Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПУСКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПУСКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЫПУСК / ЗАТРАТЫ / МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СО НКО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Екатерина Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена переходом в методологическом обосновании формы организации - производителя социальных услуг к форме Социально-ориентированной некоммерческой организации (СО НКО), внедрение которой должно решить проблему обеспечения населения России услугами здравоохранения, образования, социального обслуживания и культуры. В качестве методологической и информационной базы исследования использованы таблицы «Затраты-Выпуск», позволяющие оценить объемные показатели выпуска СО НКО и сделать выводы о распространенности данной формы в сфере социальных услуг. Автором систематизированы особенности деятельности СО НКО как производителя социальных услуг, разработана и представлена в статье современная модель функционирования социально-ориентированных некоммерческих организаций. Результаты исследования показывают, что существующая модель организационно-экономического механизма сферы социальных услуг, основанная на деятельности СО НКО, не позволяет максимизировать выпуск социальных услуг в условиях ограниченных ресурсов. Также выделены существенные с точки зрения организационно-экономического механизма проблемы участия СО НКО в оказании социальных услуг. В заключении названы методы, без использования которых институциональная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций не будет эффективной. К таким методам автором отнесены тендерные системы закупки материалов, достижение эффекта масштаба, оптимизация запасов и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE RELEASE OF SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

The relevance of the study is due to the methodological transition of the organization form from a social services producer to a Socially-oriented non-profit organization (SO NPO); which introduction should solve the problems of providing the Russian population with healthcare, education, social services and culture. The Input-Output tables were used as a methodological and informational base of the study, that make it possible to assess the SO NPOs’ output volume indicators and draw conclusions about this form prevalence in the social services sphere. The author has systematized the peculiarities of the SO NPOs activities as a social services producer, developed and presented a modern functioning model of socially oriented non-profit organizations. The results of the study show that the existing organizational and economic mechanism of the social services sphere, based on the SO NPOs activities, does not allow maximizing the social services output in limited resources conditions. The significant problems of SO NPOs participation in the social services provision are highlighted also. The methods are named in the conclusion, without which the institutional support of socially oriented non-profit organizations will not be effective. The author includes such methods as tender systems for materials purchasing, economies of scale achieving, stocks optimization and others.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПУСКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Огородникова Е.С. Исследование выпуска социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 1. С. 11. URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_1/Ogorodnikova.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.171.11

УДК 334.7

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПУСКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Огородникова Екатерина Сергеевна

Кандидат экономических наук, доцент Доцент кафедры Менеджмента и предпринимательства ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Cmb_8@mail.ru

62/45, ул. 8 Марта / Народной воли, г. Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (343) 213-14-43

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена переходом в методологическом обосновании формы организации - производителя социальных услуг к форме Социально-ориентированной некоммерческой организации (СО НКО), внедрение которой должно решить проблему обеспечения населения России услугами здравоохранения, образования, социального обслуживания и культуры. В качестве методологической и информационной базы исследования использованы таблицы «Затраты-Выпуск», позволяющие оценить объемные показатели выпуска СО НКО и сделать выводы о распространенности данной формы в сфере социальных услуг. Автором систематизированы особенности деятельности СО НКО как производителя социальных услуг, разработана и представлена в статье современная модель функционирования социально-ориентированных некоммерческих организаций. Результаты исследования показывают, что существующая модель организационно-экономического механизма сферы социальных услуг, основанная на деятельности СО НКО, не позволяет максимизировать выпуск социальных услуг в условиях ограниченных ресурсов. Также выделены существенные с точки зрения организационно-экономического механизма проблемы участия СО НКО в оказании социальных услуг. В заключении названы методы, без использования которых институциональная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций не будет эффективной. К таким

методам автором отнесены тендерные системы закупки материалов, достижение эффекта масштаба, оптимизация запасов и другие.

Ключевые слова: сфера социальных услуг; социально ориентированные некоммерческие организации; выпуск; затраты; модель функционирования СО НКО.

JEL коды: L3.

