поступлениях, сложившейся сумме задолженности в отношении регулирующих налогов, производит формирование налоговой статистической отчетности.
Использованные источники
1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nalog.ru.
2. Приказ ФНС России от 29.11.2016 № ММВ-7-1/645@ (ред. от 28.06.2018) «Об утверждении информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» регионального уровня» // [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы консультант плюс / Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Приказ Минфина России от 17.07.2014 № 61н (ред. от 09.08.2018) «Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» // [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы консультант плюс / Режим доступа: http://www.consultant.ru
УДК 629.45:667.637.2
Нигматова Д. И. старший преподаватель Зайнитдинов О. И. aссистент Жумабеков Б. Ш. aссистент
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОЛИТЕТРАФТОРЭТИЛЕННО-ОКСИДНЫХ (ПТФЭ) ПОКРЫТИЙ
ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН
Аннотация: В данной статье предлагается формирование композиционных полимерных оксидных покрытий на сталь марки 09Г2С методом плазменно-электрического оксидирования с целью повышения адгезионных свойств металла ходовых частей высокоскоростного подвижного состава во время движения при низких температур.
Ключевые слова: ходовая часть высокоскоростного подвижного состава, обледенение, защитные полететрафтор этилен-оксидные покрытия, гальванизация, электролит, адгезия.
Nigmatova D. I.
Senior Lecturer Zaynitdinov O. I.
Assistant Jumabekov B. Sh.
Assistant
Tashkent Railway Engineering Institute Uzbekistan, Tashkent STUDY OF PROTECTIVE COMPOSITE POLYTETRAFTORETHYLENE-OXIDE (PTFE) COATINGS FOR HIGH-SPEED MOBILE COMPOSITION OF RAILWAY TRANSPORT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Abstract: This article proposes the formation of composite polymeric oxide coatings on steel grade 09G2S using the method of plasma-electric oxidation in order to increase the adhesion properties of the metal of the running parts of highspeed rolling stock while driving at low temperatures.
Keywords: running gear of high-speed rolling stock, icing, protective flytrafluoroethylene-oxide coatings, galvanization, electrolyte, adhesion.
Высокоскоростные поезда при движении в низких температурах нередко сопровождаются их обледенением ходовых частей, которое может приводить к возникновению аварийных и катастрофических ситуаций. Обледенение не происходит, если обшивка имеет положительную температуру или на ее поверхности выпадают капли воды с температурой выше 0 °С.
Оценивают льдообразование степенью обледенения, под которой понимают толщину наросшего льда. На эффективность работы по удалению льда влияет прочность смерзания льда с поверхностью, которая зависит от когезии сил сцепления между частицами льда и адгезии - сил сцепления льда с поверхностью. Величина когезии определяется составом воды, из которой образуется лед, и количеством циклов намораживания льда, а адгезия -взаимодействием льда с поверхностью. В осенне-зимний период крайне важно знать период возможного обледенения. Период обледенения ограничен верхней и нижней границами. Верхняя граница указывает на начало обледенения и определяется температурой атмосферного воздуха, равной 0 °С, при относительной влажности не менее 95 %.
Уменьшение температуры воздуха от 0°С до -18 °С вызывает обледенение. При температуре ниже -18 °С водность существенно убывает из-за кристаллизации переохлажденных капель. В соответствии с этим обледенением возможно в диапазоне температур от 0° С до -18 °С (80-85 % случаев обледенения).
Методы борьбы с обледенением делят на механические, физико-химические и тепловые. Механические - это непосредственное удаление льда вручную или применение различных механических систем.
На практике с целью уменьшения сцепления льда с поверхностью могут быть использованы различные покрытия, специальные лаки и краски, либо отдельно наносимые вещества (например, на основе жиров или парафинов).
Рисунок - 1. Ходовые элементы высокоскоростного поезда «Talgo» Покрытия формировалосьна сплаве 09Г2С в гальваностатическом режиме при плотности тока 0,05 А/см2 в течение 20 минут. «Исходное» покрытие формировали в базовом электролите (0,05 моль/л№^Ю3х5Н20 +
0,05 моль/л NaOH), покрытие «Эмульсия» формировали в электролите базовый +100 мл/л силоксан акрилатной эмульсии. Сложные водные электролиты суспензии-эмульсии готовили в два этапа. Сначала смешивали заданное количество силоксан-акрилатной эмульсии (100 мл/л), с соответствующим количеством разнодисперсного (размер частиц основной фракции около 1 мкм) порошка ПТФЭ (20г/л, 40г/л, 60 г/л).
Тщательно перемешивали смесь магнитной или механической мешалкой в течение не менее 10 мин, что обеспечивало смачивание частиц порошка ПТФЭ силоксан-акрилатной эмульсией. Вторым этапом было смешивание полученной смеси с базовым электролитом (0,05 моль/л№2
SiO3'5H2O + 0,05 моль/л NaOH). Готовый электролит представлял собой
сложную водную суспензию-эмульсию с дисперсной фазой, образованной микрокапсулами, в которых нерастворимые твердые частицы ПТФЭ, находящиеся в «оболочке» силоксан-акрилатной эмульсии, гомогенно распределены в водной дисперсионной среде.
Из приведенных данных видно, что покрытие, сформированное в базовом электролите, покрытие, полученное в электролите с добавкой эмульсии и покрытия, содержащие в своем составе ПТФЭ, имеют примерно одно и то же значение силы адгезии льда ~840 кПа.
