ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛЮБОВНОЙ АДДИКЦИИ ДЕВУШЕК С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К ОТЦУ
Шевелев В.К.
Шевелев Вадим Константинович - магистрант, кафедра психологии, психологический факультет, Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул
Аннотация: в статье приводятся результаты социально-психологического обследования 100 девушек в возрасте от 15 лет до 17 лет, показывающие, что вероятность формирования любовной аддикции у девушек более высока, если в стиле воспитания отца присутствует непоследовательность, враждебность и директивность. Ключевые слова: любовная аддикция, дочь, отец.
В нынешнем обществе можно наблюдать явную тенденцию к кризису института семьи. Данный кризис характеризуется увеличением числа разводов между супругами и в росте количества одиноких матерей, а также в появлении людей, которые вместо традиционной семьи выбирают одинокий образ жизни. Это отражается на демографическом спаде, и негативно влияет на развитие и воспитание современного поколения. Такая ситуация крайне отрицательно сказывается на отношениях родителей и детей, т.к. только в традиционной семье отец может полноценно общаться со своим с ребенком.
В нашем исследовании мы изучали взаимосвязь любовной аддикции девушек с их отношением к отцу.
Под любовной аддикцией понимаются межличностные отношения, характеризующиеся сильной страстью, плохо контролируемым поведением, а также навязчивой эмоциональной фиксацией на другом человеке [1, с 57]. Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они получили название соаддиктивных или созависимых. Любовную аддикцию можно охарактеризовать
141
ненасытной потребностью в любви, непомерными требованиями по отношению к партнеру, а также патологической ревностью.
В отечественной психологии проблему любовной аддикции начали изучать сравнительно недавно. Её исследовали: А.Ю. Егоров, Е.В. Емельянова, В.Д. Москаленко, В.Д. Менделевич, И.Н. Хмарук, А.Л. Федосова и др. Изучением эмоциональной зависимости занимались А. Фрейд, К. Хорни и др. Значительный вклад в изучение любовной аддикции внесли Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева и др. С. Пибоди разработала классификацию любовных аддиктов. И.Н. Хмарук выявил, к каким последствиям для личности приводит любовная аддикция.
Цель нашего исследования - поиск связи между любовной аддикцией у дочерей с их отношением к отцу.
Предполагалось, что - будет наблюдаться взаимосвязь между любовной аддикцией и отношением к отцу у девушек.
Методы и методики исследования: тест на выявление любовной аддикции А.Ю. Егорова, тест на межличностную зависимость Р.Гиршфильда, в адаптации О.П. Макушиной, методика «Подростки о родителях» (ПоР) Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромицыной Е.Е., тест «Семья в круге» Э.Г. Эйдемиллера.
Исследование проводилось на базе МТКП МГТУ им. Н.Э. Баумана. В выборку вошли 100 девушек в возрасте от 15 до 17 года (средний возраст 16 лет). Испытуемые воспитывались в семьях: полной - 51 человек (51%); неполной материнской - 32 человека (32%); с повторным браком матери - 5 человека (5%); приёмной - 4 человека (4 %); неполной отцовской - 1 человек (1%); другое - 7 человек (7%).
Получены следующие результаты:
1. С помощью методик на выявление любовной зависимости удалось проанализировать аспекты любовной зависимости. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Данные по методикам на выявление любовной аддикции
Уровни Тест на выявлен ие любовно й аддикции (по Егорову) Тест на созависимос ть (тест Уайнхолда) Тест на межличностную зависимость (любовную, от партнера, в детско-родительских отношениях). Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной.
Шкала эмоциональн ая опора на других Шкала неувереннос ть в себе Шкала стремлен ие к автономи и Шкала зависимос ть
низки й 21% 5% 18% 1% 17% 12%
Средний 45% 36% 71% 71% 63% 82%
Высокий 34% 59% 5% 28% 20% 6%
2. В тесте «Семья в круге» 58% испытуемых указали на рисунке отца, 6% отца и отчима, а 28% девушек не нарисовали никого.
3. По показателю позитивного интереса отца к дочери (методика «ПоР») у 50% испытуемых слабо выражен данный параметр. Это говорит о том, что между отцом и дочерью не доминируют теплые дружеские отношения.
4. По показателю автономности отца (методика «ПоР») у 47% испытуемых данный параметр выражен вполне отчетливо, т.е. можно говорить о том, что для дочери отец существует отдельно от остальных членов семьи, ему абсолютно всё равно, что происходит вокруг.
5. По показателю непоследовательности отца (методика «ПоР») у 34% испытуемых данный параметр выражен вполне отчетливо, т.е. можно говорить о том, что для дочери отец человек совершенно непредсказуемый, его действия постоянно противоречат друг другу.
Полученные нами данные были подвергнуты корреляционному анализу, который был выполнен с помощью непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена.
В ходе проведения подробного анализа полученных данных, нами были выделены самые значимые тенденции и закономерности исследования:
1. Чем более выражен показатель директивности отца по отношению к дочери, тем более выражен показатель любовной аддикции у девушки.
2. Чем более выражен показатель враждебности отца по отношению к дочери, тем более выражен показатель любовной аддикции у девушки.
3. Чем более выражен показатель непоследовательности отца по отношению к дочери, тем более выражен показатель любовной аддикции у девушки.
В целом по результатам исследования можно сделать вывод, что при непоследовательности, враждебности и директивности отца, есть высокая вероятность формирования у девушки любовной аддикции, которая будет сопровождаться неуверенностью в себе, стремлением искать эмоциональную опору в значимом Другом.
Список литературы
1. Егоров А.Ю. Любовные аддикции // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. № 2. С. 64-81.
2. Каст В. Отцы-дочери, матери-сыновья. Путь от отцовского и материнского комплексов к собственной личностной идентичности. М.: Дипак, 2016. 184 с.
3. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости М.: Класс, 2015. 224 с.
4. Уманская Е. Г. Развитие личности в условиях депривации: монография. М.: МИГУ Прометей, 2013. 145с.
5. Фальковский Г.В., Шапаренко Е.Ю. Рефлексы любви и счастья. М.: ФСЕ, 2016. 192 с.
6. Федорова Н. В. Психология депривированного ребенка: метод. пособие. Омск: ОмГПУ, 2009. 119 с.
7. Фрейд З. Психология бессознательного СПб.: Питер, 2017. 528 с.
8. Фром Э. Искусство любить: Исследование природы любви. М.: АСТ, 2016. 224 с.