Научная статья на тему 'Исследование возможности применения магнитометрического метода контроля механических напряжений корпуса судна'

Исследование возможности применения магнитометрического метода контроля механических напряжений корпуса судна Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПУС СУДНА / ФЕРРОМАГНИТНЫЙ ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ / МЕХАНИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ / МАГНИТНОЕ ПОЛЕ РАССЕЯНИЯ / ФЕРОМАГНіТНИЙ ОБ'єКТ КОНТРОЛЮ / МЕХАНіЧНі НАПРУЖЕННЯ / МАГНіТНЕ ПОЛЕ РОЗСіЮВАННЯ / HULL / FERROMAGNETIC OBJECT OF THE CONTROL / MECHANICAL STRESS / MAGNETIC STRAY FIELD

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Завальнюк О.П.

В статье исследована возможность применения магнитометрического метода для контроля механических напряжений корпуса судна, для чего выполнен расчет магнитного поля рассеяния корпуса как ферромагнитного объекта контроля, создаваемого однородным полем Земли. При этом судовой корпус представляется совокупностью поверхностных источников поля. Показано, что определенная величина магнитного поля достаточна для его регистрации магниточувствительными элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of application possibility of magnetometric method for control of mechanical stresses of ship hull

The possibility of using magnetometric method to control the mechanical stresses of the hull is investigated in the article. The magnetic stray field of the hull as the ferromagnetic object control, created a uniform field of the Earth, is calculated for this purpose. The hull is represented as the totality of the surface field sources. It is compiled the Fredholm equation of the 2nd kind, which was reduced to a system of linear algebraic equations by approximating the surface of the object control set of elementary areas of rectangular shape. The average value of the normal component of the magnetization on each side of the platform has enabled to determine the magnetic field outside of the hull. Results of the study of the magnetic stray field of the hull showed that the magnetic field strength measuring range is sufficient to measure the modern magnetic modulation converters - ferroprobes. It is shown that this method is an effective method to control the mechanical stresses of the hull, which prevents exceeding the permissible stresses in the supporting structures of the ship, which could lead to the destruction of the hull.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности применения магнитометрического метода контроля механических напряжений корпуса судна»

УДК 620.179.143.5 Б01: 10.15587/2312-8372.2015.48893

завальнюк о. п. исследование

возможности применения магнитометрического метода контроля механических напряжений корпуса судна

В статье исследована возможность применения магнитометрического метода для контроля механических напряжений корпуса судна, для чего выполнен расчет магнитного поля рассеяния корпуса как ферромагнитного объекта контроля, создаваемого однородным полем Земли. При этом судовой корпус представляется совокупностью поверхностных источников поля. Показано, что определенная величина магнитного поля достаточна для его регистрации магниточувстви-тельными элементами.

Ключевые слова: корпус судна, ферромагнитный объект контроля, механические напряжения, магнитное поле рассеяния.

СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ

1. введение

В процессе грузовых и балластных операций на тихой воде, а также в ходе эксплуатации морского транспортного судна в условиях взволнованного моря на судовой корпус действуют различного рода нагрузки, возникают механические напряжения в несущих судовых конструкциях. Постоянное превышение допускаемых напряжений способно привести к возникновению остаточных деформаций, появлению трещин и в конце концов — к разрушению судового корпуса, т. е. потере общей прочности судна. Многочисленные рекомендации Международной морской организации [1], а также ведущих классификационных обществ Великобритании, Японии, США, России [2-5] относительно оснащения крупнотоннажных судов системами мониторинга корпусов не дали желаемого результата. Очень часто судовладельцы по тем или иным причинам уходят от установки таких систем, что приводит к гибели судов и их экипажей, потере перевозимых грузов, загрязнению морской окружающей среды нефтепродуктами. Одним из доказательств этого является гибель современного крупнотоннажного контейнеровоза «MOL COMFORT» (Япония) в июне 2013 года [6] в результате потери продольной прочности судового корпуса. Поэтому контроль механических напряжений в корпусе судна в реальном времени является обязательным условием обеспечения безопасности мореплавания.

