Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТ МАССЫ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА ПРИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТ МАССЫ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА ПРИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
340
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССА ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА / РАСХОД ТОПЛИВА / НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА / МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хабибуллозода Х.Х., Горяев Н.К.

Введение. Действующая нормативная методика учета расхода топлива на автомобильном транспорте в течение длительного времени качественно не изменялась. В большинстве транспортных предприятий Челябинской области для нормирования расхода топлива официальные методики не используются, что свидетельствует о необходимости совершенствования нормирования расхода топлива. Наиболее существенные различия между нормированием и реальным расходом связаны с транспортной работой. Цель и задачи эксперимента. Целью и задачами исследования является статистическое исследование влияния массы перевозимого груза на расход топлива при междугородных автомобильных перевозках, их анализ и определение зависимости расхода топлива от массы перевозимого груза. Результаты эксперимента. Для выявления влияния массы перевозимого груза на расход топлива при междугородных автомобильных перевозках было проведено исследование по статистическим данным о работе седельных тягачей в ООО «Альянс Авто», одном из крупнейших междугородных автомобильных перевозчиков Челябинской области. Исследование проводилось по седельным тягачам Mercedes-Benz Actros-1840, оборудованными приборами контроля расхода топлива и устройствами для определения нагрузок по осям. Масса груза определялась вычитанием снаряжённой массы из фактической по данным осевых нагрузок. Данные по значениям фактической массы транспортного средства и расходу топлива по каждому рейсу фиксировались с помощью программно-технического комплекса FleetBoard, а для расчетов и построения необходимых графиков и уравнения регрессии использовались программы Excel и STATISTICA. Проведённый статистический анализ позволил установить характер и показатели зависимости расхода топлива от массы перевозимого груза при междугородных автомобильных перевозках, получено уравнение регрессии. Полученные данные сопоставлены с результатами аналогичных исследований в других странах. Вывод. Анализ собранных данных показывает, что зависимость расхода топлива на транспортную работу автопоездами с седельными тягачами Mercedes-Benz Actros-1840 от массы перевозимого груза для российских условий эксплуатации при междугородных перевозках носит линейный характер и составляет 0,39 л на 100 км на каждую тонну перевозимого груза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хабибуллозода Х.Х., Горяев Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON DEPENDENCE OF FUEL CONSUMPTION ON CARGO WEIGHT IN LONG-DISTANCE TRANSPORT

Introduction. The current methodology for fuel consumption accounting in road vehicles has not been changed in terms of its quality for a long time. In the majority of transport enterprises of the Cheliabinsk Region, official methods for the regulation of fuel consumption are not used, which indicates the need to improve the fuel consumption accounting standards. The most significant differences between standardized and real consumption are related to transport work. Purpose of the experiment. The article aims to carry out a statistical analysis of the influence of cargo weight on fuel consumption in long-distance transport. Results of the experiment. In order to identify the dependence of cargo weight on fuel consumption in long- distance transport, a study is conducted on the statistical data on the operation of truck tractors at OOO Alliance Auto, one of the largest long-distance road carriers in the Cheliabinsk Region. The study is conducted on Mercedes- Benz Actros-1840 truck tractors equipped with fuel consumption monitoring devices and devices for determining axle loads. The cargo weigh is determined by subtracting the curb weight from the actual one according to the axle load data. Data on the values of the actual cargo weight and fuel consumption for each trip are recorded using the Fleet Board software and hardware complex; Excel and STATISTICA programs are used to calculate and construct the necessary graphs and regression equations. The statistical analysis performed makes it possible to establish the nature and indicators of the dependence of fuel consumption on cargo weight in long-distance transport. As a result, the relationship between the flow rate and the cargo weight is established; a confidence test is performed; and a regression equation is obtained. Conclusion. Analysis of the collected data shows that the dependence of fuel consumption for transport work by road trains with truck tractors Mercedes-Benz Actros-1840 on the cargo weight for the Russian operating conditions in long-distance transport is linear and amounts to 0.39 liters per 100 km for each ton of transported cargo.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТ МАССЫ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА ПРИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ»

УДК 656.13

DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-3-264-273

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТ МАССЫ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА ПРИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Х.Х. Хабибуллозода, Н.К. Горяев

