Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи качества жизни молодежи с социально-экономической средой на основе когнитивного моделирования'

Исследование взаимосвязи качества жизни молодежи с социально-экономической средой на основе когнитивного моделирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / когнитивное моделирование / качество жизни / образование / молодежная политика / сце-нарии развития / youth / cognitive modeling / quality of life / education / youth policy / development scenarios

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саак Андрей Андреевич

в работе рассмотрены вопросы исследования качества жизни молодежи, являющейся инновационным по-тенциалом развития общества и представляющей собою некий прообраз будущего российского общества. Предложено использовать методологию когнитивного моделирования для исследования качества жизни молодежи в социально-экономической среде страны и государственной молодежной политики, направленной на повышение качества жизни молодежи. Дано краткое представление об имитационном когнитивном моделировании сложных систем и приведены некоторые результаты когнитивного моделирования в названной предметной области. Разработана когнитивная карта и представлены возможные сценарии развития ситуаций на этой модели, связанных с качеством жизни моло-дежи. Проиллюстрировано возможное влияние системы образования и государственной молодежной политики на каче-ство жизни молодежи при разных сценариях развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE QUALITY OF LIFE OF YOUTH IN THE SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT OF THE COUNTRY, THE COGNITIVE APPROACH

Annotation: the paper examines the issues of researching the quality of life of young people, which is an innovative potential for the development of society and represents a certain prototype of the future of Russian society. It is proposed to use the methodology of cognitive modeling to study the quality of life of young people in the socio-economic environment of the country and state youth policy aimed at improving the quality of life of young people. A brief presentation about simulation cognitive modeling of complex systems is given and some results of cognitive modeling in the named subject area are given. A cognitive map was developed and possible scenarios for the development of situations on this model related to the quality of life of young people are presented. The possible influence of the education system and state youth policy on the quality of life of young people under different development scenarios is illustrated.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи качества жизни молодежи с социально-экономической средой на основе когнитивного моделирования»

Саак А. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

8.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Саак Андрей Андреевич, аспирант

Место учебы: Российский государственный социальный университет

andrey614408@yandex.ru

Аннотация: в работе рассмотрены вопросы исследования качества жизни молодежи, являющейся инновационным потенциалом развития общества и представляющей собою некий прообраз будущего российского общества. Предложено использовать методологию когнитивного моделирования для исследования качества жизни молодежи в социально-экономической среде страны и государственной молодежной политики, направленной на повышение качества жизни молодежи. Дано краткое представление об имитационном когнитивном моделировании сложных систем и приведены некоторые результаты когнитивного моделирования в названной предметной области. Разработана когнитивная карта и представлены возможные сценарии развития ситуаций на этой модели, связанных с качеством жизни молодежи. Проиллюстрировано возможное влияние системы образования и государственной молодежной политики на качество жизни молодежи при разных сценариях развития.

Ключевые слова: молодежь, когнитивное моделирование, качество жизни, образование, молодежная политика, сценарии развития.

INVESTIGATION OF THE QUALITY OF LIFE OF YOUTH IN THE SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT OF THE COUNTRY, THE COGNITIVE APPROACH

Saak Andrey A., graduate student Study place: Russian state social university

andrey614408@yandex.ru

Annotation: the paper examines the issues of researching the quality of life of young people, which is an innovative potential for the development of society and represents a certain prototype of the future of Russian society. It is proposed to use the methodology of cognitive modeling to study the quality of life of young people in the socio-economic environment of the country and state youth policy aimed at improving the quality of life of young people. A brief presentation about simulation cognitive modeling of complex systems is given and some results of cognitive modeling in the named subject area are given. A cognitive map was developed and possible scenarios for the development of situations on this model related to the quality of life of young people are presented. The possible influence of the education system and state youth policy on the quality of life of young people under different development scenarios is illustrated.

Keywords: youth, cognitive modeling, quality of life, education, youth policy, development scenarios.

