Научная статья на тему 'Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе'

Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3715
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабля И. Н., Герасименко А. А.

В статье обозначены основные теоретические положения по использованию дидактической игры в процессе обучения. Представлены результаты эмпирического исследования по возможности применения дидактической игры в начальной школе в рамках нового образовательного Стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе»

стве с автором, вызывающем на основе внешних экспрессивных форм произведения сопереживание, сочувствие.

Воспитательная ценность искусства, по мнению Г.Г. Шпета, проявляется и в том, что эти переживания бессознательные, и поэтому вызывают эмоции слушателей тогда, когда разум мог бы отвергнуть данные идеалы. Это особенно важно в детской психологии, так как маленькие дети часто не могут еще полностью осознать те идеалы и ценностные ориентации, которые хотят воспитать в них взрослые. Подростки же, наоборот, часто рационально отвергают многие значимые для окружающих взрослых ценности. Таким образом, искусство может помочь в формировании нового самосознания, так как, отдаваясь наслаждению, человек бессознательно и непроизвольно преображается, и у него формируются новые мировоззрения, новые идеалы [4].

«Само по себе чувство, - говорил В.Г. Белинский, - еще не составляет поэзии. - Надо, чтобы чувство было рождено идеею и выражало идею».

Человек ищет уяснения своих чувств, и это достигается с помощью художественных образов, которые питают и пробуждают эти чувства. Зень-ковский В.В. писал, что образы сказок, рассказов, стихи, рисунки, музыка -все это является как бы центром для оседания наших чувств, для их оформления в сознании [1].

Список литературы:

1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания. - Л.: ЭГО, 1991.

2. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Матрица духовности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2001. - С. 134-135.

4. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М.: «Мартин», 2006.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Шабля И.Н.*, Герасименко А.А.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье обозначены основные теоретические положения по использованию дидактической игры в процессе обучения. Представлены ре-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики.

* Студент кафедры Педагогики.

зультаты эмпирического исследования по возможности применения дидактической игры в начальной школе в рамках нового образовательного Стандарта.

Изменения, происходящие в системе образования, подталкивают педагогов к поискам качественных и эффективных способов организации обучения. Вступивший в силу ФГОС НОО 2 поколения [10] задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют укреплению здоровья школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучение таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности учащегося с учётом его возрастных особенностей.

О возрастных особенностях детей младшего школьного возраста имеется большое количество исследований. В частности, в своих трудах отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский [2], С.Л. Рубинштейн [8], Д.Б. Эльконин [11], характеризуя особенности каждого возрастного периода, а также развитие основных психических процессов на каждой из ступеней развития ребенка, определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, через которую ребенок познает окружающий мир. Но уже в начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые умения и навыки, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Однако, несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него по-прежнему сохраняет свою актуальность ведущая деятельность дошкольного периода - игра.

Вместе с тем, игра и учёба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Как указывает Л.С. Выготский «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры ко взрослым занятиям слишком резок, между свободной игрой и школьными занятиями получает ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [2, с. 75]. Задача учителя - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры, которые будут являться одной из таких переходных форм.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «дидактическая игра» - это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры [5, с. 71]. Кроме того, словарь указывает, что их использование началось в отечественной образовательной практике в 1940-50-е гг., когда они рассматривались лишь как форма работы

в дошкольных учреждениях. Но уже в 60-70-х гг. дидактические игры стали применяться и при обучении младших школьников [5].

Дидактические игры принято различать по различным основаниям, например: по обучающему содержанию; по степени познавательной активности детей в игре; по способам организации и взаимодействию учащихся; по роли преподавателя в игровой деятельности. С характеристикой видов дидактических игр в зависимости от каждого основания можно встретить на страницах учебной и методической литературы, например [1, 4].

Помимо видов дидактических игр в литературе достаточно хорошо описаны ее функции. Так в учебнике «Методика преподавания русского языка в начальной школе», под редакцией М.Р. Львова, представлены основные функции дидактической игры как метода обучения:

1. дидактическая игра облегчает учебный процесс;

2. с помощью нее происходит «театрализация» учебного процесса;

3. игра вносит элемент соревновательности в учебный процесс [3, с. 217-218].