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ),

г. Челябинск, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Действующая нормативная методика учета расхода топлива на автомобильном транспорте в течение длительного времени качественно не изменялась. В большинстве транспортных предприятий Челябинской области для нормирования расхода топлива официальные методики не используются, что свидетельствует о необходимости совершенствования нормирования расхода топлива. Наиболее существенные различия между нормированием и реальным расходом связаны с транспортной работой. Цель и задачи эксперимента. Целью и задачами исследования является статистическое исследование влияния массы перевозимого груза на расход топлива при междугородных автомобильных перевозках, их анализ и определение зависимости расхода топлива от массы перевозимого груза. Результаты эксперимента. Для выявления влияния массы перевозимого груза на расход топлива при междугородных автомобильных перевозках было проведено исследование по статистическим данным о работе седельных тягачей в ООО «Альянс Авто», одном из крупнейших междугородных автомобильных перевозчиков Челябинской области. Исследование проводилось по седельным тягачам Mercedes-Benz Actros-1840, оборудованными приборами контроля расхода топлива и устройствами для определения нагрузок по осям. Масса груза определялась вычитанием снаряжённой массы из фактической по данным осевых нагрузок. Данные по значениям фактической массы транспортного средства и расходу топлива по каждому рейсу фиксировались с помощью программно-технического комплекса FleetBoard, а для расчетов и построения необходимых графиков и уравнения регрессии использовались программы Excel и STATISTICA. Проведённый статистический анализ позволил установить характер и показатели зависимости расхода топлива от массы перевозимого груза при междугородных автомобильных перевозках, получено уравнение регрессии. Полученные данные сопоставлены с результатами аналогичных исследований в других странах.

Вывод. Анализ собранных данных показывает, что зависимость расхода топлива на транспортную работу автопоездами с седельными тягачами Mercedes-Benz Actros-1840 от массы перевозимого груза для российских условий эксплуатации при междугородных перевозках носит линейный характер и составляет 0,39 л на 100 км на каждую тонну перевозимого груза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: масса перевозимого груза, расход топлива, нормы расхода топлива, междугородные перевозки.

Поступила 30.04.21, принята к публикации 30.06.21.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Прозрачность финансовой деятельности: авторы не имеют финансовой заинтересованности в представленных материалах и методах. Конфликт интересов отсутствует.

Для цитирования: Хабибуллозода, Х.Х. Исследование зависимости расхода топлива от массы перевозимого груза при междугородных перевозках / Х.Х. Хабибуллозода, Н.К. Горяев. - DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296- 2021-18-3-264-273 // Вестник СибАДИ. - 2021. - Т. 18, № 3(79). - С. 264-273.

© Хабибуллозода Х.Х., Горяев Н.К., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-3-264-273

RESEARCH ON DEPENDENCE OF FUEL CONSUMPTION ON CARGO WEIGHT IN LONG-DISTANCE TRANSPORT

ABSTRACT

Introduction. The current methodology for fuel consumption accounting in road vehicles has not been changed in terms of its quality for a long time. In the majority of transport enterprises of the Cheliabinsk Region, official methods for the regulation of fuel consumption are not used, which indicates the need to improve the fuel consumption accounting standards. The most significant differences between standardized and real consumption are related to transport work.

Purpose of the experiment. The article aims to carry out a statistical analysis of the influence of cargo weight on fuel consumption in long-distance transport.

Results of the experiment. In order to identify the dependence of cargo weight on fuel consumption in longdistance transport, a study is conducted on the statistical data on the operation of truck tractors at OOO Alliance Auto, one of the largest long-distance road carriers in the Cheliabinsk Region. The study is conducted on MercedesBenz Actros-1840 truck tractors equipped with fuel consumption monitoring devices and devices for determining axle loads. The cargo weigh is determined by subtracting the curb weight from the actual one according to the axle load data. Data on the values of the actual cargo weight and fuel consumption for each trip are recorded using the Fleet Board software and hardware complex; Excel and STATISTICA programs are used to calculate and construct the necessary graphs and regression equations. The statistical analysis performed makes it possible to establish the nature and indicators of the dependence of fuel consumption on cargo weight in long-distance transport. As a result, the relationship between the flow rate and the cargo weight is established; a confidence test is performed; and a regression equation is obtained.

Conclusion. Analysis of the collected data shows that the dependence of fuel consumption for transport work by road trains with truck tractors Mercedes-Benz Actros-1840 on the cargo weight for the Russian operating conditions in long-distance transport is linear and amounts to 0.39 liters per 100 km for each ton of transported cargo.

KEYWORDS: cargo weight, fuel consumption, fuel consumption rate, long-distance transport.