Стратегическое развитие Российской Федерации требует максимальной ориентации государственной социальной политики на вопросы последовательного, постепенного повышения качества жизни населения, без чего невозможно дальнейшее укрепление экономических и политических позиций России в мире. В настоящее время к числу задач повышения благосостояния и улучшения качества жизни населения, эффективности разрешения социальных проблем важнейшей относится задача повышения качества жизни молодежи. Молодёжь -одна из основных динамичных групп общества, в жизни и деятельности которой, как в зеркале, отражается вся социальная жизнь страны, в современном нестабильном мире роль молодежи особо важна [1]. В декабре 2015 года Совет Безопасности ООН принял основополагающую резолюцию 2250: «Молодежь, мир и безопасность», в которой впервые признал позитивную роль, которую молодые люди могут играть и играют в предотвращении конфликтов, насильственного экстремизма и в миростроительстве.

В современной российской жизни молодёжь является не только объектом воспитания, образования и социализации, но и основным инновационным потенциалом развития общества, значительной частью трудовых ресурсов, представляет собою некий прообраз будущего российского общества. Для этой социально-демографической группы в России характерны такие качества, как активность, инновационность, нормотворчество, стремление быть источником, причиной, а не следствием тех или иных состояний и процессов в своей жизни и в жизни общества. Все это обусловливает стремление молодых людей к улучшению качества своей жизни. Поэтому исследование качества жизни российской молодежи, изучение взаимосвязи качества жизни молодежи, ее трудового и интеллектуального потенциала с социально-экономическим и политическим состоянием страны является важной и актуальной проблемой.

Существует много подходов и методов изучения проблем молодежи, качества жизни молодежи в социуме.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

В данной работе для этого использован когнитивный подход и инструментарий когнитивного моделирования сложных систем [1-6,8], являющийся системным, междисциплинарным, позволяющим интегрировать разнообразные модели и методы в единую исследовательскую схему. Это существенно, поскольку качество жизни молодежи в определенной социально-экономической среде является интегральным понятием, характеризующим как в количественно измеряемых единицах, так и в качественных (вербальных, описательных) различные стороны жизнедеятельности молодежи, условия жизнедеятельности, состояние самого субъекта. Объединение столь разнородных характеристик в единую модель возможно в рамках когнитивного подхода в виде когнитивной модели сложного объекта [1,4,8]. Когнитивная модель является имитационной моделью, которая дает возможность не проводить эксперимент над «живой» системой, а имитировать ее поведение и возможное будущее развитие под влиянием разнообразных факторов, порождая новые знания о системе. Это позволяет обосновывать управленческие решения в рамках той или иной молодежной политики.

Когнитивное моделирование производится поэтапно. Началом когнитивного моделирования является разработка когнитивной карты системы [2,4], которая математически представляет собой знаковый ориентированный граф 6

6 =<ЦЕ>, (1)

где 1 у-,еУ, =1, 2,...,к} - вершины когнитивной карты; Е=(вц I в^еЕ, М=1, 2,...,к} - дуги, отображающие отношения (причинно-следственные связи) между вершинами. К преимуществам когнитивной карты относится возможность видеть «всю картину в целом, не теряя деталей». Граф 6 задается также в виде матрицы отношений Ав

г -1 Г1, если V связано с V. 1-,\

Аа = [ ац ], ад =Г' ' ^ (2)

-1 [и, в противном случае где отношение а=+1, если увеличение (уменьшение) сигнала в V приводит к увеличению (уменьшению) сигнала в V,, а=-1, если увеличение (уменьшение) сигнала в V приводит к уменьшению (увеличению) сигнала в V; а=0, если вершина V не влияет на вершину V) в рассматриваемой ситуации.

Определенные преобразования матрицы Ав позволяют проводить математический анализ различных свойств (связности, сложности, устойчивости, путей и циклов, сценарного моделирования и др.) изучаемого объекта на его когнитивной модели.