2. Анализ литературных данных и постановка проблемы

Как правило, на современных морских судах контроль механических напряжений корпусов в процессе грузовых и балластных операций [2] основывается на информации о заполнении отдельных грузовых трюмов и балластных танков.

Широкое распространение на современных судах получили также программные комплексы [2, 7, 8] для

оценки общей прочности судов. Программное обеспечение предназначено для автоматизации расчетной оценки общей прочности судов и позволяет определять загрузку, посадку, остойчивость и прочность методом расчета по информации о перевозимом грузе.

Известные сейчас [9-12] системы контроля механических напряжений корпусов судов основаны на одинаковых принципах и отличаются лишь видом и числом применяемых датчиков. Судно обязательно оборудуется несколькими датчиками механических напряжений (деформаций). Датчики, используемые в таких системах контроля, построены на различных физических принципах. Это могут быть тензорезисторные преобразователи, основанные на явлении тензоэффекта, волоконно-оптические тензометры, магнитоупругие преобразователи, построенные на явлении магнитоупругого эффекта и другие [13-16].

Вместе с этим, современные средства контроля механических напряжений ферромагнитных стальных конструкций часто базируются на магнитных методах не-разрушающего контроля [17-19]. Это связано с тем, что при воздействии на ферромагнетики больших растягивающих или сжимающих упругих напряжений могут существенно изменяться значения некоторых магнитных характеристик ферромагнитных материалов. Магнитные методы неразрушающего контроля основаны на анализе взаимодействия магнитного поля и объекта контроля и применимы лишь к конструкциям из металлов и сплавов, способных к намагничиванию.

Значительная часть используемых магнитных методов неразрушающего контроля требует проведения предварительного намагничивания или подмагничива-ния зоны контроля металла с использованием намагничивающих систем [20-22]. В этом случае трудность намагничивания повышается с увеличением габаритов конструкции, а также с увеличением количества труднодоступных и трудноконтролируемых узлов и других участков конструкции. На результаты измерений большое

ISSN 222Б-3780

системы и процессы управления

J

влияние оказывает зазор между поверхностью контроля и преобразователем, что существенно снижает возможности магнитных методов неразрушающего контроля во время контроля механических напряжений ферромагнитных стальных конструкций.

В связи с этим весьма перспективными являются методы магнитного контроля, использующие остаточную намагниченность, к которым относится и фер-розондовый метод [23-25], позволяющий проводить измерение напряженности магнитного поля рассеяния [26]. Таким образом, в основе современных средств контроля механических напряжений ферромагнитных стальных конструкций может лежать магнитометрический метод, позволяющий использовать в качестве намагничивающего поля только магнитное поле Земли, в котором находится ферромагнитный объект контроля.

3. Объект, цель и задачи исследования

Объектом исследования в данной работе является магнитное поле рассеяния судового корпуса, представляемого как ферромагнитный объект контроля, с целью определения возможности применения магнитометрического метода для контроля механических напряжений корпуса судна в процессе его эксплуатации.

При этом задача исследования состоит в расчете магнитного поля рассеяния судового корпуса, необходимого для последующей разработки системы непрерывного контроля механических напряжений корпуса судна по величине остаточной намагниченности, измеряемой с помощью современных магнитомодуляционных преобразователей.

4. Материалы и методы исследования магнитного поля рассеяния корпуса судна

Судно, как объект контроля, обладает достаточно сложной формой (рис. 1). Так исследуемое судно типа «река-море» имеет следующие размерения: длина 128,43 м; ширина 15,63 м; высота борта 5,45 м. Несмотря на такие размеры по отношению к магнитному полю Земли, судно можно рассматривать как объект призматической формы («box-shape») с соответствующими размерами.

Для расчета магнитного поля рассеяния корпуса судна необходимо рассмотреть магнитное поле рассеяния ферромагнитного объекта контроля (ФОК), создаваемое однородным полем Земли, напряженностью H0.

Известно, что магнитное поле ФОК согласно [27] описывается следующими соотношениями:

divB = 0; rotH = 8; B = цц0H; Ц0 = const,

(1)

где H — вектор магнитной напряженности;^ — вектор магнитной индукции; 8 — плотность электрического тока.

