Научная статья на тему 'Исследование загруженности силовой установки валочно-пакетирующей машины в стационарном режиме работы'

Исследование загруженности силовой установки валочно-пакетирующей машины в стационарном режиме работы Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОЧНО-ПАКЕТИРУЮЩАЯ МАШИНА / ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЗАВАЛЫ ЛЕСА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ РАСЧЕТЫ / THE CAR FOR WOOD PREPARATION / DYNAMIC CHARACTERISTICS / WOOD BLOCKAGES / MATHEMATICAL MODELING / ENGINEERING CALCULATIONS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бурмистрова О. Н., Шоль Н. Р., Травин Н. Н.

Бурмистрова О.Н., Шоль Н.Р., Травин Н.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРУЖЕННОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВАЛОЧНО-ПАКЕТИРУЮЩЕЙ МАШИНЫ В СТАЦИО НАРНОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ. В статье ставятся задачи экспериментальных исследований нагруженности валочно-пакетирующих машин (ВПМ) при разборе завалов леса после ветровалов. Выявлены реальные динамические характеристики нагруженности ВПМ в процессе разбора завалов леса после ветровалов. Разработаны рекомендации по применению математического моделирования в инженерных расчетах и даны рекомендации по использованию ВПМ на разборке завалов леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Burmistrova O.N, Shol N.R., Travin N.N. RESEARCH OF CONGESTION OF THE POWER-PLANT OF THE CAR FOR WOOD PREPARATION IN THE STATIONARY OPERATING MODE. In article problems of experimental researches of loading of the car for wood preparation at analysis of blockages of wood after hurricanes are put. Real dynamic characteristics of loading of the car for preparation of wood in the course of analysis of blockages of wood after hurricanes are revealed. Recommendations about application of mathematical modeling in engineering calculations are developed and recommendations about use of the car for wood preparation on dismantling of blockages of wood are made.

Текст научной работы на тему «Исследование загруженности силовой установки валочно-пакетирующей машины в стационарном режиме работы»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРУЖЕННОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВАЛОЧНО-ПАКЕТИРУЮЩЕЙ МАШИНЫ

в стационарном режиме работы

О.Н. БУРМИСТРОВА, Ухтинский ГТУ, д-р техн. наук, Н.Р ШОЛЬ, Ухтинский ГТУ, канд. техн. наук,

Н.Н. ТРАВИН, асп. Ухтинского ГТУ

Одним из приемов, применяемых операторами валочно-пакетирующих машин (ВПМ) в процессе разбора завалов после ветровала, является перемещение обломившегося дерева (облома) поворотом захватносрезающего устройства (ЗСУ) в продольной вертикальной плоскости снизу-вверх.

Уравнения движения масс механической системы составлены в форме уравнения Лагранжа II-ого рода.

d_(dT

dt UcpJ S<p.

дТ дП „, ч + = М2(0.

(1)

Кинетическая энергия системы

т7 1т.2.1т-2.1т-2

т — 2 i + 212(p 2+2 ^зФ 3.

(2)

Потенциальная энергия системы 1 2 1 2

П — 2 C12 (ф1 — ф2) + 2 С23(Ф2 — ф3) . (3)

Принятые допущения:

1. Физико-механические свойства упругих связей постоянны.

2. Движение масс механической системы описывается дифференциальными уравнениями с постоянными коэффициентами.

3. Сопротивлением воздушной среды пренебрегаем.

Система дифференциальных уравнений в этом случае имеет вид

Щ + ^2(ф1 Ф2) — Мд , (4)

12Ф2 + c23 (Ф2 -Фз) — c12 (Ф1 Ф2 ) , (5)

73Фз + Мс (0 = С23 (ф2 - Фз ). (6)

Здесь Mft) = M0 + MJ(t), где М0 - постоянная составляющая момента;

Mc'(t) - момент сопротивления, вызываемый соприкосновением («зацеплением») ветвей вытаскиваемого дерева с ветвями соседних растущих.

info@ugtu.net

Принятые обозначения:

11 - момент инерции кривошипно-шатунного механизма, маховика, сцепления, шестерен гидронасоса; I2 - момент инерции захватно-срезающего устройства, приведенный к коленчатому валу; I3 - момент инерции дерева, приведенный к коленчатому валу; ф ф ф3 - угловые перемещения масс системы соответственно с моментами инерции Ip I2, I3; с12 - угловая жесткость гидропередачи, приведенная к коленчатому валу; с23 - угловая жесткость дерева, приведенная к коленчатому валу; МД - крутящий момент, отбираемый от силовой установки для привода гидронасоса.