Когнитивная карта является более простой математически когнитивной моделью. Если вершины V задаются вектором ее параметров X = {х1:"'к)},I = 1,...,п;к = 1,...,К;1 = 1,...,Ь, то когнитивная

модель - это векторный параметрический орграф. Если отношения между вершинами определены как функции, имеет место когнитивная модель в виде векторного параметрического функционального орграфа [4]:

ФП=< 6, X, Р, 0>, (3)

где Фп - кортеж, в котором: 6- когнитивная карта, ХМ—0, X- множество параметров вершин, 0 - пространство параметров вершин; Р=Р(Х, Е) - функционал преобразования дуг.

В частном случае Р =Цх,,Х1,ец) = ws , где ws - весовые коэффициенты (могут быть определены экспертно или по результатам обработки статистической информации). Построение параметрического векторного функционального графа требует проведения дополнительных исследований по определению функциональных зависимостей, преобразующих сигнал от одной вершины к другой или к совокупности взаимосвязанных вершин.

Когнитивные карты могут образовывать иерархию, соответствующую уровням управления объекта, также на нижних уровнях концепты верхнего уровня могут раскрываться до параметров.

После разработки когнитивной модели происходит переход к следующим этапам когнитивного моделирования - вычислительному эксперименту на модели, для проведения которого можно воспользоваться программной системой когнитивного моделирования ПСКМ [4,8].

При разработке когнитивной карты, позволяющей реализовать цель данного исследования взаимовлияния характеристик качества жизни молодежи и социально-экономической среды, было необходимо определить вершины когнитивной карты V ={у,) и отношения Е={в,1} между этими вершинами. Источниками информации для этого послужили теоретические сведения о качестве жизни населения [1,7,9], статистические данные по стране и отдельному ее региону, результаты конкретных социологических исследований, экспертные данные.

В результате исследований объекта «Молодежь в социально-экономической среде, качество жизни» был разработан ряд когнитивных карт, образующих трехуровневую иерархию из постепенно раскрываемых смыслов и характеристик вершин -концептов. На рис. 1 представлена концептуальная когнитивная карта верхнего уровня, отображающая отношения выбранных основных управляющих вершин V Государственная молодежная политика, У8 Система образования, \/д Система здравоохранения) с базовыми и индикативными вершинами социально-экономической среды. Когнитивная модель на этом уровне не включает количественные параметры, характеризующие такие концепты, как «качество жизни» и остальные. В этой модели зафиксирована структура возможных взаимосвязей между этими объектами. В процессе исследования на последующих этапах когнитивного моделирования уточняются и объекты, и отношения между ними перед переходом к разработке нижних уровней когнитивной модели, на которых раскрываются количественные характеристики X соответствующих вершин и функциональных отношений Р =:(х,х,ву) между ними.

Для модели 6 (по матрице А6) было проведено исследование свойств устойчивости системы к возмущениям и структурной устойчивости.

Было получено, что система не устойчива к возмущениям, но устойчива структурно. Это позволяет «управлять» такой системой.

Следующим этапом было проведение сценарного моделирования, получаемого путем внесения модельных возмущений - импульсов в систему 6. Это необходимо для научного предвидения возможного развития ситуаций в системе.

Саак А. А. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ С СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Рис.1. Когнитивная карта в «Молодежь в социально-экономической среде, качество жизни».

На рисунках 2 и 3 приведены результаты такого моделирования на примере двух сценариев. На графиках импульсных процессов по оси абсцисс обозначены такты моделирования (могут быть соотнесены временным интервалам), по оси ординат отмечены величины импульсов, изменяющихся по мере прохождения их по вершинам когнитивной карты. Графики разбиты на группы по 4 импульсных процесса для облегчения восприятия и интерпретации результатов.

Как видно из рис.1, активизация государственной молодежной политики может дать желаемые результаты в усло-

виях структуры модели в: наблюдаются положительные тенденции улучшения ситуаций - возрастание импульсных процессов во всех вершинах, кроме одной - происходит снижение социальной дифференциации, что также является желательной тенденцией.

Активизация государственной молодежной политики в совокупности с положительным развитием системы образования (рис.2) также порождает положительные тенденции, но процессы идут интенсивнее.

