ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.932
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕФЛЕКСИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УХОДА У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ
Е.В. МИХАЛЬЧИ1*, Е.Е. МИХАЛЬЧИ2
1 ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), 2 ФГКВОУ ВО «Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации», Москва
Проведено исследование взаимосвязей двух психологических качеств личности - рефлексии и психологического ухода - на выборке лиц с разным уровнем здоровья. Также были изучены их временные параметры и формы проявления. Для установления связей применялись методы многомерного шкалирования данных и корреляционный анализ. По результатам исследования можно заключить, что рефлексия и психологический уход являются взаимосвязанными процессами с разными механизмами развития процессов.
Ключевые слова: рефлексия, психологический уход, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Введение
Сталкиваясь со стрессогенными обстоятельствами и трудными жизненными ситуациями (ТЖС), человек реагирует на них либо активным принятием и направленным сопротивлением, либо отказом от действий посредством ухода от действительности и применения других неэффективных стратегий. Выбор стратегий для преодоления трудных жизненных и стрессовых ситуаций основан на опыте индивида, интериоризо-ванном посредством усвоения социальной действительности и сравнения своего поведения с реакциями других людей. Этот опыт образуется при самоизучении, анализе соб-
© Михальчи Е.В., Михальчи Е.Е., 2018
* Для корреспонденции:
Михальчи Екатерина Владимировна старший преподаватель факультета международного менеджмента и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
E-mail: Missi-ice@rambler.ru
ственного поведения и деятельности, выборе привычных стратегий для преодоления ТЖС и стрессогенных обстоятельств при помощи рефлексии как психологической формы деятельности человека.
Рефлексия является сложной, многокомпонентной формой деятельности, направленной на познание, анализ окружающей действительности; в узком смысле ее можно рассматривать как психологическое качество личности. Она изучается в рамках социально-философского подхода, область исследования рефлексии лежит на стыке психологии и педагогики, а также ее проблемы рассматриваются в других социальных науках.
Рассмотрим определения рефлексии, в которых получили отражение многозначность и сложный состав данного социо-феномена. Впервые понятие «рефлексии» включил в философский категориальный аппарат Дж. Локк в XVII веке. По его мнению, рефлексия означает «интроспекцию, обращение сознания на самое себя и предполагает собой механизм, посредством которого человек исследует свою познавательную деятельность» [1].
В рамках философского подхода к изучению рефлексии приведем ее определение, данное Кантом И.: «Размышление о том, как различные представления могут быть схвачены в одном сознании» [9]. Эту трактовку понятия «рефлексии» в будущем разделили многие философы и привнесли в значение этого феномена свои смыслы.
Выйдя из «философского» словаря, понятие «рефлексии» закрепилось в терминологическом аппарате психологии и других социальных наук.
Изучением и выявлением компонентов этого феномена занимался Рубинштейн С.Л., который понимал рефлексию как «рефлексивность мышления, сознания и личности рассматривается в контексте анализа опосредованности и произвольности деятельности и поведения человека как особый способ существования человека в обществе и осознание им себя через отношения с окружающими» [2].
В «Психологическом словаре» приводится следующее обозначение рефлексии как «мыслительного (рационального) процесса, направленного на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим, своих задач, назначения и т.д.» [6].
В узком смысле рефлексия в психологии представляет собой явление самоанализа, который направляет личность на «изменения себя и переход на новый, более высокий уровень развития» [4].
Из всех приведенных выше определений феномена «рефлексии» можно выделить ее общие черты: проявление в виде процесса сознания окружающей действительности и осознания ее внутренней проекции, восприятие себя через отражение качеств других людей, самоощущение своих состояний и изменений внутри психосоматической и эмоциональной сфер.
Исследования рефлексии, ее механизмов, компонентов, взаимосвязей с другими качествами личности проводились зарубежными (Чиксентмихайи М., МакЛейн
Д.Л., Любомирски С. и др.) и отечественными (Рубинштейн С.Л., Зинченко В.П., Щедровицкий Г.П., Карпов А.В, Степанов С.Ю., Семенов И.Н., Андреева Г.М., Леонтьев Д.А. и др.) учеными.
Несмотря на длительную историю изучения, современные исследователи, проводя в своей научной работе сопоставление рефлексии с одной из форм психологического ухода, отмечают, что: «... на настоящий момент явно недостаточно изучена связь «ухода в свои мысли» с другими феноменами сознания, такими как полнота осознания, рефлексия и метапознание» [10].
