УДК 159.9.072.432
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ
И ОТНОШЕНИЙ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
А.А. Кузнецова
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос креативности и отношений привязанности в дошкольном возрасте. Цель данной статьи - представление и описание проведенного исследования, этапов его проведения и описание результатов. Работа была проведена на группе дошкольников в возрасте от четырех с половиной до пяти с половиной лет. Автором была сформулирована гипотеза о наличии связи между креативностью и отношениями привязанности у дошкольников. Исследование проводилось в частном дошкольном образовательном учреждении с использованием методик диагностики креативности и отношений привязанности на выборке более шестидесяти двух человек. Результатом исследования явилось подтверждение гипотезы о наличии взаимосвязи креативности и отношений привязанности у дошкольников. В статье показаны результаты исследования, и описаны возможные перспективы его использования в психологической работе.
Ключевые слова: дошкольный возраст, креативность, привязанность.
RESEARCH OF THE RELATIONSHIP BETWEEN CREATIVITY
AND RELATIONSHIPS SHOWING ATTACHMENT AT KINDERGARTEN
A. Kuznetsova
Abstract. The article deals with the problem of creativity and attachment relationships in the pre-school years. The purpose of this article is to present and describe the conducted research, its main stages, and a clear description of the results. The work was carried out on a group of pre-schoolers aged four and a half to five and a half years. The author has formulated a hypothesis about the existence of a link between creativity and affection relationships among preschoolers. The study was conducted in a private pre-school Educational Institution with implementing the methods of diagnosis of creativity and relationships of attachment on a sample of more than sixty-two people. The result of the study was the confirmation of the hypothesis of the relationship between creativity and attachment relationships among pre-schoolers. The article shows the results of the research and describes the possible directions for its use in psychological work.
Keywords: pre-school age, creativity, affection (attachment).
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом эстетического воспитания ребенка [8]. Элементы креативности можно обнаружить уже у самых маленьких детей. А при переходе к сюжетно-ролевой игре (к 4 годам) у детей появляются новые возможности для развития креативности [1]. Сформированный к этому возрасту механизм замещения обеспечивает отрыв от непосредственной ситуации, придает новый смысл действиям ребенка, поэтому он становится способным воспринимать знакомые ему предметы во множестве значений, выходить за рамки освоенного, овладевать языком условности. Эти обстоятельства открывают возможность для рождения новых образов [5].
У детей в этом возрасте уже проявляется определенный уровень креативности [2]. Однако креативность у разных детей одного возраста проявляется в разной степени и с разной силой [3]. Можно говорить о том, что в одном и том же возрасте у дошкольников возможно проявление разного уровня креативности. На уровень ее
развития может влить множество факторов. Мы полагаем, что определенную роль в формировании креативного мышления играют отношения привязанности.
Надежная привязанность обеспечивает активность и инициативу по отношению к внешнему миру, что, в свою очередь, по нашему мнению, создает условия для развития креативности. При ненадежной привязанности ребенок ориентирован на защиту от мира, поэтому условий для проявления креативности не создается. Дж. Боулби и М. Айнсворт в своих работах писали, что одним из основных критериев привязанности является
исследовательская активность ребенка [6;7].
Нами была выдвинута следующая гипотеза: уровень развития креативности дошкольника связан с типом привязанности с близким взрослым.
Нами было проведено исследование, которое состояло из двух частей и включало в себя исследование уровня развития креативности у дошкольников в возрасте 4,5 - 5,5 лет и
исследование типов отношений привязанности у дошкольников 4,5 - 5,5 лет.
Для исследования уровня развития креативности использовалась методика Торренс для детей [11].
Креативность по Торренсу (от лат. сгеайо -созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.
Для исследования типа привязанности использовались следующие методики: «Тест фигур» для детей [12] и опросник «Опросник детско-родительского эмоционального
взаимодействия» (ОДРЭВ) для матерей. Таким образом, мы могли сравнить эмоциональное отношение матери к ребенку и представление ребенка о матери и его отношение к ней.
Описание выборки: исследование проводилось в диадах «мать - ребенок» - всего 31 диада, 62 испытуемых. Возраст детей: 4,5 - 5,5 лет.
