Научная статья на тему 'Исследование возможности увеличения ресурсных показателей изделий агб-3к воздушных судов Ми-8'

Исследование возможности увеличения ресурсных показателей изделий агб-3к воздушных судов Ми-8 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМЕТРЫ / РЕСУРС / АВИАГОРИЗОНТ / ФУНКЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / PARAMETERS / OPERATIONAL LIFE / HORIZON INDICATOR / DISTRIBUTION FUNCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Строков Д.Е., Гейман В.Н., Кацура А.В.

Авторы провелирасчеты статистических параметров, определили функцию распределения контролируемых параметров авиагоризонтов АГБ-3К,провели расчеты вероятностей выхода параметров за допустимые значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF AGB-3K OPERATIONAL LIFE INCREASING WITHIN MI-8 AIRCRAFT

The authors provided calculations of statistical parameters, determined the distribution function of AGB-3K controlled variables, provided calculations of parameters divergence probabilities.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности увеличения ресурсных показателей изделий агб-3к воздушных судов Ми-8»

УДК 351.814.2; 656.7.08

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕСУРСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИЗДЕЛИЙ АГБ-3К ВОЗДУШНЫХ СУДОВ МИ-8

Д. Е. Строков*, В. Н. Гейман, А. В. Кацура

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: DimaStr20@gmail.com

Авторы провелирасчеты статистических параметров, определили функцию распределения контролируемых параметров авиагоризонтов АГБ-3К,провели расчеты вероятностей выхода параметров за допустимые значения.

Ключевые слова: параметры, ресурс, авиагоризонт, функция распределения

THE RESEARCH OF AGB-3K OPERATIONAL LIFE INCREASING WITHIN MI-8

AIRCRAFT

D. E. Strokov*, V. N. Geyman, A. V. Katsura

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: DimaStr20@gmail.com

The authors provided calculations of statistical parameters, determined the distribution function of AGB-3K controlled variables, provided calculations of parameters divergence probabilities.

Keywords: parameters, operational life, horizon indicator, distribution function

Современная экономическая обстановка не могла не коснуться авиационной отрасли России. Авиакомпании, а также организации по техническому обслуживанию вынуждены искать новые, более оптимальные с экономической точки зрения пути решения вопросов, возникающих при техническом обслуживании (ТО) воздушных судов (ВС). Значительные средства расходуются на капитальный ремонт изделий авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) по истечению межремонтных ресурсов и сроков службы. Касаемо авиагоризонтов типа АГБ-3К, капитальный ремонт осуществляется на предприятии - АО «Уральский приборостроительный завод». Таким образом, предприятие, осуществляющее ремонт АГБ-3К, фактически является монополистом в данной области.

Решение поставленной проблемы заключается в установке авиагоризонтов на вертолетах Ми-8 Государственного предприятия Красноярского края «КрасАвиа» на подконтрольную эксплуатацию^], что позволит продолжать их эксплуатацию сверх межремонтных ресурсов и сроков службы в пределах 5000 летных часов, 10 лет. Установка авиагоризонтов на подконтрольную эксплуатацию состоит из следующих шагов:

1. Оценка технического состояния на соответствие нормам технических параметров (НТП) в лаборатории изделий АГБ-3К;

2. Оформление по результатам проверок протоколов о допуске к подконтрольной эксплуатации. Протоколы оформляются также при плановой проверке по регламенту ТО, отработке планируемых ресурсов и сроков службы, при отказе контрольного изделия, при снятии или перестановке изделия в связи с производственной необходимостью;

3. После установки на вертолет контрольного изделия проверка АГБ-3К и БСПК или БКК-18 (при наличии на вертолете);

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

4. Результаты работ направляются ежеквартально в Филиал «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА.

По полученным в результате контроля на соответствие НТП параметрам были построены кривые распределения [2, 3]. Для расчетов брался только один параметр - скорость прецессии гироскопа. Всего было сделано четыре выборки параметров. В первую выборку попали параметры из протоколов о допуске к подконтрольной эксплуатации. Во вторую - из паспортов авиагоризонтов АГБ-3К. Вторая выборка является самой многочисленной - 288 параметров. Для сравнения влияния наработки изделий на контролируемый параметр были сделаны выборки параметров изделий 2008 (заводской номер 05088422) и 1993 (заводской номер 0730710) годов выпуска. Первое изделие имеет наработку с начала эксплуатации (СНЭ) 2111 летных часов, второе - 5753 летных часов. С помощью критерия Пирсона [4]была подтверждена гипотеза о том, что параметр скорости прецессии гироскопа имеет Нормальный закон распределения. Таким образом, для четырех выборок были построены графики функции распределения (рис. 1). На рисунке

параметр - среднее квадратическое отклонение, Хв - выборочная средняя.

3 = 0,183, Яз = 3,056

- * • 1 *

4 » «

0,0 = 0.294, 3.080 < ---' ' • 1 1 1 2

1 \ ' с.1 = 0.301, *и = 3,Ш\ ' -ч \ 1 \ \ ' 1 * о.; = 0.25, в 3,323 / ' -Л \ гА \

■ Щ ¡1 * • -

// я ! -• / , уи 'Л X А ' 1 'д > > 'А ( \ \ \ 1 ч\ 1 \ \\ 1 ЧЧ-4

Скорость прецессии гироскопа, *ыин

Рис. 1. Графики плотности вероятности для четырех выборок параметров

Дополнительно на графиках построим две прямые х1 = 1,8 °/мин и х2 = 6 °/мин, устанавливающие соответственно нижнюю и верхнюю границы допустимых значений для скоростей прецессии гироскопа. Графики 3 и 2 отображают плотность нормального распределения соответственно для АГБ-3К № 05088422 и № 0730710. Ввиду того, что прибор № 0730710 был выпущен в 1993 году и имеет наработку СНЭ 5753 л.ч, выборка его параметров имеет большее среднее квадратическое отклонение, чем у прибора № 05088422 2008 года выпуска с наработкой СНЭ 2111 л.ч., то есть с течением времени разброс параметров вокруг математического ожидания имеет тенденцию увеличиваться. Для расчета вероятности попадания параметров за границы допустимых значений для каждой выборки было решено два определенных интеграла. Для первого интеграла отрезок интегрирования (-да; 1,8], для второго - [6; +да). В результате расчета вероятность выхода параметра скорости прецессии гироскопа за верхнюю границу допусков для четырех выборок параметров - нулевая, за нижнюю границу - вероятность для четырех выборок имеет порядки: 10-6, 10-6, 10-12 и 10-10.По полученным значениям вероятностей попадания контролируемого параметра прибора за допустимые пределы можно сделать вывод о высокой надежности прибора при условии соблюдения правил эксплуатации.

Таким образом, подтверждено, что изделия АГБ-3К 3 сер., установленные на вертолетах Ми-8 ГП КК «КрасАвиа» имеют приемлемый уровень надежности для их установки на подкон-

трольную эксплуатацию до отработки ресурса или срока службы до первого ремонта или межремонтного 5000 л. ч. 10 лет без прохождения капитального ремонта. Данная мера имеет экономический эффект для авиапредприятия 1 300 000 руб.

Библиографические ссылки

1. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93). М.: Департамент воздушного транспорта МТ России, 1994;

2. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надежность и эффективность авиационного оборудования: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1995. 248 с.;

3. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надежность и техническая диагностика авиационного оборудования: учебник. М.: МГТУ ГА, 2010. 448 е.;

4. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб.пособие. М.: Высшее образование, 2006. 479 е.;

© Строков Д. Е., Гейман В. Н., Кацура А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.