Научная статья на тему 'Исследование возможности получения топливных брикетов из отходов металлургического производства'

Исследование возможности получения топливных брикетов из отходов металлургического производства Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Чернышова Т. И., Алпатов Н. В., Леликова О. Н.

На основе экспериментальных данных рассматривается целесообразность изготовления топливных брикетов из отходов флотации углеобогатительных фабрик с добавкой различных, вполне доступных, являющихся побочными продуктами сопутствующих производств, связующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности получения топливных брикетов из отходов металлургического производства»

Как видно из графиков при увеличении угла деформирования ф величина Ау монотонно возрастает. Сравнение результатов расчета с известными данными [1] показывает удовлетворительную сходимость.

Полученная зависимость предельного обжатия Аи от угла деформирования может быть рекомендована при расчете профиля тангенциального инструмента для обкатки выпуклых днищ, что позволит уменьшить время деформирования и повысить производительность процесса.

Список литературы:

1. Капорович В.Г. Производство деталей из труб обкаткой. - М.: Машиностроение, 1978. - 136 с.

2. Капорович В.Г. Обкатка в производстве металлоизделий. - М.: Машиностроение. 1973. - 168 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ БРИКЕТОВ ИЗ ОТХОДОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

© Чернышова Т.И.*, Алпатов Н.В.*, Леликова О.Н.*

Карагандинский государственный индустриальный университет, Республика Казахстан, г. Темиртау

На основе экспериментальных данных рассматривается целесообразность изготовления топливных брикетов из отходов флотации углеобогатительных фабрик с добавкой различных, вполне доступных, являющихся побочными продуктами сопутствующих производств, связующих.

Угольная отрасль является одной из важнейших отраслей мировой и национальной экономики, поскольку минерально -сырьевой потенциал государства обуславливает эффективность функционирования других отраслей промышленности и уровень развития социальной сферы, определяя, таким образом, место страны в мировой экономической системе.

По подтвержденным запасам угля Казахстан занимает 8 место в мире и содержит в недрах 4 % от общемирового объема запасов, в связи с чем, углеобрабатывающая отрасль занимает одну из важнейших позиций в промышленном комплексе страны и порождает необходимость утилизации отходов, образующихся в данном секторе экономики [1].

Ведущее место среди природоохранных задач углеобогащения занимают вопросы организации, складирования, обезвреживания и утилизации отходов. Решение проблемы накопления отходов производства является

* Старший преподаватель кафедры «Строительство и теплоэнергетика».

* Старший преподаватель кафедры «Строительство и теплоэнергетика». " Старший преподаватель кафедры «Строительство и теплоэнергетика».

одним из приоритетных направлений Концепции экологической безопасности Казахстана.

Переработка и утилизация углеродосодержащих отходов важны не только с точки зрения их использования как альтернативного источника сырья, но и с точки зрения охраны окружающей среды.

Ежегодно при обогащении коксующихся углей на АО «Арселор Мит-тал Темиртау» образуется более 150 тыс. тонн отходов пенной флотации угля. Возможность и необходимость их переработки очевидна:

- содержание углерода (свыше 50 %);

- выход летучих веществ не превышает 29 %, следовательно, они взрывобезопасны;

- сокращение вывода земель из хозяйственного оборота в среднем на 5-8 га при переработке 1 млн. тонн угля.

Затруднения в использовании этих отходов обусловлены сложностью транспортировки, так как из-за высокого содержания влаги в исходных хвостах 14,21 % и мелкого фракционного состава 0-0,5 мм происходит забивание течек конвейеров. Кроме того, всё то же высокое содержание влаги вызывает смерзание топлива и невозможность его использования в зимнее время [2].

Поэтому применение отходов флотации как энергетического топлива, требует серьезного пересмотра режима их подготовки. В таблице 1 приведены характеристики различных видов твердого топлива, наиболее востребованных промышленностью Казахстана, в сравнении с аналогичными параметрами отходов.

Таблица 1

Параметры отходов флотации и различных видов углей

Параметр Отходы флотации Экибастузский уголь Майкубенский уголь Карагандинский уголь Требования ТУ 3510 РК 39286395

% 14,22 7 20,5 10 6,5-9

А, % 36,71 45,1 23,5 15,6 до 40

V« % 28,1 24,3 40,5 до 30 28-29

S, % 0,7 0,66 0,8 0,7 до 1,1

2, ккал/кг (МДж/кг) 4060 (17,01) 4024 (16,93) 4500 (18,66) 7000 (29,33) от 4200 (16,84)

Цена, тг/т 1000 2600 3100 4700 -

Анализ данных таблицы показывает, что: - во-первых, влажность отходов углеобогащения практически в 2 и в 1,5 раза выше, чем, соответственно, у экибастузского и карагандинского углей. Это говорит о необходимости проведения операций связанных с обезвоживанием отходов до требуемых 6,5-9 % (согласно ТУ 3510 РК 39286395 Т00-134-2001 «Продукция угольная УД АО «Арселор Миттал Темиртау» для коксования, слоевого и пылевидного сжигания»). Из известных способов обезвоживания, в данном случае наиболее рациональным является центрифугирова-

ние, которое позволяет снизить влагу до 10-11 %. Использование сушильной камеры, как следующего этапа подготовки исходного сырья, позволяет добиться требуемых результатов.

Во-вторых, зольность в хвостах углеобогащения на 8,4 % ниже, чем у экибастузского угля, что выгодно отличает их как топливо.

В-третьих, у отходов пенной флотации угля выход летучих веществ намного меньше, чем у майкубенского и карагандинского углей. Это свидетельствует о минимальной взрывоопасности данного вида топлива.

