Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Дата публикации: 31.12.2019 УДК 159.922
М. Е. Пермякова, О. С. Виндекер
Исследование взаимосвязи счастья дошкольников и их матерей
Когнитивное и эмоциональное развитие детей во многом зависит от их субъективного благополучия, от того, насколько ребенок ощущает себя счастливым или несчастливым. Дошкольный возраст является определяющим для формирования ощущения счастья. Основное влияние на этот процесс оказывают родители, в первую очередь матери. Поэтому целью исследования явилось изучение представлений о счастье у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в связи с их психологическими характеристиками, а также со счастьем их матерей и спецификой родительского отношения.
Участие в исследовании приняли 70 детей (42 девочки и 28 мальчиков) и 70 матерей. При обследовании детей использовались метод интервью, методика «Лесенка», Тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен), тест «Рисунок семьи». При обследовании матерей - Оксфордский опросник счастья ОН1 (А^у!е et а1.), «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина», «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Установлено, что у счастливых матерей растут более счастливые и менее тревожные дети. Фактором счастья дошкольника является его субъективное восприятие отношений в семье как благоприятных. В процессе воспитания родители более счастливых детей чаще используют стратегии кооперации и принятия.
Ключевые слова: счастье, дети 4-5 лет, матери, тревожность, восприятие детьми отношений в семье, родительское отношение
Ссылка для цитирования:
Пермякова М. Е., Виндекер О. С. Исследование взаимосвязи счастья дошкольников и их матерей // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 229-239. 10.32744/ р$е.2019.6.19
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-06/ Accepted: 18 September 2019 Published: 31 December 2019
M. E. PERMIAKOVA, O. S. VlNDEKER
Exploring the relationship between the happiness of preschoolers and their mothers
The cognitive and emotional development of children largely depends on their subjective well-being, on how the child feels happy or unhappy. Preschool age is crucial for the formation of feelings of happiness. The main influence on this process is exerted by parents, especially by mothers. Therefore, the aim of the research was to study the perceptions of happiness in children of middle pre-school age (4-5 years old) in connection with their psychological characteristics, as well as the happiness of their mothers and the specifics of the parental attitude.
70 children (42 girls and 28 boys) and 70 mothers participated in the study. The interview method, the method "Ladder", the Anxiety Test (R. Tample, M. Dorki, V. Amen), the test "Family Drawing" were used during the examination of children,. Research methods for mothers are Oxford Happiness Inventory OHI (Argyle et al.), "Scale of Reactive and Personal Anxiety" C. D. Spielberger - Yu. L. Khanin), "Parental relationship questionnaire" (A. Y. Varga, V. V. Stolin).
It was found that happy mothers have happier and less anxious children. The happiness factor of a preschooler is the subjective perception of family relations as favorable. In the process of upbringing, parents of happier children are more likely to use cooperation and acceptance strategies.
Key words: happiness, children 4-5 years old, mothers, anxiety, children's perception of family relations, parental attitude
For Reference:
Permiakova, M. E., & Vindeker, O. S. (2019). Exploring the relationship between the happiness of preschoolers and their mothers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 42 (6), 229-239. doi: 10.32744/pse.2019.6.19
_Введение
е последние годы активно ведутся исследования в области изучения феномена счастья человека или субъективного благополучия (психологического синонима счастья), а также факторов, оказывающих влияние на его переживание. В эмпирических исследованиях отечественные психологи чаще всего опираются на определение счастья М. Аргайла [1] как конструкта, включающего когнитивную (удовлетворенность жизнью) и аффективную (частота и интенсивность положительных эмоций) составляющие. Большинство исследований проводится на выборках взрослых людей, хотя в последнее десятилетие наблюдается повышение интереса к проблеме счастья, субъективного благополучия детей. Однако доля исследований счастья дошкольников среди них не велика. Отчасти трудность таких исследований обусловлена отсутствием стандартизированных методик определения счастья у детей дошкольного возраста, а также уровнем их когнитивного развития. Чаще всего в качестве диагностического инструмента используется интервью в форме беседы, в ходе которого дети отвечают на вопросы о том, что такое счастье, какие люди счастливы, счастлив ли сам ребенок, что ему не хватает для счастья и др. Так в исследованиях Н. М. Зыряновой [2], И. А. Корепановой [3], Е. В. Титаренко [7] было показано, что дети уже в 5-6 лет могут вербально охарактеризовать и даже оценить свой уровень ощущения счастья. При этом все исследования показывают, что большинство дошкольников считают себя счастливыми, однако допускают, что для счастья необходимы какие-то условия, что не все дети могут быть счастливыми. Среди представлений о счастье были выделены: материальное (предметы, от которых получаешь удовольствие), эмоциональное (переживание позитивных эмоций), социальное (отношения с близкими людьми и социумом) и натуралистическое (явления природы, красота) представления [7]. В высказываниях детей 5 лет преобладает материальное представление, у детей 6 лет - эмоциональное. Чаще всего высказывания о счастье, независимо от возраста дошкольников носят эгоцентрический (направленный на себя) или безличный характер.
