Научная статья на тему 'Исследование возможности упрочнения верхних поршневых канавок двигателя внутреннего сгорания методом искрового упрочнения'

Исследование возможности упрочнения верхних поршневых канавок двигателя внутреннего сгорания методом искрового упрочнения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНИЕ ПОРШНЕВЫЕ КАНАВКИ / МЕТОД ИСКРОВОГО УПРОЧНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Дударева Наталья Юрьевна, Соколов Сергей Александрович

Рассматривается пример конкретной реализации формирования упрочненного слоя на торцевой поверхности канавки поршня методом искрового упрочнения в воздушной среде, который позволяет формировать на поверхности деталей из алюминиевых сплавов высокотвердое износостойкое покрытие. Приведено описание методики и результатов эксперимента по исследованию влияния качества упрочненного поверхностного слоя на износостойкость поверхностей канавки поршня ДВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Дударева Наталья Юрьевна, Соколов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of possibility of strengthening of the upper piston ring groove by spark hardening method

The article considers the realization of a concrete example of the strengthened layer formation on a face surface of the piston ring groove received by means of a spark hardening method in the air environment which allows to form. Highly wear resistant coating on a surface of a aluminum alloys part. The description of the method is given, as well as experiment result on the quality of a strengthened surface layer influence on wear resistance of a piston ring groove ICE.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности упрочнения верхних поршневых канавок двигателя внутреннего сгорания методом искрового упрочнения»

МАШИНОСТРОЕНИЕ ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

УДК 621.431.3-2

Н. Ю. ДУДАРЕВА, С. А. СОКОЛОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРОЧНЕНИЯ ВЕРХНИХ ПОРШНЕВЫХ КАНАВОК ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ МЕТОДОМ ИСКРОВОГО УПРОЧНЕНИЯ

Рассматривается пример конкретной реализации формирования упрочненного слоя на торцевой поверхности канавки поршня методом искрового упрочнения в воздушной среде, который позволяет формировать на поверхности деталей из алюминиевых сплавов высокотвердое износостойкое покрытие. Приведено описание методики и результатов эксперимента по исследованию влияния качества упрочненного поверхностного слоя на износостойкость поверхностей канавки поршня ДВС. Верхние поршневые канавки; метод искрового упрочнения; двигатель внутреннего сгорания

Наиболее нагруженной и напряженной деталью цилиндропоршневой группы современных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является поршень. Поэтому для обеспечения безотказной и долговечной работы ДВС необходимо обеспечить, прежде всего, надежность и долговечность поршня. Надежность поршней зависит в основном от материалов, из которых они изготавливаются, и методов поверхностного упрочнения.

Широкое распространение в ДВС на сегодняшний день получили поршни из алюминиевых сплавов. Основными достоинствами таких поршней является их низкая масса, технологичность в обработке, высокие значения параметров теплопроводности и коррозионной стойкости [1]. Однако алюминиевые сплавы имеют низкую износостойкость.

Монометаллические поршни из алюминиевых сплавов чаще всего выходят из строя по причине износа двух верхних канавок [2]. Основываясь на требованиях, предъявляемых к поверхностному слою поршневых канавок, а также, учитывая условия работы поршня, для повышения износостойкости верхней поршневой канавки был предложен метод искрового упрочнения.

Метод упрочнения поверхностей деталей — искровое упрочнение — разработан на кафедре ДВС УГАТУ [3,4]. Суть этого метода заключается в том, что под действием искрового разряда в тонком поверхностном слое детали происходят значительные изменения, которые касаются химического состава поверхности, ее структуры, рельефа и ме-

ханических свойств. В результате искрового упрочнения на поверхности детали формируется модифицированный слой. По своему составу этот слой состоит из корунда — а-Л^Оз и обладает высокой микротвердостью. Благодаря технологии искрового упрочнения можно сформировать на поверхности детали модифицированный слой, прочно сцепленный с подложкой и характеризующийся высокими механическими, теплостойкими и износостойкими свойствами.

Целью данной работы является исследование возможности упрочнения верхних канавок поршней ДВС из алюминиевых сплавов методом искрового упрочнения.

Объектом исследования является поршень, предметом исследования — поверхность поршня, модифицированная методом искрового упрочнения.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Упрочненный слой был сформирован на поверхности верхних поршневых канавок поршней двигателя внутреннего сгорания ЭМ-100. Поршни были изготовлены из алюминиевого сплава марки АК5М7 (по ГОСТ 1583-93), диаметр поршня — 42 мм.

Упрочнение канавок поршня было осуществлено методом искрового упрочнения при помощи трех установок, генерирующих искровой разряд между электродом и поверхностью заготовки. Поршень был зафиксирован в патроне и вращался с постоянной скоростью относительно неподвижных электро-

дов, которые располагались в поршневых канавках (рис. 1). Электрод размещался таким образом, чтобы обеспечивалась равномерная обработка обеих рабочих поверхностей канавки одновременно. Электрод представлял собой цилиндрический стержень (рис. 1) диаметром 1,5 мм и был выполнен из алюминиевого сплава А5Е (по ГОСТ 11069-74).