Объем ФОК можно представить как совокупность объемных и поверхностных источников поля. Скалярный потенциал таких источников поля согласно [28] определяется по формуле:

1 f dS 1 f - dV

*=in I Mn^zrn- in! divM^rn -

\rq -rp

\Rq - rp

(2)

Рис. 1. Общий вид объекта контроля

где RQ, RP — векторы в точку источника и в точку наблюдения; S, V — площадь поверхности и объем ферромагнитного тела (ФТ); М — вектор намагниченности; Мп — нормальная составляющая к поверхности ФТ вектора намагниченности.

Вместе с тем, в приложенном поле взаимосвязь намагниченности и напряженности поля ФОК определяется согласно выражению [27]:

С целью улучшения сходимости численного решения к интегральным уравнениям (7) и (8) следует добавить соотношение [28, 30], основанное на интегральном свойстве функции Мп:

1

-1 MndS = 0.

(9)

M = хНо,

(3)

В результате уравнения (7) и (8) примут вид:

где X — магнитная восприимчивость ферромагнитного материала объекта контроля.

Известно, что остаточное поле рассчитывается при следующей зависимости между намагниченностью и напряженностью магнитного поля [29]:

M = Мо + Хо H,

1 dS

Ф = 4П f МпЩ-Щ

дк 1 г д

п дп 4пf п дп

S

Rq - Rp

Мп dS .

Мп(Q) 1 frt —2П f Мп(p)

Мп (Q)+Мп (P)

/ \ 1 2п _|__

U Rq - Rp|J + S

(4)

д / \ 1 2п

дп J Rq - Rp\^ + S

dS' = 2Ноп(Q). (10)

2ХМ0п

dS'=--. (11)

Хо

где М0 — остаточная намагниченность на заданной магнитной характеристике материала ФТ; Хо — обратная магнитная восприимчивость на заданной магнитной характеристике материала ФТ.

Допуская, что ¿тМ = 0, можно полагать, что объемные заряды в объеме ФОК отсутствуют и тогда (2) будет иметь вид:

Уравнения (10) и (11) можно решить численным методом. Для этого поверхность ФОК необходимо аппроксимировать совокупностью площадок (рис. 2) [28]. При этом допускается, что в пределах прямоугольной площадки Mn = const. Таким образом, объем ФОК заменяется прямоугольной призмой.

(5)

Поэтому согласно (5), нормальная составляющая к поверхности ФТ вектора напряженности магнитного поля определяется следующим выражением [28]:

(6)

В соответствии с [28, 30] формулу (6) можно преобразовать в интегральное уравнение Фредгольма 2-го рода:

Рис. 2. Аппроксимация поверхности ФТ

Мп (Q)+1 г М Х 2пf п дп

\Rq -Rp

dS = 2Ноп (Q), (7)

Разбивка поверхности ФОК на элементарные площадки делает возможным редуцирование (10) и (11) к соответствующим системам линейных алгебраических уравнений согласно [28, 30]:

где Н0п — нормальная составляющая вектора напряженности магнитного поля внешнего источника.

Для остаточного поля с учетом формулы (4) можно записать следующее интегральное уравнение [28]:

, ^ ^ t д Мп(Q)+ 2П f Мп дп

S

Rq - Rp

dS =

2ХМо

Хо

где Х =

Хо

2 + Хо.

(8)

1

[А] + ХЩ[Мп ]= 2 [Ноп ],

(12)

где [1] — единичная матрица;[Л] — матрица коэффициентов, которые получены путем интегрирования ядра интегрального уравнения по элементарным площадкам; [Мп\ — вектор неизвестных значений намагниченности;

1

1

ISSN 222Б-3780

системы и процессы управления

[оя] — вектор нормальных составляющих вектора напряженности стороннего поля;[М0п] — вектор нормальных составляющих значений вектора начальной намагниченности.

