Научная статья на тему 'Исследования анатомо-морфологических особенностей ушных раковин с целью идентификации личности'

Исследования анатомо-морфологических особенностей ушных раковин с целью идентификации личности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
189
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования анатомо-морфологических особенностей ушных раковин с целью идентификации личности»

Таблица 1

Показатели эндотоксикоза у больных распространенным перитонитом и деструктивным панкреатитом в раннем послеоперационном периоде

Таблица 2

Показатели эндотоксикоза у больных распространенным перитонитом и деструктивным панкреатитом при выписке из стационара

Показатели эндотоксикоза Сроки лечения

Сразу после операции На 5-7 сутки после операции

ЛИИ усл.ед (0,5-2,0) 3,6±0,5 3,4±1,0

ГПИ усл.ед (1,3-1,6) 28,5±5,0 24,5±10,0

МСМ/Кр усл.ед (0,24/1,4) 0,30±004 1,48±0,05 0,34±0,05 1,46±0,05

Амплитудный тест мкм (3 и выше) 1,5±1,0 2,0±0,5

воспалительного процесса. После хирургической санации у большинства пациентов происходило уменьшение частоты сердечных сокращений (менее 100 в минуту) и снижение лейкоцитоза. Наряду с этим, оставался высоким ЛИИ, ГПИ.

При определении эндогенной интоксикации на 3-4 сутки новым оригинальным способом установлено, что размах колебания эритроцитов в знакопеременном электрическом поле составил от 1 до 3 мкм.

Состояние больных на 5-7-е сутки от начала хирургического лечения существенно не изменилось: сохранялись клинические признаки эндотоксикоза; отсутствие положительной динамики в клиническом течении подтверждалось лабораторными тестами (табл.1).

Амплитуда колебания эритроцитов в указанные сроки сохранялась на низких цифрах без достоверной разницы от исходных параметров.

Положительная динамика в параметрах и тестах, характеризующих степень эндогенной интоксикации, прослеживалась к моменту выписки больных из стационара (табл.2).

Показатели эндотоксикоза Сроки лечения при выписке из стационара

ЛИИ усл.ед (0,5-2,0) 1,4±0,5

ГПИ усл.ед (1,3-1,6) 2,5±0,5

МСМ/Кр усл.ед (0,24/1,4) 0,29±0,05 1,44±0,05

Амплитудный тест мкм (3 и выше) 5,5±2,5

В указанные сроки стационарного этапа лечения пациентов с распространенным перитонитом и деструктивным панкреатитом при клинических проявлениях благоприятного течения воспалительного процесса достоверно выявлена тенденция к нормализации ЛИИ, ГПИ, МСМ/Кр. Наиболее чувствительным показателем снижения эндогенной интоксикации выступила амплитуда колебания эритроцитов больных в энакопеременном электрическом поле, в 1,5-2 раза превышая принятые за норму параметры.

Таким образом, при объективной оценке состояния пациентов с абдоминальным сепсисом на всех этапах лечения, включающего методы активной хирургической детоксикации, целесообразно внедрение способа экспресс-диагностики степени эндотоксикоза по микрофоретичес-кой активности эритроцитов.

Выводы.

1. Предложенный способ определения степени эндотоксикоза у больных с абдоминальным сепсисом сопоставим с «традиционными» показателями эндогенной интоксикации и шкалами балльной оценки.

2. Преимуществом способа является возможность его использования в режиме экспресс-диагностики, мониторинга эффективности хирургической санации и контроля адекватности интенсивной терапии.

Литература:

1. Гельфанд Б.Р. и др. Сепсис: определение, диагностическая концепция, патогенез и интенсивная терапия// Инфекции в хирургии.-

2004. - Т.2 №2. - С. 2-16.

2. Рыбачков В.В., Маевский С.В. Комплексное прогнозирование у больных с распространенным перитонитом // IV Всероссийская на-

учно-практическая конференция. Абдоминальная хирургическая инфекция: перитонит 29 июня-1 июля 2005 - М: 2005 - С. 64

3. Светухин A.M., Звягин А.А., Слепнев С.Ю. Системы объективной оценки тяжести состояния больных. Часть I // Хирургия.-

2002.- № 9. - С. 51-57.