Согласно формуле устойчивого продолжительного счастья М. Селигмана [5], оно зависит от трех слагаемых: 1) на 50% от относительно стабильного «унаследованного» уровня счастья (уровня жизнерадостности, оптимизма и т. д., которые преимущественно формируются до подросткового возраста); 2) на 10% от обстоятельств жизни (семья, повседневная деятельность и т. д.); 3) на 40% от факторов, зависящих от личностных особенностей человека, сознательных, поддающихся волевому контролю, требующих
" \ / V»
усилий. У взрослых людей именно личность является одним из самых сильных предикторов счастья (субъективного благополучия) [11]. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен сознательно развивать в себе какие-то качества, поэтому его счастье определяется первыми двумя слагаемыми, то есть в большей степени зависит от генетической предопределенности и от влияния семьи. Так, в исследовании М. Е. Пермя-ковой и соавт. [17] была выявлена связь ощущения счастья у детей 5-6 лет с уровнем их экстравертированности и тревожности, которые имеют физиологическую основу. Будет ли ребенок счастлив, зависит от того, насколько удовлетворяются его базовые потребности (физиологические, в безопасности, в любви и принятии близкими людьми). Анализ D. Kutsar [14] данных 8 000 детей в возрасте 8 лет из 8 европейских стран,
показал, что с точки зрения детей основными детерминантами хорошей жизни являются обеспечение (забота) и защита (чувство безопасности).
Для дошкольников именно семья играет ведущую роль в формировании представлений ребенка о счастье и ориентации на него в жизни [9]. Ребенок с младенчества копирует эмоциональные реакции окружающих людей, в первую очередь матери, которая чаще всего контактирует с ним [4; 12]. Если у матери преобладают позитивные эмоции, если она ощущает себя счастливым человеком, то и у ребенка формируется базовое доверие к миру, открытость и доброжелательность к окружающим, то есть он тоже будет ощущать себя счастливым [8]. Если для матери характерен высокий уровень тревожности, нейротизма, который отрицательно коррелирует с ощущением счастья [1; 11], то это состояние передается и закрепляется у ребенка, особенно, если к этому есть физиологическая предрасположенность [7].
Хотя и в подростковом возрасте [18] и в юношеском возрасте [4] счастье детей также связано со счастьем родителей, но доля влияния этого фактора постепенно снижается. Чем старше становится ребенок, тем большую роль играют его личностные особенности.
Общепризнанным является тот факт, что благоприятными условиями гармоничного всестороннего развития ребенка, его самостоятельности, автономии, эмоционального благополучия в любом возрасте являются удовлетворенность отношениями со своими родителями, эмоциональная близость с ними, внутрисемейное благополучие [15]. Так глобальное исследование «Дети мира», в котором приняли участие 6000 детей в возрасте от 6 до 11 лет из 31 страны мира показало, что семья является самым главным фактором в чувстве счастья и безопасности ребенка. 70% детей в мире в качестве одного из 5 самых лучших источников удовлетворения назвали времяпрепровождения с семьей [13]. Данные о влиянии на благополучие ребенка супружеских отношений его родителей получены О. А. Сычевым и О. А. Казанцевой [6]. Семейные конфликты, плохой климат семейных отношений, плохое воспитание отрицательно влияют на субъективное благополучие детей [10; 16]. В исследованиях G. Rees субъективного благополучия детей младшего школьного возраста выявлено, что одним из самых сильных его предикторов является мнение ребенка о качестве семейных отношений [19; 20]. Таким образом, восприятие ребенком благополучия семейных отношений и родительское отношение матерей к детям являются предикторами счастья ребенка. Однако их связь у детей 4-5 лет недостаточно изучена.