Таким образом, определив величины Мп в каждой элементарной площадке, следует найти среднее значение нормальной составляющей намагниченности на каждой грани ФТ согласно выражению [28]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- M 2 2 2

1 К

(мп) = к X Mnk,

k=1

M = 1x{M nx }+ 1y{M

ny )+ %{Mnz),

Hx=-^XXXHf^in Zk+(+y2+4)

1 j=1 k=1

\1/2"

-M 2 2 2

Hy X X (-1)

^11 i=1 j =1 k=1

i+j+k

(13)

tg-1

'iyj

+ tg-1

zk ((+y2+4)

yjZk

•,1/2

где Мпь — значение нормальной составляющей вектора намагниченности на одной грани.

После этого рассчитывается вектор намагниченности одной элементарной площадки, который соответствует магнитному состоянию ФОК и помещается в геометрический центр ФТ [28]:

-M 2 2 2 н ^X X X (-1)

i+j+к

ln

Xi (( + yj + zk )1/2

x+((y2+zk )1/2

(16)

(14)

где (ЫХ), (Мпу), (Мпг) — среднее значение Мп на соответствующих гранях прямоугольной призмы.

Найденное значение М дает возможность найти напряженность магнитного поля [31] в любой точке Р вне корпуса судна (рис. 3):

(15)

=1]=1Ы

где х1 = х ; у1 = у; г1 = г; х2 = х - а; у2 = у - Ь; г2 = г - с.

5. Результаты исследования магнитного поля рассеяния корпуса судна

Расчет поля рассеяния корпуса судна проводился на расстоянии 5-15 мм от поверхности комингса трюмов, в связи с этим можно полагать, что надстроечные части судна не влияют на величину магнитного поля рассеяния.

Таким образом, получены результаты расчетов напряженности магнитного поля рассеяния в некоторых точках вне корпуса исследуемого судна. Координаты точек соответствуют его каждому пятому шпангоуту — поперечному элементу бортового набора судна. Распределение магнитного поля рассеяния корпуса по длине судна показано на рис. 4.

Также в расчет напряженности поля (табл. 1) были добавлены дополнительные точки, координаты которых определялись, исходя из рекомендаций ИМО.

Таблица 1

Расчет напряженности магнитного поля рассеяния судового корпуса в дополнительных точках

Рис. 3. Расчетная модель корпуса судна

Составляющие напряженности магнитного поля корпуса судна определяются согласно выражениям [29, 31]:

№ Название точки Координаты точки Hr, А/м Hz, А/м H, А/м

1. Точка 1.1 (шпангоут № 62) (31,25; 0,005) 3,678 103 -190,608 3,678 • 103

2. Точка 1.2 (шпангоут № 62) (31,25; 0,01) 1,837 • 103 -190,955 1,837 • 103

3. Точка 1.3 (шпангоут № 62) (31,25; 0,015) 1,223 • 103 -191,303 1,223 • 103

4. Точка 2.1 (шпангоут № 119) (62,50; 0,005) 3,595 • 103 -5,461 3,595 • 103

Рис. 4. Распределение магнитного поля рассеяния корпуса по длине судна: 1 — магнитное поле рассеяния корпуса судна на расстоянии 5 мм от поверхности комингса трюмов; 2 — на расстоянии 10 мм; 3 — на расстоянии 15 мм

Окончание табл. 1

№ Название точки Координаты точки Hr, А/м Hz, А/м H, А/м

5. Точка 2.2 (шпангоут № 119) (62,50; 0,01) 1,804 • 103 -5,471 1,804 • 103

6. Точка 2.3 (шпангоут № 119) (62,50; 0,015) 1,197 • 103 -5,481 1,197 • 103

7. Точка 3.1 (шпангоут № 176) (93,75; 0,005) 3,653 • 103 149,525 3,653 • 103

8. Точка 3.2 (шпангоут № 176) (93,75; 0,01) 1,824 • 103 149,798 1,824 • 103

9. Точка 3.3 (шпангоут № 176) (93,75; 0,015) 1,222 • 103 150,071 1,222 • 103

Согласно [1] зоны наибольших механических напряжений, как правило, наблюдаются в средней части судна (в районе мидель-шпангоута, шпангоут № 119 исследуемого судна) и в местах, которые находятся в 1/4 длины судна от носового и кормового перпендикуляров (шпангоуты № 176 и № 62 исследуемого судна соответственно) (рис. 5).