4. Светухин A.M., Звягин А.А., Слепнев С.Ю. Системы объективной оценки тяжести состояния больных. Часть II// Хирургия.-

2002.- № 10. - С. 60-68.

И.Ш. Пипия

ИССЛЕДОВАНИЯ АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УШНЫХ РАКОВИН С ЦЕЛЬЮ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Кафедра судебной медицины и медицинского права (завкафедрой — проф. П.О. Ромодановский) ГОУ ВПО “Московский медико-стоматологический университет” Росздрава

© И.Ш. Пипия, 2007 УДК 340.624

Проблема идентификации личности за последние годы резко обострилась как у нас в стране, так и во всём мире в связи участившимися случаями различных по происхождению крупномасштабных катастроф, террористических актов и т.д.

В настоящее время особую актуальность приобретает объединение усилий многих стран в борьбе с международ-

ным терроризмом, так как террористические акты представляют реальную угрозу для жизни и здоровья многих мирных граждан.

В этих случаях большое значение приобретает разработка объективных и научно - обоснованных методов идентификации личности не только жертв терроризма, но их непосредственных участников (Каныгина О.В., 2005).

Поиски доступных и информативных методов идентификации личности проводятся во многих странах мира. Широкое распространение получают и внедряются в практику дактилоскопические, биометрические, фотографические и другие методы.

В указанном аспекте особое внимание уделяется использованию анатомо-морфологических особенностей строения ушных раковин человека, успешное внедрение которых уже имеются в США, Великобритании и некоторых других странах.

В доступной отечественной судебно-медицинской и криминалистической литературе имеются лишь единичные сведения о возможности использования анатомоморфологических особенностей ушной раковины для идентификации личности.

В 1949 году американский учёный Альфред Янарели предложил систему идентификации по особенностям анатомо-морфологического строения ушной раковины. Система Янарели предусматривает воспроизводство структуры внешнего уха на фотографии или на фотографической бумаге. Кроме того, эскизы (узоры) ушных раковин должны быть измерены антропометрически. В свою систему изучения ушной раковины Янарели включил: общую характеристику форм, её размеры, положения, основные части, особенности, пол и расу индивидуума и 12 антропометрических измерений собственного уха.

Размеры, выраженность, взаимные расположения анатомических элементов уха могут варьировать в значительных пределах. Кроме того, форма отдельных элементов может до некоторой степени изменяться с возрастом.

Некоторые авторы (Песиков Я.С., Рыбалко С.Я., 1990) выделяют более 40 разновидностей 12 основных элементов строения ушной раковины. По мнению указанных авторов, некоторые аномалии строения ушной раковины могут являться признаками врожденных или приобретенных заболеваний.

Ряд исследователей (Пашинян Г.А., Каныгина О.В., 2005) для правильной ориентации локализации аурикулярных зон и точек предлагают использовать основной метод - «ушной транспортир» (градусная сетка).

Для идентификации личности по анатомо-морфоло-гическим особенностям ушных раковин целесообразно использовать градусную сетку по методу Я.С. Песикова, 1990 с измерителями линии не через 10, а 15 градусов. При этом полученные цифровые данные могут иметь большое значение при сопоставлении с фотографиями и гипсовыми моделями.

Нами исследованы анатомо-морфологические особенности ушных раковин лиц русской (100), грузинской (94) и таджикской (30)национальностей, обоего пола в возрасте от 17 до 45 лет.

Исследование включает:

- клиническое обследование (опрос, осмотр);

- осмотр и получение гипсовых моделей. Морфологическое исследование гипсовых моделей;

- фотографирование ушных раковин и их измерения;

- антропометрические измерения ушных раковин по методу Я.С. Песикова (1990) в модификации Г.А. Пашиня-на и О.В. Каныгиной (2005).