Зинченко В.П. выделил фоновую рефлексию, под которой понимаются «возникающие в ходе взаимодействия биодинамической и чувственной ткани эффекты, в качестве результата дающие основания для принятия решения о возможности осуществления поведенческого акта» [8]. Фоновая рефлексия возникает у человека 3-4 раза в секунду [7]. Она по своему действию и временной периодичности близка к моментам ухода человека в свои мысли, которые происходят несколько раз в минуту [10]. Рефлексия и уход в свои мысли как формы психологического ухода являются двумя сходными актами восприятия и переработки информации, механизмы возникновения и протекания которых различны в краткосрочной перспективе, но адаптивны в будущем. Однако взаимосвязи между рефлексией и психологическим уходом неоднозначны.
С другой позиции рефлексия направлена на осознание окружающей действительности, приобретение и анализ опыта, саморегуляцию поведения человека. Психологический уход, напротив, приводит к «слабому контакту с реальностью» [5], затормаживает восприятие и осознание, понижает внимание и активность личности. В этом понимании рефлексия и психологический уход противоположны в своем влиянии на личность и «имеют под собой разные механизмы возникновения и поддержания» [10].
Целью настоящей работы является установление взаимосвязей между разными формами психологического ухода и их временными параметрами и видами рефлексии у лиц с разным уровнем здоровья.
Для получения результатов исследования этих взаимосвязей применялись методика «Дифференциальный тип рефлексии» [12], разработанная Д.А, Леонтьевым и его коллегами в 2009 году, а также данные электронного и личного опросов респондентов по определению присущих им видов психологического ухода, продолжительности и периодичности возникающих эпизодов.
Методика
Для изучения форм психологического ухода, его временных факторов и типов
рефлексии были обследованы 80 человек возрастной группы от 18 до 55 лет, из них 49 женщин и 31 мужчина. По уровню здоровья респонденты были разделены на следующие группы - 30 условно здоровых человек; 26 человек имели последствия травм и хронические заболевания (ограничения возможностей здоровья); 24 участника исследования имели инвалидность различных нозологических групп. Другие личностные характеристики в ходе данного исследования у респондентов не уточнялись. Опрос проводился в феврале-марте 2018 года.
В ходе исследования были выделены следующие виды психологического ухода и получено распределение респондентов по этим формам с учетом уровня их здоровья (табл. 1).
Таблица 1
Распределение респондентов на группы по уровню здоровья и формам психологического ухода
Группы респондентов Формы ухода Условно здоровые лица Лица с ОВЗ Лица с инвалидностью Итого:
Уход в себя 12 5 7 24
Уход в болезнь - 4 1 5
Уход от реальности посредством наркотических препаратов и алкоголя - 1 - 1
Уход в фантазии 9 11 3 23
Уход в «другие миры» (компьютерные игры, Интернет, астралы и т.д.) 4 3 7 14
Уход в творчество 5 2 6 13
Психологический уход определяется психологами как одна из форм психологической защиты личности и относится к неэффективным стратегиям преодоления ТЖС и стрессогенных обстоятельств, называемым «замещениями». Под замещением понимается «перенос направления влечения с одного объекта на другой, более доступный и безопасный» [13].
С замещением соотносятся следующие производные механизмы психологической
защиты: уход как отказ от активности, которая доставляет дискомфорт; уход в фантазии как символическое осуществление блокированного желания. Часто присущий лицам с ОВЗ и инвалидностью, по мнению ряда ученых, уход в болезнь как возможность решения нарастающих проблем и конфликтов относится к другому виду психологической защиты личности - «регрессии», направленной на возвращение к ранним и предыдущим формам поведения
и избегания конфликтов. Нередко уход от решения проблем и поиска выхода из тяжелых жизненных ситуаций осуществляется посредством употребления алкоголя, наркотических и лекарственных препаратов и т.д. В ходе исследования это было выделено в отдельную форму психологического ухода - посредством психоактивных веществ. Уход в «другие миры» (компьютерные игры, Интернет, духовные практики, астралы и т.д.) и замещение ими живых контактов с другими людьми, реальных поступков и решений, действительности часто встречается у членов общества и активно изучается на современном этапе. Все рассмотренные выше формы психологического ухода относятся к неэффективным способам психологической защиты личности и имеют относительно негативные последствия при выходе из этих состояний. Под негативными последствиями выхода из состояния психологического ухода понимаются следующие изменения: утрата личностной идентичности, развитие психофизических форм зависимостей, нарушения самовосприятия и самооценки, замена реальных действий на «виртуальные» достижения, исчезновение привычного круга общения и уменьшение числа социальных контактов, личностные и психические расстройства, нарушение и разрыв семейных отношений, возникновение проблем со здоровьем, утрата жизненных мотивов и целей и т.д.
