Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи между уровнем коррумпированности страны, темпами экономического роста и качеством жизни населения'

Исследование взаимосвязи между уровнем коррумпированности страны, темпами экономического роста и качеством жизни населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2264
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / РОССИЯ / ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкиотов Сергей Владимирович, Маркин Максим Игоревич

В работе с помощью методов экономико-математического моделирования исследуется связь между уровнем коррупции в стране, темпами экономического роста и качеством жизни населения. Рассматривается многообразие определений коррупции, приведены негативные последствия коррупции для общества, дана оценка коррупции в России. В долгосрочном временном интервале на примере 11 стран верифицируется гипотеза о нелинейном влиянии коррупции на экономический рост и качество жизни населения. Сделан вывод о том, что корреляционная связь между исследуемыми показателями отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкиотов Сергей Владимирович, Маркин Максим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи между уровнем коррумпированности страны, темпами экономического роста и качеством жизни населения»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ КОРРУМПИРОВАННОСТИ СТРАНЫ, ТЕМПАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Шкиотов Сергей Владимирович

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», кафедра «Экономика и управление», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: shkiotov@yandex.ru

Маркин Максим Игоревич

старший преподаватель ,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», кафедра «Экономика и управление», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: markinmi@yandex.ru

Аннотация: В работе с помощью методов экономико-математического моделирования исследуется связь между уровнем коррупции в стране, темпами экономического роста и качеством жизни населения. Рассматривается многообразие определений коррупции, приведены негативные последствия коррупции для общества, дана оценка коррупции в России. В долгосрочном временном интервале на примере 11 стран верифицируется гипотеза о нелинейном влиянии коррупции на экономический рост и качество жизни населения. Сделан вывод о том, что корреляционная связь между исследуемыми показателями отсутствует.

Ключевые слова: коррупция, Россия, темпы экономического роста, качество жизни населения, корреляция,

анализ.

JEL: С12; D60; O17

VERIFICATION OF THE INTERDEPENDENCE BETWEEN THE LEVEL OF NATIONAL COMPETITIVENESS AND THE QUALITY OF LIVING THE POPULATION ON THE EXAMPLE OF DEVELOPED COUNTRIES OF THE WORLD

Shkyotov Sergey Vladimirovich candidate of economic sciences,

associate professor of the Department of Economics and Management of the Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russian Federation

Markin Maksim Igorevich

Senior Lecturer of the Department of Economics and Management of the Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russian Federation

Abstract: Using the methods of economic and mathematical modeling, the relationship between the level of corruption in the country, the rate of economic growth and the quality of life of the population is investigated. The variety of definitions of corruption is considered, the negative consequences of corruption for society are given, the corruption in Russia is estimated. In the long-term time interval, the hypothesis of the nonlinear effect of corruption on economic growth and the quality of life of the population is verified by the example of 11 countries. It is concluded that there is no correlation between the parameters under study.

Keywords: corruption, Russia, the rate of economic growth, the quality of life of the population, correlation, analysis.

Постановка проблемы

Коррупция - универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет, и опасна для современных государств.

Термин «коррупция» происходит от латинского согшрйо - «совращение, подкуп», соггир^ «испорченный», от соггитреге - «портить, повреждать». Синонимы коррупции - продажность, подкупность [1, с. 84]. Однако было бы ошибкой сводить суть коррупции к подкупу, продажности публичных и иных служащих. Её сущность заключается в нарушении (дезинтеграции, разложении, распаде) той или иной социальной системы, в том числе системы государственной власти [2, с. 12]. Суть коррупции как социального явления заключается в разложении структуры власти, перераспределении ресурсов в пользу тех или иных групп, в использовании механизмов институциализации групповых и личных интересов. Коррумпированная власть разлагает все общество, выступает локомотивом социальных деформаций, которые с вершины пирамиды с ускорением продвигаются к ее основанию

[3].

