Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / PERSON-CENTERED LEARNING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабарова Анастасия Владимировна

В данной статье рассматривается возможности и некоторые способы внедрения личностно ориентированного подхода в образовательной среде высшего учебного заведения. Дано определение «личностно-ориентированного обучения», проанализированные проведенные в этой области существующие исследования. Рассмотрены примеры введения некоторых элементов данного подхода в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, а именно, преподавание материала с учетом интересов и профессиональной ориентированности отдельных студентов и изменение системы дней открытых дверей. Также в статье освещены основные проблемы, связанные с возможностью личностно-ориентированного обучения, к которым относится отсутствие личной заинтересованности студента и нехватка времени преподавателей для изучения склонностей и особенностей каждого отдельного студента с целью нахождения индивидуального подхода к ним и разработки особой программы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабарова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE POSSIBILITY OF IMPLEMENTING A PERSONALLY-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

This article examines the possibilities and some ways of introducing a personality-oriented approach in the educational environment of a higher educational institution. The definition of "student-centered learning" is given, the existing studies carried out in this area are analyzed. The examples of the introduction of some elements of this approach in the BSTU "VOENMEH" named after D.F. Ustinov, namely, teaching material taking into account the interests and professional orientation of individual students and changing the system of open days. The article also highlights the main problems associated with the possibility of student-centered learning, which include the lack of personal interest of the student and the lack of time for teachers to study the inclinations and characteristics of each individual student in order to find an individual approach to them and develop a special training program.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Исследование возможности внедрения личностно-ориентированного подхода в

образовательной среде ВУЗа

Research of the possibility of implementing a personally-oriented approach in the educational

environment of the university

Шабарова Анастасия Владимировна

Аспирант

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: nastya-shabarova@yandex.ru

Shabarova Anastasia

Post-graduate student

BALTIC STATE TECHNICAL UNIVERSITY «VOENMEH» named after D.F. Ustinov

Russia, St. Petersburg e-mail: nastya-shabarova@yandex.ru

Научный руководитель Шматко Алексей Дмитриевич

Доктор экономических наук, доцент Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова

РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: shmat2000@yandex.ru

Scientific adviser Shmatko Alexey

Doctor of Economics, associate Professor BALTIC STATE TECHNICAL UNIVERSITY «VOENMEH» named after D.F. Ustinov

Russia, St. Petersburg e-mail: shmat2000@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается возможности и некоторые способы внедрения личностно ориентированного подхода в образовательной среде высшего учебного заведения. Дано определение «личностно-ориентированного обучения», проанализированные проведенные в этой области существующие исследования. Рассмотрены примеры введения некоторых элементов данного подхода в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, а именно, преподавание материала с учетом интересов и профессиональной ориентированности отдельных студентов и изменение системы дней открытых дверей. Также в статье освещены основные проблемы, связанные с возможностью личностно-ориентированного обучения, к которым относится отсутствие личной заинтересованности студента и нехватка времени преподавателей для изучения склонностей и особенностей каждого отдельного студента с целью нахождения индивидуального подхода к ним и разработки особой программы обучения.

Annotation.

This article examines the possibilities and some ways of introducing a personality-oriented approach in the educational environment of a higher educational institution. The definition of "student-centered learning" is given, the existing studies carried out in this area are analyzed. The examples of the introduction of some elements of this approach in the BSTU "VOENMEH" named after D.F. Ustinov, namely, teaching material taking into account the interests and professional orientation of individual students and changing the system of open days. The article also highlights the main problems associated with the possibility of student-centered learning, which include the lack of personal interest of the student and the lack of time for teachers to study the inclinations and characteristics of each individual student in order to find an individual approach to them and develop a special training program.

Ключевые слова: Личностно-ориентированное обучение, образовательная среда, высшее учебное заведение.

Key words: Person-centered learning, educational environment, institution of higher education.

Каждый человек является личностью со своими индивидуальными взглядами на окружающие вещи, подходами к восприятию информации, особенностями восприятия окружающего мира и опытом интеллектуального, нравственного и культурного развития. Это обуславливает то, что каждый человек обучается чему-либо с учетом своих индивидуальных особенностей, используя наиболее для него удобные способы восприятия информации, выбирая из большого ее потока самое необходимое и полезное. На сегодняшний день система образования в высших учебных заведениях построена таким образом, что информация дается всем студентам в равном объеме и в одной и той же форме, однако с точки зрения восприятия такая форма подачи является недостаточно эффективной, так как не учитывает особенности и склонности каждого отдельно взятого студента.

Такой подход приводит к тому, что студент становится пассивным слушателем, не берет на себя инициативу, и в конечном итоге процесс его обучения приобретает все более формальный оттенок. Все вышеперечисленное происходит по причине отсутствия у студентов мотивации. Решить данную проблему помогает применение личностно ориентированного подхода в обучении [1, 2].

Личностно-ориентированное обучение — это методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» собственно личностных функций или востребование субъектного опыта обучающегося [3].