Технологические параметры искрового упрочнения канавок поршней:

• межэлектродный зазор — 0,25^0,35 мм; скорость вращения поршня относительно электрода — 1 об/мин;

рабочая среда — воздух; энергия искрового разряда мДж; частота импульсов Гц;

количество одновременно обрабатывающих электродов — 3.

Рис. 1. Схема расположения электрода: 1 — электрод; 2 — упрочненный слой; 3 — поршень

а б

Рис. 2. Поршень с образцом-свидетелем: образец-свидетель поршня с упрочненным слоем (а); поршень после выреза образца-свидетеля (б )

Особенности технологии искрового упрочнения таковы, что глубина, микротвердость и износостойкость упрочненного слоя (УС), во многом зависят от продолжительности обработки поверхности. Поэтому согласно вышеописанной методике были обработаны два поршня с различной продолжительностью обработки, чем и было обусловлено формирование упрочненных слоев с различными характеристиками: глубиной слоя, микротвердостью и, как следствие, износостойкостью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для определения твердости и глубины упрочненного слоя из поршня вырезались образцы-свидетели (рис. 2, а). Вырезание образ-цов-свидетелей осуществлялось на установке с ЧПУ AGIETRON IMPACT, медным электродом коробчатого типа в среде электролита. Изображение поршня после вырезания образца-свидетеля приведено на рис. 2,6.

Микротвердость и глубина упрочненного слоя измерялась на образце-свидетеле при помощи микротвердомера ПМТ-3М с нагрузкой Р = 200 г. Результаты исследований приведены в табл. 1.

Т аблица1

№ поршня Микротвердость нт,ГПа Глубина УС h, мкм

1 (без упроч.) 0,95 0,0

2 10,78 8,7

3 17,50 15,7

Поршень № 3 имел наиболее высокие значения микротвердости и глубины УС, что должно обусловить его наибольшую износостойкость. Поэтому для исследования на износ был выбран поршень № 1 (без упрочненного слоя) и поршень № 3 (с упрочненным слоем).

Для проведения предварительных исследований на износостойкость был создан стенд. За основу стенда взят двигатель ЭМ-100, который имеет схему с противоположно движущимися поршнями, что позволяет одновременно испытывать два поршня.

Привод стенда осуществлялся от электродвигателя АИР80А2У3. Через ременную передачу крутящий момент подавался на один из выходных валов двигателя ЭМ-100, и составлял 2600 мин-1. Испытание проходило в течение двух часов в режиме холодной обкатки.

Об износе канавки судили по разности ее начальной и конечной высоты. Замер высоты канавки осуществлялся по 5 точкам, начиная от технологической метки на днище поршня по часовой стрелке через 72°. Измерения проводились при помощи микроскопа микротвердомера ПМТ-3М. В табл. 2 приведены результаты измерений износа по длине поршневой канавки.

Таблица 2

№ Нач. высота канавки h,:,, мм Ср. знач. Высота канавки после Ср. знач. Ср. велич. износа

поршня /іиср, мм испытаний hk, мм hkСр, мм Ah, мм

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

1 1,66 1,64 1,8 1,78 1,76 1,74 1,86 1,84 1,86 1,84 1,89 1,86 0,12

3 1,86 1,7 1,7 1,76 1,7 1,76 1,89 1,77 1,79 1,75 1,7 1,78 0,02

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Методом искрового упрочнения на торцевых сторонах поршневой канавки при помощи трех-электродной установки можно сформировать модифицированный слой, микротвердость которого в 18,5 раз выше, чем микротвердость необработанного образца и составляет 17,5 ГПа.

Испытания поршневой канавки в режиме холодной обкатки двигателя показали, что износ канавки поршня, обработанного методом искрового упрочнения, уменьшился в 6 раз по сравнению с необработанным поршнем.

Полученные результаты подтверждают возможность применения метода искрового упрочнения для повышения износостойкости поршневых канавок ДВС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вырубов, Д. Н. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей : учеб. для студ. втузов / Д. Н. Вырубов, С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко [и др.]; под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М. : Машиностроение, 1984. 384 с.

2. Крагельский, И. В. Трение, изнашивание и смазка : справочник. В 2-х кн. Кн. 2 / под ред.

И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М. : Машиностроение, 1979.358 с.

3. Рудой, Б. П. Пат. 2176682. Способ упрочнения поверхностей деталей / Б. П. Рудой, Н. Ю. Дударева, Р. А. Гуняков.

4. Rudoi, B. P. Strengthened oxiding of a superficial layer of details from aluminium alloys for air engines / B. P. Rudoi, N. J. Dudareva // Symp. on Actual Problems of Aircraft Engines Construction. Ufa: USATU, 1999. P. 35.

ОБ АВТОРАХ

Дударева Наталья Юрьевна, доц. каф. ДВС, зам. декана ФАД. Дипл. инж.-мех. по технол. машиностр. (УГАТУ, 1994). Канд. техн. наук по тепл. двигателям (там же, 1999). Иссл. в обл. износостойких покрытий для деталей ДВС.

Соколов Сергей Александрович, магистрант той же каф. Готовит дис. в обл. износостойких покрытий для деталей ДВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.