7. Выводы

Результаты исследования магнитного поля рассеяния корпуса судна показали, что диапазон измерения напряженности находится в пределах 50...5700 А/м и достаточный для ее измерения современными магнито-модуляционными преобразователями.

Рассматриваемый метод является эффективным методом контроля механических напряжений корпуса судна, который предотвращает превышение допускаемых напряжений в несущих судовых конструкциях, что может привести к разрушению корпуса.

Таким образом, решение теоретических и практических задач по развитию магнитометрического метода контроля механических напряжений корпуса судна является актуальной научно-технической задачей, позволяющей продлевать срок эксплуатации судна и оперативно выявлять потенциально опасные места до момента возникновения аварийных ситуаций путем оборудования крупнотоннажных судов современными системами непрерывного контроля механических напряжений корпусов.

Рис. 5. Определение координат дополнительных точек расчета напряженности магнитного поля рассеяния судового корпуса

6. Обсуждение результатов исследования магнитного поля рассеяния корпуса судна

Таким образом, применение магнитометрического метода контроля механических напряжений возможно только в том случае, если величина магнитного поля, создаваемого объектом контроля, достаточная для его регистрации существующими магниточувствительными элементами [32]. При этом нужно отметить, что в рассматриваемом случае намагничивающим полем является только поле Земли величиной 40-80 А/м [33, 34]. Такая величина магнитного поля не может довести объект контроля до состояния, близкого к насыщению. Поэтому контролируемый объект имеет только остаточную намагниченность, благодаря которой на его поверхности и формируется магнитное поле рассеяния.

Для измерения величины остаточной намагниченности на поверхности судна наиболее перспективными являются магнитомодуляционные преобразователи — феррозонды. Теория феррозондов достаточно хорошо развита Р. И. Янусом, В. П. Табачником, Ю. В. Афанасьевым, В. В. Яковенко, среди зарубежных ученых известны: Ф. Ферстер, М. Акуна, П. Рипка, Гао Зу-Ченг и многие другие. Феррозонды широко используются в магнитной дефектоскопии для регистрации полей рассеяния дефекта. Из-за особенных условий эксплуатации на морских судах их размеры должны быть соизмеримы с размерами выявляемых дефектов, в то время как контроль остаточной намагниченности для достижения наибольшей чувствительности следует проводить феррозондами длиной 50-100 мм.

Литература

1. MSC/Circ.646. Recommendations for the fitting of Hull Stress Monitoring Systems [Electronic resource] / The official website of the International marine organization. — 06.06.1994. — Available at: \www/URL: http://www.imo.org/. — 22.08.2015.

2. НД N 2-020101-044. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации и постройки морских судов [Текст]. Том 4. Часть XVIII. Общие правила по конструкции и прочности навалочных судов. — СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2006. — 475 с.

3. Common Structural Rules for Bulk Carriers [Electronic resource] / The official website of the Nippon Kaiji Kyokai (Class NK). — Available at: \www/URL: http://www.classnk.or.jp. — 22.08.2015.

4. Guide for hull condition monitoring systems [Electronic resource] / The official website of the American bureau of shipping. — Available at: \www/URL: http://www.eagle.org/. — 22.08.2015.

5. Provisional Rules for the Classification of Hull Surveillance Systems SEA and SEA(R) notations [Electronic resource] / The official website of the Lloyd's Register of Shipping. — Available at: \www/URL: http://www.lr.org/. — 22.08.2015.

6. Investigation Report on Structural Safety of Large Container Ships [Electronic resource] / The official website of the Nippon Kaiji Kyokai (Class NK). — Available at: \www/URL: http://www.classnk.or.jp/. — 22.08.2015.

7. Вагущенко, Л. Л. Бортовые автоматизированные системы контроля мореходности [Текст] / Л. Л. Вагущенко, А. Л. Вагущенко, С. И. Заичко. — Одесса: ФЕНИКС, 2005. — 274 с.