Идея учёта индивидуальных особенностей личности не нова, она была введена еще Платоном (427-547 гг. до н. э.), который стремился обеспечить ученикам свободу познаний, позже о формировании личности путем самостоятельного познания говорил Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), продолжение данная концепция получила затем в эпоху Возрождения и в Новое время.

Тем не менее на сегодняшний день система личностно-ориентированного подхода в образовательных учреждениях по-прежнему не внедряется. Кандидат педагогических наук О. В. Трескина, автор диссертации «Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов» в своих исследованиях приходит к выводу, что вузовская система образования по своим особенностям обладает широкими возможностями для применения в ней личностно-ориентированного подхода, что в первую очередь связано с возрастом аудитории, который является благоприятным для развития личности [4]. Личностно-ориентированный подход в образовании подразумевает развитие классической системы, в которой преподаватель передает знания студенту и требует от него четкого, заранее известного ответа на поставленные вопросы, что как было отмечено выше «заставляет» студента играть пассивную роль в процессе обучения. Личностно-ориентированные подход напротив призывает не указывать студенту какого ответа на вопрос и какого решения задачи от него ждут, а дать ему возможность «осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам сделал выбор, принимал решения и отвечал за них» [5]. В основе личностно-ориентированного обучения должна лежать ситуация, в которой интересы, потребности, личностный опыт обучающегося выступают не менее важными компонентами обучения, чем знания и умения. Создание подобной ситуации в процессе обучения предполагает использование ряда приемов: представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно -ориентированных задач; усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, рефлексию, самореализацию личности; имитацию социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания. При этом форма проведения занятий должна выбираться в зависимости от конкретной рассматриваемой темы, уровня знаний студентов, их специализации, а также опыта использования различных форм обучения на прошедших занятиях.

Плюсы личностно-ориентированного подхода заключаются в первую очередь в том, что у студента появляется мотивация в изучении того или иного предмета, что значительно повышает качество полученных знаний. В дальнейшем мотивированный студент станет работником, заинтересованным в своей работе, что повысит качество выпускаемых кадров. Кроме того, применение такого подхода позволит подготовить студента к решению нестандартных задач, с которыми он может столкнутся в своей профессиональной деятельности. Также положительным аспектом введения данного подхода в образовании является создание благоприятной среды для саморазвития личности. Система обучения в которой обучающийся самостоятельно ищет ответы на собственные вопросы, выбирает наиболее эффективный для себя метод обучения позволяет научить студента находить решение нестандартных задач, и отойти от шаблонного мышления.

Однако существует ряд проблем, связанных с введением личностно-ориентированного подхода в высшем образовательном учреждении. В первую очередь это большой поток студентов и невозможность преподавателя оценить каждого индивидуально при текущем распределении нагрузки преподавателя [6]. Если данную проблему можно решить путем пересмотра внутренней организации учебного процесса в университете, то вторая проблема, которая несомненно возникнет при реализации данной системы образования связана непосредственно со студентами. Дело в том, что несмотря на то, что возраст учащихся, как говорилось ранее, является благоприятным для развития личности, многие, поступая в высшее учебное заведение, еще не способны оценить насколько им хочется осуществлять деятельность в той или иной сфере, а выбор специальности продиктован различными внешними условиями, а не реальным желанием заниматься определенным родом деятельности. Как показывает опыт общения со студентами младших курсов БГТУ «ВОЕНМЕХ», многие студенты выбрали свою будущую специальность только по советам родителей, друзей, которые собираются поступать на то или иное направление или же по наименьшему проходному баллу. При таком изначальном отсутствии заинтересованности невозможно организовать самостоятельную работу студента, основанную на его личной мотивации. Это создает серьезное препятствие для внедрения личностно-ориентированной системы обучения.

Частично обойти данное препятствие возможно путем внесения изменений в систему приема студентов в высшее учебное заведение. При этом должны быть созданы условия, при которых, поступая на ту или иную специальность в конкретное учебное заведение, будущий студент полностью представлял себе, как строится учебный процесс, на чем специализируются студенты, обучающиеся на данном направлении, и в какой сфере деятельности применяют свои знания выпускники. В некоторой степени решить этот вопрос позволит возможность непосредственного общения абитуриентов с преподавателями и студентами различных кафедр высшего учебного заведения. Например, в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова введен формат дней открытых дверей, во время которых будущие студенты не просто имеют возможность слушать рассказ одного представителя кафедры о том или ином направлении подготовки, но и общаться со студентами бакалаврами, магистрантами и аспирантами, а также преподавателями кафедры, которые могут ответить на все вопросы абитуриента, подробно рассказать о научной деятельности, проектах над которыми ведется работа к которой привлечены студенты и преподаватели, выпускники могут поделиться своим опытом работы в той или иной сфере после окончания учебного заведения. Такая система несомненно приносит свои плоды, так как помогает человеку получить представление о том, что его ждет в будущем, если он сделает свой выбор в пользу той или иной специальности, в конечном счете это приводит к тому, что студенты, поступившие в ВУЗ заинтересованы в обучении по выбранному направлению, и имеют мотивацию. Это может являться первым шагом на пути к внедрению личностно-ориентированного подхода в обучении.