Существует множество определений коррупции, отражающих те или иные черты этого социально-экономического явления (табл. 1).

Таблица 1 - Многооб

разие определений коррупции

Автор Определение

Дж. Сентурия Коррупция - это злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. [3]

Федеральный закон РФ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» Коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица [4].

М.Б. Горный Коррупция - это многосложное и многоаспектное явление общественной и государственной жизни, когда использование должностным лицом своих полномочий в целях личной выгоды противоречит закону и нравственным установкам [1].

Е.А. Русецкий Коррупция - это синтетическое понятие, одновременно и социальное и криминологическое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупности родственных видов деяний против общества и государства. Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей [1].

Автор Определение

В.А. Номоконов Характеризует коррупцию как торговлю власти в государственном (прежде всего) и негосударственном секторах, как разложение власти, проявляющееся в нелегальном рынке властных полномочий, возможностей обмена власти на выгоду в ущерб принципу социальной справедливости [1, с. 8].

Е.О. Манухина Коррупция - антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее национальной безопасности России, представляющее собой совокупность преступлений, совершенных публичными должностными лицами с использованием ими своего должностного и фактического положения, имеющихся у них должностных и служебных полномочий, вытекающих из них возможностей, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, служб в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных узкогрупповых и корпоративных целях либо выразившихся в предоставлении им возможностей и средств для достижения указанных целей, а также совокупность самих таких лиц [1].

Л.В. Астафьев Коррупция - незаконное использование должностными лицами своего статуса или вытекающих из него возможностей в интересах других лиц с целью получения личной выгоды [4, с. 65].

Генеральная Ассамблея ООН 1979 г. Коррупция - это злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением [3].

А.Б. Артемьев Коррупцию необходимо понимать триедино: 1) как осуществление произвола лиц, обладающих властью, с обращением чужих и/или общественных благ в свою пользу - корыстный произвол; 2) как элемент неофициального (теневого) механизма перераспределения благ в государственно-организованном обществе с использованием служебных возможностей; 3) как порицаемое социальными нормами деяние (коррупционное явление) [1].

Б.В. Волженкин Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах [1, с. 13].

Автор Определение

А.И. Кирпичников Коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества.

Таким образом, можно говорить о многообразии подходов к пониманию коррупции. Вместе с тем, можно отметить то, что неотъемлемая и главная часть коррупции - это выгода и возможности достижения корыстных целей определённых лиц, в этом сходятся большинство исследователей данного феномена.

Комплексный характер коррупции проявляется в том, что в реальности говорится не об одном, а по существу о двух разных явлениях - крупной и мелкой коррупции, между которыми нет строгой взаимозависимости. Крупную коррупцию можно по-другому назвать «верхушечной», т.к. она охватывает как политиков, так и чиновников, которые в угоду интересам не только отдельных лиц, но и целых государств действуют от имени своего государства и во вред ему. Мелкая, «низовая», коррупция распространяется везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, - государство, осуществляя ограничивающую и регулирующую функции, обязывает гражданина «делиться своими ресурсами», - взыскание обязательных платежей или наложение штрафов за нарушение действующих норм [3].

В современной экономической литературе тематика соотношения экономических выгод от коррупции и потерь от нее занимает одно из ведущих мест. Так называемая, функциональная теория коррупции (исследование Мертона (1968) о скрытых функциях политического механизма) утверждает, что продажа и покупка политических услуг имеет несколько политических и экономических «выгод». Одна из таких выгод - это та, что взяточничество «смазывает бюрократические колеса», снижая бюрократизм, и тем самым повышая эффективность. Согласно этой точке зрения (С. Хантингтон (1968)), для экономического роста хуже, чем общество с негибкой, сверхцентрализованной нечестной бюрократией, может быть только общество с негибкой сверхцентрализованной честной бюрократией. Утверждается также, что коррупционные действия являются мощным средством интегрирования людей в экономическую и политическую жизнь. Однако последний тезис отнюдь не очевиден: так, ряд исследователей (Джонстон (1996, 1997)) подвергает сомнению такого рода утверждения, указывая, что коррупция обладает значительным дезинтегрирующим свойством для экономической и политической жизни общества [5].

