Научная статья на тему 'Исследование взрывоопасных условий электризации при механизированном заряжании взрывных полостей россыпными взрывчатыми веществами'

Исследование взрывоопасных условий электризации при механизированном заряжании взрывных полостей россыпными взрывчатыми веществами Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРЫВООПАСНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ / ПНЕВМОТРАНСПОРТ / ЗАРЯД / МЕХАНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шелехов Павел Юрьевич, Ачеева Элина Асланбековна, Баликоева Маргарита Сергеевна

Проведены результаты исследований по повышению эффективности и безаварийности технологии добычи полезных ископаемых при пневмозаряжании скважин россыпными взрывчатыми веществами; разработаны средства и эффективный метод оптимизации технологии пневмозаряжания скважин в конкретных условиях рудников, обеспечивающих выбор высокопроизводительных режимов доставки ВВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шелехов Павел Юрьевич, Ачеева Элина Асланбековна, Баликоева Маргарита Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование взрывоопасных условий электризации при механизированном заряжании взрывных полостей россыпными взрывчатыми веществами»

© П.Ю. Шслсхов, Э.А. Ачссва, М.С. Баликосва, 2012

УДК 614.841.345

П.Ю. Шелехов, Э.А. Ачеева, М.С. Баликоева

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗРЫВООПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ПРИ МЕХАНИЗИРОВАННОМ ЗАРЯЖАНИИ ВЗРЫВНЫХ ПОЛОСТЕЙ РОССЫПНЫМИ ВЗРЫВЧАТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Проведены результаты исследований по повышению эффективности и безаварийности технологии добычи полезных ископаемых при пневмозаряжании скважин россыпными взрывчатыми веществами; разработаны средства и эффективный метод оптимизации технологии пневмозаряжания скважин в конкретных условиях рудников, обеспечивающих выбор высокопроизводительных режимов доставки ВВ. Ключевые слова: взрывоопасные условия, электризация, пневмотранспорт, заряд, механическое воздействие.

В настоящее время 60% горной массы на предприятиях горнорудной промышленности добывается с применением взрывных работ. Качество механизированного заряжания взрывных полостей россыпными взрывчатыми веществами оказывает непосредственное влияние на технико-экономические показатели работы этих предприятий.

Пневматический способ транспортирования и заряжания обеспечивает высокую экономическую эффективность за счет увеличения производительности труда, повышения плотности заряжания шпуров и скважин и позволяет использовать дешевые ВВ, отличающиеся малой чувствительностью к механическим воздействиям.

Однако пневматическому транспортированию рассыпных ВВ и пневматическому заряжанию скважин сопутствуют процессы электризации транспортируемого материала и различных элементов пневмотранспор-тирующих систем. Параметры электростатических полей при пнев-мотранспортировании гранулирован-

ных ВВ могут достигать значений, достаточных для возникновения искрового разряда внутри транспортирующей магистрали, что создаёт взрывоопасные условия для применения механизированного заряжания.

Многообразие факторов, влияющих на электризацию, а также многочисленность склонных к электризации веществ, свидетельствуют о сложности в изучении этого явления. Создание новых материалов, применяемых в пневмотранспорте, использование на взрывных работах новых типов ВВ, высокопроизводительных пнев-мозаряжающих установок, а также специфичность климатических и горногеологических условий отдельных горных предприятий требуют проведения исследований статического электричества и своих эффективных для этих условий средств защиты

Для этих целей были спроектированы изготовлены и использованы ряд экспериментальных установок..

В результате проведенных исследований получены соответствующие зависимости, учитывающие влияние техно-

Зависимости электризации от технологических параметров пневмозаряжания

При транспортировании аммиачной селитры АС по полиэтиленовому (1) и резиновому (2) шлангам при / = 40% - 90% через каждые 10%_

1. и = -11,784 + 0,886/ - 0,009/ 586

2. и =-7,247 +-

При транспортировании АС (3), гранулита АС-8 (4), игданита (5) по полиэтиленовому шлангу; 6,7,8-при транспортировании указанных ВВ по резиновому шлангу (при V=1, 5, 10, 15, 20, 25 м/с).

3. и = 0,86 + 0,775К-0,014К2

4. и =-0,74 + 0,648К-0,012К2

5. и = -0,40 + 0,208V - 0,003V2

6. и =-0,06 + 0,187V-0,00^2

7. и =-0,12 + 0,239V - 0,00^2

8. и =-0,24 + 0,3^ - 0,003V2

При транспортировании АС (9), гранулита АС-8 (10) и игданита (11) по полиэтиленовому шлангу. Диаметр частиц изменялся в интервалах: < 0,25 мм; 0,25-0,5мм; 0,5-0,75 мм и т. д. до 2 мм

9. и = 0,789

1,94

10. и = 3,800 + 5,702^ 6

11. и = 0,752 + 085

При транспортировании АС (12), гранулита АС-8 (13) игданита (14) по полиэтиленовому шлангу при радиусе закруглений соответственно равным (Я= 0,125; 05; 0,75; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 м)

0, 9

12. и = 2,758 + — 13.