Результаты исследования: по методике Торренс были получены следующие результаты: из 31 ребенка у 9 получены низкие показатели
Согласно имеющимся в психодиагностике данным, испытуемый, обозначая себя и других геометрической фигурой определенной формы, делает выбор, согласно которому каждой фигуре присуще определенное значение, связанное с личностными свойствами человека. Обозначая выбранную фигуру цветом, испытуемый придает ей эмоциональное значение, которое соответствует его отношению к данному человеку.
На основании этих же данных считается, что выбор испытуемым геометрической фигуры для обозначения другого человека проективно приписывает им определенные свойства и отражает отношение испытуемого к ним.
оригинальности; у 16 средние (соответствующие возрастной норме); у 6 детей высокие показатели оригинальности.
Для диагностики типов привязанности была использована методика «Тест фигур».
Это проективная методика, основанная на использовании символических значений цвета и геометрических фигур как признаков отношения человека к значимым для него другим людям. Тест может применяться для взрослых и детей от 3 лет.
Согласно имеющимся в психодиагностике данным, испытуемый, обозначая себя и других геометрической фигурой определенной формы, делает выбор, согласно которому каждой фигуре присуще определенное значение, связанное с личностными свойствами человека. Обозначая выбранную фигуру цветом, испытуемый придает ей эмоциональное значение, которое соответствует его отношению к данному человеку.
Привязанность ребенка к матери оценивалась путем присвоения баллов по каждому из следующих пунктов: совпадение присваиваемых фигур по форме, совпадение по цвету, дистанция между фигурами, взаимное расположение фигур, очередность выбора фигуры для матери. Чем выше итоговый балл, тем полученный тип привязанности ближе к надежному типу. Эти результаты представлены в таблице 1.
1. Выбор испытуемым для себя и для другого человека одинаковых цветов, фигур одинаковых размеров или форм свидетельствует об идентификации испытуемого с оцениваемым человеком.
2. Взаимное расположение фигур испытуемого и другого человека на координатном листе и расстояние между ними отражает эмоциональное отношение испытуемого к оцениваемому человеку (принятие-отвержение) и воспринимаемую им межличностную дистанцию с ним.
3. Взаимное расположение фигур испытуемого и другого человека на координатном листе и расстояние между ними отражает эмоциональное отношение
Таблица 1. - Соотношение параметров теста фигур и признаков, характеризующих тип привязанности
Параметр теста фигур Признаки, характеризующие тип привязанности
Взаимное расположение фигур на листе Избегание (дистанция) - стремление (отсутствие дистанции)
Выбор фигур одинаковых цветов, форм или размеров Идентификация с матерью
Расстояние между фигурами на листе (близко -далеко) Принятие - отвержение
Очередность выбора Значимость взрослого
испытуемого к оцениваемому человеку и воспринимается им как межличностная дистанция с ним.
4. Распределение фигур на листе в первом выборе свидетельствует о представлении испытуемого о структуре данного сообщества и своем месте в нем.
5. Очередность выбора ребенком взрослых, с которыми он будет заниматься, отражает ранг его предпочтений. Очередность выбора членов группы в 1 выборе отражает значимость человека для испытуемого, причем эта значимость может быть как положительно, так и отрицательно окрашенной. Это определяется по форме и цвету фигур.
Последнее положение основано на известных наблюдениях о том, что расположение значимых объектов в пространстве отражает особенности эмоционального отношения к ним субъекта [12].
«Опросник детско-родительского
эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), разработанный для родителей, содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока [9; 10].
Полученные данные представлены на графике 1.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 1213 1415 16171819202122232425262728293031 ^^"креативность привязанность
График 1. - Соотношение результатов по параметрам «креативность» и «привязанность»
На графике видно, как соотносятся параметры «креативность» и «привязанность» в нашем исследовании. Видно, что у большинства детей с высоким уровнем креативности, наблюдается высокий балл по привязанности, т.е. привязанность является надежной. В свою очередь, у детей, которые получили низкий балл
по шкале «креативность» наблюдается низкий уровень и по шкале «привязанность», что говорит о ненадежном виде привязанности.
Полученные результаты были обработаны с помощью статистической программы SPSS. Была получена значимая корреляция Пирсона на уровне 0.01.