Целью данного исследования явилось изучение представлений о счастье у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в связи с уровнем их тревожности и субъективным восприятием взаимоотношений в семье, а также с субъективным благополучием их матерей и спецификой родительского отношения.
_Материалы и методы
При проведении исследования применялись метод интервью, методика «Лесенка», Тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен), тест «Рисунок семьи», Оксфордский опросник счастья (OHI), Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберге-ра - Ю. Л. Ханина, «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин). При обработке данных применялись методы математической статистики: rs-коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, ф*-угловое преобразование Фишера.
В исследовании приняли участие 140 человек: 70 детей - воспитанников средних групп детских дошкольных учреждений г. Екатеринбурга (42 девочки, 28 мальчиков, средний возраст 4 года 11 месяцев) и 70 матерей этих детей. Все родители были проинформированы о целях исследования, правиле конфиденциальности и дали добровольное согласие на свое участие и участие своего ребенка в исследовании.
_Результаты исследования
Для исследования представлений детей о счастье использовался метод интервью [2]. Детям предлагалось ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какие люди счастливы?», «Что нужно чтобы ты был счастливым?». Все дети смогли ответить на эти вопросы. Большинство из них связывали счастье с радостью, добротой. Вторыми по частоте встречаемости были ответы, связывающие счастье с семьей: «когда играешь с родителями», «когда мама улыбается», «когда маму удивляешь». На третьем месте были ответы, включающие отношения со сверстниками: «когда дружишь», «когда идешь в развлекательный центр с другом», «когда рисуешь вместе с другом». Встречались и оригинальные ответы: «это когда все как в мультике», «это когда герои мстители спасают планету», «когда все живут на земле, где солнце светит, а космонавты на орбите». При описании счастливых людей дети использовали такие характеристики, как «красивые», «добрые», «умные», «смелые». Также называли своих близких: «мама», «папа», «брат», «друг Миша». Некоторые называли виды деятельности, которые делают человека счастливым: «кто поет», «кто играет», «кто рисует», «кто играет на пианино». На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть сладости, чтобы его насмешили или обняли. В своих ответах дети часто ссылались на мнение взрослых: «мне так мама сказала», «у бабушки в книжке все написано».
Для определения уровня счастья у детей использовалась методика «Лесенка». Детям предлагался бланк, на котором нарисовано три ступени: 1 ступень имела обозначение «несчастлив», 2 ступень «иногда счастлив, иногда нет», 3 ступень «счастлив всегда». Ребенок должен нарисовать свою фигурку на одной из ступенек. Ответы детей распределились следующим образом: «несчастлив» - 0%, «иногда счастлив» - 45,7 % (32 ребенка), «всегда счастлив» - 54,3 % (38 детей).
Согласно результатам Теста тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен), по уровню тревожности дети распределились следующим образом: «низкий» - 5,7% (4 ребенка), «средний» - 74,3% (52 ребенка) и «высокий» - 20% (14 детей). Таким образом, для большинства детей характерен средний уровень тревожности, что свидетельствует о достаточно благополучном отношении этих детей к разным социальным ситуациям при взаимодействии с окружающими людьми. Наиболее травмирующими ситуациями для детей были ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый»: «изоляция» - 48 негативных выборов; «выговор» - 44 негативных выборов; «объект агрессии», «агрессивность» - 42 негативных выборов и «игнорирование» - 40 негативных выборов.
