования частот и форм связанных колебаний, вибрационных напряжений в лопатках и дисках и конструкционного демпфирования колебаний. Для определения напряжений на лопатки колеса наклеивались тен-зорезисторы. Сигналы с тензорезисторов через токосъемник и усилитель передавались на регистрирующую аппаратуру.

Сбор информации осуществлялся под управлением программы, разработанной в рамках пакета HP VEE 5.0, предназначенной для VXI (VMEbus eXtention for Instrumentation) аппаратурой фирмы Agilent Technologies.

Для записи сигналов, поступающих с размещенных на лопатках тензорезисторов на лопатках, использовался тензоусилитель ТУП-Д4М и регистратор-анализатор MIC-300M (НПП «МЕРА») со встроенной программой MR-300. Обработка записей проводилась с помощью специально созданного «виртуаль-

ного прибора», разработанного в программной среде LabView4 с параметрами обработки: длина выборки на канал 16384 точек, частота дискретизации 27 кГц, фильтр Наптпд [16].

Диапазон значений первой собственной частоты исследуемых лопаток колеса «С», обусловленный отличиями в геометрических размерах отдельных лопаток и различной кристаллографической ориентацией материала лопаток, определенный расчетным путем, составлял от 2811 до 3067 Гц. Поэтому для возбуждения первой собственной частоты при использовании 40 возбудителей диапазон частот вращения ротора в эксперименте изменялся от 4050 до 4400 об/мин. В процессе испытаний возбуждались резонансные колебания каждой из исследуемых 12 препарированных тензодатчиками лопаток.

Для снижения переменных напряжений в лопатках вращающегося блиска конструкции «О» были разработаны демпфирующие устройства различных типов:специально спроектированный упругий диск, который прижимался к трактовым полкам лопаток с заданным усилием и демпферные вставки в виде трубок, которые помещались между удлинительными ножками лопаток и прижимались к полкам центробежными силами (рис. 5, б).

Проводили следующие испытания блисков «О» и «в» [17].

Обозначения для испытаний блиска «О» (рис. 6, а):

- 00 - без демпфирования колебаний лопаток;

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Fl, Гц о, кг/мм2

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500

1000 500 0

4

3,5 3 2,5 2 1,5 1

-0,5 - 0

1

5, %

о, кг/мм2 Fl, Гц

П0 П1с1 В2с1 П1с2 В2с2

5, % 3

2,5 2

1,5 1

0,5 0

Fl, Гц о, кг/мм2

- 5 -4,5

- 4 -3,5

- 3 -2,5

5000 4500 4000 3500 3000 2500

2000 1500 1000 500 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2 -1,5 - 1

-0,5 - 0

1

5, %

о, кг/мм2 Fl, Гц

I

1

1

0 0,66 0,8 1,2 Масса демпфера

5, % 8

7,5 7

6,5 6

5,5 5

4,5 4

3,5 3

2,5 2

1,5 1

0,5 0

Рис. 6. Зависимость 1 -йрезонансной частоты декремента колебанийЬ и уровня переменных напряжений** от вида (с1, с2) и массы (0—1,98 г) демпферов для лопатки в составе блисков «Р» (а) и «й» (б)

- О1с1 - с демпфированием колебаний лопаток с помощью прижимного диска с усилием 20 кг • м;

- О2с1 - аналогичные предыдущим испытания с усилием прижатия 10 кг-м;

- О1с2 - с демпфированием колебаний лопаток с помощью вставок в виде трубок массой 0,8 г каждая;

- О2с2 - аналогичные предыдущим испытания с массой демпферных вставок 1,22 г.

Испытания блиска «й» проводили без демпферных вставок и с вставками в виде упомянутых выше трубок массой 0,66; 0,8; 1,2; 1,98 г каждая (рис. 6, б).

Сравнительные исследования динамических характеристик конструкций блисков с различными конфигурациями зоны заделки лопаток в диск показали следующее.

Применение удлинительной ножки уменьшило значение первой собственной частоты колебаний в среднем по всем исследуемым лопаткам в зависимости от длины свободной от заделки части лопатки - в 1,2-1,8 раза. С помощью опробованных конструктивных решений можно снизить уровень максимальных резонансных напряжений - на 20 % и уве-

Средние значения декрементов колебаний лопаток конструкций блисков «О» и «й» без демпферов и с демпферами массой 0,8 и 1,22 г

Блиск «О» Блиск «й»

без демпфирования с демпфером массой,г без демпфирования с демпфером массой, г

0,8 1,22 0,8 1,22

0,713 0,911 1,038 0,758 5,522 5,426

личить декремент колебаний в 1,5-2 раза (см. таблицу).

