УДК 159.922
Руднова Наталья Александровна
ассистент кафедры общей и клинической психологии e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7 (342) 239-61-55
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ
КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ
Natalya A. Rudnova
Assistant of the Department of General and Clinical Psychology Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
e-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia
RESEARCH OF LIFE VALUES OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES
OF TRAINING
Аннотация. Обучение в современном вузе связано не только с получением профессиональных компетенций, многие общекультурные компетенции формируются именно в период студенчества. Целью исследования стало изучение особенностей системы терминальных ценностей у студентов разных курсов обучения. В исследовании приняли участие 92 человека: 31 студент первого курса (М = 18,61; SD = 1,73), 30 - второго курса (М = 19,6; SD = 2,09) и 31 - третьего курса (М = 20,08; SD = 0,9). В результате было выявлено, что системы ценностей студентов, обучающихся на разных курсах, имеют значительное сходство. Однако на младших курсах преобладающей направленности не обнаружено, а к третьему курсу ведущей становится прагматическая.
Ключевые слова: терминальные ценности, инструментальные ценности, гуманистическая направленность, прагматическая направленность.
Abstract. High school education not only relates to professional competencies but also with personality features changes. During university, many general cultural competencies and their components like personal values are formed. This article presents the results of studying the terminal values of students. The study involved 92 undergraduate students: 31 people - first-year students (M = 18.61; SD = 1.73), 30 -second-year students (M = 19.6; SD = 2.09) and 31 - third (M = 20.08; SD = 0.9). As a result, it was revealed that the value systems of students have similarities. However, if we talk about the general direction, then it is not in the undergraduate courses, in the third year the leading direction is pragmatic.
© Руднова Н.А., 2019
Key words: terminal values, instrumental values, humanistic orientation, pragmatic orientation.
Высшая школа всегда являлась социальным институтом, влияющим на формирование социальной структуры общества и социализацию личности как носителя общественных ценностей [4, 13]. Современная система высшего образования построена таким образом, что, обучаясь, молодой человек получает не только профессиональные знания, умения и навыки, но и базовые компетенции, необходимые для успешной социализации, а также возможности творчески, на основе усвоенных ценностей, правил и норм, реализовывать свое предназначение [14].
Именно в период перехода от юношества к взрослости происходит наиболее значительное изменение в системе ценностей, что при комплексном воздействии образовательной среды вуза позволяет формировать ценностные ориентации, которые далее будут определять мировоззренческие позиции [5]. Для максимальной эффективности обучения и воспитания необходимо четкое представление о том, что находится в приоритете у молодого поколения, какие ориентиры помогают развиваться. Изучение ценностной структуры личности студентов и динамики ее изменения на протяжении 3 курсов может помочь при разработке воспитательных мероприятий, учебных планов, в выборе преподавателями наиболее эффективных форм и методов обучения.
Под термином «ценность» в настоящей работе понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту или субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную значимость [10]. Традиционно опираются на классификацию ценностей, предложенную М. Рокичем, который подразделяет их на инструментальные и терминальные [8]. Если первые представляют собой желательные способы поведения, которыми человеку стоит владеть, то вторые выступают теми целями и смыслами, к достижению которых он стремится.
Перечень терминальных ценностей в известной степени ограничен и устойчив: как правило, к ним относятся нормы, которые разделяет большинство людей, независимо от расовой, религиозной, культурной и другой принадлежности [1, 6]. К ним можно отнести здоровье, семейное благополучие, возможность самореализации в процессе труда и т.д.
Реализованные ранее исследования свидетельствуют о том, что первокурсники чаще ориентированы на ценности личной жизни, а не профессиональной деятельности. Они выше оценивают здоровье, развлечения и успешную социальную жизнь (семья, друзья), чем общественное признание, развитие и интересную работу [11]. Возможно, выраженность данных ценностей связана с переходом от школьной формы обучения, с характерной ей жесткой системой контроля, к более самостоятельной и ориентированной на дальнейшую профессиональную деятельность [9]. К старшим курсам среди прочих терминальных ценностей возрастает значимость материального благополучия, независимости и безопасности [3]. Другие исследователи отмечают, что приоритетными становятся межличностные отношения, в частности, создание семьи и общение с друзьями [12].
Целью настоящего исследования стало изучение особенностей системы терминальных ценностей у студентов разных курсов обучения.
Учитывая результаты реализованных ранее исследований, можно предположить, что на первом курсе значимыми будут ценности, связанные с активной социальной жизнью, а к третьему курсу повысится значимость ценностей, связанных с будущей трудовой деятельностью, например, развитие себя, достижения и высокое материальное положение.
В исследовании приняли участие 92 человека: 31 человек - студенты первого курса (М = 18,61; SD = 1,73), 30 - второго курса (М = 19,6; SD = 2,09) и 31 - третьего курса (М = 20,08; SD = 0,9).