Сравнение показателей счастья и тревожности у девочек и мальчиков по и-критерию Манна-Уитни не выявило достоверных различий между ними (иэмп (счастье) = 476, иэмп (тревожность) = 564, р>0,05).
Исследование восприятия детьми взаимоотношений в семье проводилось по методике «Рисунок семьи». В качестве показателей использовались три симптомоком-
плекса: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) конфликтность в семье; 3) враждебность в семейной ситуации (см. табл. 1).
Таблица 1
Данные о восприятии детьми взаимоотношений в семье
Симптомокомплексы Количество детей (% / абсол
низкий средний высокий
Благополучие 5,7% / 4 51,4% / 36 42,9% / 30
Конфликтность 82,9% / 58 14,3% / 10 2,8% / 2
Враждебность 65,7% / 46 31,4% / 22 2,9% / 2
За исключением четырех человек, дети в группе испытуемых воспринимают семейную ситуацию как благополучную, для их семейного окружения характерна достаточно низкая степень конфликтности и враждебности. Только у двоих детей выявлены высокие уровни конфликтности и враждебности семейной ситуации, но при этом они не считают себя несчастливыми.
Исследование ощущения счастья матерей проводилось по Оксфордскому опроснику счастья. Матери с разным уровнем счастья распределились следующим образом: «низкий» - 0 чел., «средний» - 2,9% (2 чел.), «повышенный» - 57,1% (40 чел.), «высокий» - 40% (28 чел.). Сравнение количества счастливых детей и матерей с высоким уровнем ощущения счастья не выявило достоверных различий (ф*= 0,686 < ф*кр = 1,64, для р < 0,05), то есть фиксируется примерно равное количество счастливых детей и матерей.
Соотношение матерей с разным уровнем личностной тревожности выглядело следующим образом. Самую большую группу (62,8%) составили матери с высоким уровнем личностной тревожности. Средний уровень тревожности зафиксирован у 34,4% матерей. Личностная тревожность является устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность человека к тревоге. На основании анализа показателей можно сделать вывод о высоком уровне тревожности в исследуемой группе: только две матери (2,9%) оценили свой уровень тревожности как низкий.
Результаты исследования родительского отношения матерей к своим детям представлены в табл. 2.
Таблица 2
Количество матерей с разными уровнями родительского отношения
Шкалы отношения Количество матерей (% / абсол.)
низкий средний высокий
Принятие-отвержение 0 100% / 70 0
Кооперация 0 37,2% / 26 62,8% / 44
Симбиоз 2,9% / 2 74,2% / 52 22,9% / 16
Контроль 25,8% / 18 62,8 / 44 11,4% / 8
Отношение к неудачам 54,3% / 38 45,7% / 32 0
Шкала «принятие-отвержение» показывает общее эмоциональное отношение к ребенку. Оно может варьироваться от выраженного позитивного отношения (принятия) до негативного (отвержения) ребенка. Принятие свидетельствует о преобладании положительных эмоций по отношению к ребенку, о признании и уважении его инди-
видуальности. Отвержение заключается в преобладании отрицательных чувств по отношению к ребенку (раздражение, злость). Для 100% матерей исследуемой выборки характерен средний уровень принятия, то есть они испытывают широкий спектр амбивалентных чувств. Это, по-нашему мнению, является естественным при общении с детьми 4-5 лет, и может объясняться их возрастными поведенческими и эмоциональными особенностями.
Шкала «кооперация» отражает степень стремления родителя к сотрудничеству с ребенком, веру в его способности, интерес к его делам. Большинство матерей (62,8%) искренне интересуются делами, планами ребенка, поощряют его самостоятельность, творчество.
Шкала «симбиоз» отражает психологическую дистанцию в отношениях с ребенком, насколько родитель близок с ним. Высокий показатель по этой шкале зафиксирован у 22,9% матерей, которые стремятся к симбиотическим отношениям, ощущают постоянную тревогу за ребенка. Низкий показатель, характеризующий значительную психологическую дистанцию, недостаточную заботу о ребенке отмечен только у двух матерей. Для 74,2% матерей характерен средний показатель, который говорит, что они не дистанцируются от ребенка и удовлетворяют его основные потребности.