Кроме этого, многие исследователи подробно акцентируют внимание на условиях и правилах, которые необходимо выполнять учителю, для успешного включения в структуру занятий дидактических игр. Некоторые из условий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Условия проведения дидактических игр

по И.П. Подласому [6, с. 229] по И.А. Тюриной [9, с. 29-30] по Н.В. Пономаревой [7, с. 5]

1. Игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса. 2. Игра должна иметь запоминающееся название. 3. Игра должна содержать действительно игровые элементы. 4. Игра должна иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать. 5. Игра должна содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются при групповой работе. 1. Учитель следит за выполнением правил игры. 2. Игра является добровольной. 3. Необходимо соблюдать необходимый темп и ритм игры. 4. Учитель должен соблюдать педагогический такт и быть корректным в замечаниях. 5. Нежелательно делать дисциплинарные замечания во время игры. 6. Дидактические игры можно проводить как соревнования между командами. 7. В каждую команду лучше включать школьников с разной подготовкой. 8. Для проведения некоторых игр необходим помощник. 9. В конце урока необходимо обязательно подвести итоги игры. 1. Наличие у учителя определенных знаний, необходимых для проведения игры. 2. Выразительность и яркость проведения игры. 3. Оптимальное сочетание занимательности и обучения. 4. Используемая наглядность должна быть простой, доступной, емкой и понятной детям. 5. Средства и способы, используемые в рамках дидактической игры, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Перечисленные в табл. 1 условия не противоречат друг другу. Такое их обилие свидетельствует о разнообразии теоретических позиций, с которых исследователи рассматривают феномен «дидактическая игра».

Вместе с тем, начальная школа имеет свою специфику. С работами, более подробно раскрывающими использование дидактических игр на уроках в начальной школе, можно познакомиться на страницах методической литературы. См., например, статьи в журнале «Начальная школа» (приложение после основного текста данной работы).

Все перечисленные выше факты позволяют говорить о том, что в отечественной дидактике и методике накоплен опыт по использованию дидактических игр в процессе обучения школьников, который, на наш взгляд, может быть полезен в рамках сегодняшнего образовательного процесса. Однако не совсем ясно, каким образом включать дидактические игры в учебный процесс в рамках нового Стандарта; готовы ли педагоги делать это в новых меняющихся условиях. А это знание необходимо для нужд образовательной практики. Все это актуализирует задачу изучения деятельности учителя начальной школы не только с позиций теоретического осмысления нормативной, функциональной, содержательной основ, но и обобщения эмпирических данных о ее составляющих.

Это определило актуальность нашего исследования, целью которого явилось изучение профессиональной деятельности учителя начальных классов в аспекте применения дидактической игры в ходе учебной деятельности. В исследовании приняли участие 100 учителей (городских школ (50 человек), сельских школ (50 человек)), работающих в начальных классах. Средний стаж работы респондентов составил 17,5 лет.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать ФГОС НОО 2 поколения на возможность применения в ходе его реализации дидактических игр.

2. Обозначить учебные предметы, обладающие большим потенциалом по их включению.

3. Проанализировать виды затруднений, которые испытывает учитель начальной школы в процессе применения дидактической игры.

4. Выявить источники, сведения из которых позволяют учителю включать дидактическую игру в учебный процесс.

5. Выяснить к кому и чему педагоги обращаются за помощью для решения возникающих затруднений по использованию дидактической игры.

Методы исследования: анализ нормативной документации; анкетирование; беседа; анализ и интерпретация полученных данных.

Представим анализ результатов проведенного исследования.

Изучение Стандарта показало, что особое место в нём уделяется активным методам обучения. Дидактическая игра является таким методом, кото-

рый позволяет активизировать деятельность школьников, поэтому ее использование становится актуальным еще больше.

При ответе на вопрос: «Какие функции, на Ваш взгляд, выполняет дидактическая игра в процессе обучения в начальной школе?», были получены следующие результаты. Учителя, располагая выбранные ими варианты ответов в порядке значимости, показали, что: 45 % опрошенных видят функцию дидактической игры в формировании устойчивого интереса к учению; 28 % - в формировании собственно учебной деятельности; 19 % - в сглаживании процесса адаптации ученика к учебной деятельности. Оставшиеся 8 % ответов приходятся на такие функции как: формирование навыков самоконтроля и контроля; формирование психических новообразований; формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Отвечая на вопрос: «Используете ли Вы дидактические игры для проведения уроков в начальной школе? Если да, то, как часто Вы это делаете?», все педагоги, принявшие участие в исследовании, указали, что применяют дидактические игры на своих уроках. Это не удивительно, ведь дидактическая игра помогает активизировать деятельность младшего школьника. Различия ответов заключались лишь в частоте использования дидактических игр. Так, 27 % опрошенных указали, что делают это 1 раз в неделю; 35 % опрошенных делают это 1 раз в две недели; 18 % опрошенных делают это 1 раз в месяц; 20 % опрошенных указали, что реже, чем 1 раз месяц. При анализе этих результатов наблюдается зависимость между стажем работы педагога и частотой использования дидактических игр на уроке. Выявлено, что педагоги, чей стаж составляет менее 10 лет, охотнее применяют дидактические игры на своих уроках.