Все-таки большинство исследователей рассматривая коррупцию, считают, что она оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны [6]. В таблице 2 рассмотрены более конкретно возможные негативные последствия от коррупции для всех сфер жизни.

Таким образом, в экономической, политической и социальной сферах государства коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов.

Проблема заключается в том, что экономической литературе до настоящего момента не установлена надежная статистическая связь между уровнем коррумпированности страны и темпами экономического роста [5]. А, следовательно, невозможно однозначно судить о влиянии этого явления и на качество жизни населения в стране.

Таблица 2 - Негативные последствия от коррупции для общества

Сфера Последствия

Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

« и е Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

§ О В Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

« со Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

в Л к Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др

а в ЕТ О и Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности.

Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти, и перед преступностью.

3 « и е Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок

в н в к о С Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

Особенно актуальной эта проблема становится с учетом всеохватности, системности коррупции в нашей стране. Так, по оценке правоохранительных органов, криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности - нефть, газ, редкие металлы - тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц [7]. По словам генерального прокурора России Юрия Чайки, общий ущерб от коррупции в 2015 году составлял порядка 44 млрд

рублей, а в 2016 году - превысил 78 млрд рублей, что сопоставимо с 10% общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по стране [11]. Некоторые данные по общему ущербу от коррупции в России за 2010 - 2016 годы приведены на рисунке 1.

во 73

70 БО 50 40 30

го 10 о

2010 2011 2012 2013 2014 2015 201Б

Рисунок 1 - Ущерб от коррупции в России, 2010-16 гг. (в млрд руб.) [11]

35 44 ■

in.

21 ■

12 и ■

1

Более того, по оценке неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International размер коррупции в 2016 году превысил 300 млрд долларов (т.е. примерный объём коррупции в России в 2016 году можно оценить в чуть более 23% от ВВП). И это на фоне перманентного роста среднего размера взятки из года в год (рис. 2).

По данным исследования Института экономической политики Гайдара, потери от нарушений при госзакупках составляют 2 трлн. рублей в год. Общие расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн. рублей в год. По итогам выборочного мониторинга Институт Гайдара установил, что более 60% закупок осуществляется с нарушениями. Среди государственных закупок по неконкурентности лидирует федеральный уровень (32,9%), на втором месте муниципальный уровень - 19,6% закупок, на третьем - региональный: 8%. Остается довольно низким и среднее количество заявок в случае конкурентной закупки - около трех на один лот в 2016 году [12].

Методология исследования

Целью статьи является верификация двух гипотез:

1. Между уровнем коррупции в стране и темпами экономического роста существует обратная (статистически значимая) зависимость, поскольку экономические потери общества от коррупции велики.

2. Между уровнем коррупции в стране и качеством жизни населения существует обратная (статистически значимая) зависимость, поскольку социальные потери общества от коррупции велики.

Это связано с тем, что ряд эмпирических исследований обнаружил, что коррупция влияет на экономический рост нелинейно: в зависимости от других объясняющих переменных регрессионного уравнения коррупция может сдерживать экономический рост, не оказывать на него выраженного влияния, или даже ускорять его [5].

Тесно связаны с индексом человеческого развития показатели, отражающие уровень общественного неравенства (имеется в виду главным образом неравномерное распределение доходов) и уровень бедности. Соответственно уровень коррупции оказывает влияние на индекс человеческого

развития (см. рис.3).

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 2 - Средний размер взятки в России, 2010-16 гг. (в тыс. руб.) [13]

Рисунок 3 - Влияние коррупции на человеческое развитие

Методологическая база исследования:

1. Период исследования - 10 лет, долгосрочный.