Submitted 30.04.21, revised 30.06.21.

The authors have read and approved the final manuscript.

Financial transparency: the authors have no financial interest in the presented materials or methods. There is no conflict of interest.

For citation: Khabibullozoda Kh.Kh., Goryaev N.K. Research on dependence of fuel consumption on cargo weight in long-distance transport. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2021; 18 (3): 264-273. DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-3-264-273

© Khabibullozoda K.Kh., Goriaev N.K., 2021

Khairullo Kh. Khabibullozoda, Nikolai K. Goriaev

South Ural State University (SUSU), Chelyabinsk, Russia

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время автотранспортные предприятия (АТП) Российской Федерации для нормирования и учета транспортных расходов используют нормативы расхода топлива на автомобильном транспорте, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации, под которыми понимаются фиксированные объемы измерения их расхода при эксплуатации автомобилей определенной марки, модели или модификации. Также в работах [2, 3] был проведён анализ нормирования расхода топлива в различных странах, который выявил некоторые корректирующие коэффициенты расхода топлива, отличающиеся от действующих нормативов.

Минимизация расхода топлива стала одной из главных проблем автомобильного транспорта. Существует множество факторов, влияющих на расход топлива: скорость движения, ускорение, уклон дороги, погода, общий вес, стиль вождения водителя, дорожные условия и т.д1. [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].2

Л.С. Трофимовой в [11, 12] рассмотрено планирование работы автотранспортного предприятия с учетом особенностей перевозок грузов и установлена зависимость влияния фактической массы отправки груза на выработку и пробег в междугородном сообщении.

В работе Копфера [13] указывается, что по общепринятой в Германии методике расход топлива на транспортную работу (в литрах на 100 т-км) существенно зависит от полной массы транспортного средства (таблица 1).

В реальных условиях одним из основных факторов, влияющих на расход топлива, является масса перевозимого груза. Зависимость расхода топлива от массы перевозимого груза обычно описывается либо линейной, либо степенной моделями [14, 15, 16].

В [17] проводилось исследование влияния полной массы грузового транспорта на расход топлива на транспортную работу. Естественно, что при сравнении общего расхода топлива с массой полезной нагрузки (рисунок 1) транспорт становится более энергоэффективным, однако это не означает, что дополнительный расход топлива на транспортную работу носит нелинейный характер.

В работах [18, 19, 20, 21, 22, 23] рассматривается эффективность расхода топлива при увеличении массы транспорта. Увеличение весовой нагрузки на 10 т увеличивает расход топлива на 1,1 л на 100 км при условии, что все другие независимые переменные остаются постоянными [16]. Авторы работы [18] показали, что расход топлива при движении с полной нагрузкой был примерно на 22% выше,

Таблица 1

Расход топлива на транспортную работу

Table 1

Fuel consumption for turnover

Категория ТС (макс. полная масса) Полная масса, т Расход топлива на транспортную работу, л на 100 т-км

ТС40 40 0,36

ТС12 12 0,76

ТС7,5 7,5 1,54

ТС3,5 3,5 3,31

1 Витвицкий Е.Е. Зависимость выработки автомобиля от изменения расстояния в простой автотранспортной системе перевозок грузов мелкими отправками // Сборник трудов аспирантов кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте». Омск. 2021. С. 4-15.

2 Галактионова Е.С.,Чернова А.В., Витвицкий Е.Е. Современное состояние теоретических положений междугородных грузовых автомобильных перевозок // В сборнике: Исследование проблем обеспечения эффективности и качества работы автомобильного транспорта. Сборник трудов аспирантов кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте». Омск. 2021. С. 16-29.

0.12

I сл

r 0.08 S

| 0.06 о

£ 0.04

£ 0.02

Расход топлива

• [

ч •1

Y=0.4405X"°'71

* •• * * 1 J ........1......... -........* * «.....• « i m *

w V Ш - 1 m "»1». Y4)12705X^665

10

20

30

40

50

60

Полная масса транспортного средства, т Городские условия На шоссе

70

Рисунок 1 - Влияние полной массы транспортного средства на расход топлива Figure 1 - Influence of fuel consumption from the vehicle mass