Умножив уравнение (4) системы (4) на I, а второе уравнение на I1 и, вычитая из первого второе, получим

I112 (ф1 — ф2 ) + 12С12 (ф1 — ф2 ) — I1C23 (ф2 — ф3 ) =

= Щд - I1C12(^1 - Ф 2). (7)

К полученному уравнению припишем уравнения (5) и (6) системы (4), то есть

I112 (ф1 — ф2 ) + 12С12 (ф1 — ф2 ) — I1C23 (ф2 — ф3 ) =

= ^Д - I1C12(^1 - Ф2Х

12 Ф2 + С23 (Ф2 -Ф3) — С12(Ф1 Ф2 )

13Ф3 + Мс (t) — С23 (Ф 2 -Ф3) (8)

Преобразуя систему уравнений (6) относительно упругой деформации связи «с », получим дифференциальное уравнение (9)

d 4 (ф1 -ф2) + dt4

(I1 + I2)C12 + (I1 + 12 )C23

I1 I2 I2 I3

X

x d'(Ф! -Ф2) +

dt2

C12 (I1 + 12 + I3 )C23

I1 • 12 • I3

(Ф1 Ф2 ) —

(I2 + I3 )C23 1/ , Mc (t)c23

I ^ 12 • 13

-M Д +

12 • I3

(9)

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2010

145

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Для нахождения частотного уравнения положим

ф1 = a^inipt + ш); ф2 = b^inipt + ш);

ф3 = CjSin(pt + ш). (10)

Подставляя выражения (10) и вторые производные от них в систему уравнений (4) и преобразуя, получим

p

2

1,2

1

2

(I1 + I2)C12 + (I2 + I3)C23 I1I2 ^213

±

±

1

2

I

(I1 + I2)C12 + (I2 + I3)C23 I1I2 I213

_ C12C23(I1 + 12 + I3 )

I/ 213

2

(11)

В установившемся режиме работы ВПМ введем новую координату 9, то есть

^-+А^-+Вв=ДМ'М (12)

Здесь обозначено

Тогда общее решение запишется как ф = C1sinp1t + C2cosp1t + C3sinp2t +

+ C4cosp2t + ДМ' / (к4 - Ж2 + Bysinkt. (16) Для определения постоянных интегрирования зададимся нулевыми начальными условиями

ф

= 0 = 0 =0

t = 0; ф t = 0; ф л; ф

t=0

= 0 t=0

(17)

Подставляя начальные условия, получим

С1 = _г,.4

Д ■ М’Д

[к4 _ Ak2 + B]p1

1 +

к2 _ p

Р12 _ Р22

^2 = Q = 0;

C = Д ■ Мк(к2 _ Р2)

3 [к4 _ Ak2 + B](Р12 _ p22)p2

И окончательно в стационарном периодическом режиме имеем

(I1 + 12 )С12 , (I2 + I3)c23 Д ■ М''к 1 1 к 2 _ Р12

1 jx ых + I2I3 _ • ф [к4 _ Ак2 + B ] р1 _ Р12 _ Р22 _

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B

C12C23(I1 + 12 +13)

I11213

Д

С23

1213

Для нахождения частного решения уравнения (12) зададимся пробным решением

9 = 9^тк^ 9 = ф1 - ф2,

9 = 90к cos к; 9 = _90к2 sin к,

'9 = _90к3 cos к; 9iV = 90к4 sin к . (13) Подставляя значения (13) в уравнение (12) и преобразуя, получим

90к - Д90к2 + B90 = ДМс", (14)

где Mc'(t) = Mc'' sinkt - амплитуда гармонического воздействия.

Исследованиями установлено, что воздействие соседних деревьев на вытаскиваемое может быть аппроксимировано как гармоническое.