я

и = 3,894

0,38

я

14. и = 1,230

0,51

я

При транспортировании АС по полиэтиленовому шлангу при замкнутом (15) и разомкнутом циклах (16). /=1;10; 20; 30; 40; 50 м

15. и = 2,21 + 0,1577-0,002712

16. и = 4,01 + 0,137-0,00872 + 0,00014673

логческих параметров пневмозаряжания на интенсивность электризации.

При определении влияния на электризацию основных факторов, сопровождающих пневмозаряжание, изменялся лишь один из них, другие же оставались постоянными. В качестве транспортируемого ВВ использовалась аммиачная селитра, гранулит АС-8, игданит, т. е. материалы, обладающие различными электрическими параметрами. Применение для регистрации электростатических явлений

шлейфного осциллографа дало возможность зафиксировать во времени на осциллограмме изменение потенциала электризации в зависимости от скорости и плотности потока в шланге, позволяя параллельно вести визуальное непрерывное наблюдение за исследуемым процессом. На основе проведенных экспериментов получены корреляционные зависимости изменения потенциала электризации и от относительной влажности воздуха / скорости транспортирования V,

Ж

Рис. 1. Функциональная схема устройства для измерения электрического заряда ВВ в пневмомагистрали: 1 - магнитопровод, 2 - электрод, 3 - операционный усилитель постоянного тока, 4 - функциональный преобразователь

диаметра гранул транспортируемого ВВ ё радиуса закругления (перегиба) шланга К и длины транспортирующей магистрали 1 (таблица).

Оценка уровня электризации по наведенному потенциалу дает одностороннюю характеристику параметров электростатического поля, что не позволяет получить объективную картину исследуемого явления и его опасности для пневмозаряжания. В связи с этим был разработан способ и устройство измерения электрического заряда движущихся частиц при использовании эффекта наведения тока заряженной частицей, движущейся относительно системы заземленных изолированных электродов. Математическое описание этого явления сделано Шокли и Рамо в теореме, носящей их имя. Измерение заряда сводится к измерению наведенного тока и вычислению величины электрического заряда д по формуле:

q=±

ihPV

22 RTsin(®f) '

Кл,

(1)

где 1н - величина наведенного тока, А; И - расстояние между электродами, м; Р - абсолютное давление воздуха в дозаторе, Па; К=29,27 - газовая постоянная при влажности воздуха 0 %; К=29,4 - при влажности воз-

духа 50%; Т - абсолютная температура воздуха, С°; sin (ю t) — гармоническая функция.

Приведенная формула позволяет однозначно определить величину заряда, накопленного транспортируемой аэрозолью по величине тока, наведенного движущимся зарядом во внешней цепи электрода, значением давления в пневмомагистрали и температуры воздуха.

Функциональная схема такого устройства показана на рисунке.

Пневмомагистраль заключается в систему магнитного отклонения 1. Ток, наведенный во внешней цепи электродов 2, усиливается операционным усилителем 3. В этом же звене производится умножение наведенно-

hVP тл

го тока на величину-. Извлече-

22 RT

ние квадратного корня осуществляется функциональным преобразователем 4.

Важнейшим преимуществом предлагаемого устройства является непосредственность измерения электрического заряда частиц в поток ВВ -главного параметра по влиянию на электростатическую безопасность пневмозаряжания ВВ. Величина электрического заряда является вместе с тем самой предста-

вительной характеристикой электростатического поля, так как значении его оценивает одновременно величину электрической емкости системы, накопившей заряд, и значение потенциала поля.

Описанный способ и устройство для измерения заряда транспортируемой аэровзвеси зарегистрированы Государственным комитетом по делам изобретений и открытий. Устройство было использовано в качестве инструмента исследований электризуемости всех типов штатных гранулированных ВВ при механизированном заряжании. С помощью этого прибора выявлена картина влияния технологических параметров транспортирования на ин-

тенсивность электризации ВВ при механизированном заряжании.

На основании проведенных исследований подтверждена возможность повышения эффективности и безаварийности технологии добычи полезных ископаемых при пневмозаряжа-нии скважин россыпными взрывчатыми веществами; разработаны средства и эффективный метод оптимизации технологии пневмозаря-жания скважин в конкретных условиях рудников, обеспечивающих выбор высокопроизводительных режимов доставки ВВ и заряжания скважин и исключающих возможность возникновения не санкционированных взрывов.

1. Шелехов П.Ю., Ачеева Э.А. Механизированное заряжание взрывных полостей гранулированными взрывчатыми веществами в горных условиях Северного Кавказа. Международный научный журнал. Устойчивое развитие горных территорий, №3(9), Ростов, 2011.

2. Сергеев В.В., Шелехов П.Ю. Анализ вероятных областей электризации потока

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

при пневмозаряжании шпуров и скважин непатронированными взрывчатыми веществами. Изв. ВУЗ СК, технические науки. Приложение 5. Ростов, 2006.

3. Шелехов П.Ю. Аналитическая оценка возникновения электрического разряда в пневмопроводе. Изв. ВУЗ СК, технические науки. Приложение 5. Ростов, 2006. ГТТШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Шелехов Павел Юрьевич - доктор технических наук, профессор, академик АГН, заслуженный работник народного образования РСО-Алания.

Ачеева Элина Асланбековна - старший преподаватель кафедры физики СКГМИ (ГТУ), е-шаП: е1та.асЬееуа@ша11.

Баликоева Маргарита Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Детали машин» СКГМИ(ГТУ).

д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.