8. Программный комплекс «StabEdit» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института морского флота. — Режим доступа: \www/URL: http://www.cniimf.ru/. — 22.08.2015.

ISSN 222Б-3780

системы и процессы управления

9. Hull Stress Monitoring System «HULLMOS» [Electronic resource] / The official website of company ROUVARI OY (Finland). — Available at: \www/URL: http://www.rouvari.fi/. — 22.о8.2о15.

10. The fiber optic hull stress monitoring system «SENSFIB» [Electronic resource] / The official website of company Light Structures AS (Norwegian). — Available at: \www/URL: http:// www.lightstructures.no/. — 22.о8.2о15.

11. Hull Condition Monitoring System «HMON» [Electronic resource] / The official website of the WEIR-JONES GROUP (Canada). — Available at: \www/URL: http://www.weir-jones.com/. — 22.о8.2о15.

12. Integrated Marine Monitoring System [Electronic resource] / The official website of the BMT Scientific Marine Services (USA). — Available at: \www/URL: http://www.scimar. com/. — 22.о8.2о15.

13. Мирошников, В. В. Контроль прочности корпуса судна [Текст] / В. В. Мирошников, О. П. Завальнюк, В. Б. Не-стеренко. — Херсон: Гринь Д. С., 2о15. — Ю8 с.

14. Magalhaes, R. R. The use of conventional strain gauges evaluation for measurements of residual stresses in welded joints [Text] / R. R. Magalhaes, A. B. Vieira Junior, S. R. Barra // Journal of the Brazilian Society of Mechanical Sciences and Engineering. — 2о13. — Vol. 36, № 1. — P. 173-18о. doi^.:™?/ s40430-013-0082-2

15. Sirkis, J. S. Interferometric-fiber-optic strain sensor [Text] / J. S. Sirkis, C. E. Taylor // Experimental Mechanics. — 1988. — Vol. 28, № 2. — P. 17о-176. doi:10.1007/bf02317568

16. Tremolet de Lacheisserie, du E. Magnetoelastic EffectsMag-netoelastic Effects [Text] / Ё. du Trämolet de Lacheisserie, D. Gignoux, M. Schlenker // Magnetism. — New York: Springer, 2оо2. — P. 351-398. doi:10.1007/978-0-387-23062-7_12

17. Клюев, В. В. Неразрушающий контроль и диагностика [Текст]: справочник / под ред. В. В. Клюева. — М.: Машиностроение, 2оо5. — 656 с.

1S. Blitz, J. Electrical and Magnetic Methods of Non-destructive Testing [Text] / J. Blitz. — Springer Netherlands, 1997. — 261 p. doi:10.1007/978-94-011-5818-3

19. Xin, Q. Magnetic Barkhausen Noise, Metal Magnetic Memory Testing and Estimation of the Ship Plate Welded Structure Stress [Text] / Q. Xin, D. Shu, L. Hui, W. Wei, J. Chen // Journal of Nondestructive Evaluation. — 2о12. — Vol. 31, № 1. — P. 8о-89. doi:10.1007/s10921-011-0123-7

20. Завальнюк, О. П. Применение коэрцитиметрии для анализа технического состояния корпусов судов различных сроков эксплуатации [Текст] / О. П. Завальнюк, В. Б. Нестеренко // Контроль. Диагностика. — Москва, 2о13. — № 4. — С. 22-27.

21. Матюк, В. Ф. Контроль структуры, механических свойств и напряженного состояния ферромагнитных изделий методом коэрцитиметрии [Текст] / В. Ф. Матюк, В. Н. Кулагин // Неразрушающий контроль и диагностика. — Минск, 2о1о. — № 3. — С. 4-13.

22. Безлюдько, Г. Я. Эксплуатационный контроль усталостного состояния и ресурса металлопродукции неразрушающим магнитным (коэрцитиметрическим) методом [Текст] / Г. Я. Без-людько // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. — Киев, 2оо3. — № 2. — С. 2о-26.

23. Forslund, A. Designing a Miniaturized Fluxgate Magnetometer [Text] / A. Forslund. — Stockholm: Royal Institute of Technology, 2оо6. — 81 p.