2. Используемые показатели:

- уровень коррупции - индекс восприятия коррупции (ИВК) (рассчитывается ежегодно международной независимой организацией Transparency International);

- темпы экономического роста - валовой внутренний продукт (ВВП) (страновые данные взяты из статистической базы Всемирного Банка, World Bank database);

- качество жизни населения - Индекс человеческого развития (ИЧР) (рассчитывается ежегодно ПРООН, данные представлены в докладе о человеческом развитии).

3. Выборка стран: 11 стран мира (5 лидеров и 5 аутсайдеров актуального рейтинга ИВК 2016 года, а также Россия) .

4. Методы исследования: для проверки выдвинутой гипотезы используется корреляционный анализ. Значения коэффициента корреляции Пирсона важно для исследований, в которых значение показателя близко к нормальному. Он принимает значение в интервале от - 1 до +1. Отрицательные значения, свидетельствуют о наличии обратной связи между показателями, положительные - о прямой связи. При значении коэффициента корреляции, равного 0, связь между показателями отсутствует. Для классификации связи по значению линейного коэффициента корреляции используется шкала Чеддока [14, с.38]. Вывод о наличии или отсутствии корреляционной связи между исследуемыми показателями можно сделать лишь после проверки значимости коэффициента корреляции. Это связано с тем, что надежность коэффициента корреляции зависит от объема выборки, - не исключена ситуация, когда величина коэффициента корреляции будет целиком связана со случайными изменениями в выборке. При проведении данного исследования для проверки значимости коэффициента корреляции был установлен уровень значимости в 5%.

5. Для проведения корреляционного анализа в работе использовался программный продукт «Statistica» от StatSoft.

Основная часть

Приведем исходные данные для анализа: значения показателей ВВП, ИЧР и ИВК за последние 10 лет в табличном и графическом виде (см. табл. 3-5, рис. 4-6).

Таблица 3 - Динамика ВВП по странам, 2007-16 гг. [8]

Год Страны

Дания Новая Зеландия Финляндия Швеция Швейцария Йемен Сирия Гвинея-Бисау Судан Ливия Россия

2007 1,58 2,89 5,19 3,41 4,11 3,34 5,70 3,20 11,52 6,35 8,54

2008 -1,12 -1,12 0,72 -0,56 2,16 3,65 4,50 3,22 7,80 2,67 5,25

2009 -5,21 -30,00 -8,27 -5,19 -2,22 3,87 5,90 3,00 3,24 -0,79 -7,82

2010 2,09 1,53 2,99 5,99 3,00 7,70 -30,9 3,47 3,47 5,02 4,50

2011 1,34 2,27 2,57 2,66 1,69 -12,7 -36,5 8,09 -1,97 -62,1 5,28

2012 0,23 2,25 -1,43 -0,29 1,01 2,39 -9,90 -1,71 0,52 4,50 3,66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 0,93 2,45 -0,76 1,24 1,85 4,82 -30,9 3,26 4,39 -13,6 1,79

2014 1,62 3,41 -0,63 2,60 2,45 -0,19 -36,5 0,97 2,68 -24,0 0,74

2015 1,61 3,33 -0,01 4,52 1,23 -28,1 -9,90 6,13 4,91 -6,40 -2,83

2016 1,96 3,05 1,27 3,24 1,38 -9,78 0,00 5,76 4,70 -3,30 -0,22

Таблица 4 - Динамика ИЧР по странам, 2007-16 гг. [9]

Год Страны

Дания Новая Зеландия Финляндия Швеция Швейцария Йемен Сирия Гвинея-Бисау Судан Ливия Россия