Таблица 2. - Полученные корреляции
VAR00003 VAR00004
Корреляция Пирсона 1 ,815**
VAR00003 Знач. (двухсторонняя) ,000
N 31 31
Корреляция Пирсона ,815** 1
VAR00004 Знач. (двухсторонняя) ,000
N 31 31
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)
Из приведенной таблицы видно, что между шкалой «уровень креативности» и шкалой «привязанность» была получена значимая двухстороняя корреляция Пирсона на уровне 0.01. Это позволяет нам делать выводы о наличии
прямой взаимосвязи этих двух параметров. Низкий балл по шкале «привязанность» означает ненадежную привязанность, а высокий балл означает надежную привязанность. То есть при надежной привязанности уровень креативности
ребенка будет выше, чем при ненадежной привязанности.
Таким образом, из полученных результатов следует, что первоначальная гипотеза подтвердилась. Уровень развития креативности дошкольника связан с типом привязанности с близким взрослым. Значимая корреляция получена при измерении уровня креативности и типа привязанности. Можно сделать вывод о том, что у детей, привязанность которых ближе к надежному типу уровень креативности будет
выше, чем у детей с ненадежным типом привязанности.
Полученные нами данные показали, что тест фигур может использоваться для оценки привязанности у детей.
Рассмотрим соотношение результатов теста фигур и методики ОДРЭВ на описанной выборке по следующим параметрам. Данная значимая корреляция позволяет нам говорить о том, что можно использовать тест фигур как дополнительную методику для диагностики привязанности у детей.
Таблица 3. - Соотношение результатов теста фигур и методики ОДРЭВ
Тест фигур ОДРЭВ
Принятие - отвержение Безусловное принятие Эмпатия Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия
Избегание - стремление Стремление к телесному контакту Чувства родителей в ситуации взаимодействия
Идентификация с матерью Преобладающий эмоциональный фон
Значимость матери Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка оказание эмоциональной поддержки
Таблица 4. - Полученные корреляции
УЛЯ00001 УЛЯ00002
Корреляция Пирсона 1 ,646**
УЛЯ00001 Знач. (двухсторонняя) ,000
N 31 31
Корреляция Пирсона ,646** 1
УЛЯ00002 Знач. (двухсторонняя) ,000
N 31 31
Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)
График 2. - Соотнесение результатов методики ОДРЭВ и теста фигур
На графике, представленном выше, видно, как соотносятся результаты методики ОДРЭВ и теста фигур. У детей, матери которых получили высокий балл по методике ОДРЭВ, наблюдается высокий балл по методике тест фигур. У детей,
матери которых получили низкий балл по методике ОДРЭВ, также наблюдается снижение показателя по методике тест фигур [4].
Таким образом, основная гипотеза исследования подтвердилась. Была найдена связь
между креативностью и отношениями привязанности у дошкольников. Свое подтверждение нашло и утверждение, что надежная привязанность обеспечивает активность и инициативу по отношению к внешнему миру, что, в свою очередь, создает условия для развития креативности. Данные выводы могут быть использованы и применены в психологической работе. Креативность на сегодняшний момент считается важным составляющим развития ребенка. Основываясь на выводах данной статьи, можно создавать новые методики для развития и диагностики креативности.
Второй важный итог данной работы -возможности использования теста фигур для диагностики привязанности у дошкольников. Методика «тест фигур» проста в использовании и интересна детям, поэтому может стать хорошим материалом для психологов работающих с детьми.
Следует отметить, что для более точной и полной диагностики необходимо дополнительное исследование с увеличением числа испытуемых. Возможно также проведение исследования в подгруппе возраста 3,5 - 4,5 лет.
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.
3. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 1992.
4. Лисина М.И. Общение, личность и психика / М.И. Лисина; под редакцией Рузской А.Г. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
5. Обухова Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова. - М.: Издательство Московского университета, 1994.
6. Боулби Дж Привязанность / Дж. Боулби. - М., 2003.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М., 2006.
8. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 304 с.
9. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. - 1996. - № 6.
10. Захарова Е.И. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность / Е.И. Захарова, О.А. Карабанова // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1.
11. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса / Е.Е. Туник. - Спб.: ИМАТОН, 1998. - 170 с.
12. Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): дис. ... докт. психол. наук: 19.00.01 / Филиппова Галина Григорьевна. - М., 2001.
Сведения об авторе:
Кузнецова Анастасия Алексеевна (г. Москва, Россия), аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, e-mail: nastyadrozdova@mail.ru
Data about the author:
A. Kuznetsova (Moscow, Russia), post-graduate student, General Psychology and History of Psychology Department, Moscow Humanitarian University, e-mail: nastyadrozdova@mail.ru