24. Kabata, W. Technical procedures to select basic parameters of a fluxgate magnetometer [Text] / W. Kabata, I. Vitorello // Revista brasileira de geofisica. — 2о11. — Vol. 29, № 3. — P. 455-462.

25. Мирошников, В. В. Резонансный режим работы феррозонда [Текст] / В. В. Мирошников, С. В. Костин, Н. И. Карманов, Н. В. Мартыненко // Вюник Национального техшчного ушверситету «ХП1». Серiя: Електроенергетика та перетво-рювальна технка. — 2012. — № 40. — С. 35-46.

26. Augustyniak, M. Discussion of Derivability of Local Residual Stress Level from Magnetic Stray Field Measurement [Text] / M. Augustyniak, Z. Usarek // Journal of Nondestructive Evaluation. — 2015. — Vol. 34, № 3. — P. 1-9. doi:10.1007/ s10921-015-0292-x

27. Тозони, О. В. Расчет трехмерных электромагнитных полей [Текст] / О. В. Тозони, И. Д. Майергойз. — К.: Техника, 1974. — 352 с.

2S. Курбатов, П. А. Численный расчет электромагнитных полей [Текст] / П. А. Курбатов, С. А. Аринчин. — М.: Энер-гоатомаздат, 1984. — 164 с.

29. Розенблат, М. А. Магнитные элементы автоматики и вычислительной техники [Текст] / М. А. Розенблат. — М.: Наука, 1966. — 720 с.

30. Крупин, В. Г. Высшая математика. Уравнения математической физики. Сборник заданий [Текст]: учебное пособие / В. Г. Крупин, А. Л. Павлов, Л. Г. Попов. — М.: Издательский дом МЭИ, 2010. — 353 с.

31. Том, Р. Магнитные системы МГД-генераторов и термоядерных установок: основы расчета магнитных полей и сил [Текст] / Р. Том, Дж. Тарр; пер. с англ. Ю. А. Горшков. — М.: Энерго-атомиздат, 1985. — 268 с.

32. Завальнюк, О. П. Магнитный контроль корпусов морских судов в процессе грузовых и балластных операций [Текст] / О. П. Завальнюк, В. В. Мирошников // Вюник Схщноукрашського национального ушверситету iменi Володимира Даля. — 2012. — № 18(189). — С. 76-82.

33. Прохоров, А. М. Физическая энциклопедия [Текст]. Т. 2. Добротность — Магнитооптика / А. М. Прохоров, Д. М. Алексеев, А. М. Балдин, А. М. Бонч-Бруевич, А. С. Боровик-Романов и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 704 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Никитский, В. Е. Магниторазведка [Текст]: справочник геофизика / под ред. В. Е. Никитского, Ю. С. Глебовского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Недра, 1990. — 470 с.

ДОСЛ1ДЖЕННЯ МОЖЛИВОСТ1 ЗАСТОСУВАННЯ МАГН1ТОМЕТРИЧНОГО МЕТОДУ КОНТРОЛЮ МЕХАН1ЧНИХ НАПРУЖЕНЬ КОРПУСУ СУДНА

У статт дослщжена можливють застосування магштоме-тричного методу для контролю мехашчних напружень корпусу судна, для чого виконаний розрахунок магштного поля розиювання корпусу як феромагштного об'екта контролю, створюваного однорщним полем Земль При цьому судновий корпус представляеться сукупшстю поверхневих джерел поля. Показано, що визначена величина магштного поля достатня для його реестрацп магшточутливими елементами.

Ключовi слова: корпус судна, феромагштнпй об'ект контролю, мехашчш напруження, магштне поле розаювання.

Завальнюк Ольга Петровна, кандидат технических наук, доцент, кафедра эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики, Херсонская государственная морская академия, Украина, e-mail: olga-zavalnjuk@mail.ru.

Завальнюк Ольга Петрiвна, кандидат техтчних наук, доцент, кафедра експлуатацп суднового електрообладнання i засобiв автоматики, Херсонська державна морська академiя, Украта.

Zavalniuk Olga, Kherson State Maritime Academy, Ukraine, e-mail: olga-zavalnjuk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.