Шкала «контроль» характеризует степень авторитарности контроля родителем поведения ребенка. Для 62,8% матерей характерен средний уровень авторитарности контроля, установление разумных ограничений, необходимых для жизненного благополучия ребенка. Такой уровень контроля считается оптимальным для детей 4-5 лет. У 25,8% матерей зафиксирован слабый, недостаточный контроль за ребенком, а у 11,4% - высокая степень авторитаризма, что проявляется в требовании безоговорочного послушания и дисциплины.
Шкала «отношение к неудачам ребенка» отражает отношение родителя к способностям ребенка, его успехам и неудачам. Чем выше показатели по этой шкале, тем больше родитель инфантилизирует ребенка, считает его личностно и социально несостоятельным. Для 54,3% матерей характерны низкие показатели по этой шкале, а для остальных 45,7% - средние показатели. Это свидетельствует о том, что матери данной выборки не пренебрегают чувствами ребенка, его мыслями и увлечениями и поддерживают его.
Для анализа взаимосвязи ощущения счастья, тревожности, восприятия отношений в семье у детей и их матерей был применен корреляционный анализ по Спирмену (см. табл. 3).
Таблица 3
Значимые корреляции ощущения счастья, тревожности, восприятия отношений в
семье у детей и их матерей
Выборка Параметры Дети
Счастье Тревожность
Матери Счастье 0,497** -0,256*
Личностная тревожность 0,236*
Принятие-отвержение 0,251*
Кооперация 0,236*
Контроль 0,316**
Дети Благополучие в семье 0,627**
Конфликтность в семье 0,315**
«*» - корреляция значима при р<0,05; «**» - значима при р<0,01.
Была выявлена значимая положительная связь между показателями ощущения счастья у детей и их матерей. Чем счастливее ощущает себя мать, тем более счастливым растет ее ребенок. Связано ощущение счастья у детей 4-5 лет и с их восприятием отношений в семье, о чем свидетельствуют его значимая положительная корреляция с показателями «благоприятности семейной ситуации». Надежными коррелятами счастья детей являются и такие показатели отношения матерей к ним, как «принятие-отвержение» и «кооперация». Позитивное эмоциональное отношение к ребенку, признание его индивидуальности, искренний интерес к его чувствам, мыслям, к его делам, планам, сотрудничество с ним являются залогом счастья ребенка.
Выявлена отрицательная корреляция тревожности детей со счастьем матерей: чем счастливее мать, тем ниже уровень тревожности ребенка. При этом положительно тревожность ребенка связана с личностной тревожностью, и авторитарностью матерей, а также с конфликтностью в семье.
_Обсуждение результатов
Анализ результатов показал, что все дети 4-5 лет смогли ответить на вопросы о счастье и смогли оценить уровень своего счастья. Их ответы носили преимущественно безличный или эгоцентрический характер, как и в исследованиях Н. М. Зыряновой [2], И. А. Корепановой [3], Е. В. Титаренко [7]. Однако в ответах преобладал социальный, а не материальный аспект, то есть дети чаще связывали счастье с общением с родными и друзьями.
Полученные в нашем исследовании данные об уровне счастья у детей и матерей не противоречат результатам аналогичных исследований. Все дети ощущают себя счастливыми в той или иной степени, ни один не назвал себя несчастливым. При этом показано, что чем счастливее мать, тем более счастливым чувствует себя ее ребенок, и напротив, чем выше личностная тревожность матери, тем тревожнее ребенок. Дети с низким уровнем тревожности растут у счастливых матерей.
Наиболее значимым фактором счастья ребенка среднего дошкольного возраста оказалось восприятие им отношений в своей семье как благоприятных. Чем благоприятнее семейная атмосфера, чем меньше члены семьи проявляют враждебность по отношению друг к другу, чем реже конфликтуют, тем выше удовлетворенность жизнью у ребенка, тем чаще он испытывает положительные эмоции, тем благоприятнее условия его развития.