Рис.2. Сценарий №1. Пусть активизируется государственная молодежная политика: управляющий импул ьс q4= +1; вектор возмущений Ц=^=0; 0; q3=0; q4=+1; q5=0; ... q14=0}.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

Сценарий №2. Пусть активизируется государственная молодежная политика и успешно действует система образования: управляющие импульсы д4=+1 и q8= +1; вектор возмущений Ц=^=0; 0; q3=0; q4=+1; q5=0; q7=0; q8=+1; q9=0; ... qм=0}.

Таким образом, проведение имитационного когнитивного моделирования на предварительных этапах разработки стратегий государственной молодежной политики дает возможность глубоко анализировать ситуации, выбирать желаемые сценарии развития и обосновывать соответствующие управленческие решения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,16%.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. «Собрание законодательства РФ», 15.12.2014, № 50, ст. 718.

2. Абрамова, Н.А. (2008). Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций: проблемы методологии, теории и практики / Н.А. Абрамова, З.К. Авдеева // Проблемы управления. № 3. С. 85-87.

3. Горелова, Г.В. Региональная система образования, методология комплексных исследований / Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. - Краснодар, 2002. - 358 с.

4. Горелова, Г.В. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход / Г.В. Горелова, Е.Н. Захарова, С.А. Радченко.-Рост. н/Д: Изд-во РГУ, 2006. - 332c.

5. Горелова, Г.В.Формализация проблем управления системой образования в контексте формирования человеческого капитала: монография / Г.В. Горелова, С.А. Кацко; под ред. Г.В. Гореловой. - Краснодар, 2011. - 172 с.

6. Горелова Г.В., Каурова О.В., Саак А.А., Вишнякова В.А. Когнитивный подход к исследованию проблем занятости молодежи на рынке труда / Социальная политика и социология. - М.: Изд. РГСУ, 2017. - Т16, №1.- С.18-27.

7. Зубок, Ю.А. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе / Ю.А.Зубок, Т.К. Ростовская, Н.Л. Смакотина.-М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. - 166 с.

8. Инновационное развитие социо-экономических систем на основе методологий предвидения и когнитивного моделирования / Под ред. Г.В.Гореловой, Панкратовой Н.Д. - Киев: Изд-во «Наукова Думка», 2015. - 464 с.

9. Ростовская, Т.К. Три кита управления государственной молодежной политикой в современной России: в трех томах. - Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России / Т.К.Ростовская.- М.: ФЦОЗ, 2014. - 192 с. (Серия «Библиотека специалиста по работе с молодежью»).

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Саак Андрея Андреевича «Исследование взаимосвязи качества жизни молодежи с социально-экономической средой на основе когнитивного моделирования» Статья написана на актуальную и злободневную тему, посвященную качеству жизни молодежи. Само понятие «качество жизни» является сложной комплексной характеристикой, которое включает в себя совокупность показателей характеризующих не только материальный уровень жизни населения, но и духовно-нравственное, социальное качество жизни, определяющее раскрытие духовного, нравственного потенциала личности, реализацию творчества личности, обеспечение полноты раскрытия творческих способностей, осознанное исполнение духовно-нравственного, служебного, профессионального долга, реализацию ответственности за продолжение жизни, здоровье человека, качество среды обитания, качество культурной жизни и т.д. В конечном итоге, повышение качества жизни молодежи, влияет на укрепление экономических и политических позиций России.

На наш взгляд, в своем исследовании, автор обращается к сложной проблематике, которая касается качества жизни молодежи, являющейся инновационным потенциалом развития общества и представляющей собою некий прообраз будущего российского общества.

Предложения автора, связанные с использованием методологии когнитивного моделирования для исследования качества жизни молодежи в социально-экономической среде страны и государственной молодежной политики, направленной на повышение качества жизни молодежи, являются весьма ценными, как в теоретическом аспекте, так и в практическом.

Также положительно стоит отметить, проиллюстрированое возможное влияние системы образования и государственной молодежной политики на качество жизни молодежи при разных сценариях развития.

Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в экономическом издании, внесенном в список ВАК.

Профессор кафедры финансов и экономики обнуленного сектора «Российской академии государственной службы и народного хозяйства (РАНХмГС)», д-р экон. наук

М.П. Владимирова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.