2007 0,955 0,950 0,959 0,963 0,960 0,575 0,742 0,396 0,531 0,847 0,817

2008 0,906 0,895 0,878 0,898 0,916 0,483 0,648 0,401 0,456 0,757 0,776

2009 0.864 0.904 0.869 0.884 0.872 0.431 0.586 0.286 0.375 0.749 0.714

2010 0,866 0,907 0,871 0,885 0,874 0,439 0,589 0,289 0,379 0,755 0,719

2011 0,895 0,908 0,882 0,904 0,903 0,462 0,632 0,353 0,408 0,760 0,755

2012 0,901 0,919 0,892 0,916 0,913 0,458 0,648 0,364 0,414 0,769 0,788

2013 0,900 0,910 0,879 0,898 0,917 0,500 0,658 0,396 0,473 0,784 0,778

2014 0.923 0.913 0.883 0.907 0.930 0.498 0.594 0.420 0.479 0.724 0.798

2015 0.925 0.915 0.895 0.913 0.939 0.482 0.536 0.424 0.490 0.716 0.804

2016 0,929 0,918 0,926 0,924 0,953 0,488 0,568 0,463 0,498 0,736 0,816

Рисунок 4 - Динамика ВВП по странам, 2007-16 гг.

Рисунок 5 - Динамика ИЧР по странам, 2007-16 гг. Таблица 5 - Динамика ИВК по странам, 2007-16 гг. [10]

Год Страны

Дания Новая Зеландия Финляндия Швеция Швейцария Йемен Сирия Гвинея-Бисау Судан Ливия Россия

2007 9,4 9,4 9,4 9,3 9,0 2,5 2,4 2,2 1,8 2,5 2,3

2008 9,3 9,3 9,0 9,3 9,0 2,3 2,1 1,9 1,6 2,6 2,1

2009 9,3 9,4 8,9 9,2 9,0 2,1 2,6 1,9 1,5 2,5 2,2

2010 9,3 9,3 9,2 9,2 8,7 2,2 2,5 2,1 1,6 2,2 2,1

2011 9,4 9,5 9,4 9,3 8,8 2,1 2,6 2,2 1,5 1,9 2,5

2012 9,0 9,0 9,0 8,8 8,6 2,3 2,6 2,5 1,3 2,1 2,8

2013 9,1 9,1 8,9 8,9 8,5 1,8 1,7 1,9 1,1 1,5 2,8

2014 9,2 9,1 8,9 8,7 8,6 1,9 2,0 1,9 1,1 1,8 2,7

2015 9,1 8,8 9,0 8,9 8,6 1,8 1,8 1,7 1,2 1,6 2,9

2016 9,0 9,0 8,9 8,8 8,6 1,4 1,3 1,6 1,4 1,4 2,9

Некоторые результаты корреляционного анализа (без учета временного лага) представлены далее на диаграммах 1-2, таблицах 6-8 (приведены данные по странам: Дания (страна с минимальным уровнем коррумпированности по данным Transparency International), Сирия (страна с максимальным

уровнем коррумпированности по данным Transparency International), Россия )

Рисунок 6 - Динамика ИВК по странам, 2007-16 гг.

I_1 I

nflzfl

п

oodl

I

Г ■ ч у . * : * * * +

а пЛ * t.

' * 4 * □ FLcb * *

- -

* * * СПЬ. Гг.

• - • •

Диаграмма 1. Поле корреляции для экономики Дании и Сирии (GDP_Syria - динамика ВВП в Сирии; HDI_Syria - динамика ИЧР в Сирии; CPI_Syria - динамика ИВК в Сирии; GDP_Dan - динамика ВВП в Дании; HDI_dan - динамика ИЧР в Дании; CPI_dan - динамика ИВК в Дании)

Диаграмма 2. Поле корреляции для России

Var xs VSI Y Сопреют* i Spreadsheet slat Mar*« correlations we significant at p ■■ .05000 i Case.«» deletion ol nnuirig dala > Var. x a Var Y Correlations iSpraadihaail ata) Marked correlations ara significant а' с .09000 iCbu-mu delation of mining datai

Mean StdDv f(X,Y| II t P N Constant dep Y Slope dep Y Mean Sid Ou nX.Y) rl t P N Constant dee Y

