томского
Том 139
Р13ВЕСТИЯ
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
1965
ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАПАЗДЫВАНИЯ РАЗРЯДА В ИОННЫХ КРИСТАЛЛАХ НА ГРАНИЦЕ СМЕНЫ МЕХАНИЗМА
РАЗРЯДА
Л. Г. НЕКРАСОВА (Представлена научным семинаром НИИ ВН)
В Томском политехническом институте длительное время изучается механизм развития разряда в твердых диэлектриках. На основании проведенных исследований разработаны две схемы развития разряда в «толстом» и «тонком» слое [1]. Число электронов в лавине
о а пэ=2 — >
К
где ¿ — толщина диэлектрика,
^и — длина пробега между ионизационным столкновением. При достаточно большом й количество объемного заряда у анода от одной лавины достаточно для зарождения стримера, приводящего к пробою. Пробой осуществляется одной лавиной электронов, такой механизм получил название лавинностримерного.
В «тонком» слое количество объемного заряда у анода после прихода одной лавины может не достигнуть критической величины, необходимой для развития стримера.
В этом случае пробой происходит лишь после прихода в малую область на аноде нескольких электронных лавин, создающих положительный объемный заряд у анода, приводящий к образованию стримера. Такой механизм разряда получил название многолавинностримерного. Для его развития требуется определенное время — время накопления объемного заряда, которое определяет время запаздывания пробоя, и в тонком слое диэлектрика оно может быть значительным.
На основании исследования времени развития разряда в щелоч-но-галоидных соединениях [1] построена зависимость времени разряда в кристаллах от толщины (рис. 1). Скачкообразное изменение времени разряда при толщине йкр~10_3 см является результатом смены механизма разряда. Большая величина времени разряда при толщине Ю-3 — Ю-4 см свидетельствует о многолавинном механизме разряда, что подтверждается также снижением пробивного напряжения с увеличением интенсивности облучения катода [2]. Исследованиями времени запаздывания разряда /Зап. в тонких слоях ионных кристаллов [3] 10~3 см получено ¿Зап. порядка нескольких микросекунд и полу-
9. Заказ 3076. 129
чено уменьшение времени запаздывания разряда с увеличением пере-напряжепия 3 (рис. 2), где
з- и р-->
ист
ист — статическое напряжение пробоя, соответствующее вероятности пробоя <Ь=909'о.
При однолавинном механизме развития разряда при й = йкр не было непосредственно измерено время развития разряда, оно предполагалось равным 10 сек (рис. I). Нами была сделана попытка измерения времени развития разряда при однолавинном и мкоголавинном меха-
сек
!0'{
/О
10
10'*
Л вг \ / •• 1<2Г> 10 )
Маа/ 5
II у 7 б
1 1 1 и! 7 2
Ш 1 ^ К... 7 о -
10'
10
'2
10' см
Рис. 1. Зависимости времени разряда в кристаллах 1\аС1, КС1 и КВг от толщины.
Рис. 2. Зависимость времени запаздывания разряда ¿зап от
перенапряжения р: 1 — КВг, й = 7 мк; 2 — КВг, й = 10 мк;
3 — КтаС1, ¿ — 6,15 мк;
4 — N301, ¿=11,5 мк.
низмах развития разряда при толщине, близкой к критической, с целью подтверждения разрыва во времени на несколько порядков, обусловленного сменой механизма разряда.
Методика исследований
Образцы каменной соли толщиной й— й кр =30 мк с жидкостными электродами, изготовленные по методике [4], исследовались на прямоугольных импульсах напряжения с длительностью фронта порядка 5-10~7 сек, полученных с помощью одноступенчатого генератора импульсов.
Время пробоя измерялось от начала импульса до момента пробоя по осциллограммам, полученным на высоковольтном электронном осциллографе при перенапряжении на образце, равном 5%.
Величина перенапряжения определялась как
¿Л-100
1 ш
°/о,
где их — амплитуда импульса, еще не вызывающего пробой образца; и2~ амплитуда импульса, при котором произошел пробой.
Амплитуда напряжения определялась зарядным напряжением ГИН(а). На каждый образец подавалось не более 2—3 импульсов с последовательно возрастающей амплитудой.
Исследованиями [5] показано, что подача предварительных импульсов напряжения амплитудой ниже пробивной при жидкостных электро-дах не влияет на электрическую прочность твердых диэлектриков. Из пробитой партии образцов в количестве /г = 54 учитывались образцы, в которых пробой осуществлялся на плоской части. Для измерения времени разряда при многолавинном механизме использовался высоковольтный электронный осциллограф с длительностью временной развертки 25 мксек.