Периодичность возникновения пс
К формам психологического ухода с относительно позитивным выходом относятся «уход в творчество» и «уход в себя». Рассмотрим подробнее психологические проявления этих форм ухода от действительности. Уход в творчество может рассматриваться как форма добровольной психологической изоляции. У креативных людей в ходе творческого процесса возникают периоды «изоляции, приводящей к снижению уровня возбуждения, которое в свою очередь приводит к формированию чувства скуки и в итоге - переходит к следующему в этом цикле этапу поиска новизны и стимуляции» [14]. Уход в себя или в свои мысли как форма отгороженности от реальности изучается многими психологами и психофизиологами (Субботина Л.Ю., Чернышев Б.В., Лапина А.А. и др.). Под уходом в свои мысли ученые понимают «спонтанный, непроизвольный сбой внимания и нарушение саморегуляции в контексте текущего момента, которое зачастую приводит к нарушению текущей действительности» [10]. При этом стоит отметить, что в долгосрочной перспективе уход в свои мысли полезен и способствует поиску творческих идей.
Также были учтены временные факторы психологического ухода личности - периодичность возникновения данного состояния у респондентов и продолжительность его протекания (табл. 2 и 3).
Таблица 2
»логического ухода у респондентов
Группы респондентов Периодичность уходов Условно здоровые лица Лица с ОВЗ Лица с инвалидностью Итого:
1 раз в сутки 8 5 3 16
Более 1 раза в сутки 1 2 - 3
1 раз в месяц 6 1 5 12
Более 1 раза в месяц 9 10 7 26
1 раз в полугодие 1 1 2 4
1 раз в течение года 1 1 - 2
Более 1 раза в год 2 3 2 7
1 раз за всю жизнь 1 1 - 2
Несколько раз в течение жизни 1 2 5 8
У условно здоровых лиц процесс психологического ухода по собственным самоощущениям наблюдается с периодичностью 1 раз в течение суток и с частотой более 1 раза в месяц. Лица с ограничениями в здоровье также отметили у себя, что отвлекаются от реальности более 1 раза за сутки и 1 раза в месяц. Периодичность возникновения психологических уходов разных форм у лиц с инвалидностью на-
Уход в себя у большинства респондентов продолжается от нескольких минут до 1 недели. Уход в фантазии и отключение от действительности в форме глубокого погружения в свои мысли в основном длятся несколько минут, но таких периодов у респондентов может быть несколько в течение суток. Уход в творчество протекает от 1 часа до 1 года в зависимости от вида креативного замысла и объемов его исполнения. Как отметили респонденты, уход в болезнь у них длился от 1 суток до нескольких месяцев, пока не исчезали беспокоящие их симптомы и состояние здоровья не улучшалось. Уход от действительности посредством психоактивных средств был выявлен у одного из опрошенных лиц и длился 1 неделю; близкий к этому процессу и также вызывающий во многих случаях зависимости уход в «другие миры» отрывал от реальности участников исследования на временной период от 1 часа до нескольких лет. Многие респонденты отметили, что
блюдается 1 раз в сутки, 1 и более раз в месяц. Респонденты последней группы также отметили, что имели несколько продолжительных стадий психологических уходов в жизни. Результаты показали, что опрошенным свойственно отгораживаться от реальности не более 1 раза в сутки, от 1 до нескольких раз в месяц, и такие эпизоды встречались в их жизни уже несколько раз.
временная продолжительность их психологических уходов в разных формах является нестабильной и зависит от внешних причин и внутренних реакций на происходящие изменения.
Рефлексия как психологическое качество личности изучалось у респондентов из групп с разным уровнем здоровья при помощи методики «Дифференциальный тип рефлексии» [12], разработанной Леонтьевым Д.А., Осиным Е.Н. и др. В результате опроса у участников исследования было выявлено пропорциональное соотношение трех типов рефлексии, а именно: системной рефлексии, интроспекции и квазирефлексии (табл. 4).
