Научная статья на тему 'Исследование здорового образа жизни студентов'

Исследование здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1516
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование здорового образа жизни студентов»

8. Шоган В. В. Модульный подход в обучении : Дис. ... канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1997. - 222с.

9. Шоган В. В. Теоретические основы модульной технологии личностно-ориентированного образования: дис. доктора педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 477 а

10. Шоган В.В. Единое образовательное пространство как педагогическая категория (постулат модульности образования)// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - №3, 2012. - С. 25-31.

©Н.М.Мкртчян, Т.Ю. Мкртчян , 2015

УДК 396

A.П. Морозов

студент 1 курса электротехнического факультета

М.Т. Фазлеев ст. преподаватель

B.Д. Паначев зав. каф., д.социол.н., проф.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

г. Пермь, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

. В статье исследуется зависимость соблюдения основ здорового образа жизни и самооценки социального статуса двух категорий студентов: со слабым состоянием здоровья и активно занимающихся спортом. Здоровый образ жизни представлен как основной фактор формирования сознательно-оценочного мнения студенческой молодежи в процессе их обучения в вузе.

Ключевые слова:

студенты, образ жизни, спорт, здоровье, социализация, физическая культура.

Abstract.

The article investigates the dependence of following a healthy way of life on social status self-estimation by two categories of students: with a weak state of health and actively going in for sports. Healthy life-style is presented as a major factor of developing conscious estimation opinion of student youth while in higher education.

Key words:

students, way of life, sport, health, socialization, physical culture.

Здоровье - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способность к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой деятельности. В современных условиях здоровье перестает быть только личным делом молодого человека, так как оно становится фактором выживания социума в целом. Изучение проблемы здорового образа жизни студентов в широком социокультурном аспекте обусловлено спецификой этой социально- профессиональной, социально-демографической группы, особенностями ее формирования, положения и роли в обществе. По прогнозам социологов, число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, т.е. категории студентов с отклонениями в состоянии здоровья, может достигнуть 50% от общего количества. К сожалению, данная тенденция сохранится и в ближайшие 10-15 лет, когда общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн чел. (в среднем по 1 млн чел. ежегодно) [1, с. 36-41]. Ввиду недостаточности исследований взаимосвязи здорового образа жизни и социальных позиций студентов, эти вопросы продолжают оставаться актуальными и в настоящее время.

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

Исследование, приведенное авторами, проводилось в течение 2014-2015 учебного года со студентами 1-4 курсов Пермского национального политехнического университета в количестве 900 человек. Из них 300 были отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (студенты с отклонениями в состоянии здоровья), а 600 респондентов активно занимались спортом. Ответы на вопрос «Занимаетесь ли Вы физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное от учебных занятий время?» студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, распределились следующим образом: 38% студентов ответили, что не занимаются, 35% дали ответ, что занимаются эпизодически, и только 27% респондентов занимаются систематически, два-три раза в неделю и более. Анализ полученных результатов позволяет предположить, что большая часть студентов не придает серьезного значения двигательной активности в процессе жизнедеятельности, в то время как студенты, активно занимающиеся спортом, все без исключения вне учебной деятельности занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью два-три раза в неделю и более. Полученные результаты свидетельствуют о значительной разнице в ответах между студентами двух рассматриваемых нами категорий их состояния здоровья и физической подготовленности.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы уровнем состояния своего здоровья?» ответы студентов рассматриваемых нами категорий распределились следующим образом: только седьмая часть (16%) респондентов специальной медицинской группы ответили «Да, вполне», тогда как большая часть (62%) активно занимающихся спортом ответила положительно на данный вопрос; каждый третий (33%) студент специальной медицинской группы оказался скорее удовлетворен, чем нет, в сравнении с 26% активно занимающимися; затруднилась ответить четверть (26%) респондентов специальной медицинской группы и 7% активно занимающихся; скорее не удовлетворены 16% студентов специальной медицинской группы, в сравнении с 3% активно занимающихся; и вариант «Нет, совсем не удовлетворен» был отмечен 7% опрошенных специальной медицинской группы против 1% активно занимающихся спортом .