Для выявления системы терминальных ценностей студентов использовался опросник «Морфологический тест жизненных ценностей» (авторы - В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) [10]. Опросник включает в себя 112 пунктов, которые респонденты оценивают от 1 («утверждение не имеет никакого значения») до 5 («очень важно»).
Методика позволяет диагностировать такие терминальные ценности, как развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик; высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования; креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность и др.
Кроме того, данная методика позволяет выявить преобладание гуманистической (духовно-нравственные ценности) или прагматической (эгоистически-престижные) направленности.
Для анализа данных были использованы методы описательной статистики, дисперсионный анализ и t-критерий, направленные на выявление особенностей систем ценностей у студентов разных курсов. Вся обработка данных проходила с использованием пакета прикладных программ SPSS для статистического анализа данных.
В результате применения методов описательной статистики была выявлена система ценностей у студентов 1, 2 и 3-го курсов (таблица).
Средние и стандартные отклонения показателей ценностей студентов вуза
Ценность 1 курс 2 курс 3 курс
Ср. ар. Ст. откл. Ср. ар. Ст. откл. Ср. ар. Ст. откл.
Развитие себя 39,03 7,04 42,07 6,14 38,83 6,18
Духовная удовлетворенность 41,37 7,03 44,97 4,48 41,65 12,08
Креативность 34,23 7,76 36,79 7,79 31,68 6,37
Социальные контакты 38,10 7,30 42,55 5,70 38,62 8,00
Престиж 35,60 7,59 40,72 5,87 35,70 9,21
Достижения 39,70 6,65 42,90 4,76 43,35 3,32
Материальное положение 40,77 7,85 46,90 6,70 46,69 7,67
Сохранение индивидуальности 39,07 8,38 44,76 6,22 38,59 6,31
Согласно полученным данным, у первокурсников наиболее выражена духовная удовлетворенность как стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни и материальное положение как убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Далее находятся ценность достижений (конкретных и ощутимых результатов), сохранение индивидуальности (неповторимости и своеобразия своей личности, своих убеждений, своего стиля жизни), развитие себя (потребность получать объективную информацию об особенностях своей личности, стремление к самосовершенствованию). Затем следует ценность установления благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми (активные социальные контакты), престижа (потребность в признании, уважении, одобрении со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц) и креативности, под которой в данном случае подразумевается реализация своих творческих возможностей.
У студентов второго курса на первом месте по значимости находится материальное положение, затем духовная удовлетворенность и сохранение индивидуальности, далее следуют достижения, социальные контакты и последовательно развитие себя, престиж и креативность.
На третьем году обучения система ценностей студентов несколько изменяется. Материальное положение, достижения и духовная удовлетворенность сохраняют ведущие позиции. Затем следуют развитие себя, социальный контакт, сохранение индивидуальности, престиж и креативность.
Материальное положение и духовная удовлетворенность устойчиво демонстрируются как ведущие ценности на всех курсах, а престиж и креативность -как наименее ценные показатели во всей выборке. Выраженность остальных ценностей меняется от курса к курсу.
Для выявления значимости различий в выраженности терминальных ценностей у студентов 1, 2 и 3-го курсов был проведен дисперсионный анализ (ЛШУЛ).
В результате обработки данных обнаружены значимые различия в выраженности всех исследуемых ценностей у студентов разных курсов, за исключением ценностей «развитие себя» и «духовная удовлетворенность» (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность терминальных ценностей у студентов 1, 2 и 3-го курсов
Ценность материального положения (Р (2,82) = 5,87; р < 0,005), достижений (Р (2,82) = 3,99; р < 0,005) и социальных контактов (Р (2,82) = 2,96; р < 0,05) более выражена у студентов второго (р < 0,05) и третьего курсов (р < 0,005), в отличие от студентов-первокурсников. Они же значимо выше оценивают креативность (Р (2,82) = 2,70; р > 0,05) по сравнению со студентами третьего курса (р < 0,05), а значимость престижа (Р (2,82) = 4,06; р < 0,05) оценивают выше, чем студенты как первого (р < 0,05), так и третьего курса (р < 0,05). Сохранение индивидуальности (Р (2,82) = 6,10; р < 0,005) первокурсники оценивают значимо ниже, чем студенты второго курса (р < 0,005), но выше, чем студенты третьего курса (р < 0,005).
Если рассматривать различия в выраженности эгоистически-престижных (Р (2,82) = 5,496; р < 0,05) и духовно-нравственных ценностей (Р (2,82) = 2,72; р < 0,05), можно отметить, что значимое различие (р < 0,05) есть только между студентами первого и второго курса (рис. 2).
Сравнение при помощи /-критерия Стьюдента выраженности данных групп ценностей показало, что эгоистически-престижные, по сравнению с духовно-нравственными, выражены в большей степени только у студентов третьего курса ^ = 2,11; р < 0,05).