Введение

До середины 2000-х годов методологической основой организационно-экономического механизма сферы социальных услуг оставался комплекс теорий, объясняющих взаимосвязи инфраструктурно-распределительной и рыночной моделей социальной сферы. Методологически обе концепции не позволяют реализовать принципы равной доступности и соответствующего качества для всех групп населения. Основой новой методологии расширения сферы социальных услуг стала модель деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций. По мнению ряда авторов, в частности И.В. Мерсияновой и В.Б. Беневоленского [1], деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций при оказании социальных услуг отличается гибкостью и адаптивностью предоставляемых услуг, способностью привлечения к решению социальных проблем внебюджетных источников и способностью продолжать инициированные государством проекты. В то же время обоснования использования данной формы с позиций достижения цели доступности социальных услуг для всех граждан Российской Федерации в условиях ограниченности ресурсов, декларируемых в рамках концепции социального государства, не приводится.

Целью статьи является определение современной модели функционирования социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг и доли выпуска продукции (услуг) ими в отраслевых показателях сферы социальных услуг.

1. Теоретическая база исследования

Изучение теоретической базы позволило выявить следующие особенности деятельности СО НКО как производителя социальных услуг:

- во-первых, основным отличием модели организационно-экономического механизма сферы социальных услуг на основе деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций от рыночной является отсутствие прибыли в первом случае и необходимость ее формирования во втором. Данный вывод присуствует в работах Y. Baruch, N. Ramalho [2], M.W. Sandler, D A. Hudson, C.L.Weiss, C. Weiss, N. DeGuzman, [3],

А.А.Власовой и А.В. Соколова [4], И.В. Мерсияновой и В.Б. Беневоленского [1], Г.М.Заболотной и А. В. Ларионова [5].

- во-вторых распространенным является мнение [6] о том, что некоммерческая организация при отсутствии прибыли является еще и безубыточной, а также формирует добавленную стоимость в виде заработной платы сотрудников и роста стоимости основных фондов.

Современная модель функционирования СО НКО в сфере социальных услуг представлена на рисунке 1.

Рис. 1: Современная модель функционирования СО НКО в сфере социальных услуг1

- В-третьих, происходит постепенный переход от механизма, предполагающего аккумуляцию пожертвований, к механизму, функционирующему по принципам коммерческой организации с разницей в том, что заработанная прибыль направляется на расширение оказания социальных услуг, такое наблюдение представлено в работах A.S.Bargerstock [7] и K.P. Kearns [8]. Последствия такого изменения могут быть двоякими с

1 Составлено автором

© Е. С. Огородникова 3 DOI 10.34709/IM.171.11

одной стороны активная деятельность некоммерческих организаций по зарабатыванию ресурсов является новым направлением расширения ресурсной базы оказания социальных услуг, с другой стороны существует риск потери социальной цели в пользу «зарабатывания» дохода. Так же в работе Е.И. Борисовой и Л.И. Полищука [9] отмечено, что сектор некоммерческих организаций невозможно оценить и с позиций получения прибыли, и с позиций достижения целей, ввиду сложности их формулировки, что приводит к недоверию в плане рационального распределения привлекаемых ресурсов.

2. Методы исследования

В качестве метода исследования использовано определение выпуска отраслей сферы социальных услуг. Для определения совокупного выпуска производится выборка по строке 218 (Р1) Таблицы использования товаров и услуг в основных ценах статистического отчета «Таблицы ресурсов и использования товаров и услуг Российской Федерации» и производится корректировка на дефлятор соответствующего года для приведения данных в сопоставимый вид. В настоящее время общедоступной для выполнения данного этапа исследования является информация по следующим отраслям сферы социальных услуг:

Р 85 Образование;

Q 86 Деятельность в области здравоохранения;

Q (87-88) Деятельность по уходу с обеспечением проживания; предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

R (90-92) Деятельность творческая, в области искусства и организации развлечений, библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей;

R 93 Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений.

Для определения выпуска социально-ориентированных некоммерческих организаций используется информация из аналитической системы СПАРК-интерфакс и информация сайтов обследуемых организаций.

3. Результаты исследования

Далее рассмотрим результаты выпуска социальных услуг социально-ориентированными некоммерческими организациями, таблица 1 .