Рисунок - 2. Технология приготовления электролита суспензии-эмульсии с частицами ПТФЭ для формирования композиционных покрытий с ПТФЭ
Электрохимическая ячейка для плазменно-электролитического оксидирования (рисунок 3) состояла из стеклянного стакана (1) объемом 800 мл, который заполняли электролитом (2), и трубчатого змеевика (4), изготовленного из нержавеющей стали. Змеевик соединяли с отрицательным полюсом источника тока, так что он служил катодом, в то время как образец (3), на котором формировали покрытие, соединяли с положительным полюсом источника тока.
Рисунок 3. Схема установки для анодирования образцов: 1 - стакан, 2 -электролит, 3 - обрабатываемый образец, 4 - змеевик, 5 магнитная мешалка, 6 - термометр, 7 - источник тока
Толщину покрытий измеряли вихретоковым толщиномером ВТ-201. Вихретоковый метод контроля основан на анализе взаимодействия внешнего (по отношению к исследуемому образцу) электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых возбуждающей катушкой в электропроводящем объекте контроля (исследуемом образце) этим полем. Толщиномер ВТ-201 позволяет измерять толщины покрытий от 2 до 1100 мкм. Предел допускаемой абсолютной основной погрешности не превышает величины (0,03 й + 1,0) мкм (где й - значение измеряемой толщины) при корректном использовании прибора. Измерения толщины проводили в произвольно выбранных 10 местах с каждой стороны образца.
Наряду с изменением толщины, состава, гидрофобности поверхности, рост концентрации порошка ПТФЭ в электролите приводит к заметным изменениям поверхности формируемого покрытия, (рисунок 4).
Рисунок - 4. Общий вид полученных образцов после покрытия Дополнительное введение в электролит порошка ПТФЭ приводит первоначально, при концентрациях порошка 10-30 г/л, к укрупнению
поверхностных образованийа при концентрациях 50 г/л и более - к образованию ячеистой оплавленной структуры.
Испытания адгезии льда к поверхности оценивали на собранной в лаборатории установке, имитирующей отрыв замёрзшей капли воды от поверхности (рисунок 5). Установку собрали на базе металлического рельса, на котором смонтированы две стойки: на одной устанавливаются электронные весы, работающие на растяжение; на второй устанавливается видеоаппаратура, позволяющая записывать показания, выдаваемые весами.
Принцип работы установки в следующим: установка помещается без аппаратуры и весов в морозильную камеру при температуре минус 18 °С, на рельсе закрепляется образец, на который помещается капля дистиллированной воды и в неё, строго вертикально с помощью пинцета закреплённом на стойке, опускается индентор. Через 20 минут, после застывания капли, аккуратно удаляют пинцет, державший индентор (индентор теперь закреплен льдом в застывшей капле), устанавливают на стойку весы и соединяют их с индентором.
1 ~>
Рисунок - 5. Внешний вид установки для измерения усилия отрыва: 1 -металлический рельс, 2 - электронные весы, 3 - видеоаппаратура,4 -исследуемый образец, 5 - индентор, 6 - лед, 7 - ручка подъема стойки
Таким образом, данные по силе адгезии льда, получаемые на собранной в лаборатории установке, достаточно близки к литературным значениям, что позволяет нам рекомендовать данную установку для оценки силы адгезии к различным поверхностям.
Выводы:
1. В работе рассмотрены причины льдообразование и степень обледенения ходовых частей высокоскоростного подвижного состава и разные способы их устранении.
2. Предложен метод формирования композиционных полимерных оксидных покрытий на сталь марки 09Г2С методом плазменно -электрического оксидирования.
3. Полученные образцы с покрытием методом плазменно-электролитического оксидированием подверглись к испытанию на адгезионных свойств материала.
4. Данный метод позволяет защищать металл от льдообразования на поверхности ходовых частей высокоскоростного подвижного состава при низких температурахкоторые предотвращают замерзания узлов трущихся деталей тормозных и несущих элементов поезда.
Использованные источники:
1. К измерению адгезии льда к другим материалам / Р.В. Гольдштейн, В.П. Епифанов // Вестник ПГТУ, Механика. - 2011. -№ 2. - С. 28-41.
2. Hutt, L. AircraftIcingHandbook / L. Hutt. - NewZealand: CivilAviationAuthorityofNewZealand, 2000. - 441 p.
3. О модели разрушения льда при большой площади контакта / Р.В. Гольдштейн, Н.М Осипенко // Изв. РАН. Механика твердого тела. -2011. - № 1. - С. 137-153.
4. Материалы в машиностроении. Т. 2. Конструкционные стали: Справочник / Под ред. И. В. Кудрявцева, Е. П. Могилевского. - М.: Машиностроение, 1967. - 496 с.
УДК 614.842.8
Новиков И.В. магистрант Сметанкина Г. И., к. т. н. профессор кафедры ОГО и УЧС
Дорохова О.В.
старший преподаватель кафедры Государственного надзора Воронежский институт ГПС МЧС России - филиал Ивановской
пожарно-спасательной академии МЧС России,
Россия, г. Воронеж ДЕКЛАЛИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: В статье рассматривается такая форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска как декларирование пожарной безопасности
Ключевые слова: декларация пожарной безопасности, собственник, декларирование, строительство
Novikov I.V. master student Smetankina G.I. Ph.D., Professor of the Department of CSOs and PSP
Dorokhova O. V. Senior Lecturer Department of State Supervision