Под системной рефлексией авторы методики понимают «самодистанцирование и взгляд на себя со стороны и позволяющий видеть одновременно полюс субъекта и полюс объекта» [11]. Этот вид рефлексии определяется как «хороший». При интроспекции «фокус внимания переводится с
Таблица 3
Продолжительность протекания психологического ухода у респондентов
Группы респондентов Продолжительность уходов~~~~~~~_^ Условно здоровые лица Лица с ОВЗ Лица с инвалидностью Итого:
Несколько минут 10 6 3 19
1 час 2 3 5 10
Более 1 часа 6 5 7 18
1 сутки 1 - 2 3
Более 1 суток 4 1 2 7
1 неделя 5 4 2 11
Более 1 недели - 1 - 1
1 месяц - 3 - 3
Более 1 месяца 1 1 - 2
Более года 1 2 3 6
внешней деятельности на внутренние состояния, переживания» [10]. Этот вид рефлексии выражается через «самокопание» человека в своем внутреннем мире и не является эффективным способом анализа и отражения действительности. Квазирефлексия как форма рефлексии личности
направлена «на объект, не имеющий отношения к актуальной жизненной ситуации, уход в посторонние размышления - о прошлом, будущем, о том, что было бы, если бы...» [11]. Две последние формы рефлексии не являются адаптивными и не способствуют развитию личности.
Таблица 4
Средние значения показателей форм рефлексии у лиц с разным уровнем здоровья
Формы рефлексии
Группы респондентов Системная рефлексия Интроспекция Квазирефлексия
Условно здоровые лица 38,3 23,3 27,9
Лица с ОВЗ 38,2 24,9 28,4
Лица с инвалидностью 39,7 23,7 26,3
После изучения присущих респондентам с разным уровнем здоровья видов психологического ухода, временных параметров этого психологического явления, индивидуальных пропорциональных соотношений форм рефлексии был поставлен вопрос о наличии взаимосвязей между видами психологического ухода личности и формами рефлексии, преобладающими у респондентов. За рабочую была принята следующая гипотеза: психологический уход и рефлексия являются взаимообусловленными психологическими процессами, при этом их возникновение у человека основано на разных механизмах и в своем развитии эти процессы являются адаптивными.
Результаты и обсуждение
С целью проверки указанной гипотезы было проведено многомерное шкалирование данных и корреляционный анализ результатов обследования респондентов по указанным выше методикам.
Проведенный анализ показал наличие умеренной положительной связи между возрастом респондентов и периодичностью возникновения случаев психологического ухода (г=0,52; р<0,001), а также продолжительностью эпизодов «отвлечения от реальности» (г=0,51; р<0,001). Временные параметры психологического ухода так-
же взаимозависимы друг от друга (г=0,58; р<0,05).
В корреляционном анализе отразились взаимосвязи между формами рефлексии
- интроспекция значимо связана с квазирефлексией (г=0,52; р<0,05).
Половое распределение респондентов имеет положительную среднюю связь с квазирефлексией (г=0,31; р<0,001). Проявления рефлексии в форме интроспекции значимо связаны с уровнем здоровья человека (г=0,37; р<0,001). Однако в данном случае связь может быть и сильнее при большем объеме выборки, так как «самокопание» часто вызывает у индивида неприятные физические ощущения и психосоматические реакции, и, наоборот, плохое самочувствие увеличивает продолжительность и глубину интроспекции.
Виды психологического ухода, присущие участникам исследования, объективно связаны с их временными параметрами
- периодичностью (г=0,32; р<0,001) и продолжительностью (г=0,36; р<0,05).
Остальные взаимосвязи объектов исследования были отрицательными. Так, обратно связаны в сильной степени возраст человека и проявления у него рефлексии в форме квазирефлексии (г=0,71; р<0,001). Это означает, что чем старше человек, тем реже у него возникают эпизоды квазирефлексии.
Длительность и периодичность случаев психологического ухода личности обратно связаны с интроспекцией (г=-0,37; р<0,01 и г=-0,24; р<0,05 соответственно) и квазирефлексией (г=-0,34; р<0,001и г=-0,33; р<0,05 соответственно). Это показывает наличие взаимосвязи между рефлексией и психологическим уходом личности, однако отображает обратные механизмы развития процессов в перспективе и отрицательные взаимосвязи между их параметрами.