чем при движении с пустой, снижение массы транспортного средства на 1 т позволит снизить расход топлива на 0,28% при лесозаготовках в Швеции. Нуланд [19] обнаружил, что увеличение массы на 1 т (либо собственного веса транспорта, либо груза) увеличивает расход топлива на 0,7 л на 100 км для автопоезда с прицепом при движении по шоссе. В работе [23] было показано влияние весовой нагрузки на расход топлива, который при увеличении на 1 т груза расхода топлива оказался равным 0,47 л на 100 км.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью и задачами исследования является статистическое исследование влияния массы перевозимого груза на расход топлива при междугородных автомобильных перевозках, определение характера и количественных характеристик этой зависимости.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось по статистическим данным о работе седельных тягачей

в ООО «Альянс Авто», одном из крупнейших междугородных автомобильных перевозчиков Челябинской области. Исследование проводилось по седельным тягачам Mercedes-Benz Actros-1840, оборудованными приборами контроля расхода топлива. Данные по значениям массы перевозимого груза и топлива по каждому рейсу фиксировались с помощью программно-технического комплекса FleetBoard. Встроенный бортовой компьютер FleetBoard TiiRec с модемом и GPS-приемником подключается к электронным системам автомобиля для приема информации от систем самодиагностики. Все данные о скорости, расходе топлива, нагрузке по осям и другие показатели передаются на сервер FleetBoard, откуда вся собранная информация доступна в режиме реального времени с использованием интернет-подключения.

Для статистического анализа использованы данные 2020 г. о значениях массы перевозимого груза и расходах топлива по 237 рейсам, которые представлены в таблице 2.

79

267

Таблица 2 Данные по расходу топлива

Table 2

Fuel consumption data

Номер рейса Масса груза,т Расход топлива, л/100 км Кол. рейсов Масса груза,т Расход топлива, л/100 км Кол. рейсов Масса груза,т Расход топлива, л/100 км

1 3,30 28,15 80 15,87 26,24 159 20,45 27,89

2 4,30 25,66 81 15,87 28,24 160 20,48 27,98

3 5,33 23,09 82 15,91 26,67 161 20,50 28,94

4 5,63 21,84 83 16,00 26,80 162 20,50 32,57

5 5,63 22,72 84 16,16 23,44 163 20,52 29,90

6 5,97 25,86 85 16,20 28,71 164 20,55 25,09

7 6,30 24,41 86 16,26 27,79 165 20,59 27,62

8 6,50 22,67 87 16,30 26,27 166 20,60 28,99

9 7,30 25,19 88 16,30 31,45 167 20,60 31,15

10 7,30 25,92 89 16,30 28,14 168 20,61 30,79

11 7,30 23,55 90 16,30 27,06 169 20,63 30,80

12 7,30 24,88 91 16,39 23,75 170 20,66 31,07

13 7,30 22,27 92 16,43 26,49 171 20,72 32,72

14 7,30 23,64 93 16,55 28,78 172 20,74 27,23

15 7,30 22,30 94 16,73 29,01 173 20,75 28,70

16 7,93 23,31 95 16,77 28,09 174 20,80 28,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 8,05 22,10 96 17,09 27,36 175 20,80 29,99

18 8,08 23,17 97 17,21 32,38 176 20,80 30,00

19 8,44 26,01 98 17,30 25,88 177 20,80 27,44

20 8,71 22,33 99 17,30 28,29 178 20,87 30,41

21 8,80 25,05 100 17,30 25,06 179 21,01 30,69

22 8,80 23,38 101 17,37 25,65 180 21,04 29,27

23 8,97 24,14 102 17,47 29,65 181 21,08 30,55

24 9,30 26,00 103 17,54 29,03 182 21,10 27,59

25 9,30 21,95 104 17,63 32,62 183 21,13 30,39

26 9,38 26,93 105 17,63 27,52 184 21,13 24,97

27 9,40 25,74 106 17,80 25,71 185 21,16 31,51

28 9,46 25,90 107 17,85 30,90 186 21,16 28,91

29 9,80 28,73 108 18,01 24,98 187 21,18 25,14

30 10,18 26,12 109 18,05 27,13 188 21,19 29,64

31 10,30 26,42 110 18,05 31,85 189 21,22 32,19

32 10,30 28,22 111 18,06 28,80 190 21,22 30,50

33 10,72 26,78 112 18,07 29,30 191 21,26 30,47

34 10,73 25,05 113 18,30 33,87 192 21,30 29,96

35 10,80 24,96 114 18,30 32,48 193 21,30 28,80

36 11,57 26,49 115 18,30 24,79 194 21,30 30,32

37 11,59 24,06 116 18,30 30,84 195 21,30 29,14

38 11,61 27,08 117 18,51 26,32 196 21,39 30,06

Номер рейса Масса груза,т Расход топлива, л/100 км Кол.рейсов Масса груза,т Расход топлива, л/100 км Кол. рейсов Масса груза,т Расход топлива, л/100 км