Табл. 1: Показатели выпуска СО НКО по отраслям сферы социальных услуг, 2017 г.2

Выпуск СО НКО, млн.руб. Совокупный выпуск, млн.руб. Доля в совокупном выпуске отрасли, %

Здравоохранение и социальное обслуживание 11567 41310000 0,28

Образование 8117 40585000 0,2

Культура 10626 6250000 1,7

По данным доклада, подготовленного Общественной палатой Российской Федерации [10], происходит постепенное расширение присутствия СО НКО в сфере социальных услуг, в то же время доля выпуска, осуществляемого в рамках модели, основанной на деятельности СО НКО, остается крайне незначительным. Если основываться на целевых показателях присутствия СО НКО в сфере социальных услуг на уровне стран Западной Европы, для которых данный показатель составляет 60-70%, то наращивание мощностей НКО займет не одно десятилетие. Развитие модели, основанной на деятельности СО НКО, демонстрирует разнонаправленные тенденции. Во-первых, несмотря на регистрацию свыше 300 тыс. НКО активную деятельность по оказанию социальных услуг осуществляет незначительная часть, по оценкам специалистов ниже 20%, штат в среднем составляет 5 человек. То есть комплекс сформированных на данный момент социально ориентированных некоммерческих организаций крайне мал по сравнению с задачами обеспечения населения социальными услугами.

Существенными с точки зрения организационно-экономического механизма являются и проблемы участия СО НКО в оказании социальных услуг.

Во-первых, существующие тарифы по возмещению затрат, сформированные в рамках нормативного подхода не покрывают затрат НКО на оказание социальных услуг. То есть те нормативы, которые действуют для государственных организаций не позволяют НКО осуществлять аналогичный выпуск услуг. Как отмечено в докладе Общественной палаты РФ, посвященному вопросам участия НКО в оказании социальных услуг3, «Во многих субъектах Российской Федерации размеры компенсации не соответствуют трудоемкости услуг и не коррелируют с оплатой труда работников, оказывающих услугу, не включают административные расходы». Также в данном отчете отмечен еще ряд трудностей: «недостаточная эффективность механизмов межведомственного, межуровневого и межсекторного взаимодействия по вопросам участия СО НКО в оказании услуг в социальной сфере; отсутствие механизмов регулярного пересмотра существующих перечней услуг и

2 Составлено автором

3 Доклад О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год // Общественная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_OPRF_2019_19122019.pdf

стандартов на услуги, которые не оказываются государственными (муниципальными) учреждениями; несовершенство конкурсных процедур в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) услуг (Федеральный закон № 44-ФЗ), существенно осложняющее участие СО НКО в таких конкурсах; избыточный объем отчетности СО НКО за оказанные услуги и отсутствие доступа СО НКО к информационным системам, упрощающим подачу такой отчетности».

Заключение

Таким образом, модификация методологии развития сферы социальных услуг, основанная на расширении присутствия социально-ориентированных некоммерческих организаций, не в полной мере соответствует задачам обеспечения доступности и массовости потребления социальных услуг, обозначенных как основа функционирования социального государства. Увеличение присутствия в сфере социальных услуг субъектов модели организационно-экономического механизма, функционирующей на основе деятельности СО НКО должна ставиться не простым копированием западного опыта с целью сокращения бюджетных расходов, а путем внедрения в практику деятельности СО НКО уже известных методов, таких как тендерные системы закупки материалов, достижение эффекта масштаба, оптимизация запасов и т.д. Без внедрения данных методов использование инструментария институциональной поддержки не даст долгосрочного позитивного результата и приведет к расходованию ресурсов общественного сектора с все большим сокращением совокупного выпуска.

Литература

1. Мерсиянова, И.В.; Беневоленский, В.Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. Вып. 4. С. 7-26.

2. Baruch, Y.; Ramalho, N. Communalities and distinctions in the measurement of organizational performance and effectiveness across for-profit and nonprofit sectors // Nonprofit and voluntary sector quarterly. 2006. Том. 35. Вып. 1. С. 39-65.

3. Sandler, M.W.; Hudson, D.A.; Weiss, C.L.; Weiss, C.; DeGuzman, N.I. Beyond the bottom line: How to do more with less in nonprofit and public organizations. Oxford University Press on Demand, 1998.

4. Власова, А.А.; Соколов, А.В. Проблемы и перспективы формирования и развития региональных квазирынков социальных услуг в России // PolitBook. 2017. Вып.4. С. 33-49.

5. Заболотная, Г.М.; Ларионов, А.В. Региональные практики институционализации негосударственных поставщиков социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. Вып. 3. С.72-91.

6. Casteuble, T. Using Financial Ratios to Assess Performance: ASAE's latest Operating Ratio Report offers assistance in evaluating your association's operational efficiency by comparing your financial ratios with those of other organization // Association management-Washington. 1997. Том. 49. С. 29-37.