При антропометрическом измерении ушной раковины важным является вопрос о местонахождении центра градусной сетки (нулевой точки).

Согласно международной Акупунктурой Номенклатуре (УаппагеШ А., 1978) в качестве нулевой точки следует использовать точку ЭРЧЖУН, находящуюся несколько кпереди от углубления и легко определяемую на ножке завитка соответственно месту прикрепления к хрящу поперечной мышцы ушной раковины.

Используя деление уха на сектора по 10 градусов (Песиков Я.С., Рыбалко С.Я., 1990) или по 15 градусов (Па-шинян Г.А., Каныгина О.В., 2005), измерение необходимо начать от прямой горизонтальной против часовой стрелки для правого уха и по часовой стрелке для левого уха.

Для выполнения поставленных задач проведено исследование анатомо-морфометрических особенностей строения ушных раковин 224 человек в возрасте 16-56 лет: 100 мужчин русской национальности, 52 мужчин и 42 женщин грузинской национальности и 30 мужчин таджикской национальности (Таблица №1).

Как видно из таблицы, наиболее часто у всех изучающих этнических групп встречаются овальные формы ушной раковины (58% у грузин, 61% у таджиков, 49,2% у русских).

У таджиков была выявлена только одноволновая форма козелка (100%). Ни одного случая с двухволновым козелком отмечено не было. У грузин двухволновой козелок наблюдался в 13% случаев, у русских - только в 1,6%.

Наиболее часто у всех групп встречался выступающий противокозелок (более 55% во всех случаях).

У грузин и русских наиболее редко встречается узкая межкозелковая вырезка (3% и 4% соответственно), в то время как у таджиков она самая распространенная (50%); у таджиков реже всего отмечена широкая межкозелковая

Таблица№1

Анатомо-морфологические особенности строения ушных раковин у различных этнических групп

Форма ушной раковины Форма мочки Форма козелка Форма противоко- зелка Величина межко-зелковой вырезки Форма чаши ушной раковины

Группы обследо- ванных Овальная Треугольная Прямоугольная Широкая Удлиненная Редуцированная Одноволновой Двухволновой Сглаженный Выступающий Узкая Средняя ая к о р и Ш Открытая Полузакрытая Закрытая

Русские мужчины 49,2 45,2 5,6 31 46 29 98,4 1,6 30,6 69,4 4 70,2 25,8 12 79 9

Таджики мужчины 61 33 6 77 6 17 100 0 42 58 50 31 19 56 11 33

Грузины мужчины 58 36 6 43 38 19 84 16 37 63 3 39 58 26 20 54

Грузины женщины 57 43 0 68 21 11 93 7 45 55 0 24 76 19 39 42

вырезка (17%), а у грузин она встречается чаще всего (58%). У русских наиболее широко распространена меж-козелковая вырезка средней ширины (70,2%).

Наиболее редкая форма чаши раковин для грузин и таджиков - полузакрытая (встречается в 20% у грузин и в 11% у таджиков). Для русских же она наиболее характерна (79%). Для грузин наиболее характерна закрытая форма (встречается в 54% случаев), для таджиков - открытая (56% случаев).

Проводилось сравнение данных показателей по полу (между мужчинами и женщинами грузинской национальности).

Для женщин наиболее характерна широкая мочка (68%), для мужчин - почти в одинаковой степени характерны широкая и удлиненная мочка (43% и 38% соответственно). Наиболее редко встречается редуцированная мочка - в 11% у женщин и в 19% у мужчин.

При сравнении параметров правой ушной раковины с параметрами левой ушной раковины было выявлено следующее: у таджиков наименее часто выявляется асимметрия (в двух случаях из тридцати, что составляет 6,7%),

у русских асимметрия ушных раковин наблюдается в 38% случаев и наибольшую величину этот показатель имеет у грузинской национальности и составляет 40,4%.