Зависит счастье детей и от родительского отношения к ним матерей. Позитивное отношение, преобладание положительных эмоций при общении с ребенком, безусловное принятие его индивидуальности, вера в его способности являются предикторами его счастья. Те матери, которые проявляют интерес к чувствам, желаниям, планам ребенка, принимают участие в его делах на основе сотрудничества, кооперации, также способствуют тому, чтобы ребенок рос счастливым. С одной стороны, это соответствует полученным в этом исследовании данным о том, что дети чаще связывают счастье с ситуациями общения с близкими людьми, и данными глобального исследования «Дети мира» о времяпрепровождении с семьей, как одном из самых лучших источников счастья [13]. С другой стороны, в исследованиях G. Rees [19; 20], на выборках детей 7 и 11 лет не было обнаружено связи их субъективного благополучия с мнением родителей об их отношениях с детьми. Данный факт требует дополнительного иссле-
дования. Возможно, чем старше становится ребенок, тем менее объективным становятся оценки отношений с ними у родителей.
Интересен факт отсутствия корреляций между восприятием детьми отношений в семье и представлением об отношениях с детьми у матерей. Дети 4-5 лет и их матери по-разному оценивают эти отношения. Наиболее значимыми для счастья ребенка является его собственное восприятие отношений в семье.
Заключение
Большинство исследований счастья проводится на выборках людей подросткового, юношеского и зрелого возрастов, так как для них существуют стандартизованные методики, результаты которых можно однозначно интерпретировать и сравнивать, хотя в последние годы появились единичные исследования ощущения счастья у дошкольников. По-нашему мнению именно дошкольный возраст является определяющим для формирования ощущения счастья, так как в этот период закладываются неосознаваемые установки, эмоциональные реакции и предпочтения, которые влияют всю на дальнейшую жизнь человека, на его отношение к происходящему. И все это формируется при непосредственном влиянии родителей, в первую очередь матери. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о счастье детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), сделав акцент на влиянии материнского отношения к ребенку, а также его субъективном восприятии семейных отношений.
Исследование показало, что дети в этом возрасте в состоянии вербально охарактеризовать и оценить свой уровень счастья. Все дети и матери считают себя в той или
V л V
иной степени счастливыми, несчастливых среди них не выявлено. Счастье матерей, степень принятия ребенка матерью и ее стремление к сотрудничеству с ним являются важным фактором ощущения счастья у детей. Важным для счастья ребенка является его субъективное восприятие отношений в семье как благоприятных.
Полученные результаты дополняют и расширяют представления о счастье и факторах его проявления у детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 270 с.
2. Зырянова Н.М. Счастье есть? (Счастливы ли дети в кризис?) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 5 (13) [Электронный ресурс]. URL: http://psystady/ru (дата обращения: 20.04.2019).
3. Корепанова И. А., Бобринева Д. В. Представления о счастье у детей пяти, шести и семи лет // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2010. № 4. С. 13-21.
4. Пермякова М. Е., Муртазина М. А. Субъективное ощущение счастья у матерей и их детей юношеского возраста // Известия Уральского федерального университета. Серия I. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). С. 85-91.
5. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: ООО Изд-во «София», 2006. 368 с.
6. Сычев О. А., Казанцева О. А. Отношение супругов в браке и психологическое благополучие ребенка дошкольного возраста // Сибирский психологический журнал. 2017. № 66. С. 112-129.
7. Титаренко Е. В., Клепач Ю. В. Особенности представлений о счастье у дошкольников. М.: ООО «Европейский фонд инновационного развития», 2016. № 6. С.70-72.
8. Хайбуллина О. Г. Роль позитивной Я-концепции матери в личностном развитии дошкольника // Образование и наука. 2010. № 2 (70). С. 78-85.
9. Янакиева Е. Детское счастье как педагогическая ценность // Наука. Мысль : электрон. период. журн. 2014. № 11. С. 42-46 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/detskoe-schastie-kak-
pedagogicheskaya-tsennost-1 (дата обращения: 03.05.2019).
10. Amato P. R., Cheadle J. E. Parental divorce, marital conflict and children's behavior problems: A comparison of adopted and biological children // Social Forces. 2008. Vol. 86 (3). Pp. 1139-1161.