Заключение
Проведенный корреляционный анализ позволил отчасти подтвердить поставленную гипотезу. Рефлексия и психологический уход личности являются взаимосвязанными процессами; временные параметры психологического ухода связаны с преобладанием у субъектов разных форм «дурной» рефлексии. При этом преобладание форм рефлексии у человека не связано с наличием видов психологического ухода. Таким образом, виды психологического ухода с положительным выходом не обязательно преобладают у лиц с преимущественно системной рефлексией, а негативные для психофизического состояния человека виды психологического ухода (уход в болезнь, уход посредством психоактивных препаратов) не связаны напрямую с наличием интроспекции и квазирефлексии. Можно заключить, что рефлексия и психологический уход являются взаимосвязанными психологическими процессами; они имеют схожие механизмы развития и временные параметры, однако адаптивность их развития в долгосрочном периоде и взаимозависимости форм в исследовании на выборке лиц с разным уровнем здоровья установить не удалось.
Стоит отметить, что соотношения между процессами рефлексии и психологического ухода личности требуют дополнительного изучения и применения разных подходов к анализу полученных результатов на разных по объему и качественному составу выборках респондентов.
Полученные результаты исследования взаимосвязей рефлексии и психологического ухода лиц с разным уровнем здоровья важны для развития теории практической деятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью, направленной на помощь и поддержку других людей. Одним из эффективных подходов к развитию рефлексии у личности и предупреждению случаев психологического ухода с негативными для личности последствиями является волонтерская работа. Этот вид общественной деятельности особенно значим как форма социальной и психологической реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Волонтерство способствует включению их в реальность, отказу от уходов в болезненные состояния, прекращению постоянного применения ряда лекарственных средств (седативных, транквилизаторов, психотропных и др.), уменьшению зависимости от других людей. Волонтерство как форма социальной активности человека помогает лицам с психофизическими нарушениями отрефлек-сировать свои трудные жизненные ситуации, научиться использовать эффективные стратегии для преодоления стрессов, получить опыт от взаимодействия с другими людьми, через помощь другим уйти от собственных проблем и негативных эмоций. Это влияние волонтерской деятельности на молодых людей с ОВЗ и инвалидностью отмечают многие исследователи проблем социальной вовлеченности инвалидов. Волонтерство «позволяет студенту глубже понять и осознать себя, свое поведение, отношение к происходящим событиям, ознакомиться с позицией других людей, снять эмоциональное напряжение» [3].
Развитие рефлексии в форме системной рефлексии у лиц с ОВЗ и инвалидностью посредством участия в волонтерской деятельности отражается на снижении у них эпизодов психологического ухода с негативными последствиями, помогает сократить длительность и периодичность его возникновения, дает возможность «выхода в реальность» и общения с окружающими
людьми. Волонтерство как форма помощи другим людям способствует развитию «хороших» форм рефлексии и усвоению полезного социального опыта; при этом препятствует развитию негативных видов психологического ухода личности, наличие взаимосвязей между которыми было установлено в ходе анализа представленных выше результатов.
Дальнейшее развитие своей исследовательской работы авторы видят в изучении рефлексии и ее форм, а также особенностей проявления психологического ухода у лиц с ОВЗ и инвалидностью, включенных в волонтерскую деятельность на протяжении длительного периода, и у контрольной группы студентов, не задействованных в волонтерской деятельности.
Литература
1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: МГУ, 2012. - 336 с.
2. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии / В кн.: Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение,1987.- С. 43-49.
3. Екимова С.Г. Роль рефлексии в становлении личностно-профессиональных качеств студентов-волонтеров // Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 253-256.
4. Жигулин А.А., Плаксина Н.И., Рябышева Е.Н. Феномен рефлексии как психологическая проблема // Территория науки. - 2015.
- № 2. - С. 23-27.
5. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. -М.: Изд. «Академический проект», 2005. -88 с.
6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. 2-е издание. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
7. Зинченко В.П. Опыт думания о думании. К восьмидесятилетию В.В. Давыдова (19301998) // Вопросы философии. - 2010. - № 11. - C. 75-91.
8. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт.
- М.: Языки славянских культур, 2010. -592 с.
9. Кузьмин А.А. Социально-философские основания хайдеггеровской интерпретации рефлексии в философии Канта // Вестник Новгородского государственного университета. - 2012. - № 67. - С. 48-51.
10. Лапина А.А., Чернышев Б.В. Феномен «ухода в свои мысли» и его место в континууме сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12. - № 4. -С. 13-32.
11. Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н., Са-лихова А.Ж. Разработка методики дифференциальной разработки рефлексивности / В кн.: Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VII Международного симпозиума. В.Е. Лепский (Ред.). - М.: Коги-то-Центр, 2009. - С. 145-150.
12. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 110-135.
13. Субботина Л.Ю. Психологическая защита и стресс. - М.: Гуманитарный центр, 2013. - 93 с.
14. Ушаков Д.В. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Ушакова Д.В. - М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2011. - 120 с.
References
1. Velichkovskiy BM. Sovremennaya kognitivnaya psikhologiya. Moscow: MGU, 2012: 336 (in Russian).
2. Davydov VV, Zak AZ. Uroven' planirovaniya kak usloviye refleksii. V kn: Problemy reflek-sii. Sovremennyye kompleksnyye issledovani-ya. Novosibirsk: Nauka, Sibirskoye otdeleniye, 1987: 43-49 (in Russian).
3. Yekimova SG. Rol' refleksii v stanovlenii lichnostno-professional'nykh kachestv studen-tov-volonterov. Problemy vysshego obrazo-vaniya 2018; 1:253-256 (in Russian).
4. Zhigulin AA, Plaksina NI, Ryabysheva YeN. Fenomen refleksii kak psikhologicheskaya problema. Territoriya nauki 2015; 2:23-27 (in Russian).
5. Zavrazhin SA, Fortova LK. Adaptatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami. Moscow: Izd. «Akademicheskiy proyekt», 2005: 88 (in Russian).
6. Zinchenko VP, Meshcheryakov BG. Psikho-logicheskiy slovar'. 2-ye izdaniye. Moscow: Pedagogika-Press, 1999: 440 (in Russian).
7. Zinchenko VP. Opyt dumaniya o dumanii. K vos'midesyatiletiyu VV Davydova (19301998). Voprosy filosofii 2010; 11:75-91 (in Russian).
8. Zinchenko VP. Soznaniye i tvorcheskiy akt. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2010: 592 (in Russian).
9. Kuz'min AA. Sotsial'no-filosofskiye osnovani-ya khaydeggerovskoy interpretatsii refleksii v filosofii Kanta. Vestnik Novgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta 2012; 67:48-51 (in Russian).
10. Lapina AA, Chernyshev BV. Fenomen «ukho-da v svoi mysli» i yego mesto v kontinuume soznaniya. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki 2015; 12(4):13-32 (in Russian).
11. Leont'yev DA, Lapteva YeM, Osin YeN, Salik-hova AZh. Razrabotka metodiki differentsi-al'noy razrabotki refleksivnosti. V kn.: Reflek-sivnyye protsessy i upravleniye: Sbornik ma-terialov VII Mezhdunarodnogo simpoziuma. VYe Lepskiy (Red). Moscow: Kogito-Tsentr, 2009: 145-150 (in Russian).
12. Leont'yev DA, Osin YeN. Refleksiya «khoro-shaya» i «durnaya»: ot ob»yasnitel'noy modeli k differentsial'noy diagnostike. Psikhologi-ya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki 2014; 11(4): 110-135 (in Russian).
13. Subbotina LYu. Psikhologicheskaya zashchita i stress. Moscow: Gumanitarnyy tsentr, 2013: 93 (in Russian).
14. Ushakov DV. Tvorchestvo: ot biologicheskikh osnovaniy k sotsial'nym i kul'turnym fenome-nam. Pod red. Ushakova DV - Moscow: Izd. «Institut psikhologii RAN», 2011: 120 (in Russian).
RESEARCH OF THE RELATIONSHIP OF REFLEXION AND ESCAPISM IN PERSONS WITH DIFFERENT HEALTH LEVELS
E.V. MIKHALCHI1, E.E. MIKHALCHI2
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2 The Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow
The article conducted a study of the relationship of two psychological qualities of the individual -reflexion and escapism - in a sample of people with different levels of health. Their temporal parameters and forms were also studied. To identify relationships, multidimensional data scaling methods and correlation analysis were used. According to the results of the study, it can be concluded that reflexion and escapism are interrelated processes with different mechanisms for the development of processes.
Keywords: reflexion, escapism, persons with disabilities and disabilities.
Address:
Mikhalchi E.V.
Lecture of Institute of Business studies
The Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
E-mail: Missi-ice@rambler.ru