Подбор массы установленных демпферов позволил повысить декремент и, соответственно, снизить уровень вибрационных напряжений в 4-7 раз по сравнению с вариантом без демпферов. Демпферы в конструкции блиска «й» обладают более высокой эффективностью, чем демпферы той же массы для конструкции «О» (в 5-6 раз).

Таким образом, проведенные исследования показывают возможность решения про -блемы обеспечения вибрационной прочности биметаллических блисков турбин.

а

МЕТАЛЛУРГИЯ ГРАНУЛ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ножницкий Ю.А. Разработка ключевых (критических) технологий для создания нового поколения газотурбинных двигателей // В сб.: Новые технологические процессы и надежность ГТД. Вып. 1. Блиски и блинги турбомашин. - М.: ЦИАМ, 1999. С. 5-34.

2. Croft J. Washington DC / APU Manufactures Honeywell and Hamilton Sundstrand Are Powering up to Meet the Demands of Next-Generation Aircraft // Flight International. 2010. 5-11/X. V. 178. N 5260. P. 39-41.

3. StrangmanT.E. Integral Turbine Composed of a Cast Single Crystal Blade Ring Diffusion Bonded to a High Strength Disk // European Patent Application EP1728971. 2006.

4. Stegmaien K., Carpintero E. SAGE4 Geared Turbofan Demonstration, ISABE 2011-1302.

5. Магеррамова Л.А. Применение интегральных рабочих моноколес для турбин ГТД // Вестник МАИ. 2012. Т. 19. № 2. С. 54-63.

6. Магеррамова Л.А. Применение биметаллических блисков, изготавливаемых методом ГИП из гранулируемых и литейных никелевых суперсплавов, для увеличения надежности и ресурса газовых турбин // Вестник УГАТУ. 2011. Т. 15. № 4 (44). С. 33-38.

7. Магеррамова Л.А., Захарова Т. П., Кратт Е.П. Конструирование соединений разнородных жаропрочных сплавов для биметаллических блисков высокотемпературных газовых турбин методом ГИП // Технология легких сплавов. 2013. № 3. С. 83-89.

8. Захарова Т. П., Магеррамова Л.А. Исследование состояния материалов лопаточного и дискового элементов неразъемных биметаллических образцов и моделей // Технология легких сплавов. 2013. № 3. С. 73-82.

9. Пат. 2457177 РФ. Способ изготовления интегрального блиска с неохлаждаемыми рабочими лопатками для газотурбинного двигателя и интегральный блиск / Магеррамова Л.А., Кратт Е.П., Ясинский В.В. Опубл. 20.11.2012. Бюл. № 32.

10. Пат. 2478796 РФ. Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми лопатками,

интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя / Магеррамова Л. А., Кратт Е.П., Ясинский В.В. Опубл. 10.04.2012. Бюл. № 10. 2013.

11. Шорр Б.Ф., Мельникова Г.В. Расчет конструкций методом математического моделирования. -М.: Машиностроение, 1988.

12. Ножницкий Ю.А., Федина Ю.А. Экспериментальное исследование демпфирования колебаний блисков турбин // В сб.: Новые технологические процессы и надежность ГТД. Вып. 1. Блиски и блинги турбомашин. - М.: ЦИАМ, 1999. С. 134-146.

13. Magerramova L.A., Zakharova T.P. Problems of Structural Design, Strength and Reliability Prediction for Bimetallic Blisks, Manufactured by HIP Made out of Powder and Cast Ni- Base Super Alloys for Gas Turbine Usage // 2nd European Conference for Aerospace Sciences (EUCASS), Moscow, 2005.

14. Шорр Б.Ф., Мельникова Г.В., Магеррамова Л.А., Миронов А. К. Исследование динамических характеристик турбинного колеса типа блиск с монокристаллическими лопатками // Авиационно-космическая техника и технология. 2000. Вып. 19. С. 236-240.

15. Мельникова Г.В., Шорр Б.Ф., Магеррамова Л.А. и др. Влияние кристаллографической ориентации монокристалла и ее технологического разброса на частотный спектр турбинных лопаток // Авиационно-космическая техника и технология. 2001. Вып. 26. С. 140-144.

16. Магеррамова Л.А., Мельникова Г.В., Миронов А.К., Шорр Б.Ф. Проблемы конструкционного демпфирования биметаллического турбинного колеса типа «блиск» с монокристаллическими лопатками. // В сб.: Новые технологические процессы и надежность ГТД. Вып. 2. - М.: ЦИАМ, 2001. С.135-149.

17. Magerramova L.A., Shorr B.F., Melnikova G.V., Zakharova T.P. Problems of Dynamic Characteristics and Damping of Bimetallic Gas Turbine Blisks Produced by HIP Technology // Proc. of International Conference «HIP'05». - Paris. 2005. Р. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.