Таким образом

9

0

д ■ м:

к4_Ак2+B

и

ф0

д ■ м:

к4 _ Ак2 + B

■ sin к

(15)

xsin p1t +--т

Fl [к4

д ■ м"ск (к2 _ p2)

-Ак2 + B](Р12 _ р22)р2

Д ■ м" . , (18)

xsin p2t +------гс----sin к . (18)

2 [к4 _ Ак2 + B]

Добавочный динамический момент в упругой связи «с12» определится как

МДОБ = С12ф. (19)

Результирующая нагрузка на силовую установку ВПМ будет равна

M = (ф10 + ф)cl2, (20)

где

ф10

(12 + I3)Mд

C12(I1 + 12 + I3)

Снижение частоты вращения коленчатого вала определяется как

и' = ия - 9550(Ne / ME).

Пример. Исходные данные примем применительно к ВПМ ЛП-19А, объем обрабатываемого дерева - 2,0 м3.

N = 99 кВт; Р = 25 МПа; ф1 = 157 с-1;

I1 = 4,05 кг-м2; in = 785; ф2 = 0,2 с-1;

146

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2010

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

r = 0,504 м; /20 = 751 кг-м2;

12 = /20 / П2 = 751/7852 = 0,00122 кг-м2;

/30 = 123783 кг-м2;

13 = l30 / in2 = 123783/7852 = 0,2 кг-м2;

С12° = Сгг2 = 3175,2Л03Н-м (Сг-= 12500Л03 Н-м);

С12 = С120 / П = 5,15 Н-м;

С230 = Сд-Ит2 = 45-10,42-103 = 4867,2Л03 Н-м; С23 = С230 / iП2 = 7,898 Н-м; M/' = 13,248 Н-м;

к = 2пи = = 43,54 с-1,

S 0,3

S - расстояние между мутовками;

и = ф0 - hT = 0,2 -10,4 = 2,08 м/с.

В исходных данных обозначено:

N - мощность силовой установки, отбираемая на привод ЗСУ; Рн - давление в гидросистеме; фj, ф2 - частота вращения соответственно коленчатого вала и ЗСУ; i - передаточное число; r - радиус поворота ЗСУ; Сг - жесткость гидропередачи; Сд - изгибная жесткость дерева; hT - расстояние от центра масс до оси вращения ЗСУ.

1. Используя выражение (11), находим частоты колебаний

P 22 = 5335,125 ± 5,32-103;

Рх = 103,224 с-1, Р2 = 3,89 с-1.

2. Определяем коэффициенты дифференциального уравнения(12)

A = 10670,25 1/с2;

B = 172263,7 1/с4;

Д = 32368,85 1/(с-кг-м2)

3. По выражению (6) находим деформацию упругой связи «с12» в стационарном периодическом режиме

ф = 0,001976sin103,224t -

- 0,2396sin3,89t - 0,0260sin43,54t.

Подставляя значения t, можно найти величину и характер изменения динамической нагрузки (динамического момента) на силовую установку ВПМ. Поскольку определяющее значение имеет амплитуда низкочастотной составляющей, найдем максимальное значение ф при t = (1/4)T, то есть

T = 2п / р2 = 6,28 / 3,89 = 1,614 с и t = (1/4)T = 0,4 с.

В этом случае ф = -0,21446 рад и M = 5,15^-0,21446) = -1,1045 Н-м “

4. Определяем постоянную составляющую момента ф10 = 0,20122^620 / 5,15-4,25122 = 5,70 рад и М0 = 5,70-5,15 = 29,355 Н-м

5. Находим коэффициент динамичности нагрузки и снижение частоты вращения коленчатого вала силовой установки

Кд = 1 + 1,0873 / 29,355 = 1,037 и

П = 1500 - 9550(99 / (620 + 1,087 + 29,355)) =

= 1500 - 1453,97 = 46,03 об/мин.

Были составлены графики изменения добавочного динамического момента в упругой связи «с » и снижения числа оборотов коленчатого вала силовой установки ВПМ в зависимости от объема обрабатываемых деревьев.

Анализируя полученные результаты, можно заключить, что в стационарном периодическом режиме добавочная динамическая нагрузка на силовую установку ВПМ незначительна. Однако результирующий момент сопротивления с учетом постоянной составляющей вызывает значительное снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Полученные аналитические зависимости позволяют исследовать загруженность силовой установки ВПМ в стационарном режиме работы.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2010

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.