Теплотворная способность отходов углеобогащения в чистом виде не уступает экибастузскому углю, хотя и меньше чем у майкубенского и карагандинского; находится в допустимом пределе по ТУ (не менее 4200 ккал/кг) для использования в топках котлоагрегатов.

И, наконец, немаловажную роль играет и ценообразующий фактор. Так хвосты флотации значительно дешевле используемых в республике углей [3].

Из-за мелкого фракционного состава отходов углеобогащения возникает необходимость в их укрупнении для дальнейшего использования.

В настоящее время известны следующие способы окусковывания мелкодисперсных материалов: гранулирование, таблетирование, брикетирование, высокотемпературная агломерация.

Наиболее перспективным является брикетирование, так как оно характеризуется рядом преимуществ:

- брикетам можно придать оптимальную форму и размеры для конкретных условий использования;

- продукция, полученная брикетированием, имеет большую прочность, чем при грануляции, и вполне достаточную для проведения транспортно-погрузочных операций;

- прочность более 3,2 МПа при температуре горения брикетов 6001000 оС обеспечивает свободный проход воздуха между брикетами при горении и снижение химического и механического недожога [4].

Одной из основных и трудоемких задач является выбор и определение оптимального процентного соотношения отходов и связующих веществ для производства брикетов.

В Карагандинском государственном индустриальном университете (КГИУ) была проведена теоретическая и экспериментальная оценка возможности использования различных связующих компонентов для брикетного топлива на основе отходов флотации (ОФ).

В первую очередь рассматривались доступные связующие, производимые на АО «Арселор Миттал Темиртау» («АМТ»), или в пределах Карагандинской области. Наиболее приемлемыми для решения поставленной задачи оказались техническая вода (В), мазут (М), побочные продукты коксохимического производства «АМТ»: антраценовая фракция (АФ), ка-менно-угольный пек (КУП), кислая смолка (КС). Кроме того, цемент (Ц), спецкокс (СК) и жидкое стекло (ЖС), получаемые на предприятиях области.

В результате исследования свойств топливных брикетов, полученных на основе ОФ с добавками перечисленных выше связующих, были определены зависимости изменения прочностных характеристик от различного процентного содержания связующих веществ рис. 1.

Изучение технических и экономических характеристик и параметров топливных брикетов, приведенных в табл. 2, позволили разработать практические рекомендации, позволяющие использовать отходы углеобогащения и некоторые побочные продукты коксохимического производства в качестве энергетического топлива.

Рис. 1. Зависимость прочности брикетов от процентного содержания связующих веществ

Таблица 2

Технические и экономические характеристики брикетов

№ Наименование компонентов %/% % А, % Уа, % S, % 2г, ккал/кг Прочность, МПа Цена, тг/тонна

1 ОФ:В 92:8 8 35,7 28,1 0,4 4060 3,92 1 201

2 ОФ:В:Ц 92:6:2 6,8 7,3 28,9 0,4 3856 4,12 1 415

3 ОФ:В:Ц:СК 78:8:3:15 6,6 35,2 28,2 0,42 4395 3,77 3 606

4 ОФ:В:ЖС 91:6:3 7 34,6 24,2 0,4 4039 5,35 4 592

5 ОФ:В:ЖС:СК 71:6:3:20 6,8 33,4 23,6 0,43 4620 4,4 7 145

6 ОФ:В:КС 79:8:3 7 36,7 28,5 1,1 4138 3,1 1 248

7 ОФ:М:КУП 80:10:10 6,8 31,4 22,13 0,6 4692 2,36 7 034

8 ОФ:АФ:КУП 92:3:5 7 34,4 28,3 0,5 4354 4,18 3 557

Выводы:

1. По значению низшей теплоты сгорания пять из восьми рассматриваемых композиций брикетов оказались приемлемыми к использованию в виде топлива (<2, ккал/кг (МДж/кг) от 4200 (16,84)).

2. По теплотворной способности и достаточным прочностным характеристикам (не менее 3,2 МПа) требованиям отвечают только три вида брикетов.

3. Учитывая ценовой фактор наиболее целесообразно изготовление топливных брикетов на основе ОФ с добавками: а) ОФ:В:Ц:СК в процентном соотноршении 78:8:3:15; б) ОФ:АФ:КУП в соотношении соответственно 92:3:5 %.

4. Установлено, что сжигание брикетов не ухудшает экологическую обстановку по сравнению с уже используемыми топливами, так как полностью обеспечивает соответствие требованиям ТУ 3510 РК 39286395 Т00-134-2001.

Список литературы:

1. Умбетова Ш.М. Техногенные отходы предприятий энергетики и пути их вторичной переработки. - 2009. - С. 25-27.

2. Зазуля В.М. Техническое заключение. Сравнительная оценка сжигания отходов флотации КХП на котлах ТЭЦ-ПВС, в смеси с различными топливами. - Темиртау 1994 г.

3. Развитие угольной отрасли // Газета «Бизнес и Власть». - 15.10.10. -№ 330.

4. Елишевич Л.Т., Брикетирование углей со связующими. - М.: Недра. 1972. - 216 с.

СТЕНОВЫЕ ПАНЕЛИ

© Чижова М.А.*

Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета, г. Лесосибирск

В статье рассмотрены возможности применения различных материалов для отделки стен. Проанализированы достоинства и недостатки тех или иных материалов. Предложены варианты решения проблем, возникающих в процессе отделки.

Стеновые панели - это пока ещё мало распространённый, но быстро входящий в моду материал и одновременно способ отделки. Стены наших квартир отличаются впечатляющей кривизной. Выравнивание же их - дело многотрудное и достаточно дорогостоящее. Стеновые панели имеют ряд преимуществ. Небольшая трудоёмкость отделки. Монтаж не требует специальных ин-

* Доцент кафедры Технологии производств в лесном комплексе, кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.