Рис. 2. Выраженность эгоистически-престижных и духовно-нравственных ценностей
у студентов 1, 2 и 3-го курсов
Первое, на что стоит обратить внимание при обсуждении полученных данных, это то, что студенты разных курсов в целом демонстрируют схожую систему ценностей. Так, достаточно высоко они все оценивают материальное положение и духовную удовлетворенность, достижения. Кроме того, показатели материального положения и достижений значимо выше у второго курса и не ниже у третьего. Вероятно, жизненное благосостояние студентов всех курсов в значительной степени связано с финансовой обеспеченностью, способностью ставить жизненные задачи и достигать их, руководствуясь при этом морально-нравственными принципами.
Достаточно низко студенты оценивают престиж и креативность. Можно предположить, что они не стремятся к признанию окружающих как самоцели, в той же мере реализация творческих возможностей может выступать скорее инструментом достижения более значимых ценностей.
Интересно, что ценность сохранения индивидуальности, т.е. стремление к неповторимости и независимости, высоко оценивается студентами второго курса. Можно объяснить это тем, что на первом курсе в ходе адаптации к новым социальным условиям основная задача - ассимиляция в новое сообщество, что предполагает ориентацию в большей степени на конформность, чем уникальность личности. Именно поэтому ценности собственной уникальности появляются только на втором курсе.
Полученные результаты частично подтверждаются данными ранее проведенных исследований. Так, в исследовании Е.В. Кривцовой студентами высоко оцениваются материальное положение и достижения. Повышение ценности материально обеспеченной жизни на 2-м году обучения обнаруживает М.В. Шабаловская [15]. Возможно, выраженность данной группы ценностей связана с особенностями выборки (в нашей работе это студенты экономического факультета), поскольку исследование, реализованное на выборке студентов помогающих профессий, выявило значительную выраженность таких ценностей, как творчество, счастье других, красота природы и искусство, т.е. ориентация на свободу, а не на власть или деньги; в большей степени на процесс, чем результат [2].
Согласно анализу данных, можно утверждать, что за период обучения в вузе происходит формирование общей направленности личности и деятельности студента. Так, студенты первого и второго курса не имеют выраженной направленности, что свидетельствует об отсутствии выраженного предпочитаемого целеполагания. При этом на старших курсах появляется основная направленность - прагматическая. Аналогичная тенденция обнаружена Е.В. Кривцовой: по сравнению с первокурсниками, у выпускников эгоистически-престижные ценности оказываются чуть выше в рейтинге, хотя ведущей все равно остается неопределенная направленность.
В итоге можно сделать вывод, что системы ценностей студентов, обучающихся на разных курсах, несмотря на некоторые расхождения, в значительной степени схожи. Наиболее высоко студенты оценивают материальное положение, духовную удовлетворенность и достижения. Меньшую значимость для них представляют престиж и креативность. Но если говорить о направленности, то на младших курсах преобладающей нет, хотя к третьему курсу ведущей становится прагматическая, включающая эгоистически-престижные ценности.
Список литературы
1. Баркова М.А. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В.М. Шукшина // Педагогическое образование в России. -2011. - № 3. - С. 237-243.
2. Болучевская В.В. Ценностные ориентации и социально-психологические установки будущих специалистов помогающих профессий в процессе их профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - № 3. - URL: http ://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_3_4/nomer/nomer05.php
3. Бражникова А.Н., Тищенко Ю.В. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте // Вестник Брянск. гос. ун-та. 2012. - № 1 (1). -С.194-198.
4. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Тест личностных ценностей: руководство по применению теста. - Самара: ИПК «Содружество», 2007. - 60 с.
5. Клименко О.В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -М., 2011. - 227 с.
6. Комаров А.С. Общечеловеческие ценности: опыт апологии // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 21-29.
7. Кривцова Е.В. Исследование ценностного самоопределения личности // Вестник Кемеров. гос. ун-та. - 2014. - Т. 2, № 1 (57). - С. 77-81.
8. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты, изменения во времени // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.
9. Попова Е.А., Шеина М.В. Учеба в сильной школе - гарантия высоких академических результатов в вузе? // Вопросы образования. - 2017. - № 1. -С. 128-157.
10. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению теста. - Самара: Изд-во СамИКП-СНЦ РАН, 2002. - 56 с.
11. Суходолова Е.П. Ценностные ориентации первокурсников: перспективы развития // Дискуссия. - № 2 (32). - 2013. - С. 114-121.
12. Темницкий А.Л. Динамика терминальных и инструментальных ценностей учебы у студентов МГИМО // Вестник МГИМО Университета. -
2015. - № 1(40).
13. Томсинов В.А. Роль Университета в жизни общества // Этнос и право. -
2016. - № 1. - С. 4-8.
14. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. - Ижевск: ИЦ «Удмурт. ун-т», 2016. - 176 с.
15. Шабаловская М.В. Аксиологический аспект развития активности современных студентов // Вестник Том. гос. пед. ун-та. - 2009. - № 6. - С. 81-85.