На кафедре Е5 «Экология и производственная безопасность» БГТУ «ВОЕНМЕХ» существует практика организации лабораторных работ по курсам «Экология» и «БЖД» с учетом особенностей учебного процесса в группах различных факультетов. Так, например, преподаватели, объясняя ту или иную тему работы стараются учитывать практическую значимости данной темы для каждого конкретного студента в рамках его научной деятельность и будущей профессии или же ее применимость в бытовых вопросах. Тем самым преподаватели повышают мотивацию студентов изучать вопросы безопасности, которые могут затрагивать их в обычной жизни. Однако такой подход отнимает много учебного времени так как требует личного общения с каждым отдельным студентом, преподавателю необходимо выяснить род деятельности обучающегося, его профессиональные интересы, найти сильный и слабые стороны с точки зрения учебного процесса и восприятия информации.

Основным условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является выявление, сохранение и развитие индивидуальных особенностей личности. Для этого возможно применение индивидуальных заданий для студентов, открытых заданий, предполагающие выполнение их индивидуально, предоставление обучающемуся возможности самостоятельно вносить корректировки в свою программу обучения, выбирая наиболее интересные и полезные с его точки зрения предметы, форматы обучения и пр. Сегодня система выбора индивидуальных предметов для изучения во многих ВУЗах введена, но зачастую практически не реализуется, так как даже если группе студентов предлагается выбор из нескольких возможных предметов, эти предметы должны быть едины для всей группы, таким образом, у каждого конкретного студента нет возможности выбрать предмет исключительно для себя. Данную проблему можно было бы решить путем возможности создания смешанных групп, однако это опять же требует больших временных и кадровых ресурсов, так как вместо занятий по одному-двум предметам преподавателям придется проводить занятия по трем-четырем различным дисциплинам.

Для внедрения личностно-ориентированного подхода в образовательной среде ВУЗа необходимо в первую очередь обеспечить техническую возможность общения преподавателей с каждым из студентов, для того чтобы преподаватель мог изучить склонности обучающегося, его интересы, способы восприятия информации. Не увеличивая при этом нагрузку на каждого преподавателя это можно сделать только путем увеличения штата преподавателей. Проблема изначального отсутствия мотивации студентов должна решатся посредствам более жесткого отсеивания абитуриентов, желающих поступить на ту или иную специальность, например, путем проведения обязательных вступительных собеседований. Это позволит не только отсеять студентов, которые не заинтересованы в дальнейшем обучении по специальности, но и направит самих студентов в ту сферу, которая будет им интересна. Также для повышения качества обучения в высших учебных заведениях необходимо вводить систему личностно-ориентированного обучения на более ранних этапах обучения, например, в старших классах общеобразовательных школ.

Список используемой литературы:

1. Лисеенко В. И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 530-536. — URL https://moluch.ru/archive/149/42231/ (дата обращения: 02.03.2020).

2. Савицкая А. В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе // Человек и образование — 2010. — № 4 (25) — С. 93-96.

3. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. — С. 17-21.

4. Трескина О. В. Личностно-ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. -Вологда: Вологод. гос. пед. ун-т, 2007. - 21 с.

5. Шерихова И. Е. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов вуза / Шерихова И. Е., Никитинская Е. Б. // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2010. — № 6. — С. 215-218.

6. Тиботкина Н. А. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений // по материалам сайта: www.vmest.ru — URL: http://vmest.ru/nuda/osobennosti-realizacii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-p/main.html (дата обращения: 27.03.2017).

7. Нещерет А.К. Научно-исследовательская работа студентов как важный фактор качества образования / Нещерет А.К., Шматко А.Д. // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2013. № 1. С. 193-197.

8. Исрафилов Н.Т. Учебно-методические материалы программы повышения квалификации научно-педагогических работников "основы бизнес-образования в интересах развития малого и среднего предпринимательства" по приоритетному направлению "инновационная деятельность в образовании" / Афанасьева Н.В., Давыдов С.А., Гарькушев Ю.А., Шматко А.Д., Сметанина Т.В., Сакович М.И. // для слушателей курсов повышения квалификации / Санкт-Петербург, 2011.

9. Шматко А.Д. Влияние подготовки высококвалифицированных кадров на развитие экономики / Дрозд Р.А. // В сборнике: Восьмые Уткинские чтения. Труды Общероссийской научно-технической конференции. Сер. "Библиотека журнала "Военмех. Вестник БГТУ"" 2019. С. 347-350.

10. Гальчина Р.Л. Структура механизма управления инновационной деятельностью / Шматко А.Д., Курашева Н.А. // В сборнике: МОЛОДЕЖЬ. ТЕХНИКА. КОСМОС. труды X Общероссийской молодежной научно-технической конференции. Сер. "Библиотека журнала «Военмех. Вестник БГТУ» №50" 2018. С. 263265.

11. Шматко А.Д. Управление образовательной и научно-инновационной деятельностями вузов / Карпюк А.Г., Эрдниев Т.Б. // В сборнике: Научный форум: экономика и менеджмент. сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 10-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.