11. Diener E. Happiness: The Science of Subjective well-being. 2015 (Diener Education Fund) [Electronic resource]. URL: http://www.noba.to/modules/happiness-the-science-of-subjective-well-being (accessed: 11.11.2015).
12. Eddington N., Shuman R. Subjective well-being (happiness) [Electronic resource]. URL: http://www.texcpe.com/ html/pdf/can/CARNSWB.pdf (accessed: 11.11.2019).
13. Guerrier J. Kids Flourish with the Support of Family, Friends and Pets / Kids of the World: The Book / Viacom Global Insights. Published 7 Mart 2018. [Electronic resource]. URL: https://insights.viacom.com/post/kids-flourish-with-the-support-of-family-friends-and-pets/ (accessed: 12.10.2019).
14. Kutsar D., Soo K., Strozik T., Strozik D., Grigoras B., Bältätescu S. Does the Realisation of Children's Rights Determine Good Life in 8-Year-Olds' Perspectives? A Comparison of Eight European Countries // Child Ind Res (2019) 12: 161. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1007/s12187-017-9499-y. February 2019, Vol. 12, Issue 1, pp. 161-183. Accessed: 15.08.2019.
15. Martin S., Forde C., Horgan D., Mages L., Decision-Making by Children and Young People in the Home: The Nurture of Trust, Participation and Independence // Journal of child and family stadies. 2018. № 27 (1). Pp. 198-210.
16. Nahkur O., Kutsar D. Social Ecological Measures of Interpersonal Destructiveness Impacting Child Subjective Mental Well-Being: Perceptions of 12-Year-Old Children in 14 Countries // D. Child Ind Res (2019) 12: 353. https://doi.org/10.1007/s12187-018-9542-7. Published online: 10 February 2018. Accessed: 02.09.2019.
17. Permiakova M. Ye., Tokarskaya L. V., Yershova I. A. The research of subjective sense of happiness among senior preschoolers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. V. 233. Pp. 100-104. Accessed: 09.12.2019.
18. Permiakova M., Ershova I, Vindeker O., Tokarskaya L., Klimenskikh M. The relations between happiness and academic achievements, coping strategies and personal characteristics of adolescents 14-16 years old / Proceedings of INTED 2017. 2017. Pp. 1597-1603 (11th International Technology, Education and Development Conference, 6th-8th March 2017 Valencia, Spain).
19. Rees G. Variations in Children's Affective Subjective Well-Being at Seven Years Old: an Analysis of Current and Historical Factors // Child Ind Res (2019) 12:141-160 https://doi.org/10.1007/s12187-017-9516-1. Published online: 2 February 2018. Accessed: 18.06.2019.
20. Rees G., Bradshaw J. Exploring Low Subjective Well-Being Among Children Aged 11 in the UK: an Analysis Using Data Reported by Parents and by Children // Child Ind Res (2018) URL: https://doi.org/10.1007/s12187-016-9421-z. Published online: 23 September 2016. Accessed: 12.02.2019.
REFERENCES
1. Argyle M. Psychology of happiness. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2003. 270 p. (In Russ.).
2. Zyryanova N. M. Happiness there is? (Are children happy in crisis?). Psychological research: electron. sci. journal, 2010, no. 5 (13). Available at: http://psystady/ru (accessed 20 April 2019) (In Russ.).
3. Korepanova I. A., Bobrineva D. V. Ideas about happiness in children of five, six and seven years. Psychological journal of the international University of nature, society and man "Dubna", 2010, no. 4, pp. 13-21 (In Russ.).
4. Permyakova M. E., Murtazina M. A. The subjective feeling of happiness among mothers and their children of teenage. Izvestia. Ural Federal University Journal. Seriya I. The problems of education, science and culture, 2016, vol. 1 (147), pp. 85-91. (In Russ.).
5. Seligman M. A. New positive psychology: a scientific view of happiness and the meaning of life. Moscow: publishing house "Sofia", 2006. 368 p. (In Russ.).