Кроме того, отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, действительно ли дидактическая игра важна при организации обучения в начальной школе?», подавляющее большинство педагогов (86 %) указали на ее важность и значимость, а лишь 14 % показали, что возможно обходиться и без нее.

Следующие два вопроса при анализе результатов мы объединили. Звучали они следующим образом: «В рамках преподавания какой дисциплины в начальной школе, на Ваш взгляд, чаще всего можно использовать дидактические игры?»; «В рамках преподавания какой дисциплины Вы чаще всего используете дидактические игры?». Интересно отметить, что ответы, данные в каждом из вопросов по отдельности, практически совпали. Так, чаще всего видят возможности для применения и применяют дидактическую игру в рамках таких дисциплин как: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир». Полученные данные не удивительны, ведь на изучение именно этих предметов выделяется большее количество часов по сравнению с остальными. Другие предметы, имеющие меньшее количество часов на изучение, были указаны учителями не так часто. Однако отдельно была отмечена дисциплина «Физическая культура», имеющая свою

специфику, ведь в рамках занятия физической культурой используются просто подвижные игры, но не дидактические.

Отвечая на вопрос: «Какие сложности возникают у вас при использовании дидактических игр?», опрошенные учителя указали следующее: организационно-управленческие сложности (65 %); сложности материально-технического характера (27 %); сложности, связанные с отсутствием методических материалов и разработок (8 %). Полученные данные говорят о том, что настрой детей на игру и организация дальнейшей учебной деятельности после нее, вызывают большие затруднения, чем все остальные.

Ответы на вопрос: «Какие источники информации Вы используете при подготовке к включению дидактической игры в учебный процесс?», показали следующее. Учителя начальной школы активно пользуются современными методическими разработками и рекомендациями (74 ответа; 33,6 % от общего числа ответов); используют ресурсы сети «Интернет» (62 ответа; 28,2 % соответственно); читают периодическую литературу, например: журналы «Начальная школа», «Воспитание школьника», «Народное образование» (45 ответов; 20,5 % соответственно); используют советы и рекомендации коллег (39 ответов; 17,7 % соответственно). Это говорит о том, что учителя постоянно самосовершенствуются и следят за изменениями, происходящими в образовательной среде; обращаются к помощи коллег.

Ответ на вопрос: «Приведите несколько примеров игр, проводимых Вами с учащимися?», дал большое разнообразие примеров. Большое количество видов дидактических игр, используемых на уроках, в очередной раз убеждает нас в том, что этот метод обучения является популярным в рамках преподавания в начальной школе.

Таким образом, полученные результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В дидактике и методике обучения младших школьников накоплен опыт применения дидактических игр, который можно использовать в рамках реализации нового Стандарта.

2. Стандарт как нормативный документ дает прямые указания на необходимость использования активных методов обучения, одним из которых является дидактическая игра.

3. Работающие педагоги активно используют и готовы продолжать использовать дидактическую игру как метод обучения в начальной школе.

Список литературы:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. -М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.

3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Го-рецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.

4. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя / Р.М. Миронова. - Минск: «Народная асвета», 1989. - 176 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 463 с.

7. Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 3-7.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

9. Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка / И.А. Тюрина // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 28-32.

10. ФГОС НОО 2 поколения: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.минобрнауки.рф.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.

Приложение 1

Перечень статей о применении дидактических игр, опубликованных в журнале «Начальная школа»

2001

Воробьева Е.В. Детское словотворчество и языковая игра. - № 9. -С. 44-50.

Андреева Л.П. Как игры помогают детям изучать русский язык. - № 9. -С 107-109.

Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка. - № 11. - С. 93-95.

2003

Агаркова Т.Ф. Дидактические игры на уроках трудового обучения. -№ 10. - С. 92-94.

Абдульменова З.З. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. - № 11. - С. 29-31.

2004

Сидорова С.А. Игры в загадках на уроках русского языка. - № 10. -С. 44-46.

2005

Андреева Л.П. Как игры помогают детям изучать русский язык. - №. 4. -С. 79-81.

Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. - № 10. -С. 38-40.

Пилипчук Л.В. Учимся и играем. - № 10. - С. 84-85.

2008

Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка. - № 2. - С. 28-32.

Чеурина Н.В. Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей. - № 4. - С. 18-20.

Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. - № 5. - С. 41-43.

Абдульменова З.З. Роль дидактических игр в воспитании интереса к русскому языку в условиях двуязычия. - № 11. - С. 62-64.

2009

Сидорова С.А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. - № 1. - С. 83-85.

Котельникова Е.А., Фролова Л.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии. - № 10. - С. 30-32.

Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников. - № 11. - С. 3-7.

2010

Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания. - №. 6. -С. 16-18.

Овчинникова В.С. Дидактические игры - способ побуждения младших школьников к автоматизации действий. - № 9. - С. 19-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.