Значения ¿3ап для партии в п=54 образца статистически обрабатывались (рис. 3). В результате исследования для многолавинностри-мерного механизма пробоя для №С1 при мк и ¡3—5% получено
¿■зап ~ 3,4 мксек.
При исследовании ^зап из всей, парти и образцов в количестве /г = 54, пх — 14 образцов пробивались на фронте импульса с малым временем запаздывания разряда ¿зап 5-10~7 сек.
Рис. 3. Статистическая обработка времени запаздывания.
Малое время запаздывания свидетельствует об однолавинном механизме разряда, так как за время, меньшее Ю-6 сек, многолавинный механизм не успеет развиться, и пробой осуществляется при большей напряженности поля за счет образования одной мощной лавины.
Для определения времени пробоя при однолавинном механизме мы изменили параметры импульса — укоротили фронт до 5-Ю-9 сек.
Схема установки, выполненная по типу, разработанному в Томском политехническом институте [6], показана на рис. 4.
В качестве формирующего элемента импульсов был использован коаксиальный кабель типа РК-3. Коммутирующий разрядник помещен в камеру с азотом под давлением 8 ат. Данный генератор позволял получать одиночные импульсы с длительностью фронта порядка 5*10~9сек и амплитудой, соответствующей половине зарядного напряжения.
Время пробоя определялось как разность между моментом пробоя • образца по осциллограмме пробоя и моментом прихода импульса на короткозамкнутую нагрузку, фиксирующееся на осциллографе. Так как образец и делитель, подключаемый к ПЯ осциллографа, отстоят друг от друга, необходим учет этого фактора. Исследования показали, что
9
131
из партии исследованных образцов в количестве я —59 часть пл = 31 пробивалась на фронте, остальные п2 — за экраном осциллографа. В этих образцах осуществлялся, по всей вероятности, многолавинно-
Рис. 4. Схема установки для исследования { зап.
По нашим исследованиям, время развития разряда при однолавин-ном механизме разряда составляло не больше длины фронта импульса, т. е. меньшее 5-10 сек. Для проверки была пробита партия образцов
с большей разверткой регистрируемого импульса, равной 0,3 мксек. Получено такое же разделение во времени развития разряда.
Одна часть образцов пробивалась на фронте пи другая п2 — за экраном осциллографа, времени запаздывания пробоя в пределах длительности развертки 0,3 мксек не наблюдалось. Тогда перешли к исследованиям с разверткой осциллографа 0,1 мксек с целью оценить время развития разряда при однолавин-Рис. 5. Зависимость вероятности ном механизме, которое оказалось мень-пробоя <р% с большим временем Ше 5" 109 сек и измерениям I зап при запаздывания от перенапряже- многолавинном механизме разряда с ния разверткой 25 мксек, которое оценено
как 3,4.10 сек. Далее проведены исследования для нескольких партий образцов при перенапряжениях р = 5; 10; 20; 50% и оценивалась вероятность осуществления пробоя с большим временем запаздывания (многолавин-ностримерный механизм).
С увеличением р количество образцов, пробивающихся на фронте, возрастает, и при ¡3=50% все образцы из исследуемой партии пробиваются на фронте импульса с временем запаздывания меньше длительности фронта импульса 5-10~9 сек. Рис. 5 иллюстрирует характер
и
изменения ?=/(Р), где ©=—100%, перенапряжение в%.
п2
Наши исследования экспериментально подтверждают различие во временах развития разряда при й^й^, при одном и том же перенапряжении на образце.
ф О/
г /С
В случае осуществления однолавинного механизма t зап меньше 5-10 ~~9 сек, в то время как при многолавинном механизме время развития разряда оценено как 3,4 мксек. Скачкообразное изменение времени развития разряда на несколько порядков подтверждает смену механизма разряда в твердых диэлектриках.
ЛИТЕРАТУРА
1 .А. А. В о р о б ь е в, Г. А. Воробьев. Радиотехника и электроника. 7, 9, 1523 1962
2. Г. А. Воробьев, В. А. К о с т р ы г и н. ФТТ, 4, 3, 811, 1962.
3. В. А. Кострыгин, Л. Т. Мурашко. Известия вузов MB ССО СССР (Физика) 1, 169, 1961.
4. Г. А. Воробьев, В. А. Кострыгин, Л. Т. Мурашко. Приборы и техника эксперимента. 5, 198, 1961.
5. А. В. Баранов, М. Н. Л и се цк а я, И. С. Пик а лов а. ФТТ (в печати).
6. Г. А. Воробьев, Г. А. Месяц. Техника формирования высоковольтных ,ианосекундных импульсов. Госатомиздат, 1963.