6. Sychev O. A., Kazantseva O. A. attitude of spouses in marriage and psychological well-being of preschool children. Siberian psychological journal, 2017, no. 66, pp. 112-129 (In Russ.).
7. Titarenko E. V., Klepach Yu. V. Features of ideas about happiness in preschoolers / Scientific periodical "IN SITU". Moscow, European Fund for innovative development, 2016, no. 6, pp. 70-72 (In Russ.).
8. Khaibullina O. G. the Role of positive Self-concept of mother in personal development of preschool child. Education and science, 2010, no. 2 (70), pp. 78-85 (In Russ.).
9. Yanakieva E. Children's happiness as a pedagogical value. Nauka. Thought: electron. period. journal, 2014, no. 11, pp. 42-46. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/detskoe-schastie-kak-pedagogicheskaya-tsennost-1 (accessed 3 May 2019) (In Russ.).
10. Amato P. R., Cheadle J. E. Parental divorce, marital conflict and children's behavior problems: A comparison of adopted and biological children. Social Forces, 2008, vol. 86 (3), pp. 1139-1161.
11. Diener E. Happiness: The Science of Subjective well-being 2015 (Diener Education Fund). Available at: http:// www.noba.to/modules/happiness-the-science-of-subjective-well-being (accessed 11 November 2019).
12. Eddington N., Shuman R. Subjective well-being (happiness). Available at: http://www.texcpe.com/html/pdf/ can/CARNSWB.pdf (accessed 11 November 2019).
13. Guerrier J. Kids Flourish with the Support of Family, Friends and Pets / Kids of the World: The Book / Viacom Global Insights. Published 7 Mart 2018. Available at: https://insights.viacom.com/post/kids-flourish-with-the-support-of-family-friends-and-pets/ (accessed 12 October 2018).
14. Kutsar D., Soo K., Strozik T., Strozik D., Grigoras B., Baltatescu S. Does the Realisation of Children's Rights Determine Good Life in 8-Year-Olds' Perspectives? A Comparison of Eight European Countries. Child Ind Res, 2019, 12: 161. doi: 10.1007/s12187-017-9499-y. February 2019, Volume 12, Issue 1, pp. 161-183. Accessed 15 August 2019.
15. Martin S., Forde C., Horgan D., Mages L., Decision-Making by Children and Young People in the Home: The Nurture of Trust, Participation and Independence. Journal of child and family stadies, 2018, no. 27 (1), pp. 198-210.
16. Nahkur O., Kutsar D. Social Ecological Measures of Interpersonal Destructiveness Impacting Child Subjective Mental Well-Being: Perceptions of 12-Year-Old Children in 14 Countries. D. Child Ind Res, 2019, 12: 353. doi: 10.1007/s12187-018-9542-7. Accessed 2 September 2019.
17. Permiakova M. Ye., Tokarskaya L. V., Yershova I. A. The research of subjective sense of happiness among senior preschoolers. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 233, pp. 100-104.
18. Permiakova M., Ershova I, Vindeker O., Tokarskaya L., Klimenskikh M. The relations between happiness and academic achievements, coping strategies and personal characteristics of adolescents 14-16 years old / Proceedings of INTED 2017, 2017, pp. 1597-1603.
19. Rees G. Variations in Children's Affective Subjective Well-Being at Seven Years Old: an Analysis of Current and Historical Factors. Child Ind Res, 2019, 12: 141-160. doi: 10.1007/s12187-017-9516-1.
20. Rees G., Bradshaw J. Exploring Low Subjective Well-Being Among Children Aged 11 in the UK: an Analysis Using Data Reported by Parents and by Children. Child Ind Res, 2018. Available at: https://doi.org/10.1007/s12187-016-9421-z.
Информация об авторах Пермякова Маргарита Евгеньевна
(Россия, Екатеринбург) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9384-5939
Information about the authors
Margarita E. Permiakova
(Russia, Ekaterinburg) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9384-5939
Виндекер Ольга Сергеевна
(Россия, Екатеринбург) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2153-1535
Olga S. Vindeker
(Russia, Ekaterinburg) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Education
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2153-1535