39 11,61 26,27 118 18,55 30,77 197 21,47 28,05

40 11,68 24,17 119 18,56 25,74 198 21,48 31,97

41 11,78 25,07 120 18,63 29,72 199 21,48 31,17

42 11,80 26,20 121 18,63 27,54 200 21,50 30,60

43 11,80 28,81 122 18,80 28,68 201 21,51 28,93

44 11,84 25,31 123 18,87 29,62 202 21,57 29,82

45 11,97 27,17 124 18,93 27,51 203 21,63 30,02

46 12,09 24,93 125 18,97 29,07 204 21,63 29,01

47 12,20 26,55 126 18,97 28,17 205 21,66 32,17

48 12,30 28,30 127 19,01 26,38 206 21,67 26,92

49 12,41 24,57 128 19,01 29,70 207 21,70 30,92

50 12,50 25,06 129 19,10 32,99 208 21,78 28,62

51 12,52 25,92 130 19,13 26,98 209 21,80 32,27

52 12,55 25,82 131 19,13 28,74 210 21,80 31,01

53 12,63 25,11 132 19,16 27,94 211 21,80 29,09

54 12,76 24,76 133 19,24 27,28 212 21,92 31,24

55 12,80 28,01 134 19,30 24,95 213 21,94 32,37

56 12,80 23,75 135 19,59 27,81 214 22,00 29,04

57 12,94 24,45 136 19,63 32,55 215 22,10 30,46

58 13,08 27,61 137 19,63 29,47 216 22,13 33,90

59 13,12 26,38 138 19,65 28,21 217 22,30 31,91

60 13,30 26,23 139 19,74 29,13 218 22,30 31,26

61 13,43 24,06 140 19,80 25,34 219 22,30 26,24

62 13,80 24,27 141 19,80 30,63 220 22,30 29,66

63 14,22 28,19 142 19,80 31,34 221 22,30 30,83

64 14,30 30,48 143 19,84 28,42 222 22,30 25,55

65 14,47 26,90 144 19,93 27,32 223 22,43 32,20

66 14,73 27,84 145 19,93 28,72 224 22,55 27,21

67 14,83 27,24 146 19,97 28,95 225 22,59 29,37

68 14,97 25,86 147 19,97 28,94 226 22,60 30,08

69 15,05 26,46 148 19,99 28,94 227 22,63 35,23

70 15,10 27,75 149 20,15 30,73 228 22,68 27,84

71 15,10 27,32 150 20,30 29,20 229 22,80 31,71

72 15,16 25,13 151 20,30 28,35 230 22,89 33,46

73 15,30 27,04 152 20,30 31,18 231 22,99 32,06

74 15,30 24,87 153 20,30 30,59 232 23,08 32,25

75 15,30 25,48 154 20,30 25,58 233 23,10 26,98

76 15,34 27,14 155 20,39 27,60 234 23,30 29,84

77 15,52 27,03 156 20,40 26,41 235 23,30 29,83

78 15,72 29,36 157 20,43 30,81 236 23,30 29,74

79 15,80 28,05 158 20,44 30,40 237 23,60 33,56

Таким образом, в статистическом эксперименте наблюдаются две случайные величины: масса перевозимого груза (X) и расход топлива (У) при междугородных перевозках.

Как известно, для определения связи между двумя случайными величинами служит коэффициент корреляции гху. Обычно в экспериментальной ситуации точное значение коэффициента корреляции гхУ неизвестно, а есть возможность только определить выборочный коэффициент корреляции, являющийся оценкой истинного коэффициента корреляции. Расчет коэффициента корреляции по данным таблицы 2 показал, что гху=0,7. Таким образом, взаимосвязь между параметрами массы перевозимого груза (X) и расход топлива (У) при междугородных перевозках имеет сильную положительную корреляцию.

Для проверки коэффициента корреляции на значимость вычислим критерий Стьюдента п — 2

с степенями свободы. Рассчитанные по

данным таблицы 2 величины критерия Стью-дента t и его критическое значение t оказались, соответственно, 14,94 и 0,49. Следовательно, коэффициент корреляции значим.

Рассматриваемая взаимосвязь называется линейной регрессией X на У. Уравнение регрессии определяется формулой

У= а+ в - X.