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что при сопоставлении данных категорий студентов наблюдается значительная разница уровня удовлетворенности состоянием их здоровья. А именно, большая часть студентов специальной медицинской группы отметила варианты «Скорее удовлетворен, чем нет», «Трудно сказать», «Нет, совсем не удовлетворен», а также «Да, вполне», в то время как студенты, активно занимающиеся спортом, в основном выбрали ответ «Да, вполне удовлетворен» и «Скорее да, чем нет».

В результате проведенного исследования была установлена тесная связь основ здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студентов[2-4]. Деление студентов на две категории (активно занимающихся спортом и специальной медицинской группы) продемонстрировали эту связь. Тем самым реально просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью вне университета занимаются далеко не все студенты специальной медицинской группы. То же самое можно сказать и об основах здорового образа жизни, где их соблюдение в большей степени определено студентами, активно занимающимися спортом. Вследствие этого уровень удовлетворенности состоянием здоровья у студентов, активно занимающихся спортом, значительно выше, а это, в свою очередь, повышает самооценку социального статуса, что в особенности очень важно для студентов. Молодость - это некий фундамент, определяющий формирование взрослого человека в будущем. Анализируя проблемы формирования здорового образа жизни молодого поколения, можно также утверждать, что многое зависит от региона проживания, уровня социализации молодежи и ее идентификации с территорией проживания. Идея здорового образа жизни представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом. Можно констатировать, что исследование социальных факторов здоровья детей и подростков становится более основательным и продуктивным, в то время как в отношении здоровья студентов сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченности исследовательских возможностей. Такое положение обусловлено тем, что образ жизни студентов как социальной группы объективно определен ее противоречивой позицией в обществе. Характер проблемы требует, чтобы в ее

127

изучении сочетались не только социально-медицинский и психолого-педагогический, но и социологический подход, что позволит обеспечить более корректную социальную оценку факторов и тенденций в отношении здоровья студентов. Современные социальные и политические реалии требуют поиска эффективных механизмов формирования ценностных ориентации на здоровый образ жизни, нового качественного осмысления государственной молодежной политики. Список использованной литературы:

1. Римашевская, Н. М. Здоровье человека - здоровье нации / Н. М. Римашевская // Экономические стратегии. - 2006 - № 1.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года - М., 2012.С. 4.

3. Паначев, В.Д. К оценке здорового образа жизни в студенческой молодежи // Физическая культура и спорт в структуре здоровьесберегающей системы высшей школы: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-метод. конф., посвященной 80-летию образования Ставропольского государственного университета 19 апр. 2011г. - с.67-71.

4. Паначев, В.Д. Анализ физической культуры и здорового образа жизни. Международный журнал экспериментального образования №4 (2) 2013 Москва С. 40-45

©А.П. Морозов, М.Т. Фазлеев, В.Д. Паначев, 2015

УДК 378.1; 371.3

В. А.Питнявко

студент 3 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УТОЧНЕНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СНОУБОРДЕ

Аннотация

В статье отражены возможности уточнения определений категории «социализация» и «самореализация», раскрыты перспективные направления моделирования категориального аппарата педагогики физической культуры и спорта на примере занятий сноубордом.

Ключевые слова

Культура самостоятельной работы, моделирование, гуманизм, педагогическая методология, социализация, самореализация, сноуборд.

Теория практика педагогического моделирования разработала богатейший инструментарий, фасилитирующий постановку и решение задач уточнения и определения понятийного аппарата современной педагогики физической культуры и спорта.

В таком понимании постановки задачи детерминации научно-педагогического исследования мы уточним понятие «социализация», «самореализация» в общем смысле и в ресурсах занятий сноубордом, заложив в основу теоретико-эмпирические данные о качестве и возможностях педагогического моделирования [1-4, 10], о специфике социализации и самореализации личности [7-9], о возможности и качестве формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося, включенного в поиск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.