OOP Dan 0.503000 2223721 GDP Sjfna -13.8500 16.07228

GOP Dan 0503000 2,223721 1000000 1000000 10 0,0000 1,00000 GDP Syne • 13 8500 16 07228 1.000000 IOOOOO? 10 0.0000

GOP Dan 0503000 2223721 GDP Sjfna ■13 8500 19 07228

HOI dan 0906400 0028135 0.519223 0.269593 i 718370 0.124052 10 09031 0.00657 HDI.Syria 0.6201 0 05S30 0.156465 0.014481 0.448067 0 665990 10 0.6271

GOP Dan 0,503000 2.223721 GDP_Syria -13,8600 13 07226

С Pi dan 9 210000 0,152385 ■0.190929 0036454 ■0.550150 0.597238 10 92166 ■0 01306 CPI_|xna 1 2.1600 0 45500 -0.046770 0 002378 -0.138106 0 693570 10 2.1430

hoi dan та&м JTiiJii! HDI.Syria 0.6201 0 05630

GDP Dan 0.503000 2223721 0,519223 0.269593 1 718370 0.124052 10 -366934 4103756 GDP Syria -13 8600 18 07228 0,166465 0 024431 0.448067 0 665990 10 -t3 9247

HOI dan 0.906400 0 028135 HOLSyria 0.6201 0,06830

hoi dan 0.906400 0028135 1000000 loooooo 10 OOOOO IOOOOO HDI Syria 0,6201 0 05830 1.000000 1,000000 10 0 0000

HOI dan 0.906400 0026135 HOI Syria 0 6201 0 05330

CPI dan 9210000 0.152365 -0.143570 0.020612 -0410327 0.692335 10 9.9148 -0.77761 CPI_Syna 2 1600 045609 0 340621 0116022 1.024696 0 336490 10 06113

CPi dan 5.1iWW i.tSiSM CPI_Syrift 2.1600 0 45609

GOP Dan 0.503000 2.223721 ■0.190929 0036454 -0 550150 0,597238 10 26 1632 -2,76612 GDP Syna -138600 18. 07228 -0 046770 0 002376 -0.138106 0 693670 10 -9 6667

CPI dan i.210000 6.15238e CPI Syria 2 1600 045509

HDI dan 0.906400 0,026135 ■0,143570 0 020612 ■0 410327 0,692335 10 1,1505 ■0,02651 HDI Syria 0,6201 0 05330 0,340621 0,116022 1,024696 0,335490 10 0.5253

CPI dan 9210000 0,152385 CPI Syria 2.1600 0 45509

CPi dan 9.210000 0.152365 1000000 1000000 10 OOOOO t 00000 CPI Syria 2 1600 0 45509 1.000000 1 000000 10 0.0000

Var XI Var. Y Coneiaeons «Spreadsheet i stai Mark ad correlations ara significant it p < ,05000 i Case.vise delation of missing datai

Mean StdOv r(X.Y| ft t P M Constant dap Y Slop« dap Y

GOP Rus t. 887746 4 705561

GDP Rus H™ 4.705661 1.000000 1.000000 10 OOOOO l OOOOO

GOP Rui 1 887746 4.705581 0 036661

HDI ius 0.776500 0.277506 0.077010 0.816994 0.437684 10 0.7724 0.00217

GOP.Rus Ш7746 4.705561

CPI Rus 2 530000:0.3301511 -0 233795 0 054660 0.680122 0.515623 10 2.5610 -0.01640

HDI nil 0 776500 0 035881]

GDP Rui 1.887746 4.7055611 0.277506 0.077010 0.816994 0.437584 10 -25 6203 35.4 2 569