В результате эксперимента получена выборка объема 237 случайных величин распределения пары (X, У), уравнение зависимости расхода топлива от массы перевозимого груза для автомобилей имеет вид

Y=21,331+0,3906Х.

Результаты исследования влияния массы перевозимого груза на расход топлива представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Влияние массы перевозимого груза на расход топлива Figure 2 - Influence of fuel consumption from the transported cargo

ВЫВОД

Анализ собранных данных показывает, что зависимость расхода топлива на транспортную работу автопоездами с седельными тягачами Mercedes-Benz Actros-1840 от массы перевозимого груза для российских условий эксплуатации при междугородных перевозках носит линейный характер и составляет 0,39 л на 100 км на каждую тонну перевозимого груза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горяев Н.К., Хабибуллозода Х.Х., Бандур-ко С.О. Обзор Российского и зарубежного законодательства по нормированию расхода топлива // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. № 2. С. 170-176.

2. Горяев Н.К. Совершенствование нормирования расхода топлива с использованием спутниковой навигации // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2014. №1. С. 30-33.

3. Bousonville, T. Estimating truck fuel consumption with machine learning using telematics, topology and weather data / T. Bousonville, M. Dirichs, T. Krüger // 2019 International Conference on Industrial Engineering and Systems Management (IESM). -2019. - рр. 1-6.

4. Figueredo, G.P. Identifying heavy goods vehicle driving styles in the United Kingdom / G. P. Figueredo, U. Agrawal, J. M. Mase, M. Mesgarpour, C. Wagner, D. Soria, R. I. John // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. - 2018. - Vol. 20. - No. 9. -pp. 3324-3336.

5. Silva, A.V.B. Estimating fuel consumption from GPS data / A.V.B. Silva // Faculdade de engenharia da Universidade do Porto. - 2014. - 106 p.

6. Perrotta, F. Comparison of truck fuel consumption measurements with results of existing models and implications for road pavement LCA / F. Perrotta, T. Parry, L. C. Neves // Transport Research Laboratory. - 2018. - pp. 1-5.

7. Kuo, Y. Optimizing the VRP by minimizing fuel consumption / Y. Kuo, C. C. Wang // Management of Environmental Quality: An International Journal. 2011. 22(4):440-450.

8. Гурова Е.А. Факторы, влияющие на расход горюче-смазочных материалов на автотранспортных предприятиях // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. 2015. № 15. С. 62-65.

9. Буракова Л.Н. Экспериментальные исследования влияния факторов на изменения расхода топлива при работе климатической системы автомобиля // Вестник СибАДИ. 2013. № 6. С. 7-11.

10. Санник А.О., Субботин С.С. Ранжирование факторов, влияющих на расход топлива СНГПТ // Проблемы функционирования систем транспорта. 2010. С. 299-304.

11. Трофимова Л.С. Влияние фактической массы отправки груза на результаты планирования

работы автотранспортного предприятия // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 3. С. 184-192.

12. Трофимова Л.С. Методика текущего планирования работы автотранспортного предприятия при перевозке грузов в городе // Вестник СибАДИ. 2020. Т. 17. № 2. С. 234-247.

13. Kopfer, H. Emissions minimization vehicle routing problem: approach subjected to the weight of vehicles. Flexibility and adaptability of global supply chains / H. Kopfer // Proceedings of the 7th German-Russian Logistics Workshop DR-LOG. - 2012. -.рр. 245-250.

14. Резник Л.П, Чайников Д.А. Оценка приспособленности автомобилей к массе перевозимого груза по расходу топлива с учётом суровости транспортных условий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. № 3. С. 64-68.

15. Борисов П.В., Кузьмин Н.А., Ерофеева Л.Н. Аналитический подход к нормированию расхода автомобильных топлив // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 3. С. 91-96.

16. Walnum, H.J. Does driving behavior matter? An analysis of fuel consumption data from heavy-duty trucks / H. J. Walnum, M. Simonsen // Transportation Research Part D: Transport and Environment. - 2015.

- Vol. 36. - pp. 107-120.

17. Vidjeskog, J. Jamforelse av bransleforbrukningen for lastbilar och traktorer inom vagtransporte / J. Vidjeskog // Oulun yliopisto, teknillinen tiedekunta, konetekniikka. - 2019. - 33 p.

18. Svenson, G. Optimized route selection for logging trucks: improvements to calibrated route finder / G. Svenson // Acta Universitatis agriculturae Sueciae.