7. Bargerstock, A.S. The HRM effectiveness audit: A tool for managing accountability in HRM // Public Personnel Management. 2000. Том. 29. Вып. 4. С. 517-527.

8. Kearns, K.P. The strategic management of accountability in nonprofit organizations: An analytical framework // Public administration review. 1994. Том. 54. Вып. 2. С. 185-192.

9. Борисова, Е.И.; Полищук, Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Том. 13 Вып. 1. С.80-92.

10. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере (Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации) / Общественная палата Российской Федерации; сост. и общ. ред. Е.А. Тополева-Солдунова, Москва: «Современные информационные системы», 2019. 96 с.

STUDY OF THE RELEASE OF SOCIALLY-ORIENTED NONPROFIT ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF SOCIAL

SERVICES

Ekaterina Ogorodnikova

Candidate of Economics, Associate Professor of the Management and Entrepreneurship Department

in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

Abstract. The relevance of the study is due to the methodological transition of the organization form from a social services producer to a Socially-oriented non-profit organization (SO NPO); which introduction should solve the problems of providing the Russian population with healthcare, education, social services and culture. The Input-Output tables were used as a methodological and informational base of the study, that make it possible to assess the SO NPOs' output volume indicators and draw conclusions about this form prevalence in the social services sphere. The author has systematized the peculiarities of the SO NPOs activities as a social services producer,

developed and presented a modern functioning model of socially oriented non-profit organizations. The results of the study show that the existing organizational and economic mechanism of the social services sphere, based on the SO NPOs activities, does not allow maximizing the social services output in limited resources conditions. The significant problems of SO NPOs participation in the social services provision are highlighted also. The methods are named in the conclusion, without which the institutional support of socially oriented non-profit organizations will not be effective. The author includes such methods as tender systems for materials purchasing, economies of scale achieving, stocks optimization and others.

Key words: social services sphere; socially oriented non-profit organizations; output; costs; SO NPO functioning model. JEL codes: L3.

References

1. Mersiyanova, I.V.; Benevolenskiy, V.B. Advantages of NPOs as providers of social services: approbation in Russian conditions // Issues of state and municipal management. 2016. Issue 4. P.: 7-26.

2. Baruch, Y.; Ramalho, N. Communalities and distinctions in the measurement of organizational performance and effectiveness across for-profit and nonprofit sectors // Nonprofit and voluntary sector quarterly. 2006. Vol. 35. Issue 1. P.: 39-65.

3. Sandler, M.W.; Hudson, D.A.; Weiss, C.L.; Weiss, C.; DeGuzmán, N.I. Beyond the bottom line: How to do more with less in nonprofit and public organizations. Oxford University Press on Demand, 1998.

4. Vlasova, A.A.; Sokolov, A.V. Problems and prospects of the formation and development of regional quasi-markets of social services in Russia // PolitBook. 2017. Issue 4. P.: 33-49.

5. Zabolotnaya, G.M.; Larionov, A.V. Regional practices of institutionalization of non-state providers of social services // Questions of state and municipal management. 2017. Issue 3. P.:72-91.

6. Casteuble, T. Using Financial Ratios to Assess Performance: ASAE's latest Operating Ratio Report offers assistance in evaluating your association's operational efficiency by comparing your financial ratios with those of other organization // Association management-Washington. 1997. Vol. 49. P.: 29-37.

7. Bargerstock, A.S. The HRM effectiveness audit: A tool for managing accountability in HRM // Public Personnel Management. 2000. Vol. 29. Issue 4. P.: 517-527.

8. Kearns, K.P. The strategic management of accountability in nonprofit organizations: An analytical framework // Public administration review. 1994. Vol. 54. Issue 2. P.: 185-192.

9. Borisova, E.I., Polishchuk, L.I. Analysis of efficiency in the non-profit sector: problems and solutions // Economic Journal of the Higher School of Economics. 2009. Vol. 13 No. 1. P.: 80-92.

10. Participation of NPOs in the provision of services in the social sphere (Special report of the Public Chamber of the Russian Federation) / Public Chamber of the Russian Federation; comp. and total. ed. E.A. Topoleva-Soldunova, Moscow: "Modern information systems", 2019. 96 p.

Contact

Ekaterina Ogorodnikova

Ural State University of Economics

62, 8 March str., 620144, Yekaterinburg, Russia

Cmb_8@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.