HDI_iu. 0 778500 0 038881

HOI M 0 7 76500 0.036861 1.000000 1.000000 10 O.OOOO 100000

HOI rut 0 776500 0 036861

CPI Rui 2.530000 03Ml|i 0 628612 0.385153 2.288153 0.0S1S74 10 -1 8419 563029

CPI Rus 2S30000 0.3301611 0.515623

GDP Rus 1.887746 4.70556l]-0.2337B5 0 054680 -0.680122 10 k_io_m3 -3.33222

CPI Rus 2 5300Q00.3301S1

HOI rus 0 776500 0.036861 0.628612 0 395153 2.286153 0.051574 10 0 5989 0.07018

CPl.ftm CPI Rui 2 530000 0 330151 2 530000 0 330151 1.000000 1.000000 По] 0.00001 100000

Рисунок 6 - Результаты корреляционного анализа для Дании и Сирии и России Результаты анализа сведем в общую матрицу (см. табл. 9).

Таблица 9 - Результаты корреляционного анализа

Страна Без лага С лагом в 1 год

Дания Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Новая Зеландия Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Присутствует обратная значимая связь между ВВП и ИВК на уровне значимости 5%.

Финляндия Присутствует прямая значимая связь между ВВП и ИВК на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Швеция Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Швейцария Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Йемен Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Сирия Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Гвинея-Бисау Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Присутствует сильная обратная значимая связь между ИВК и ИЧР на уровне значимости 5%.

Судан Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Ливия Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 5%.

Россия Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 10%. Коэффициент корреляции незначим на уровне значимости 10%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерпретация результатов анализа

Данные таблицы 9 показывают, что корреляционная связь между исследуемыми показателями отсутствует. Следовательно, гипотезы о наличии обратной (статистически значимой) взаимосвязи между уровнем коррупции в стране, качеством жизни населения и темпами экономического роста по данной выборке стран в 10-летнем временном интервале не подтвердились. Это может объясняться: 1) недостаточностью выборки для проведения корреляционного анализа; 2) изменением методологии сбора данных и оценки таких комплексных показателей как ИЧР, ИВК; 3) неопределенностью понятийного аппарата (различия в понимании коррупции, качества жизни населения); 4) косвенным влиянием коррупции на исследуемые показатели: темпы роста экономики, качество жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коррупция: основные тенденции противодействия. Коллективная монография / Под редакцией Л.А. Андреевой. - Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2015. - 196 с.

2. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения / М. Бартошек. - М.: Изд-во Юридическая литература, 1989. - 448 с.

3. Гайдарова Е.Н. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы / Е.Н. Гайдарова // Вестник АГУ. Серия 1. - 2011. - № 4. - С. 8-14.

4. Пьянзин Д.Н. Причины возникновения коррупции: историко-правовой аспект / Д.Н. Пьянзин // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 12-15. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: https:// moluch.ru/conf/law/archive/142/7968/

5. Пархоменко С. Экономика коррупции / С. Пархоменко. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.indem.ru/corrupt/Uc2004/Glava3.pdf

6. Пермяков М.В. История возникновения коррупции в Российской Федерации / М.В. Пермяков // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 4. - С. 120-123.

7. Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. Выпуск 44 Сущность коррупции. Условия возникновения и последствия (часть I). [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4603/16209

8. The World Bank. [Электрон. данные] - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/

9. Human Development Reports. [Электрон. данные] - Режим доступа: http://hdr.undp.org/

10. Transparency International. [Электрон. данные] - Режим доступа: https://transparency.org.ru/ research/

11. Ущерб от коррупции в РФ в 2016 году оценили в 44 млрд рублей. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/540410

12. Махинации при госзакупках - 2 трлн рублей каждый год. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.vestifinance.rU/articles/86634http://www.vestifinance.ru/articles/86634

13. Средняя взятка в России за последние пять лет выросла почти в 5 с половиной раз. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: https://pasmi.ru/archive/170992/

14. Шкиотов С.В., Маркин М.И. Верификация взаимосвязи между уровнем национальной конкурентоспособности и качеством жизни населения на примере развитых стран мира / С.В. Шкиотов, М.И. Маркин // Теоретическая экономика. - 2018. - №№1. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: theoreticaleconomy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.