- 2017. - 104 р.

19. Nylund, N.O. Fuel savings for heavy-duty vehicles "HDEnergy". Summary report 2003-2005 / N. O. Nylund // Project Report VTT, Tech. Rep. - 2006. -77 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Tolouei, R. Vehicle mass as a determinant of fuel consumption and secondary safety performance / R. Tolouei, H. Titheridge // Transportation research part D: transport and environment. - 2009. - Т. 14. - №. 6. - С. 385-399.

21. Sullivan, J. L. Effect of mass on multimodal fuel consumption in moving people and freight in the US / J. L. Sullivan, G. M. Lewis, G. A. Keoleian // Transportation Research Part D: Transport and Environment. - 2018.

- Т. 63. - С. 786-808.

22. Odhams, A. M. C. Factors influencing the energy consumption of road freight transport / A. M. C. Odhams, R. L. Roebuck, Y. J. Lee, S. W. Hunt, D. Cebon // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part C: Journal of Mechanical Engineering Science. - 2010. - Т. 224. - №. 9. - С. 1995-2010.

23. Simonsen, M. Energi- og milj0besparende tiltak i Lerum Frakt BA (Energy and Environmental Savings Lerum Freight BA), Sogndal, Western Norway Research Institute, Report Number 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vestforsk. no/sites/default/files/migrate_files/vf-rapport-1-2013-energi-og-miljobesparende-tiltak-i-lerum-frakt.pdf (дата обращения 01.03.2021).

REFERENCES

1. Goryaev N. K., Khabibullozoda Kh. Kh., Bandurko S. O. Obzor Rossijskogo i zarubezhnogo zakonodatel'stva po normirovaniyu raskhoda topliva [Overview of Russian and foreign legislation on fuel consumption rationing]. Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management, 2020, 2: 170-176. (In Russian)

2. Goryaev N.K. Rationing of fuel consumption improvement with the use of satellite navigation. Herald of the Ural State University of Railway Transport, 2014, 1: 30-33. (In Eng.)

3. Bousonville T., Dirichs M., Krüger T. Estimating truck fuel consumption with machine learning using telematics, topology and weather data. 2019 International Conference on Industrial Engineering and Systems Management (IESM), 2019: 1-6. (In Eng.)

4. Figueredo G.P. et al. Identifying heavy goods vehicle driving styles in the United Kingdom. IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, 2018, 20(9): 3324-3336. (In Eng.)

5. Silva A.V.B. Estimating fuel consumption from GPS data. Faculdade de engenharia da Universidade do Porto, 2014: 106 (In Eng.)

6. Perrotta F., Parry T., Neves L. C. Comparison of truck fuel consumption measurements with results of existing models and implications for road pavement LCA. Transport Research Laboratory, 2018:1-5. (In Eng.)

7. Kuo Y., Wang C.C. Optimizing the VRP by minimizing fuel consumption. Management of Environmental Quality: An International Journal, 2011, 22(4):440-450. (In Eng.)

8. Gurova, E. A. Faktory, vliyayushchie na raskhod goryuche-smazochnyh materialov na avtotransportnyh predpriyatiyah [Factors affecting the consumption of fuel and lubricants in road transport enterprises]. Accounting, analysis and audit: problems of theory and practice, 2015, 15: 62-65. (In Russian)

9. Burakova L.N. Eksperimental'nye issledovaniya vliyaniya faktorov na izmeneniya raskhoda topliva pri rabote klimaticheskoj sistemy avtomobilya [Experimental studies of the influence of factors on changes in fuel consumption during the operation of the car's climate system]. The Russian Automobile and Highway Industry Journal, 2013. 6: 7-11. (In Russian)

10. Sannik A.O. Ranzhirovanie faktorov, vliyayush-chih na raskhod topliva SNGPT [Ranking of factors affecting the fuel consumption of CNGPT]. Problems of functioning of transport systems, 2010: 299-304. (In Russian)

11. Trofimova L.S. Vliyanie fakticheskoj massy otpravki gruza na rezul'taty planirovaniya raboty av-totransportnogo predpriyatiya [Influence of the actual weight of the cargo shipment on the results of the planning of the work of the road transport enterprise]. Bulletin of the Irkutsk State Technical University, 2017, 21(3): 184-192. (In Russian)

12. Trofimova L.C. Metodika tekushchego planirovaniya raboty avtotransportnogo predpriyatiya pri perevozke gruzov v gorode [The methodology of the current planning of the work of a motor transport company during the transportation of goods in the city]. The Russian Automobile and Highway Industry Journal, 2020, 17(2): 234-247. (In Russian)

13. Kopfer H. Emissions minimization vehicle routing problem: approach subjected to the weight of vehicles. Flexibility and adaptability of global supply chains. Proceedings of the 7th German-Russian Logistics Workshop DR-LOG, 2012: 245-250. (In Eng.)