Комплексное анатомо-морфометрическое исследование ушных раковин выявило множество признаков, имеющих индивидуальный характер, которые можно документировать с помощью фотографий, антропометрических данных и использовать при судебно-медицинской экспертизе идентификации личности.

В результате сравнения анатомо-морфометрических картин ушных раковин было выявлено, что существуют определенные расово-этнические и половые особенности, что может быть использовано при установлении личности неизвестного человека.

Создан компьютерный банк данных для получения сведений о половой и расово-этнической принадлежности.

Результаты наших исследований показали, что в ана-томо-морфологических строениях ушных раковин имеется реальная возможность установления этнической принадлежности, также осуществима половая дифференциация.

Литература:

1. Каныгина. О.В. Анатомо-морфологические особенности строения зубов и ушной раковины в идентификации личности человека.

Дисс... канд. мед. наук, М., 2005. - 114 с.

2. Песиков Я.С., Рыбалко С.Я. Атлас клинической аурикулотерапии - М. Медицина. 1990 - 256 с.

3. УаппагеШ А. Идентификация личности по особенностям строения ушной раковины. (пер.с англ.). США, 1978 - 250 с.

© А.И. Авдеев, С.В. Леонов, 2007 УДК 340.624

А.И. Авдеев, С.В. Леонов

УНИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОПИСАНИЯ РУБЛЕНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ КОСТЕЙ

Кафедра судебной медицины (завкафедрой — проф. А.И. Авдеев)

ГОУ ВПО “Дальневосточный государственный медицинский университет” Росздрава

В результате активной деятельности по стандартизации медицинской помощи, как у нас, так и за рубежом за последние десятилетия разработаны и внедрены сотни и тысячи различных стандартов [3].

Проведенный анализ актов судебно-медицинской экспертизы рубленых повреждений костных структур человека (архив танатологического и медико-криминалистического отделений Бюро СМЭ МЗ Хабаровского края) показал, что характеристика морфологических изменений при рубленой травме, которую дают практические эксперты либо крайне мало информативна, либо чересчур сложна и громоздка. Это обусловлено отсутствием четких критериев описания повреждений, полиморфностью травмы, большой протяженностью повреждений (они нередко располагаются на нескольких костях или элементах костных структур). Особую сложность в экспертном изложении вызывает описание повреждений позвоночника (повреждаются зачастую 2-3 позвонка), суставов человека (тазобедренного, коленного, плечевого). Эксперты, встречаясь с подобной проблемой, описывают повреждение каждой кости в отдельности, а затем в резюмирующей части указывают, что повреждения перечисленных костей составляют единое целое, и не исключают одномоментность их образования.

Такое описание, как показывает опыт, недостаточно, поскольку не позволяет в полной мере оценить размер и объем травмы, определить позу (или положение конечности) в момент ее нанесения.

Мы предлагаем стандартизировать описание рубленой травмы, сделать результаты изложения экспертного исследования краткими и лаконичными. Нами использовались «Условные обозначения морфологических проявлений

разрушения на схемах - топограммах при векторно-графическом анализе» [2].

За основу берется или реперажная схема, или рисунок костного образования согласно анатомическому атласу или схеме (которых в распоряжении практического эксперта более чем достаточно).

Далее, на схему с учетом ориентиров наносится графическая модель повреждения с использованием стандартных обозначений [2].

Наше предложение заключаются в том, что вводятся дополнительные условные обозначения, необходимые для отражения всей картины острой травмы.

• Поскольку процесс формирования разруба зачастую приводит к отделению конечного элемента (фактически, к дефекту) [1], область отделения заполняется светло-серым цветом (штрихуется)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Это позволяет определить, что есть дефект, и в этой зоне указать еще несколько условных обозначений (в письме предлагается закрашивать эту зону сплошным черным цветом - естественно, нанести какие-либо обозначения в этом случае невозможно).

• Зона трасс помечается (волнистыми линиями по ходу их расположения) следующим образом:

Стрелки указываются только в том случае, когда возможно определение направления удара.

• Зона смятия губчатого вещества кости обозначается следующим образом:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.