14. Reznik L.G., CHajnikov D.A. Ocenka prispos-oblennosti avtomobilej k masse perevozimogo gruza po raskhodu topliva s uchyotom surovosti transportnyh uslovij [Assessment of the adaptability of vehicles to the weight of the transported cargo by fuel consumption, taking into account the severity of transport conditions]. Bulletin of the Irkutsk State Technical University,

2009, 3: 64-68. (In Russian)

15. Borisov G.V., Kuz'min N.A., Erofeeva L.N. Anal-iticheskij podhod k normirovaniyu raskhoda avtomo-bil'nyh topliv [Analytical approach to the rationing of automobile fuel consumption]. Intelligence. Innovation. Investment, 2015, 3: 91-96. (In Russian)

16. Walnum H.J., Simonsen M. Does driving behavior matter? An analysis of fuel consumption data from heavy-duty trucks. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2015, 36:107-120. (In Eng.)

17. Vidjeskog J. Jamforelse av bransleforbruknin-gen for lastbilar och traktorer inom vagtransporte [Comparison of fuel consumption of trucks and tractors in road transport]. Oulun yliopisto, teknillinen tiedekun-ta, konetekniikka, 2019: 33 (In Sweden)

18. Svenson G. Optimized route selection for logging trucks: improvements to calibrated route finder. Acta Universitatis agriculturae Sueciae, 2017: 104. (In Eng.)

19. Nylund N.O. Fuel savings for heavy-duty vehicles "HDEnergy". Summary report 2003-2005. Project Report VTT, Tech. Rep, 2006: 77 (In Eng.)

20. Tolouei R., Titheridge H. Vehicle mass as a determinant of fuel consumption and secondary safety performance. Transportation research part D: transport and environment, 2009, 14(6): 385-399. (In Eng.)

21. Sullivan J. L., Lewis G. M., Keoleian G. A. Effect of mass on multimodal fuel consumption in moving people and freight in the US. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2018, 63: 786808. (In Eng.)

22. Odhams A. M. C., Roebuck R. L., Lee Y. J., Hunt S. W., Cebon D. Factors influencing the energy consumption of road freight transport. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part C: Journal of Mechanical Engineering Science, 2010, 224(9):1995-

2010. (In Eng.)

23. Simonsen M. Energi- og milj0besparende tiltak i Lerum Frakt BA (Energy and Environmental

Savings Lerum Freight BA), Sogndal, Western Norway Research Institute, Report Number 1 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.vestforsk.no/ sites/default/files/migrate_files/vf-rapport-1-2013-ener-gi-og-miljobesparende-tiltak-i-lerum-frakt.pdf (date of request 01.03.2021). (In Eng.)

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Хабибуллозода Х.Х. Обзор литературы, сбор данных, анализ результатов и выводы. Горяев Н.К. Обработка данных.

COAUTHORS' CONTRIBUTION

Khairullo Kh. Khabibullozoda, literature review, data collection, analysis of results and conclusions. Nikolai K. Goriaev, data analysis.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Хабибуллозода Хайрулло Хабибулло - аспирант кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76,

0RCID.org/0000-0002-2594-1574, Scopus Author ID 57217856256, e-mail: hayrulloi90@mail.ru)

Горяев Николай Константинович - канд. техн. наук, доц. кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), (0RCID.org/0000-0002-7556-6522, Scopus Author ID 56557073000, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, e-mail: vetkadog@mail.ru)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Khairullo Kh. Khabibullozoda, Postgraduate student of the Road Transport department, South Urals State University (National Research University). 0RCID.org/0000-0002-2594-1574, Scopus Author ID 57217856256 454080, Cheliabinsk, Lenin Prospekt, 76, e-mail: hayrulloi90@mail.ru

Nikolai K. Goriaev, Cand. of Sci., Associate Professor of the Road Transport department, South Ural State University (National Research University) 0RCID.org/0000-0002-7556-6522, Scopus Author ID 56557073000 454080, Cheliabinsk, Lenin Prospekt, 76, e-mail: vetkadog@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.